ВВЕДЕНИЕ
1. Финансовые основы формирования предприятия торговли
1.1. Экономическая сущность финансов предприятия торговли
1.2. Методы и специфика управления финансами предприятия торговли в различных областях экономики
2. Направления и методы совершенствования управления финансами в сфере торговли
2.1. Организационные особенности формирования и создания торговых предприятий
2.2. Оптимизация схем налогообложения предприятий
2.3. Управление оборотным капиталом: принципы управления и выбор оптимальной стратегии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Рыночная экономика предполагает становление и развитие предприятий различных организационно - правовых форм, основанных на разных видах частной собственности, появление новых собственников - как отдельных граждан, так и трудовых коллективов предприятий. Появился такой вид экономической деятельности, как предпринимательство - это хозяйственная деятельность, т.е. деятельность, связанная с производством и реализацией продукции, выполнением работ, оказанием услуг или же продажей товаров, необходимых потребителю. Она имеет регулярный характер и отличается, во-первых, свободой в выборе направлений и методов деятельности, самостоятельностью в принятии решений (разумеется, в рамках законов и нравственных норм), во-вторых, ответственностью за принимаемые решения и их последствия. В-третьих, этот вид деятельности не исключает риска, убытков и банкротств. Наконец, предпринимательство четко ориентировано на получение прибыли, чем в условиях развитой конкуренции достигается и удовлетворение общественных потребностей. Это важнейшая предпосылка и причина заинтересованности в результатах финансово - хозяйственной деятельности. Реализация этого принципа на деле зависит не только от предоставленной предприятиям самостоятельности и необходимости финансировать свои расходы без государственной поддержки, но и от той доли прибыли, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты налогов. Кроме того, необходимо создать такую экономическую среду, в условиях которой выгодно производить товары, получать прибыль, снижать издержки. [2,46]
Под финансированием предприятия понимают привлечение необходимого для приобретения основных и оборотных фондов предприятия капитала, иными словами, покрытие потребности в капитале. А от управления финансами предприятия напрямую зависит, как будет функционировать предприятия и будет ли функционировать вообще.
Цель работы состоит в том, чтобы на основе анализа и обобщения работ, отечественных и зарубежных авторов и современного практического опыта рассмотреть особенности управления финансами торгового предприятия.
В соответствии с этим ставятся следующие задачи:
1. раскрыть сущность финансов предприятия;
2. рассмотреть методы и специфику управления финансами;
3. раскрыть организационные особенности формирования и создания торговых предприятий;
4. рассмотреть оптимизацию схем налогообложения торговых предприятия.
1. Финансовые основы формирования предприятия торговли
1.1. Экономическая сущность финансов предприятия торговли
Финансы представляют собой совокупность денежных отношений, возникающих в процессе создания фондов денежных средств у субъектов хозяйствования и государства и использования их на цели воспроизводства, стимулирования и удовлетворения социальных нужд общества. Можно выделить 4 основные стадии процесса общественного воспроизводства: производство, обмен, распределение и потребление. Областью возникновения и функционирования финансов является вторая стадия воспроизводственного процесса, когда происходит обмен произведенными общественными продуктами, эквивалентность которого для участников процесса обмена устанавливается с помощью стоимостных оценок. Именно на этой стадии появляются финансовые отношения, связанные с формированием денежных доходов и накоплений, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов. Потенциально финансовые ресурсы образуются на стадии производства, когда создается новая стоимость и осуществляется перенос старой. Однако реальное формирование финансовых ресурсов начинается только на стадии обмена, когда стоимость реализована.
В общей совокупности финансовых отношений выделяют 3 крупные взаимосвязанные сферы: финансы хозяйствующих субъектов (предприятия, организации, учреждения), страхование, государственные финансы. В зависимости от характера деятельности субъектов внутри каждой из этих сфер можно выделить различные звенья. Каждое звено выполняет свои задачи, имеет собственную организационную структуру финансового аппарата, однако в совокупности они образуют финансовую систему государства (рис.1). Взаимодействие между выделенными звеньями финансовой системы осуществляется при посредничестве учреждений банковской системы, играющих особо важную роль в отношении функционирования финансов предприятия. [3,146]
Финансы субъектов хозяйствования является основным элементом приведенной схемы, и представляют собой денежные отношения, связанные с формированием и распределением финансовых ресурсов. По источникам формирования финансовые ресурсы подразделяются на:
• образуемые за счет собственных и приравненных к ним средств (акционерный капитал, паевые взносы, прибыль от основной деятельности, целевые поступления и др.);
• мобилизуемые на финансовых рынках как результат операций с ценными бумагами, ссудозаемных операций и др.;
• поступающие в порядке перераспределения (бюджетные субсидии, субвенции, страховое возмещение и т. п.).
1. Балабанов И.Т. “Основы финансового менеджмента. Как управлять финансовым капиталом?”- М. 2002
2. Бланк И. В. “Финансовый менеджмент”- М. 2002. 415 с.
3. Бригхэм Ю.В. “Финансовый менеджмент” - С.-П. 2001. 397 с.
4. Шеремет А. Д, Сайфулин Р. С. “Финансы предприятий”.- М. 2001. 341 с.
5. Ковалев В. В. “Введение в финансовый менеджмент” - М. 2002. 365 с.
6. Алексеева М. М. Планирование деятельности фирмы. — М.: Финансы и статистика, 1999.
7. Армстронг М.: Основы менеджмента; - Ростов на Дону, 1999
8. Багиев Г. Л., Тарасевич В. М.: Маркетинг; Москва, Экономика,1999
9. Виханский О.С. Менеджмент. - М.: «Фирма Гардарика», 1996.-416 с.
10. Голубков Е. П.: Основы маркетинга; - Москва, Финпресс, 1999
11. Глушаков В.Е. Стратегический менеджмент;- Минск: Экоперспектива, 2001
12. Гончаров В. В. В поисках совершенства управления: руководство для высшего управленчесокого персонала. — М.: МП «Сувенир», 1996
13. Друкер П.Ф.: Практика менеджмента; - Москва, 2000
14. Дорошев В. И.: Введение в теорию маркетинга; - Москва, ИНФРА, 2000
15. Нуриев Р. М. Курс микроэкономики. — Москва: Норма, 2003.
16. Казанцев А.К.: Менеджмент в предпринимательстве; - Москва,2003
17. Карданская Н. Л. Принятие управленческого решения. — Москва: ЮНИТИ, 2001.
18. Кравченко А. И. Прикладная социология и менеджмент. — М.: МГУ, 1995.
19. Корнеева И. В., Хруцкий В.Е.: Современный маркетинг; - Москва, Финансы и статистика, 1999
20. Котлер Ф.: Основы маркетинга; - Москва, Бизнес-книга, 1995
21. Литвак Б. Г. Разработка управленческого решения. — Москва: Дело, 2000.
22. Орлов М.А.: Как выбрать оптимальный проект магазина
23. Труханович Л.В. Основы торговли. Оптовая торговля.- М, ИНФРА, 2001
24. Труханович Л.В. Основы торговли. Розничная торговля.- М, ИНФРА, 2001