Актуальность темы исследования обусловлена тем, что прошло уже более 70 лет со дня нападения гитлеровской Германии на СССР. Победа, одержанная советским народом и Вооруженными силами, - едва ли не самое выдающееся свершение в мировой истории. Был разгромлен исключительно сильный и опасный противник, обладавший высоким уровнем военного мастерства и ожесточенно сопротивлявшийся до момента взятия Красной Армией Берлина. При этом наш народ и Вооруженные силы понесли огромные потери.
Третий рейх обладал не только разнообразной современной по тем временам военной техникой, но и квалифицированными специалистами, воспринявшими идеи, последовательно вырабатывавшиеся несколькими поколениями немецких военачальников и военных теоретиков. Недоучет мощи этого страшного противника умаляет заслуги нашего народа в его разгроме.
Изучение немецкого военного искусства периода второй мировой войны, в том числе теории и практики реализации блицкрига, в нашей стране неоправданно затянулось на долгие десятилетия. Отсутствие комплексных исследований, посвященных этой теме, не позволяет должным образом оценить долгосрочные тенденции в развитии форм и способов ведения вооруженной борьбы, изменения в сфере военного дела и военного искусства в современных условиях, что необходимо для прогнозирования военного строительства на ближайшие 20-30 лет.
Многочисленные источники по истории III рейха свидетельствуют, что германская экономика даже к сентябрю 1939 г. не была готова к ведению длительной войны, хотя абсолютно все материальные и людские ресурсы были сконцентрированы на решении этой задачи. Такая ситуация властно диктовала Гитлеру выбор единственно возможной (хотя в конечном счете и ставшей пагубной) военной стратегии. Германское военно-политическое руководство решило, что противников следует громить поодиночке, последовательно одного за другим, в ходе скоротечных военных кампаний, с привлечением возможно больших сил и средств.
Концепция скоротечной войны (блицкрига, уже показавшего свою конечную несостоятельность в ходе Первой мировой войны) нашла свое выражение как в общей стратегии войны, так и в организации, снабжении, боевой и идеологической подготовке вооруженных сил. По мнению Гитлера и его окружения, только блицкриг давал Германии возможность одновременно с успехом достигать военных целей, и экономически обеспечивать нужды вермахта, и в то же время сохранять на необходимом уровне отрасли промышленности, обеспечивавшие весьма высокий уровень потребления граждан рейха.
Цель проекта – исследовать реализацию тактики «Блицкриг» Третьим Рейхом на Западе и Востоке.
Задачи:
1) рассмотреть теоретические аспекты тактики Блицкрига Третьего Рейха на Западе и Востоке;
2) изложить планирование Блицкрига;
3) проанализировать тактику войск СС;
4) сравнить тактику Блицкрига, применяемую Роммелем;
5) провести внеклассное занятие по исследованию реализации тактики Блицкрига в 10 классе.
Методы: изучение теоретической литературы; внеклассное занятие, изучение документов: Директива №21 (план «Барбаросса»), выдержки из ноты Министерства Иностранных дел Германии Советскому правительству от 21 июня 1941 года
Глава 1. Теоретические аспекты тактики Вермахта
1.1 Планирование блицкрига
18 декабря 1940 г. А. Гитлер подписал директиву № 21, в которой под грифом «Совершенно секретно. Только для командования!» был в самых общих чертах изложен план нападения на Советский Союз. Ему было присвоено шифрованное название «Барбаросса». Такое прозвище (в переводе с немецкого «Рыжебородый») носил средневековый германский король Фридрих I, (по совместительству император Священной римской империи германской нации). Но Гитлер то ли запамятовал, то ли не пожелал вспомнить, что этот воинственный правитель дурно кончил - во время очередного крестового похода утонул в какой-то мелкой речке в Малой Азии…
Директива Гитлера начиналась принципиально важным положением о том, что «Германские вооруженные силы должны быть готовы разбить Советскую Россию в ходе кратковременной кампании еще до того, как будет закончена война против Англии. Приказ о стратегическом развертывании вооруженных сил против Советского Союза я отдам в случае необходимости за восемь недель до намеченного срока начала операций. Приготовления, требующие более продолжительного времени, если они еще не начались, следует начать уже сейчас и закончить к 15.5. 41 г.».
Появление директивы «Барбаросса» фактически подвело итог первого этапа подготовки агрессии против СССР, которая активно велась с лета 1940 г., и ознаменовала начало ее завершающего этапа.
К этому времени под железной пятой вермахта пали Австрия, Чехословакия, Польша, Дания, Норвегия, Бельгия, Голландия, Люксембург и Франция. Последним непокоренным бастионом на Европейском континенте оставался СССР. И в сущности говоря, все предшествующие кампании нацистской Германии служили кровавой прелюдией к тому, чтобы сокрушить, стереть с лица планеты Советский Союз.
С призывами уничтожить СССР Гитлер выступал с начала своей политической карьеры. В его книге «Моя борьба», неоднократно переиздававшейся со второй половины 1920-х годов вплоть до нападения Германии на СССР в 1941 г., утверждалось, что немцам якобы катастрофически не хватает «жизненного пространства», что решить эту проблему можно только путем завоевания и заселения немцами «земель России и подвластных ей окраинных государств», что только таким образом можно будет обеспечить Германии статус «мировой державы», способной вести борьбу за мировое господство.
Параллельно с разработкой плана нападения на СССР, еще задолго до его утверждения, быстро пошли реорганизация, перевооружение и обучение вермахта с учетом поставленной ему новой задачи. Надо признать, что командование вермахта увидело в Советском Союзе и его Вооруженных Силах более сильного противника, чем англо-французская коалиция. Поэтому оно решило довести к весне 1941 г. численность сухопутных войск до 200 дивизий (включая резервы).
В целях подготовки Восточного театра военных действий в июне 1940 г. была принята общегосударственная программа по расширению пропускной способности железных и шоссейных дорог, идущих из Германии к границам СССР (программа «Отто»).
Для пополнения вооруженных сил личным составом в рейхе призвали резервистов, что позволило увеличить численность вооруженных сил Германии с 5765 тыс. человек в июне 1940 г. до 7329 тыс. в июне 1941 г.
Гитлеровское руководство, принимая меры по увеличению численности живой силы, основную ставку делало на качественное превосходство боевой техники над СССР.
В этих целях был осуществлен целый комплекс мероприятий по повышению уровня обучения войск, оснащению их новой техникой, переподготовке командного состава и совершенствованию организационно-штатной структуры частей и соединений.
Исключительно большое значение для качественного совершенствования вооруженных сил Германии имело создание 23 новых подвижных дивизий, к которым в вермахте относили танковые, моторизованные и легкие дивизии.
К июню 1941 г. была достигнута максимальная степень моторизации вермахта. Общее количество автотранспортной техники увеличилось с 420 тыс. в марте 1940 г. до 610 тыс. в июне 1941 г.
В строительстве ВВС велик был удельный вес истребительной авиации. Она рассматривалась в качестве главного средства завоевания и удержания господства в воздухе, не случайно на нее приходилось около половины всех боевых самолетов Германии. К июню 1941 г. в ВВС Германии имелось около 10 тыс. самолетов, из них 6 тыс. боевых (бомбардировщиков - 2642, самолетов морской авиации - 286, истребителей - 2249, разведывательных - 823). Было также 719 транспортных самолетов и 133 самолета связи.
К моменту нападения на СССР германская авиация уступала советской в количественном отношении, но значительно превосходила ее с организационно-штатной точки зрения, в тактико-технических характеристиках и уровне профессиональной подготовки личного состава. Не случайно в первый же день нападения до 40 % боевой авиации ЗапОВО было уничтожено на аэродромах.
В составе германских ВМС к июню 1941 г. насчитывалось 4 линейных корабля, 4 тяжелых и 4 легких крейсера, 15 эсминцев, 18 миноносцев, 40 торпедных катеров, 122 подводные лодки, 6 вспомогательных крейсеров и значительное количество небольших военных кораблей и катеров специального назначения. Береговая артиллерия ВМС Германии имела 25 батарей тяжелых орудий и 99 батарей орудий среднего калибра.
К вооруженным формированиям в рейхе принадлежали специальные войска СС, подчиненные главному управлению СС. Организационно они состояли из отдельных дивизий, полков, батальонов и рот. Эти части формировались из числа лиц, фанатично преданных фашистскому режиму, активных членов нацистской партии, а позднее и из добровольцев из числа покоренных народов (таковой была, например, дивизия СС «Галичина»). Эти войска лучше обеспечивались, представляя, по сути, нацистскую военную элиту.
С целью придать обучению войск наибольшую направленность для борьбы против Красной армии осенью 1940 г. в ОКВ был подготовлен обзор опыта Советско-финляндской войны. В нем анализировалась тактика советских войск в наступлении и обороне, приводились конкретные примеры их действий, и давалась оценка. Отмечались плохая маскировка и разведка, неумелое использование местности, небольшая глубина обороны, отсутствие четкого взаимодействия войск.
В феврале - апреле 1941 г. из-под пера фон Браухича вышел ряд директив по вопросам обучения личного состава. Гитлеровский военачальник обращал внимание на трудности ведения войны на территории СССР в условиях бездорожья и доводил до командиров всех уровней требование о необходимости организации всестороннего боевого и материально-технического обеспечения войск.
Директивы ОКВ и ОКХ требовали обучать войска эффективным способам достижения внезапности.
Имея верные данные о советском численном превосходстве в танках, немецкое командование уделило первостепенное внимание насыщению своих войск противотанковыми средствами. На вооружение противотанковых частей и подразделений с конца 1940 г. начали поступать новые, 50-мм противотанковые пушки и тяжелые противотанковые ружья калибра 28 мм. Количество противотанковых ружей в войсках увеличилось более чем в 20 раз.
С учетом прежнего опыта действий танковых войск для блицкрига против СССР были созданы четыре танковые группы, которые приравнивались к армиям.
Выработанная прусскими стратегами теория молниеносной войны предусматривала достижение быстрой и полной победы над противником в одной кампании. Для ее успеха считалось необходимым всеми средствами добиваться внезапности нападения, иметь во вражеских странах «своих сторонников» и умело использовать
1. Ванеев Г. И. Севастополь 1941-1942. Хроника героической обороны. В двух книгах. Киев: «Украина», 1995.
2. Гот Г. Танковые операции. Пер. с нем. М., 1961;
3. Жухрай В.М. Роковой просчет Гитлера: Крах блицкрига (1939-1941). М., 2000.
4. Илларионов А. С. Неудавшаяся молниеносная война (на материалах немецких мемуаристов) // Известия Самарского научного центра РАН. 2010. №6-1.
5. Курт фон Типпельскирх. Оперативные решения командования. Итоги Второй мировой войны. М.: Изд-во иностранной литературы, 1957. С.78.
6. Кершоу Р. 1941 год глазами немцев. Березовые кресты вместо железных / пер. с англ. А. Уткина. М.: Яуза-пресс, 2008.
7. Кульков Е., Мягков М., Ржешевский О. Война 1941-1945. / под редакцией О.А. Ржешевского. М., 2005.
8. Куманев Г.А. Трудный путь к Победе, 1941-1945. М., 1995.
9. Маслов Д.В. Крах блицкрига глазами немецкого солдата (по поводу книги английского историка) // Сервис в России и за рубежом. 2012. №4.
10. Мягков М.Ю. Вермахт у ворот Москвы: 1941-1942 гг. / Под общ. ред. О.А. Ржешевского. М., 2005.
11. Мягков М.Ю. Вермахт у ворот Москвы, 1941-1942. М., 1999.
12. Откровения и признания. Нацистская верхушка о войне Третьего рейха против СССР. Смоленск: Русич, 2000.
13. Рейнгардт К. Поворот под Москвой. Крах гитлеровской стратегии зимой 1941/42 года. М.: Воениздат, 1980.
14. Самсонов А.М. Москва 1941 года: От трагедии поражений - к Великой Победе. М., 1991.
15. Сиполс В.Я. Тайны дипломатические: Канун Великой Отечественной войны 1939-1941. М., 1997.
16. Чубарьян А.О. Канун трагедии. Сталин и международный кризис: сентябрь 1939 - июнь 1941 г. М., 2008.
17. Эрих фон Манштейн. Утерянные победы. М.: АСТ МОСКВА, 2009. С.186.