ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО И РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Экономическая сущность затрат
1.2. Методы анализа и планирования затрат
2. АНАЛИЗ ЗАТРАТ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «НОВАТЕКС»
2.1. Краткая экономическая характеристика
2.2. Оценка затрат на предприятии
3. ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО И РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ
3.1. Мероприятия по совершенствованию затрат
3.2. Экономическая эффективность предложенных мероприятий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Затраты играют большую роль в деятельности предприятий. «Затраты – для разных целей» - исходный принцип, положенный в организацию управленческого учета. Уровень затрат является критерием использования эффективных или неэффективных форм и методов хозяйствования и обусловлен сложившимися производственными отношениями. Предприятия в процессе хозяйственной деятельности осуществляют довольно сложный комплекс затрат.
В условиях рыночной экономики предприятия сталкиваются с необходимостью самостоятельного регулирования политики в отношении цен, товаров, распределения продукции, организации рекламных мероприятий, персонала и так далее. Процесс разработки ценовой политики относится к одному из наиболее сложных и ответственных разделов управления, основанных на изучении конъюнктуры рынка (уровней и динамики цен на продукцию, формы ценовой и неценовой конкуренции, применяемые на данном рынке) и анализе финансовых показателей деятельности предприятия.
Эффективная ценовая политика на предприятиях должна соответствовать тенденциям рынка и обеспечивать достижение наилучших результатов работы с учетом имеющихся ресурсов. Ценообразование как вид экономико-правовой деятельности – актуальная тема, представленная во 2 части проекта, который состоит из теоретической и расчетной части.
Целью данного курсового проекта является разработка путей снижения затрат на производство и реализацию продукции.
В связи с этим поставлены следующие задачи:
– раскрыть теоретические основы анализа затрат на производство и реализацию продукции предприятия;
– провести анализ затрат предприятия;
- разработать пути оптимизации затрат на производство и реализацию продукции предприятия.
Объектом исследования в работе является ООО «Новатекс».
Предметом исследования является проект снижения затрат.
Период исследования: 2013-2015гг.
Курсовой проект состоит из введения, трех частей, заключения и списка использованной литературы и приложений.
При написании курсового проекта использовались федеральные законы РФ, постановления Правительства РФ, положения и другие нормативные документы, учебники и учебные пособия таких авторов, как Шеремет А.Д., Савицкая Г.В., Ефимов О.В., Керимов В.Э., Лихачева О.Н., Н.В., Воронова Е.Ю. Атласкирова М.Н., Фирсова И.А., Панферова О.О. и др., монографии и статьи, послужившие теоретической и методологической базой исследования издержек производства и ценообразования в Российской Федерации.
В качестве источника информации использованы данные годовой бухгалтерской отчетности, организационно-правовая и распорядительная документация предприятия.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО И РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Экономическая сущность затрат
Затраты характеризуют в денежном выражении объем ресурсов за определенный период, использованных на производство и сбыт продукции, и трансформируются в себестоимость продукции, работ и услуг .
Затраты играют большую роль в деятельности организации. От величины затрат зависит финансовый результат от продажи готовой продукции, выполнения работ, услуг. Ведь финансовый результат определяют как разницу между выручкой от продажи продукции без вычетов, предусмотренных законодательством и затратами на ее производство и реализацию. Так как затраты, связанные с производством и продажей продукции, оказывают непосредственное влияние на себестоимость. Перечень затрат строго регламентирован.
В экономической литературе и на практике наряду с термином «затраты» повсеместно используются и такие, как «расходы» и «издержки». Причем многие авторы трактуют их как синонимы и не делают различий между этими тремя понятиями. Между тем фактически эти понятия имеют разное экономическое содержание. Представление о затратах предприятия основывается на трех важных положениях :
- затраты определяются использованием ресурсов, отражая, сколько и каких ресурсов израсходовано при производстве и реализации продукции за определенный период.
- объем использованных ресурсов может быть представлен в натуральных и денежных единицах, однако в экономических расчетах прибегают к денежному выражению затрат.
- определение затрат всегда соотносится с конкретными целями, задачами, т.е. объем использованных ресурсов в денежном выражении рассчитывают по основным функциям производства продукции и ее реализации в целом по предприятию или по производственным подразделениям предприятия.
Задачами исследования анализа затрат на производство являются :
- оценка динамики важнейших показателей себестоимости и выполнение плана по ним,
- оценка обоснованности и напряженности плана по себестоимости продукции,
- определение факторов, повлиявших на динамику показателей себестоимости и выполнение плана по ним, величины и причин отклонений фактических затрат от плановых,
- оценка динамики и выполнения плана по себестоимости в разрезе элементов и по статьям затрат отдельных видов изделий,
- выявление упущенных возможностей снижения себестоимости продукции.
Цель анализа затрат заключается в выявлении возможностей повышения эффективности использования всех видов ресурсов в процессе производства и сбыта продукции. Лишь в момент продажи предприятие признает свои доходы и связанную с ними часть затрат - расходы .
Понятие «расходы» часто принимают идентичным понятию «выплаты». Однако разница между этими терминами есть. Выплаты представляют собой фактический расход наличных денежных средств (например, покупка за наличные), а расходы - это как оплата наличными деньгами, так и покупка в кредит. Следовательно, понятие «расходы» шире понятия «выплаты».
Расходы предприятия в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений его деятельности делятся на: расходы по обычным видам деятельности; операционные расходы; внереализационные расходы; чрезвычайные расходы .
Издержки - это реальные или предположительные затраты финансовых ресурсов предприятия. Не случайно на практике не приняты выражения «материальные издержки», «издержки труда» - ни материальные ресурсы, ни труд не относятся к финансам. Издержки в буквальном смысле этого слова представляют собой совокупность перемещений финансовых средств и относятся или к активам, если способны принести доход в будущем, или к пассивам, если этого не произойдет и уменьшится нераспределенная прибыль предприятия за отчетный период. Издержки упущенных возможностей выступают как потери дохода при выборе одного из способов осуществления хозяйственной деятельности.
Предметом управления затратами являются затраты предприятия во всем их многообразии.
Соблюдение всех принципов управления затратами создает базу экономической конкурентоспособности предприятия, завоевания им передовых позиций на рынке.
Основной задачей планирования затрат является определение экономических результатов деятельности предприятия, ожидаемых в будущем периоде. Планирование – один из элементов управления, включающий в себя выбор цели предприятия и средств для ее достижения.
Планирование наводит мост между существующим положением и тем, которого мы хотим достичь. Основная задача планирования - сведение к минимуму риска предпринимательства. Краткосрочные планы составляются на месяц, квартал, год, долгосрочные (перспективные) определяют направления развития предприятия в течение 3-5 лет и более.
Избирая тот или иной курс действий, особенно предусматривающий вовлечение ресурсов в производство на длительный период, руководство предприятия должно составить четкое представление о том, каких затрат потребует этот курс, какого технического и кадрового потенциала, какие последствия повлекут за собой возможные изменения внешней среды.
Каждому рассматриваемому варианту действий соответствуют определенные затраты, уровень которых необходимо рассчитать на стадии планирования. Планирование затрат заключается в выявлении состава –затрат и их количественной оценке. Оно осуществляется для определения общей стоимости потребляемых в процессе производства ресурсов (материальных, трудовых, денежных) и расчета предполагаемой прибыли, а также для контроля за рациональным использованием ресурсов.
При планировании решаются следующие задачи:
- расчет стоимости ресурсов, необходимых для производства продукции;
- определение общего объема затрат на производство;
- исчисление себестоимости по видам продукции.
Плановый объем затрат рассчитывают исходя из намечаемой структуры (номенклатуры и ассортимента) продукции и объема ее производства.
1. Федеральный закон от 18.07.2011г № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения» (с изменениями и дополнениями)
2. Налоговый Кодекс РФ (с изменениями и дополнениями)
3. Методические рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности. Утверждены приказом Минфина РФ от 30.12.1996г. №112 (с изм. и доп.)
4. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 (утв. приказом Минфина РФ от 06.05.1999г. № 33н) (с изменениями и дополнениями)
5. Атласкирова М.Н. Ценовая политика предприятия в условиях рынка. // Современные наукоемкие технологии. 2013. № 11. С. 82-83.
6. Вахрушина М.А., Управленческий анализ поведения затрат. М.: Инфра-М, – 2011 -. 235с.
7. Воронова Е.Ю., Методы калькулирования себестоимости: сравнительный анализ. // Аудиторские ведомости, № 12. – 2012. – с. 54-61.
8. Гвозденко А. Н. Маркетинговый подход к ценообразованию. // Практический маркетинг. № 5 (111). 2013. С. 2-10.
9. Гиляровская Л.Т. Экономический анализ. - 2-е изд., - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. -615с.
10. Друри К. Введение в управленческий и производственный учет. М.: Академия, 2013. - 388с.
11. Ермолович Л.Л., Сивчик Л.Г., Толкач Г.В., Щитникова И.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. М: Экоперспектива, 2012. - 576с.
12. Ефимов О.В. Финансовый анализ. – М.: Изд-во «Бухгалтерский учет», 2013. – 352 с.
13. Керимов В.Э. Теория и практика организации управленческого учета на производственных предприятиях. Научное издание. - М.: ИВЦ «Маркетинг», 2012. - 411с.
14. Липсиц П. B. Коммерческое ценообразование: учеб. -М.: Изд-во БЕК, 2012. -368 с.
15. Лихачева, О. Н. Финансовое планирование на предприятии: учеб пособие -М.: ЗАО «ТК Велби», 2012. -264 с.
16. Орешникова Н.В. Концептуальный подход к ценовой политике промышленного предприятия. // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. 2012. № 10. С. 239-246.
17. Панферова О.О. Природа трансфертного ценообразования и сфера распространения. // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. № 5. С. 180-186.
18. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. /5-е изд. доп. и перераб. - М: ООО «Новое знание», 2012. - 687с.
19. Шеремет А.Д., Сайфуллин Р.С. Методика финансового анализа. - М.: ИНФРА - М, 2013. -425с.
20. Экономика предприятия. / Под ред. проф. О.Н. Волкова. - М.: ИНФРА - М, 2012. -452 с.
21. Фирсова И.А. Ценообразование как элемент маркетинговой стратегии деловых услуг. // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2013. № 2. С. 81-86.