ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ПО НЕГОСУДАРСТВЕННОМУ ПЕНСИОННОМУ ФОНДУ
1.1 История развития негосударственного Пенсионного фонда в РФ
1.2 Нормативно-правовое регулирование деятельности негосударственного Пенсионного фонда
1.3 Формирование средств негосударственного Пенсионного фонда
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ АО НПФ ВТБ ПЕНСИОННЫЙ ФОНД
2.1 Характеристика АО НПФ ВТБ Пенсионный фонд
2.2 Формирование средств АО НПФ ВТБ Пенсионный фонд
2.3 Использование средств АО НПФ ВТБ Пенсионный фонд
ГЛАВА 3 НАПРАВЛЕНИЯ УЛУЧШЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ АО НПФ ВТБ ПЕНСИОННЫЙ ФОНД
3.1 Разработка мероприятий по совершенствованию формирования и использования средств по негосударственному пенсионному фонду
3.2 Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Основным показателем развития любого общества всех времен и народов является уровень жизни его граждан. Современное общество, к которому стремятся мировое сообщество и Россия, в частности, отличается социализацией всех его институтов и, прежде всего, финансовых институтов.
С развитием рыночных отношений в нашей стране вся финансовая система Российской Федерации модернизируется. Средства постепенно выделялись из бюджета, среди которых основное место занимали социальные фонды. Внебюджетные средства являются одним из звеньев финансовой системы. С их помощью перераспределение национального дохода осуществляется по инициативе и в интересах органов государственной власти.
Специфика внебюджетных социальных фондов заключается в четком распределении источников доходов им и, как правило, в строгом целевом использовании их средств.
Одним из таких фондов является Пенсионный фонд Российской Федерации, созданный в 1990 году с целью государственного управления финансами пенсионного обеспечения Российской Федерации.
Пенсионный фонд является независимым финансово-кредитным учреждением, действующим в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пенсионный фонд оказывает огромное влияние на экономику страны, поскольку его главная цель - обеспечить заработанный уровень жизни человека путем перераспределения средств во времени и пространстве. Пенсионный фонд за счет собственных средств обеспечивает выплату ежемесячных пособий, пенсий людям, которые в силу определенных обстоятельств не могут обеспечить свое проживание. Таким образом, определяется его важное социальное значение.
Актуальность данной темы определяется тем, что проблема финансового кризиса в стране свидетельствует о необходимости проведения очередного реформирования пенсионной системы с целью наиболее полного ее функционирования в условиях рыночной экономики.
Цель работы – формирование и использование средств по негосударственному пенсионному фонду РФ, на примере АО НПФ ВТБ Пенсионный фонд.
Достижение указанной цели представляется возможным с помощью следующих задач:
1) изучить историю развития негосударственного Пенсионного фонда в России;
2) рассмотреть нормативно-правовое регулирование деятельности негосударственного Пенсионного фонда РФ;
3) охарактеризовать процесс формирования средств негосударственного Пенсионного фонда РФ;
4) дать краткую характеристику изучаемого негосударственного пенсионного фонда;
5) проанализировать процесс формирования и использования средств изучаемого негосударственного пенсионного фонда;
6) предложить направления улучшения формирования и использования средств анализируемого негосударственного пенсионного фонда;
7) провести расчет экономической эффективности предложенных мероприятий.
Объект исследования – Пенсионный фонд РФ.
Предмет исследования – формирование и использование средств негосударственного Пенсионного фонда РФ.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ПО НЕГОСУДАРСТВЕННОМУ ПЕНСИОННОМУ ФОНДУ
1.1 История развития негосударственного Пенсионного фонда в РФ
Наиболее значительный вклад в становление института негосударственного пенсионного обеспечения как неотъемлемого элемента отечественной пенсионной системы внесли отраслевые (корпоративные) частные пенсионные фонды. Фонды были созданы и успешно развивались в тех областях экономики, где наблюдался быстрый рост.
НПФ по требованию организации или группы организаций разработали корпоративные пенсионные программы предприятия. Каждая такая программа учитывает требования и специфику заказчика. В своей наиболее полной форме корпоративная пенсионная система предполагает сочетание двух типов дополнительных пенсий: корпоративной и индивидуальной. В то же время корпоративная пенсия финансируется работодателем, а индивидуальная пенсия финансируется из средств работника организации, заключившего пенсионное соглашение с НПФ.
Миллионы людей во всем мире обеспечивают себе достойную старость, становясь участниками негосударственных пенсионных фондов (НПФ).
Зарождение системы добровольного пенсионного страхования в России произошло в 60-80-х годах XIX века. К началу 20-го века в России успешно действовало более 200 пенсионных и страховых фондов. Их члены состояли из большинства государственных и военных кадров.
Все крупные промышленные предприятия имели свои отдельные кассы или создавали комбинированные. Расчеты страховых тарифов и актуарные расчеты пенсионных схем были основаны на четких земских и отраслевых статистических данных, а также были рассчитаны таблицы смертности и инвалидности. Так, в 1908 году актуарные расчеты до 2062 года были сделаны в кассе железнодорожных инженеров.
Следует отметить, что эмиретальные кассы были прообразом современных сберегательных планов. Расходы кассы зависели как от суммы текущих собранных и накопленных средств (средств), так и от ряда институциональных обстоятельств: количества участников с достаточным стажем для получения пенсии, распределения пенсионеров по должности, званию или окладу и т.д.
Эмеритальные кассы предоставляли участникам и льготам пенсии, как правило, четырех видов:
- пенсии за выслугу лет;
- пенсии по инвалидности;
- пенсии вдовам и сиротам;
- надбавки за увольнение и / или сокращение штата до стажа работы определенного количества лет.
Срок выслуги был установлен не менее 15, а пенсионные выплаты назначались только после выхода из службы. В случае инвалидности пенсии по инвалидности назначаются, если участник находился в прокате не менее 5 лет.
Многие кассы использовались для выдачи беспроцентных и беспроцентных ссуд своим участникам и различных пособий, таких как: рождение ребенка, брак дочери, смерть членов семьи.
Страховые фонды, в отличие от страхования, основывались только на принципах страхования. Карты этих касс сопровождались таблицами размеров выплат, рассчитанных по правилам теории страхования жизни, с учетом условий распределения пенсий, таблиц смертности и инвалидности и темпов роста капитал.
Советская система учреждений социального обеспечения была построена на основе принципа, выдвинутого коммунистами в начале 20-го века - страхование без отчислений. Необходимые финансовые ресурсы были получены либо исключительно из платежей, произведенных предприятиями, и / или из государственного бюджета. В такой системе социальное страхование утратило свое основное качество - связь между личной ответственностью (в форме обязательной оплаты страховых взносов) и правом на получение пособий и пенсий.
В условиях отказа от экономических и правовых отношений, предусматривающих получение прав на социальное страхование путем уплаты фиксированных индивидуальных страховых взносов, населению отводилась роль получателя пособий по социальному обеспечению.
В постсоветской России создание негосударственных пенсионных фондов было инициировано указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1992 г. № 1077 «О негосударственных пенсионных фондах». Указ установил основные (рамочные) правила создания и функционирования частных пенсионных фондов, и было установлено, что частные фонды действуют независимо от государственной пенсионной системы и выплачивают вместе с государственными пенсиями.
В указе указывалось, что НПФ и их органы не уполномочены вести коммерческую деятельность. Вложение активов фонда в соответствии с указом осуществляется специализированными компаниями, управляющими активами НПФ, чьи отношения с фондами строятся на основе соглашения об управлении активами НПФ.
Указ предусматривал создание Инспекции негосударственных пенсионных фондов, подотчетной Министерству социальной защиты населения Российской Федерации, на которую возложена регистрация и лицензирование деятельности НПФ. Реализация этого указа и деятельность первого НПФ фактически стали началом реформы пенсионной системы Российской Федерации.
Дальнейшему развитию и рационализации деятельности НПФ способствовало принятие 7 мая 1998 года Федерального закона № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах». Закон четко определил статус негосударственных пенсионных фондов как «особую организационно-правовую форму некоммерческой организации социального обеспечения, единственной деятельностью которой является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда».
Закон определил порядок создания и реструктуризации негосударственных пенсионных фондов, основные функции негосударственных пенсионных фондов.
1. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // «Российская газета», № 153-154, 12.08.1998.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) // «Российская газета», № 238-239, 08.12.1994.
4. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. от 11.12.2018) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // «Российская газета», № 247, 20.12.2001.
5. О негосударственных пенсионных фондах: Федеральный закон Российской Федерации от 07.05.1998 г. № 75-ФЗ (ред. от 03.07.2016 с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru/ Компания «Консультант Плюс». Загл. с экрана (дата обращения 24.09.2019).
6. Бегичева, Э.И. Правовое регулирование пенсионного обеспечения в Российской Федерации / Э.И. Бегичева // Российское право онлайн. 2017. № 2. С. 61-69.
7. Бончик В.М. Негосударственные пенсионные фонды. Финансовая устойчивость и актуарные расчеты / Бончик Владлен Михайлович. - М.: Дашков и К°, 2018. – 438 с.
8. Борзунова О.А. Комментарий к Федеральному закону "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды / О.А. Борзунова. - М.: Юстицинформ, 2017. - 376 c.
9. Веровая С.С. Основные проблемы пенсионной системы РФ / С.С. Веровая // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2018. № 27(48). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/48/43627 (дата обращения 03.11.2019)
10. Гульнара Ф.Ф. Конкуренция между негосударственными пенсионными фондами на российском пенсионном рынке // Финансовый журнал. 2019. №4 (50). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konkurentsiya-mezhdu-negosudarstvennymi-pensionnymi-fondami-na-rossii-skom-pensionnom-rynke (дата обращения: 09.11.2019).
11. Демидова С.Е., Ибрагимова Р.И. Анализ доходности негосударственных пенсионных фондов России // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Экономика. Право. Управление. 2017. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-dohodnosti-negosudarstvennyh-pensionnyh-fondov-rossii (дата обращения: 05.11.2019).
12. Как воспользоваться социальным налоговым вычетом по взносам на негосударственное пенсионное обеспечение и дополнительным взносам на накопительную пенсию? // Азбука права: электрон. журн. - 2019. - Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
13. Как перевести пенсионные накопления из одного негосударственного пенсионного фонда в другой? // Азбука права: электрон. журн. - 2019. - Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
14. Кобылинская С.В. Инвестиционная деятельность негосударственных пенсионных фондов России / Кобылинская С.В., Усенко А.С. // Политемат. сетевой электрон. науч. журн. Кубан. гос. аграр. ун-та. - 2016. - № 118. - С. 364-375
15. Колобаев О.М. Развитие негосударственных пенсионных фондов — период «беззакония» // Пенсионное обозрение. 2017. № 1 (29). С. 22-26.
16. Кругляк Л.И., Фатхлисламова Г.Ф. Становление негосударственных пенсионных фондов в пенсионной системе российской Федерации // Вестник ГУУ. 2018. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-negosudarstvennyh-pensionnyh-fondov-v-pensionnoy-sisteme-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 09.11.2019).
17. Крюкова Е. Негосударственные пенсионные фонды в России / Елена Крюкова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2018. - 104 c.
18. Лавренова Е.С. Деятельность негосударственных пенсионных фондов по негосударственному пенсионному обеспечению в рамках российской пенсионной системы // Juvenis scientia. - 2016. - № 1. - С. 82-86; То же [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/deyatelnost-negosudarstvennyh-pensionnyh-fondov-po-negosudarstvennomu-pensionnomu-ob... (04.11.2019).
19. Магомедов М.Т. Тенденции и перспективы развития деятельности негосударственных пенсионных фондов в России // Экономика и упр.: проблемы, решения. - 2017. - Т. 7, № 10. - С. 20-23.
20. Мамий Е.А., Новиков А.В. Негосударственные пенсионные фонды: сущность, свойства и функции // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета № 116/2016 [электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/negosudarstvennye-pensionnye-fondy-suschnost-svoystva-i-funktsii
21. Манзарова Э.Д. Негосударственные пенсионные фонды в системе государственного пенсионного обеспечения // Путь науки. - 2014. - № 3 (3). - С. 47-52; То же [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/negosudarstvennye-pensionnye-fondy-v-sisteme-pensionnogo-strahovaniya (04.11.2019).
22. Манзарова Э.Д. Место и роль негосударственных пенсионных фондов в пенсионной системе России // УЭкС. 2015. №2 (74). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mesto-i-rol-negosudarstvennyh-pensionnyh-fondov-v-pensionnoy-sisteme-rossii (дата обращения: 09.11.2019).
23. Марамыгин М.С., Смоляков С.М., Оголихина С.Д. Современное развитие негосударственных пенсионных фондов РФ как возможность обеспечения достойного вознаграждения за труд // Достойный труд -основа стабильного общества. Сборник статей VIII Международной научно-практической конференции 2016 г. С.188-193.
24. Мищенко О.А., Леонидова Е.Г. Негосударственное пенсионное обеспечение населения России на современном этапе развития // Экономика Профессия Бизнес. 2018. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/negosudarstvennoe-pensionnoe-obespechenie-naseleniya-rossii-na-sovremennom-etape-razvitiya (дата обращения: 09.11.2019).
25. Ногин Ю.Б. Анализ эффективности управления средствами пенсионных накоплений и пенсионных резервов российскими негосударственными пенсионными фондами // Корпоративные финансы. 2017. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-effektivnosti-upravleniya-sredstvami-pensionnyh-nakopleniy-i-pensionnyh-rezervov-rossiyskimi-negosudarstvennymi-pensionnymi (дата обращения: 06.11.2019).
26. Оголихина С.Д. Пути повышения эффективности использования пенсионных накоплений на основе анализа рейтингов негосударственных пенсионных фондов России // Скиф. 2017. №15. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/puti-povysheniya-effektivnosti-ispolzovaniya-pensionnyh-nakopleniy-na-osnove-analiza-reytingov-negosudarstvennyh-pensionnyh-fondov (дата обращения: 08.11.2019).
27. Пенсионное обеспечение: учебное пособие для среднего профессионального образования / М. О. Буянова, О. И. Карпенко, С. А. Чирков; под общей редакцией Ю. П. Орловского. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 193 с.
28. Преснякова В.В. Некоторые аспекты регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов со стороны государства // Вестн. Сиб. ин-та бизнеса и информац. технологий. - 2014. - № 4 (12). - С. 17-21; То же [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-aspekty-regulirovaniya-deyatelnosti-negosudarstvennyh-pensionnyh-fondov-so...(06.11.2019).
29. Пудова В.С. Проблемы пенсионного обеспечения в Российской Федерации и способы их решения / В.С. Пудова // «Научно-практический журнал Аллея Науки». – 2018. - №4(20) – С. 4.
30. Реутова И.М. Государственное регулирование рынка пенсионных накоплений в Российской Федерации // Вестник ОмГУ. Серия: Экономика. 2019. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennoe-regulirovanie-rynka-pensionnyh-nakopleniy-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 09.11.2019).
31. Садыкова Л.М. Проблемы и перспективы пенсионного страхования в РФ / Садыкова Л.М. // «Научно-практический электронный журнал Аллея Науки» - №11(27) – 2018. – С. 2-3
32. Спасская Н.В., Такмакова Е.В., Стеценко А.В. Инвестирование средств пенсионных накоплений негосударственными пенсионными фондами как фактор повышения эффективности системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации // Финансы и кредит. 2015. №35 (659). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/investirovanie-sredstv-pensionnyh-nakopleniy-negosudarstvennymi-pensionnymi-fondami-kak-faktor-povysheniya-effektivnosti-sistemy (дата обращения: 08.11.2019).
33. Талыкова А.А. Развитие негосударственных пенсионных фондов в России // Управление. 2015. №4 (10). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-negosudarstvennyh-pensionnyh-fondov-v-rossii-1 (дата обращения: 11.11.2019).
34. Токун Л.В., Хачумова Л.А. Негосударственные пенсионные фонды как элемент пенсионной системы Российской Федерации // Вестник ГУУ. 2015. №13. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/negosudarstvennye-pensionnye-fondy-kak-element-pensionnoy-sistemy-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 05.11.2019).
35. Фатхлисламова Г.Ф. Исследование результатов инвестирования средств пенсионных накоплений // Управление. 2018. №4 (22). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-rezultatov-investirovaniya-sredstv-pensionnyh-nakopleniy (дата обращения: 05.11.2019).
36. Фатхлиcламова Г.Ф. Современные тенденции функционирования негосударственных пенсионных фондов в системе обязательного пенсионного страхования // Управление. 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-tendentsii-funktsionirovaniya-negosudarstvennyh-pensionnyh-fondov-v-sisteme-obyazatelnogo-pensionnogo-strahovaniya (дата обращения: 09.11.2019).
37. Фролкина И.А. Риски негосударственного пенсионного фонда / Фролкина И.А., Афанасьева Т.А. // Вопр. рос. и междунар. права. - 2018. - Т. 8, № 3A. - С. 121-128; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://www.publishing-vak.ru/file/archive-law-2018-3/16-frolkina.pdf (04.11.2019).
38. Чугунов В.И. Совершенствование механизма инвестирования пенсионных резервов как фактор развития негосударственных пенсионных фондов / Чугунов В.И., Щукина Н.И. // Финансы и кредит. - 2014. - № 12 (588). - С. 30-40; То же [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-mehanizma-investirovaniya-pensionnyh-rezervov-kak-faktor-razvitiy...(04.11.2019).
39. Шакиров Д.Ф. Регулирование особого положения негосударственных пенсионных фондов // Проблемы современной экономики. – Новосибирск, 2014. - № 20. - С. 73-77.
40. Юдина Е.В. Юридический контроль деятельности негосударственных пенсионных фондов // Проблемы экономики и юрид. практики. - 2017. - № 5. - С. 141-144; То же [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/yuridicheskiy-kontrol-deyatelnosti-negosudarstvennyh-pensionnyh-fondov (10.11.2019).
41. Юрьева И.А. Современные тенденции развития негосударственных пенсионных фондов в условиях реформирования пенсионной системы России / Юрьева И.А., Масюк Н.Н., Васюкова Л.К. // Азимут науч. исслед.: экономика и упр. - 2017. - Т. 6, № 4 (21). - С. 290-293; То же [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-tendentsii-razvitiya-negosudarstvennyh-pensionnyh-fondov-v-usloviyah-ref...(10.11.2019).