В рыночных условиях залогом выживаемости и основой стабильного положения предприятия служит его финансовая устойчивость. Она отражает такое состояние финансовых ресурсов, при котором предприятие, свободно манипулируя денежными средствами, способно путем эффективного их использования обеспечить бесперебойный процесс производства и реализации продукции, а также минимизировать затраты на его расширение и обновление.
Определение границ финансовой устойчивости предприятий относится к числу наиболее важных экономических проблем в условиях перехода к рынку, поскольку недостаточная финансовая устойчивость может привести к отсутствию у предприятий средств для развития производства, их неплатежеспособности и, в конечном счете, к банкротству, а избыточная устойчивость будет препятствовать развитию, отягощая затраты предприятия излишними запасами и резервами. Для оценки финансовой устойчивости предприятия необходим анализ его финансового состояния. Финансовое состояние представляет собой совокупность показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов.
Исследованию проблемы совершенствования и повышения эффективности анализа финансового состояния посвящены труды многих зарубежных ученых, среди которых заслуженным авторитетом пользуются такие авторы как Г. Фрэнсиса, Бернстайн Л.А., Акофф Р., Коласс Б., Бланк И.А. и многие другие.
В настоящее время по данной проблеме опубликован ряд работ отечественных ученых, и специалистов, что нашло свое отражение в трудах: Ефимова О.В., Ковалев В.В., Казанцева Е. Г., Малахов С., Л. А. Дробозиной, Стоянова Е. С. и многих других.
Цель анализа состоит в том, чтобы оценить финансовое состояние предприятия, а также в том, чтобы постоянно проводить работу, направленную на его улучшение. Анализ финансового состояния показывает, по каким конкретным направлениям надо вести эту работу. В соответствии с этим результаты анализа дают ответ на вопрос, каковы важнейшие способы улучшения финансового состояния предприятия в конкретный период его деятельности.
Цель данной работы заключается в том, чтобы дать сводную систему показателей, характеризующих финансовое состояние предприятия, необходимых для принятия деловых производственно-хозяйственных и управленческих решений по улучшению или стабилизации положения.
Вместе с тем, финансовое состояние - это важнейшая характеристика экономической деятельности предприятия во внешней среде. Оно определяет конкурентоспособность предприятия, его потенциал в деловом сотрудничестве, оценивает, в какой степени гарантированы экономические интересы самого предприятия и его партнеров по финансовым и другим отношениям. Поэтому система приводимых показателей имеет целью показать его состояние для внешних потребителей, так как при развитии рыночных отношений количество пользователей финансовой информации значительно возрастает. Предметом исследования дипломной работы является методика анализа финансового состояния предприятия. Объектом исследования выступает ООО “ППП”. Работа состоит из трех глав.
В первой главе раскрывается сущность и значимость проведения анализа финансового состояния как для самого предприятия, так и для внешних пользователей финансовой информации; дается описание источников информации, необходимых для проведения анализа, В приложении прилагаются Баланс и Отчет о прибылях и убытках производственного предприятия с комментариями их статей.
Вторая глава начинается с обзора методов проведения финансового анализа и далее анализируется финансовое состояние предприятия
Третья глава посвящена изучению направления финансового оздоровления ООО «ППП».
1. Теоретические вопросы анализа финансового состояния
1.1 Значение финансового анализа для успешного развития предприятия
Финансовый анализ представляет собой оценку финансово - хозяйственной деятельности фирмы в прошлом, настоящем и предполагаемом будущем. Его цель - определить состояние финансового здоровья фирмы, выявить слабые места, потенциальные источники возникновения проблем при дальнейшей ее работе и обнаружить сильные стороны, на которые фирма может сделать ставку. При оценке финансового положения фирмы к помощи финансового анализа прибегают различные экономические субъекты, заинтересованные в получении наиболее полной информации о ее деятельности.
Рисунок 1.1.1. Роль финансового анализа в экономическом анализе /11,166/.
Внутренний финансовый анализ - анализ, который необходим для удовлетворения собственных потребностей предприятия, - направлен на определение ликвидности фирмы или на строгую оценку ее результатов в последнем отчетном периоде, в том случае, например, когда руководство фирмы и ее финансовый аналитик хотят знать, может ли предприятие позволить себе выделение средств на планируемую производственную экспансию и как отразятся на нем дополнительные расходы.
Внешний финансовый анализ проводится аналитиками, являющимися посторонними лицами для предприятия и потому не имеющими доступа к внутренней информационной базе предприятия.
Целью финансового анализа, инициатива которого не принадлежит фирме, могут быть определение и оценка кредитоспособности и инвестиционных возможностей предприятия. Так, представителя банка может заинтересовать вопрос о ликвидности или платежеспособности фирмы. Потенциальный инвестор хочет знать, насколько рентабельна фирма и какова степень риска потери вклада при ее инвестировании. Существует методика, позволяющая при помощи финансово-отчетной документации и анализа различных финансовых показателей спрогнозировать возможность банкротства фирмы или же убедиться в ее стабильности.
Модель комплексного анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия представлена на рисунке 1.1.2.
Независимо от того, чем вызвана необходимость анализа, его приемы в сущности всегда одни и те же. Его главный инструмент - выведение и интерпретация различных финансовых коэффициентов. Правильное применение данных приемов позволяет ответить на многие вопросы относительно финансового здоровья фирмы. Жизнь фирмы составляют постоянно меняющиеся ситуации и сложные проблемы. Для организации надежного финансового управления необходимо разбираться в реальном движении дел на предприятии, знать, чем оно занимается, владеть информацией о его рынках, клиентах, поставщиках, конкурентах, качестве продуктов его деятельности, дальнейших целях и т.д. Одним из средств координации работы предприятия и контроля за его фондами является финансовый анализ. Он позволяет ответить на многие вопросы относительно движения средств в фирме, качества управления ими и положения на рынке, которое приобретает фирма в результате своей деятельности /11, с. 215/.
Рисунок 1.1.2. Модель комплексного анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия
Движение материальных фондов на предприятии обуславливает движение денежных средств. Финансовый аналитик должен понимать, что любая отрасль экономики имеет свои особенности и, как результат, отличные от других финансовые потребности и финансовую стратегию. В тяжелом машиностроении или строительстве производственные и торговый цикл значительно дольше, чем в сфере обслуживания. Разница в продолжительности финансового и производственного цикла отражается на изменении степени риска, которому подвержена каждая из отраслей, а также оказывает влияние на формирование структуры и способа финансирования конкретной коммерческой деятельности.
Для наглядности представим себе небольшое, только начинающее свою деятельность предприятие. Его владелец вкладывает денежные средства в фирму. Она приобретает средства производства (оборудование, материалы), нанимает рабочую силу, которая производит товары, и оплачивает ее труд. Произведенный товар продается покупателям, за его реализацию фирма получает деньги. Созданные таким образом финансовые средства снова возвращаются на предприятие.
Первым источником финансирования работы предприятия является собственное производство. В фирму поступает добавочный капитал - как результат собственной деятельности. Так происходит наращивание собственного капитала.
Если по истечении некоторого времени производство развивается таким образом, что деньги, созданные в результате собственного производства, уже не в состоянии удовлетворить все потребности фирмы и обеспечить ее экспансию, необходимо привлечь средства извне.
Классическим, а на сегодняшний день - и самым популярным способом привлечения внешних ресурсов является получение банковских кредитов. Это те случаи, когда предприниматель или руководство предприятия получает на заранее оговоренный срок заемный (ссудный) капитал, который должен поддержать дальнейшее развитие производства. В течение определенного времени фирма обязана вернуть заемный капитал и выплатить ссудный процент.
Получить финансовые средства таким образом можно на рынке капиталов. Существуют два способа:
- эмиссия (выпуск) облигаций, режим которых в сущности такой же, как и у банковской ссуды. По истечении срока платежа фирма должна выкупить облигации - "долговые обязательства" - и вернуть полученные в заем деньги их владельцам; фирма выплачивает за привлеченный капитал процент - купон
- выпуск акций или продажа пая (подписка на пай) - доли участия в предприятии, дающей право на часть имущества и "право голоса". Компания не обязана возвращать полученные таким образом деньги, тем не менее к выпуску акций и их размещению на рыке капиталов всегда предъявляются жесткие требования. Акции должны обладать свойствами, привлекательными для инвесторов, они должны приносить достаточно высокие дивиденды и их рискованность должна быть соизмерима с размерами дивидендов.
Наряду с названными выше основными видами ценных бумаг существуют и другие, в разной мере сочетающие в себе свойства двух основных. В соответствии со спектром собственных интересов и возможностей предприятие стремится выпускать ценные бумаги, наделенные свойствами, благодаря которым они способны наилучшим образом удовлетворить его потребности и предоставить дополнительные средства что может изменить структуру капитала предприятия. Для принятия решения о выпуске того или иного вида ценных бумаг значительную роль играют также преимущественные права отдельных групп инвесторов и их неприятие риска.
Банковские кредиты и операции на рынке капиталов являются вторым источником финансирования деятельности предприятия. Фирма получает дополнительный капитал, созданный в результате заключения договоров о предоставлении кредитов и подписки на ценные бумаги.
Стабильность работы предприятия связана с общей его финансовой структурой, степенью его зависимости от кредиторов и инвесторов. Так, многие предприятия в процессе своей деятельности помимо собственного капитала привлекают значительные средства, взятые в долг. Однако если структура "собственный капитал - заемные средства" имеет значительный перекос в сторону долгов, предприятие может обанкротиться, если сразу несколько кредиторов потребуют возврат своих денег в "неудобное время".
Для поддержания финансовой устойчивости на "здоровом" уровне и необходим постоянный финансовый анализ состояния предприятия.
1.2 Оценка финансового состояния предприятия
Под финансовым состоянием понимается способность предприятия финансировать свою деятельность. Оно характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования предприятия, целесообразностью их размещения и эффективностью использования, финансовыми взаимоотношениями с другими юридическими и физическими лицами, платежеспособностью и финансовой устойчивостью. Финансовое состояние может быть устойчивым, неустойчивым и кризисным. Способность предприятия своевременно производить платежи, финансировать свою деятельность на расширенной основе свидетельствует о его хорошем финансовом состоянии. Финансовое состояние предприятия зависит от результатов его производственной, коммерческой и финансовой деятельности. Главная цель финансовой деятельности - решить, где, когда и как использовать финансовые ресурсы для эффективного развития производства и получения максимума прибыли. Чтобы выжить в условиях рыночной экономики и не допустить банкротства предприятия, нужно хорошо знать, как управлять финансами, какой должна быть структура капитала по составу и источникам образования, какую долю должны занимать собственные средства, а какую - заемные. Следует знать и такие понятия рыночной экономики, как деловая активность, ликвидность, платежеспособность, кредитоспособность предприятия, порог рентабельности, запас финансовой устойчивости, степень риска, эффект финансового рычага и другие /31, с. 119/.
Необходимо решать следующие задачи:
1. В.В. Ковалев. Финансовый анализ: Управление капиталом, Выбор инвестиций, Анализ отчетности. М: Финансы и статистика, 2004. С 87-100, 100-127.
2. В.В.Патров, В.В.Ковалев. Как читать баланс.- М: Финансы и статистика, 2004. С.190-198, 2002-280.
3. Бухгалтерская отчетность предприятия за 2003 год.
4. Бухгалтерская отчетность предприятия за 2004 год
5. Балабанов И.Т. “Основы финансового менеджмента. Как управлять финансовым капиталом?”- М. 2005
6. Бланк И. В. “Финансовый менеджмент”- М. 2004. 415 с.
7. Бригхэм Ю.В. “Финансовый менеджмент” - С.-П. 2002. 397 с.
8. Шеремет А. Д, Сайфулин Р. С. “Финансы предприятий”.- М. 2001. 341 с.
9. Ковалев В. В. “Введение в финансовый менеджмент” - М. 2002. 365 с.
10. Алексеева М. М. Планирование деятельности фирмы. — М.: Финансы и статистика, 1999.
11. Армстронг М.: Основы менеджмента; - Ростов на Дону, 2004
12. Багиев Г. Л., Тарасевич В. М.: Маркетинг; Москва, Экономика,2003
13. Виханский О.С. Менеджмент. - М.: «Фирма Гардарика», 2004.-416 с.
14. Голубков Е. П.: Основы маркетинга; - Москва, Финпресс, 2003
15. Глушаков В.Е. Стратегический менеджмент;- Минск: Экоперспектива, 2004
16. Гончаров В. В. В поисках совершенства управления: руководство для высшего управленчес¬кого персонала. — М.: МП «Сувенир», 2004
17. Друкер П.Ф.: Практика менеджмента; - Москва, 2004
18. Дорошев В. И.: Введение в теорию маркетинга; - Москва, ИНФРА, 2005