Налоги играют очень важную роль не только в экономической сфере государства, но также и в социальной сфере. Налоги позволяют содержать государство и его структуры, содержать общество и направлять ресурсы на его развитие.
Налоги имеют давнюю историю, поскольку никакое государство не может существовать без них. В древнейших государствах уже существовали налоги, позволяющие правителям управлять социально-экономическим развитием государства, вести войны и вообще осуществлять внешние отношения с другими государствами.
В силу важности налогов для существования государства, многие правители с древних времен пытались создать стройную и эффективную налоговую систему. Например, в Древнем Египте была создана одна из трех форм государственного управления, которая ведала финансами государства и сбором налогов. Существовали специальные государственные чиновники для сбора налогов. Аналогичные системы сбора налогов существовали в других древних государствах, например, Вавилоне, Ассирийском государстве. В Хеттском государстве кроме государственного аппарата для сбора налогов существовало и развитое законодательство, где были прописаны не только налоги, но и определенные льготы для некоторых групп налогоплательщиков.
В Древней Индии и Древнем Китае также существовали налоговые системы и свод соответствующих законов. В Индии эти законы были прописаны в «Архашастре», а в Китае – в своде законов «Гуан-цзы».
В Древней Греции и Древнем Риме также существовали относительно развитые налоговые системы, которые регулировались определенными законами. Одним из первых создал налоговую систему в Древнем Риме Август Октавиан, который создал специализированные финансовые управления во всех провинциях римской империи.
В последующие периоды истории человечества налоговые системы продолжали совершенствоваться.
В России налоговая система вновь стала функционировать в соответствие с законами рыночной экономики с 1991 года и с тех пор постоянно реформируется.
В современной цивилизованной рыночной экономике налоги являются основной формой доходов государства. Кроме этого, налоги выполняют также функцию стимулирования экономического развития государства, они могут влиять на производства, его динамику и структуру, на развитие технологий.
Налоговая система обеспечивает взаимосвязь между общегосударственными интересами и коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы. Налоговая система определяет взаимоотношения предпринимателей и любых предприятий с государственным и местным бюджетами, с банковской системой, а также с вышестоящими организациями. Налоги позволяют регулировать внешнеэкономическую деятельность, привлекать иностранные инвестиции.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что налоговая система России все еще остается несовершенной и не выполняет функций по развитию экономики и справедливого распределения национального богатства. Многие экономисты полагают, что российская налоговая система и налоговая политика имеют фискальный уклон. Недавнее увеличение НДС подтверждает указанное мнение.
В нашей стране все еще велик разрыв между богатыми и бедным, большая часть налогового бремени возложена на наименее обеспеченные слои населения. Все разговоры о введении прогрессивной шкалы налогообложения так и остаются пока на уровне дискуссий.
Существующая налоговая система страны требует серьезного реформирования, т.к. не обеспечивает оптимального выполнения своих функций, т.к. с одной стороны должна обеспечивать уровень сбора налогов, достаточный для покрытия основных расходов бюджетов, а с другой стороны налоговая система страны должна способствовать нормальному функционированию экономики государства, экономическому росту и развитию территорий.
Цель данной работы: изучение основных характеристик налоговой системы и налоговой политики современной России.
Задачи работы:
1) изучение теоретических аспектов налоговой системы;
2) анализ налоговой системы и налоговой политики России;
3) изучение тенденций и перспектив налоговой системы России.
1 НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
1.1 Понятие и сущность налоговой системы государства
Налог - это определенная сумма денежных средств, которая взимается с налогоплательщика в соответствии с установленными правилами в установленные сроки.
У налогов есть две функции.
Первая функция - фискальная. Предполагает обеспечение государства финансовыми ресурсами.
Вторая функция - регулирующая. Она предполагает оказание воздействия (стимулирующего или запретительного) на те, или иные экономические процессы.
Налогообложение в той или иной стране функционирует в рамках налоговой системы.
Налоговая система есть совокупность налогов, методов, принципов и нормативных актов, установленных государством.
Принципами налоговой системы являются:
- универсальность и всеохватность - налоги платят все субъекты экономической деятельности, все кто получает доходы;
- стабильность - ставки налогов не изменяются в течение длительного времени;
- равнонаправленность - взимание соответствующего налога по одинаковым для всех налогоплательщиков ставкам;
- обязательность - налог взимается с налогоплательщиков в принудительном порядке; уплата налогов является неизбежной;
- самостоятельность субъекта в исчислении и уплате налога;
- социальная справедливость - налоговые ставки устанавливаются так, чтобы у вех были примерно равные условия.
Известный экономист Джозеф Стиглиц выделяет пять основных характеристик, которым должна соответствовать налоговая система государства: экономическая эффективность; справедливость; административная простота; гибкость в изменяющихся экономических условиях; политическая ответственность.
В налоговую систему любой страны входят различные налоги.
В зависимости от объекта налогообложения, от взаимоотношений налогоплательщики и государства налоги бывают:
- прямыми. Эти налоги уплачиваются непосредственно с доходов или имущества хозяйственных субъектов. Они не могут быть легко переложены на других участников рыночных отношений (подоходный налог, налог на прибыль, налог на недвижимость и т.п.);
- косвенными. Эти налоги представляют собой различные надбавки к цене товаров или тарифам на услуги. Несмотря на то, что в данном случае формальным плательщиком налога является предприятие (производитель или торговое предприятие), фактическим налогоплательщиком здесь выступает потребитель. К таким налогам относятся НДС, акцизы - налоги, включенные в цену товаров массового потребления: табак, сигареты, соль, спиртные напитки; таможенные пошлины; налог с продаж и др.).
В зависимости от органа, взимающего и распоряжающегося налогами, различаются государственные и местные налоги.
Государственные налоги: налог на прибыль, подоходный налог, таможенные пошлины и др.
Местные налоги: земельный налог, поимущественный налог и др.
По целям использования налоги бывают общими и специальными.
Общие налоги не имеют конкретной привязки и направлены на финансирование расходов государственных или местных бюджетов в целом. Специальные налоги направлены на те, или иные конкретные цели.
Каждый налог содержит характеристику следующих основных элементов: субъект, объект налогообложения, ставки налога, источник налога, налоговые льготы, порядок изъятия, налоговые санкции.
Правила и принципы функционирования налоговой системы в нашей стране зафиксированы в Конституции РФ и Налоговом кодексе РФ.
В РФ налоговая система является трехуровневой и включает в себя: федеральные, региональные и местные налоги.
В настоящее время (на 2016 г.) основным законодательным актом о системе налогообложения выступает Налоговый кодекс Российской Федерации.
Он состоит из двух частей (общей и специальной), каждая из которых регламентирует как общие принципы построения налоговой системы, так и взаимоотношения государства и налогоплательщиков по конкретным видам налогов. Первая часть Налогового кодекса вступила в действие 1 января 1999 года, вторая - 5 августа 2000 г. Налоги являются важнейшим и постоянным источником финансового и материального обеспечения государства.
Сущность налога состоит в том, что государство взымает у организаций и физических лиц часть прибыли, которая идет на содержание государственного аппарата. Сущность налога проявляется в отношениях, складывающихся у государства с налогоплательщиками, характеризующиеся как денежные отношения, которые возникают по поводу уплаты налогов, сборов и других платежей в бюджет и во внебюджетные фонды (ст. 57 Конституции РФ).
Любая система налогообложения функционирует по определенным принципам.
Еще классик экономической теории Адам Смитом предложил рациональные принципы организации налоговой системы:
а) взимаемый налог должен соответствовать доходам каждого налогоплательщика (принцип справедливости);
б) необходимо заранее определить размер и сроки уплаты налогов (принцип определенности);
в) налоги должны взиматься в то время и тем способом, который наиболее удобен для налогоплательщика (принцип удобства);
г) минимизация издержек при взимании налогов (принцип экономии).
Если придерживаться указанных принципов, то можно избежать произвола со стороны государства и чиновников.
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 19.02.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2018) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru
Учебники, монографии, статьи
3. Балихина, Н.В. Финансы и налогообложение организаций: Учебник. / Н.В. Балихина, М.Е. Косов. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 623 c.
4. Жань Цзэхуа, Ли Яньцзе. Транстихоокеанское партнерство: риски и возможности // Теория и практика общественного развития. – 2017. – N 4. – с. 2-6.
5. Ибрахим М.А. Ключевые проблемы фискальной политики государства в условиях падения уровня экономики Российской Федерации // Вестник университета. - 2018. – N 1. - С. 127-131.
6. Клириков А.Г., Мошкова Г.Н. О налогообложении государств — участников СНГ // Экономика. Налоги. Право. № 4/2014. С. 123-127.
7. Лыкова, Л.Н. Налоги и налогообложение: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Л.Н. Лыкова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 353 c.
8. Мороз В.В. Налоговая система РФ на современном этапе ее развития // Бизнес в законе. – 2013. – N 6. – С. 250-253.
9. Муравлева Т. В. Налогообложение организаций финансового сектора экономики: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки 080100.62 «Экономика», профиль «Налоги и налогообложение» / Саратовский социально - экономический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова». Саратов, 2014. - 184 с.
10. Налоги и налогообложение: электронное учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / под ред. Д. Г. Черника.- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2011. - 450 с.
11. Налоги и налогообложение: электронный учебник для студентов вузов / под ред. И. А. Майбурова - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2013. -470 с.
12. Налоги и налогообложение: учебник для прикладного бакалавриата / под ред. Л. Я. Маршавиной, Л. А. Чайковской. - М.: Издательство Юрайт, 2014. - 503 с.
13. Стиглиц Дж. Крутое пике. Америка и новый экономический порядок после глобального кризиса. – М.: Эксмо, 2011 г. – 380 с.
Интернет-ресурсы
14. Бухарова Л. Л. Особенности налоговой системы США // http://www.scienceforum.ru/2015/1299/15747
15. Договор о Евразийском экономическом союзе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.parlam.kz/ru/
16. Жерар Депардье отказался от французского гражданства [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.topnews.ru/news_id_54889.html
17. Минтруд загонит малый бизнес «в тень» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.mk.ru/economics
18. Налогообложение доходов в Германии // http://germany.allbusiness.ru
19. Налоговая система Италии // www.italia-point.com
20. НДС в Великобритании. Второй, но важный налог [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://wealthoffshore.net
21. О вопросах налогообложения и налоговом законодательстве государств – участников СНГ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.e-cis.info/page.php?id=24153
22. О денежно-кредитной политике Банка России [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.cbr.ru
23. Подоходный налог в Канаде [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nalog-nalog.ru
24. Подоходный налог в США 2014-2017 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nalog-nalog.ru
25. Сергей Глазьев высказался о неадекватности налоговой системы РФ // http://ibk.ru/29163.html
26. Сергей Глазьев: разговоры Набиуллиной об эмиссии — игра слов [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.russiapost.su/archives/83066
27. Сурначева Е. Панамский список: что держали в офшорах российские чиновники [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rbc.ru
28. Шамина О. Исследование: теневая экономика России вновь растет [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.bbc.com/russian/news-41027214