Введение
Глава 1. Понятие конкуренции и ее функции
1.1 Определение конкуренции и ее значение для рыночной экономики
1.2 Формы конкуренции
1.3 Достоинства и недостатки конкуренции. Виды конкуренции
Глава 2. Положительный уровень развития конкуренции в России по
сравнению со странами Запада, Америки, Японии 2010-2012г
Глава 3. Этапы формирования конкурентной среды на 2013г
Заключение
Список литературы
Тема курсовой работы – Формирование конкурентной среды в экономике страны.
Одним из важнейших аспектов полноценного рынка является борьба за покупателя. Она способствует повышению качества продукции, обогащению ассортимента, продвижению научно-технического прогресса. Именно поэтому все страны с развитой рыночной экономической системой способствуют развитию конкуренции.
В конкурентных экономических условиях предприниматели заинтересованы в поиске потребителей, чтобы добиться цели своей деятельности: получение максимальной прибыли, расширение объёма продаж, увеличение доли на рынке. Конкуренция заставляет производителей учитывать интересы потребителя, а значит, и интересы общества в целом. Предприниматели самостоятельно принимают решения о перераспределении ресурсов в экономически более привлекательные сферы.
В ходе конкуренции рынок из множества товаров отбирает только те, которые нужны потребителям. Конкуренция представляет собой конкретный действенный механизм, с помощью которого рыночная экономика решает фундаментальные вопросы “что?” “как?” и “для кого?” производить. В странах трансформирующейся экономики пришлось заново формировать режим конкуренции, что гораздо труднее по сравнению с задачами по его совершенствованию.
Изменение экономической системы, произошедшее в России, формирование рынка и рыночных отношений выявили потребность в законодательстве, обеспечивающем нормальное функционирование рынка, создание благоприятных условий для развития конкуренции.
Целью курсовой работы является анализ процесса формирования конкурентной среды в экономике страны.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1) дать понятие конкуренции и рассмотреть ее функции;
2) проанализировать положительный уровень развития конкуренции в России по сравнению со странами Запада, Америки, Японии 2010-2012г.;
3) исследовать этапы формирования конкурентной среды на 2013г.
Глава 1. Понятие конкуренции и ее функции
1.1 Определение конкуренции и ее значение для рыночной экономики
Конкуренция - (на лат. означает соревнование, соперничество) соперничество между субъектами рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства, продажи и купли товаров. Внешне она выступает в форме хаотической борьбы всех против всех: c известной степенью условности конкуренцию можно назвать цивилизованной формой борьбы за существование. Стремление обойти конкурента, не уступить, не отстать от него создает мощный стимул экономического прогресса. А угрозы выбытия из игры в борьбе за экономическое существование и процветание действуют надежнее всех иных стимулов. В рыночной экономике благодаря многообразию форм собственности и свободе хозяйственного поведения возникают и автоматически поддерживаются условия конкурентной борьбы.
В отличие от искусственного, навязываемого, так называемого социалистического соревнования рыночная система порождает конкуренцию сама, по своей природе, вследствие чего есть основания считать принцип конкурентности имманентным такой системе.
В действительности же конкуренция имеет свои закономерности, состоящие в том, что каждый товаропроизводитель развивает свое производство, ориентируясь на собственные затраты. Последние не должны быть выше цены товара на рынке. Из законов спроса и предложения, ясно, что любой товаропроизводитель сможет привлечь к покупке своего товара на рынке больше покупателей, если предложит им товар по низшей цене, чем его конкуренты. В их борьбе побеждают те, кто может продавать товары дешевле и получать при этом прибыль, которая формируется за счет разницы между ценой товара на рынке и индивидуальными затратами производства.
Именно поэтому конкуренция рассматривается как внешняя принудительная сила, побуждающая товаропроизводителей повышать производительность труда на своих предприятиях, увеличивать накопления, расширять производство. В результате конкуренции масса мелких, средних и даже крупных предприятий разоряется и поглощается другими. Это в частности, способствует увеличению, концентрации и централизации производства, существенному усилению могущества крупного капитала, и, в конце концов, приводит к развитию монополизма - антипода конкуренции.
Так, конкуренция - это свойственная товарному производству, основанному на частной собственности на средства производства, антагонистическая борьба между частными производителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров.
Зарубежные авторы определяют понятие конкуренции более узко: конкуренция существует всякий раз, когда несколько лиц преследуют одну и ту же либо аналогичную цель в экономике.
Конкуренция - это усилия двух или более сторон, действующих независимо друг от друга, с тем чтобы завладеть клиентурой третьей стороны путем предложения товаров на более выгодных условиях.
Конкуренции противоречит монополия. Понятие ''монополия'' означает исключительное право, возможность заниматься каким-либо видом деятельности, которым обладает отдельное лицо, группа лиц или государство. Установление монополии подрывает конкуренцию и рыночные механизмы саморегуляции. Широкая монополизация экономики многих стран, наблюдавшаяся с конца 19 века, явилась закономерным результатом гигантской концентрации промышленного производства под воздействием научно-технического прогресса, однако тенденции к укрупнению производства, его концентрации и монополизации не являются, безусловно, преобладающими. В последнее время научно-техническое развитие породило иную тенденцию - повышение роли средних и малых хозяйственных форм, предприятий и фирм небольших по размеру и первоклассно технически оснащенных. Их доля в ряде развитых стран составляет 70-80% хозяйственных организаций, что способствует развитию конкуренции.
В то же время элементы монополизма неизбежны и в рыночной экономике. С одной стороны, он прорастает как сорная трава на ниве экономики. С другой стороны, существует государственный, официальный, узаконенный монополизм. В рыночной экономике он не носит столь глобального характера, как в огосударствленной, но и в ней существуют так называемые естественные монополии.
Главным инструментом, способствующим конкуренции, служат меры по демонополизации структур в отдельных отраслях и видах производства, противодействие захвату рынка монополистами. Таким образом, наряду с тем, что конкуренция существует в рыночной экономике, будучи ее естественным свойством, она поддерживается, стимулируется и даже в какой-то степени насаждается извне с помощью специальных управляющих воздействий.
В странах свободного рынка действует антимонопольное законодательство, препятствующее образованию и деятельности структур, способных взять в свои руки производство определенного вида товаров, отстранив от него конкурентов или вытеснив их с рынка.
Конкуренция на внутренних рынках стран с рыночной экономикой поддерживается также благодаря относительно свободному притоку иностранных товаров. Так что наряду с внутренними конкурентами приходится иметь дело и с внешними.
Конкуренция оживляет и стимулирует бизнес, повышая его эффективность. В современной экономической структуре преобладающие позиции принадлежат крупным производителям, корпорациям, состоящим из огромного количества звеньев и подразделений, имеющих зачастую транснациональный характер. Возможности самонастройки рыночного механизма в таких экономических "монстрах" ослаблены. Поэтому во всех развитых странах стала распространенной практика конкурентной борьбы между предприятиями, входящими в одну корпорацию. Первой с идеей внутренней конкуренции выступила более 60 лет назад "Дженерал моторс", сегодня ее используют все крупные передовые корпорации.
1. Программа развития конкуренции в Российской Федерации на 2009-2012 годы (далее – Программа), утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 г. № 691-р.
2. Программа развития конкуренции в РФ.2011-2013г.г.
3. Актуальные проблемы экономики современной России: сборник научных трудов / Под ред. А. А. Оводенко. – СПб.: ГУАП, 2007. – 310 с.: ил.
4. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2006
5. Весник Н.А., Тарасова И.А. Потребитель выбирает // Маркетинговые исследования в России и за рубежом. – 2006.
6. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология, практика. – М.: Финпресс, 2003.
7. Конкурентная Россия. Метамарфозы конкуренции. Конкурентная политика. Экономический рост – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004 – 416 с.
8. Кудров В.М. Национальная экономика России. Учебник / В.М. Кудров.– 2-е изд., испр. и доп. – М.: Дело, 2007.- 544 с.
9. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: в 2-х т. Т.1: Пер. с 13-го англ. изд.-М.: ИНФРА-М, 2000. – 486 с.
10. Методы экономической диагностики предприятий//Известия Санкт-Петербургского государственного университета низкотемпературных и пищевых технологий. Межвузовский сборник научных трудов. СПб.: СПбГУНиПТ, 2004, №1, с. 74-77, 0,5 п.л.
11. Экономическая теория. Учебник / Под ред. В. Д. Камаева, Е. Н. Лобачевой. – М., Юрайт–Издат, 2006. - 557 с.
12. Экономическая теория: Учебник./ Под ред. А. Г. Грязновой, Т. В. Чечелевой – М.: Издательство “Экзамен”, 2004. – 592 с.
13. Экономическая теория в современной России: Глобальные тенденции и национальные традиции / Под ред. А. А. Пороховского – М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2003. – 261 с.