ВВЕДЕНИЕ
1. Сущность понятия фискальная политика
2. Понятие государственного бюджета
3. Механизм фискальной политики
3.1 Государство и совокупный спрос
3.2. Госбюджет, сбережения и инвестиции. Эффект вытеснения
3.3. Госбюджет и динамика ВВП
3.4. Налоги и совокупное предложение
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Огромные средства, взимаемые в виде налогов и перераспределяемые через госбюджет, составляют главную экономическую силу современного государства. Отсюда столь пристальное внимание к налогам и бюджету и большое воздействие фискальной политики на всю жизнь современного общества.
Фискальная политика может быть направлена на стимулирование хозяйственной жизни, например, в период спада, и тогда ее называют фискальной экспансией.
Главными ее рычагами являются увеличение государственных расходов или/и снижение налогов.
Направленная на ограничение экономического бума, точнее, на борьбу с вызванной этим бумом инфляцией, фискальная политика называется фискальной рестрикцией. Она предполагает снижение государственных расходов или/и увеличение налогов.
Это позволяет снизить вызванную бумом инфляцию за счет падения темпов экономического роста и увеличения безработицы.
Таким образом целью данной курсовой работы является рассмотрение фискальной политики государства.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность понятия фискальная политика
2. Описать сущность
3. Охарактеризовать механизм фискальной политики
1. Сущность понятия фискальная политика
Фискальная (от лат. fiscalis — казенный) политика — совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию правительственных доходов и расходов. Она значительно видоизменяется в зависимости от таких стратегических задач, как, например, антикризисное регулирование, обеспечение высокой занятости, борьба с инфляцией.
Современная фискальная политика включает прямые и косвенные финансовые методы регулирования экономики.
К прямым относятся способы бюджетного регулирования.
За счет бюджета финансируются:
а) затраты на расширенное воспроизводство;
б) непроизводительные расходы государства;
в) развитие инфраструктуры, научных исследований и т.п.;
г) проведение структурной политики;
д) содержание военно-промышленного комплекса и др.
С помощью косвенных методов оказывается воздействие на финансовые возможности производителей товаров и размеры потребительского спроса. Важную роль здесь играет система налогообложения. [ 2, c 102].
Изменяя ставки налогов на различные виды доходов, предоставляя налоговые льготы, снижая необлагаемый минимум доходов и т.п., государство стремится добиться возможно более устойчивых темпов экономического роста и избежать резких взлетов и падений производства.
В зависимости от характера использования.прямых и косвенных методов различают два вида фискальной политики государства.
а) дискреционную и
б) политику автоматических стабилизаторов.
Проанализируем их подробнее.
Дискреционная (от лат. discrecio — действующий по своему усмотрению) политика означает следующее. Государство сознательно регулирует свои расходы и налогообложение в целях улучшения экономического положения страны. При этом правительство учитывает следующие проверенные на практике функциональные зависимости между переменными величинами.
Первая зависимость состоит в том, что рост государственных расходов увеличивает совокупный спрос (потребление и инвестиции). Вследствие этого возрастает выпуск продукции и занятость трудоспособного населения.
Другая зависимость показывает, что увеличение суммы налогов уменьшает личный располагаемый доход домашних хозяйств.
В этом случае сокращаются спрос и объем выпуска продукции и занятость рабочей силы. И наоборот, снижение налогов ведет к возрастанию покупательских расходов, выпуска продукции и занятости.
Указанные зависимости используются в дискреционной политике для воздействия на экономический цикл. Разумеется, эта политика отличается на разных фазах цикла. [ 8, c 225].
Например, при кризисе проводится политика экономического роста. Для увеличения объема ВНП расширяются государственные расходы, снижаются налоги, причем повышение расходов сочетается с уменьшением налогов. Итогом является уменьшение спада производства.
Когда происходит инфляционный рост производства (подъем, вызванный избыточным спросом), то правительство проводит политику сдерживания деловой активности — сокращает государственные расходы, увеличивает налоги. В результате снижается совокупный спрос и соответственно уменьшается объем ВНП.
Второй вид фискальной политики — политика автоматических (встроенных) стабилизаторов.
Автоматический стабилизатор — экономический механизм, который без содействия государства устраняет неблагоприятное положение на разных фазах делового цикла. Основными встроенными стабилизаторами являются налоговые поступления и социальные выплаты.
На фазе подъема, естественно, растут доходы фирм и населения. Но при прогрессивном налогообложении еще быстрее увеличиваются суммы налогов. В этот период сокращается безработица, улучшается благосостояние малообеспеченных семей. Следовательно, уменьшаются выплаты пособий по безработице и иные социальные расходы государства. Заодно снижается совокупный спрос, а это сдерживает экономический рост:
В фазе кризиса налоговые поступления автоматически уменьшаются, и тем самым сокращается сумма изъятий из доходов фирм и домашних хозяйств. Одновременно возрастают выплаты социального характера, в том числе пособия по безработице.
Значит, увеличивается покупательная способность населения, что помогает преодолеть спад производства.
Из сказанного видно, какое огромное значение имеет налогообложение в финансовом регулировании макроэкономики. В связи с этим фискальная политика государства должна быть направлена на совершенствование налогового законодательства и практики сбора налогов.
Рассмотрим в качестве примера наиболее важную разновидность налогов — подоходный налог, который устанавливается на доходы физических лиц и прибыль фирм. [ 2, c 102].
Как определяется величина этого налога?
Сначала подсчитывается валовой доход — сумма всех доходов, полученных физическими и юридическими лицами из разных источников.
По законодательству обычно разрешается из валового дохода произвести следующие вычеты:
а) производственные, транспортные, командировочные и рекламные расходы;
б) различные налоговые льготы (необлагаемый минимум доходов; суммы пожертвований, льготы для пенсионеров, инвалидов и др.).
Значит, облагаемый налогом доход — это разница между валовым доходом и указанными вычетами.
Важно установить оптимальную налоговую ставку (размер налога на единицу обложения). Различаются следующие ставки налога:
• прогрессивные, которые возрастают с увеличением доходов;
• пропорциональные — единый процент уплаты налогов независимо от размеров доходов;
• регрессивные, которые снижаются в большей мере в сторону меньших доходов (рис. 1).
Практика показывает, что при чрезвычайно высоких ставках налогов подрываются материальные стимулы к труду и новаторству. Непомерное возрастание в 60—70-х годах XX в. в западных странах налогового бремени вызвало «налоговые бунты», широкое уклонение от налогов, привело к утечке капиталов и бегству получателей высоких личных доходов в страны с более низким уровнем налогообложения.
Группа американских специалистов во главе с профессором А. Лаффером изучила зависимость суммы налоговых поступлений в бюджет от ставок подоходного налога.
Напротив, снижение ставок налогов может способствовать стремлению работников и предпринимателей увеличивать производство и получать большие доходы.
1. Абалкин Л.И.: Курс переходной экономики; - М.: Финстатинформ,1998
2. Агапов Т. А., Серегин С. Ф.: Макроэкономика; - М, Дело и сервис,1999
3. Багиев Г. Л., Тарасевич В. М.: Маркетинг; Москва, Экономика,1999
4. Баренбой М. П.: Государственное регулирование экономики в современных условиях; -М, ИНФРА, 2000
5. Белоусов В.Д. Денежные реформы в России. Самара, 1999.
6. Гальперин В.М.: Макроэкономика; - Санкт-Петербург, Государственный университет экономики и финансов, 2000
7. Дробизина Л.А.: Финансы.Денежное обращение. Кредит; -М: ЮНИТИ, 2002
8. Друкер П.Ф.: Рынок: как выйти в лидеры; -Москва, 1999
9. Долан Э. Дж.: Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика; 1998
10. Душатич Т. Экономика переходного периода; - М: Институт международного права и экономики, 2000
11. Загорулько М.М.: Основы экономической теории и практика рыночных реформ в России; - М.: Логос,1997
12. Красавина Л.Н.: Международные валютно-кредитные и финансовые отношения; - М.: Финансы и статистика, 2000
13. Ковалева А.М.: Финансы; - М.: Финансы и статистика,1998
14. Жуков Е.Д.: Общая теория денег и кредита;- Москва,2000
15. Лаврушин О. И.: Деньги и кредит, банки; -М: Финансы и статистика;1998
16. Лиис Ф.: Управление современной компанией; - М: ИНФРА-М, 2001
17. Менарк К.: Экономика – М, ИНФРА-М, 1996
18. Мэнкью Н. Макроэкономика; - М: МГУ, 2000
19. Мильнер Б.З.: Теория организации; - М:ИНФРА-М, 2002
20. Мильнер Б. З.: Экономика; -М, 2000
21. Нуриев Р. М. Курс микроэкономики. — Москва: Норма, 2003.
22. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики. Центральный банк России // Коммерсантъ 1998. 8 дек.
23. Пикулькин А.В.: Система государственного регулирования; -М: ЮНИТИ-ДАНА, 2000
24. Поляк Г.Б.: Деньги, денежное обращение и кредит; - М, ЮНИТИ, 2003
25. Сакс Дж.Д., Ларрен Б. Макроэкономика: глобальный подход. -М.: Дело, 2000..
26. Сенечагов В.К.: Финансы, денежное обращение и кредит; -М, Проект,1999
27. Соколова О.В.: Финансы, деньги и кредит; - М, Юрист, 2000
28. Соловьев В.Н.: Мировые рынки; - М.: Международные отношения, 2000
29. Тарасевич Л. С., Гребенщиков П. И.: Макроэкономика; -М, Юрайт, 2003
30. Фельдман А.А. Государственные ценные бумаги; - М.: ИНФРА-М, 1995
31. Хоскинг А.: Курс предпринимательства; - Москва,1999
32. Энциклопедический словарь. Деньги и банки. М„ 1994.
33. Юровский Л.Н. Денежная политика Советской власти. М, 1996.
34. Юхт А.И. Русские деньги от Петра I до Александра I. M., 1994.