ВВЕДЕНИЕ
1. Понятие, сущность, назначение налогов
2. Налоговая система РФ, ее основные элементы
3. Принципы и задачи налоговой политики
4. Классификация налогов, прямые и косвенные налоги
5. Налоги, уплачиваемые во внебюджетные фонды
6. Порядок расчета НДС, налога на прибыль
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Важнейшим источником бюджетных доходов являются налоги. В России уже почти пятнадцать лет действует новая система налогообложения. Она была введена в переходный период, но, тем не менее, можно говорить о том, что удалось добиться нормативного обеспечения налоговой системы, особенно это относится к последним годам, когда, наконец, то было принята первая часть Налогового Кодекса РФ. Вместе с тем нельзя не признать: нормативная база создавалась в спешке, под сильным давлением текущих весьма неблагоприятных обстоятельств. На первый план выходила задача спасения бюджета, достижения хоть какой-то сбалансированности финансового положения государства.
На сегодняшний день в области планирования налогообложения должны быть поставлены следующие цели:
- Ужесточение налоговой дисциплины,
- Формирование цивилизованного института налогоплательщиков,
- Упрощение налоговой системы,
- Налоговое стимулирование производства,
- Развитие в стране муниципальных налоговых систем.
До недавнего времени государственная налоговая система в основном рассматривалась с точки зрения количества и видов налогов, а так же источников зачисления налоговых доходов исходя их федерального построения финансовой системы. А налоговая политика в отношении конкретных субъектов федерации в последние годы строилась преимущественно по политическим мотивам. В 1994 г. Российская Федерация перешла к новой системе взаимоотношений федеральных и региональных бюджетов с соответствующим разделением прав и ответственности между различными уровнями власти. Но эта система в основном опирается на скорректированные запросы регионов, а не на реальную оценку их экономической обеспеченности, финансового состояние местных органов самоуправления. В результате осуществленное разграничение предметов введения и полномочий не решает полностью проблему сохранения единства и целостности Российского государства.
1. Понятие, сущность, назначение налогов
В настоящее время ст.8 НК РФ определяет налог как обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Обязательные сборы с юридических и физических лиц, проводимые государством на основе государственного законодательства, являются налогами. Налоги выражают обязанность юридических и физических лиц участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны также гасить возникающие «сбои» в системе распределения и стимулировать (или сдерживать) людей в развитии той или иной формы деятельности.
Налог как комплексное экономико-правовое явление представляет собой совокупность определенных взаимодействующих составляющих (элементов), каждое из которых имеет самостоятельное юридическое значение.
Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства, которые устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов, т.е. определяют конкретные элементы налогов. К элементам налога относятся:
• субъект налога - лицо, которое по закону обязано платить налог. Однако при помощи определенных экономических механизмов налоговое бремя может быть переложено на другие лица, поэтому специально выделяется;
• носитель налога - лицо, которое фактически уплачивает налог; объект налога - доход или имущество, с которого начисляется налог (заработная плата, прибыль, доход с ценных бумаг, недвижимое имущество и т.п.);
• ставка налога - величина налоговых начислений на единицу объекта налога (денежная единица доходов. Единица земельной площади, единица измерения товара и т.п.). Различают твердые, прогрессивные, пропорциональные и регрессивные налоговые ставки.
Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое назначение - мобилизацию денежных средств в распоряжение государства. Поэтому налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей двумя функциями: фискальной и экономической. С помощью первой формируется бюджетный фонд; реализуя вторую, государство влияет на производство, стимулируя или сдерживая его развитие, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.
Конкретными формами проявления категории налога являются виды налоговых платежей, устанавливаемые законодательными органами власти. С организационно-правовой стороны налог это - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежавших им на праве собственности, хозяйственного ведения средств или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований, поступающих в бюджетный фонд в определенных законом размерах и установленные сроки.
Совокупность разных видов налогов, в построении и методах исчисления которых реализуются определенные принципы, образуют налоговую систему страны.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части I и П. — М.: Проспект, 1998.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 1. Федеральный закон от 31.07.98 г. № 146-ФЗ.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2. Федеральный закон от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.12.2000г. № 166-ФЗ).
4. Булатов А.С. Экономика. – М.: Юристъ, 1999. – 896с.
5. Бобоёв М.Р. Налоговые системы зарубежных стран: соодружество независимых государств: Учеб. пособие/ М.Р. Бобоев, Н.Т. Мамбеталиев, Н.Н. Тютюрников. — М.: Гелиос. АРВ, 2002.
6. Бродский Г.М. Право и экономика налогообложения. — СПб.: Изд-во С.-петерб. ун-та, 2000.
7. Винницкий Д.В. Налоги и сборы: Понятие. Юридичесокие признаки. Генезис. — М.: НОРМА, 2002.
8. Евстигнеев Е.Н. Основы налогообложения и налоговоого права: Вопросы и ответы. Практические задания и решеония: Учеб. пособие/ Е.Н. Евстигнеев и др. — М.: Инфра-М, 2001.
9. Карп М.В. Налоговый менеджмент: Учебник для вузов. — М.: Юнити, 2001.
10. Караваева И.В. Налоговое регулирование рыночной экономики: Учебное пособие для вузов – М:ЮНИТИ – ДАНА, стр.200-215
11. Каширина М.В. Федеральные, региональные и местные налоги и сборы, уплачиваемые юридическими лицами: Учеб.-практическое пособие / М.В. Каширина, В.А. Каширин. — М.: Бек, 2001.
12. Ковалева А.М. Финансы. Учебное пособие 4-е изд. перераб. и доп. М.: Финансы и статистика. 2001. 384с: ил. 2000. -384 с.
13. Косолапов А.И. Комментарий к изменениям в главу 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций». М.: ИКФ Омега-Л; Изд-во экономико-правовой литературы, 2002. - 240 с.
14. Лукаш Ю.А. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. Учебник для вузов. — М.: Кн. мир, 2001.
15. Налоги и налогообложение: Учебник для вузов / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевского. — 2-е изд., испр. и доп. - СПб: Питер, 2001.
16. Настольная книга налогоплательщика: Сборник налоогового законодательства 2001 г. — М.: Статус-кво, 2001.
17. Перов А.В. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие / А.В.Перов, А.В. Толкушкин. - М.: Юрайт, 2001.
18. Цибизова О.Ф., Софрина Т.А. НДС и акцизы: комментарий к главам 21 и 22 НК РФ в новой редакции (постатейный). М.: ИКФ Омега-Л; Издательство экономико-правовой литературы, 2002. 200 с.
19. Экономика налоговой политики / Под ред. М.П. Девеоре. - М.: Филинъ, 2002.
20. Шуляк П.Н. Финансы предприятия. Учебник. М. Дашков и К. 2000г. 752с.