ВВЕДЕНИЕ
1. СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
1.1. Экономическое содержание понятия «система финансового обеспечения здравоохранения».
1.2. Развитие системы обязательного медицинского страхования в России.
2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЧЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ НИЖЕГОРОСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1. Финансовое обеспечение системы здравоохранения в РФ
2.2. Особенности развития здравоохранения Нижегородской области
2.3. Нормативы объема медицинской помощи
2.4. Факторы, сдерживающие развитие системы финансового обеспечения отечественного здравоохранения.
3. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы исследования. Здоровье нации является основой социального благополучия и стабильного функционирования государства. Обеспечение населения доступной и качественной медицинской помощью, независимо от модели хозяйствования и финансовой системы, представляет важнейшую проблему для любой страны.
Изучение в ходе исследования источников экономической литературы по вопросам теории реформирования управления и финансового обеспечения здравоохранения в Российской Федерации, научных работ, монографий, аналитических обзоров, как отечественных, так и зарубежных авторов существует противоречивый подход к организации финансов здравоохранения, особенностям формирования структуры источников и механизма финансирования учреждений здравоохранения.
Цель исследования - исследование модели финансирования здравоохранения и экономического взаимодействия между субъектами здравоохранения с целью эффективного использования ресурсов.
Поставленная цель работы обеспечена поэтапной реализацией следующих системных задач:
анализ понятий и сущности системы финансирования;
выявление специфики финансирования здравоохранения в финансовой системе государства;
анализ финансового обеспечения системы здравоохранения Нижегородской области;
провести анализ направлений совершенствования финансирования системы здравоохранения.
Объектом исследования является система управления и финансирования здравоохранения.
Предметом исследования являются организационно-экономические отношения, возникающие в процессе совершенствования финансового обеспечения здравоохранения.
Теоретической и методологической основой исследования послужили научные труды и статистические данные по утвержденной программе финансирования здравоохранения в Нижегородской области.
Место финансов здравоохранения в финансового системе государства рассматривается в исследованиях Е. Голдштейна, С.А. Мамедова, А. Прекера, А.В. Решетникова и др. Критический анализ современного состояния управления и финансового обеспечения здравоохранения Российской Федерации представлен в работах В.О. Флека О.В. Андреевой, Н.А. Кравченко, М.М. Кузьменко и др. Общее направление и механизмы совершенствования управления и финансового обеспечения здравоохранения в Российской Федерации нашли отражение в трудах П.Н. Альтмана, Д.Р. Шиляева, С.В. Шишкина и др. Вопросам эффективного использования государственных ресурсов в здравоохранении Российской Федерации посвящены работы В.О. Флека, Н.Ф. Соковиковой, Д.В. Пивень и др.
1. СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
1.1. Экономическое содержание понятия «система финансового обеспечения здравоохранения».
Специфика финансов здравоохранения заключается в том, что их нельзя полностью отнести ни к сфере государственных финансов, ни к сфере финансов организаций. К тому же особенностью системы финансирования здравоохранения является активное участие частного сектора. Участие государства и частного сектора экономики в системе финансирования отрасли обусловливает двойственность их целей. Для государства основной целью является развитие человеческого капитала, а для частного сектора – получение прибыли. В трудах зарубежных и отечественных ученых-экономистов представлен большой спектр трактовок понятия «система финансового обеспечения здравоохранения» и взглядов на ее составляющие. Одни авторы трактуют систему финансирования здравоохранения только с позиции формы распределения средств. Другие ученые употребляют данное понятие в более узком смысле – только как совокупность финансовых учреждений, относящихся к сфере здравоохранения. Третья группа авторов не учитывает особенности функционирования финансов здравоохранения, касающиеся различных источников финансирования отрасли. Нет четкой трактовки данного понятия и в законодательстве. В связи с этим мы выделили несколько принципиальных положений, которые необходимо учитывать при раскрытии сущности и содержания системы финансового обеспечения здравоохранения :
1) предназначение и цель формирования системы (повышение качественных параметров человеческого потенциала и обеспечение населения доступной и своевременной медицинской и лекарственной помощью);
2) природа системы как совокупность финансовых отношений, возникающих в сфере медицинского обслуживания населения;
3) источники системы финансового обеспечения здравоохранения: бюджетные (финансирование за счет государственных средств), страховые (формирование и использование фондов, источником которых являются обязательные страховые взносы работодателей) и внебюджетные (оплата медицинских услуг за счет средств населения и др.) фонды денежных средств;
4) субъекты системы финансирования здравоохранения: государство, медицинские организации, население, специализированные страховые фонды, страховые компании, государственные органы управления здравоохранением и т.д.
Исходя из названных положений можно дать следующее определение: система финансового обеспечения здравоохранения – это совокупность экономических отношений субъектов здравоохранения, связанных с формированием, распределением и использованием фондов денежных средств (страховых, бюджетных и внебюджетных) в условиях перехода к преимущественно одноканальному финансированию в целях сохранения и укрепления здоровья населения.
В отличие от других подходов к определению сущности системы финансового обеспечения здравоохранения, предложенная трактовка и выявленные составляющие данной системы позволяют рассматривать ее на одном или сразу нескольких уровнях бюджетной системы, учитывать происхождение средств (страховые, бюджетные, внебюджетные фонды), законодательство в сфере финансового обеспечения здравоохранения.
На наш взгляд, система финансирования здравоохранения должна включать следующие компоненты (рис. 1) :
организационный;
нормативно-правовой;
экономический
Рисунок 1 – Составляющие системы финансового обеспечения
здравоохранения
Организационный компонент представляет собой общую схему взаимодействия субъектов системы финансового обеспечения здравоохранения. Этот компонент включает цели, задачи, принципы построения системы финансирования здравоохранения, а также финансовый аппарат, занимающийся управлением финансовыми ресурсами и контролем за их рациональным и целевым использованием.
Нормативно-правовой компонент учитывает законодательство в сфере финансового обеспечения здравоохранения, что позволяет включить в его состав нормы международного права и законодательную базу федерального, регионального и местного (муниципального) уровней власти.
Многообразие экономических отношений, возникающих в здравоохранении, обусловливает выделение экономического компонента в составе системы финансового обеспечения отрасли. Он включает модели и источники финансового обеспечения здравоохранения, а также различные финансовые методы и рычаги, посредством которых организуются финансовые отношения данной сферы.
1.2. Развитие системы обязательного медицинского страхования в России.
В целях решения задач в области развития здравоохранения на современном этапе не менее 70 % средств, направляемых в эту отрасль, поступает через систему обязательного медицинского страхования. Преимущественно одноканальное финансирование здравоохранения позволяет оптимизировать организацию медицинской помощи и развивать приоритетные направления: совершенствовать амбулаторно-поликлиническую помощь, внедрять оплату медицинской помощи по законченному случаю, оказывать медицинскую помощь по принципу врача общей практики. Следовательно, внедрение преимущественно одноканального финансирования через систему обязательного медицинского страхования должно привести к более рациональному использованию имеющихся финансовых ресурсов. Таким образом, в качестве определяющего направления развития системы финансирования здравоохранения в стране выступает реформирование обязательного медицинского страхования как основного источника финансирования отрасли на современном этапе. В связи с этим нами проведена периодизация развития страховой медицины в России, позволяющая выявить особенности содержания современного этапа развития системы медицинского страхования в стране.
Проведенный ретроспективный анализ развития системы медицинского страхования в отечественном здравоохранении позволил выделить три основных этапа (рис. 2) :
1-й этап (1912–1933 гг.) – формирование отечественной страховой медицины. В этот период происходило введение медицинского страхования в правовое поле; появились дополнительные источники финансирования медицинской помощи (страховые фонды, образуемые за счет взносов рабочих и предпринимателей); была сформирована бюджетно-страховая модель финансирования здравоохранения.
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО
СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ
1-Й ЭТАП (1912–1933 гг.)
ФОРМИРОВАНИЕ СТРАХОВОЙ МЕДИЦИНЫ В РОССИИ
2-Й ЭТАП (1934–1990 гг.)
ОТКАЗ ОТ ПРИНЦИПОВ СТРАХОВОЙ МЕДИЦИНЫ И ПОЛНЫЙ ПЕРЕХОД
К БЮДЖЕТНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ (СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД)
3-Й ЭТАП (1991 г. – настоящее время)
ВОЗРОЖДЕНИЕ МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ НА РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Рисунок 2 – Этапы развития обязательного медицинского страхования в стране
2-й этап (1934–1990 гг.) – отказ от принципов страховой медицины и полный переход к бюджетному обеспечению здравоохранения (советский период). Данный этап характеризовался господством государственной системы здравоохранения в рамках плановой экономики. В 1934 г. произошла ликвидация страховой медицины; ассигнования по фонду медицинской помощи застрахованным стали включатся в общий бюджет здравоохранения, а финансирование медицинской помощи осуществлялось исключительно за счет бюджетных средств.
3-й этап (1991 г. – настоящее время) – возрождение медицинского страхования в условиях перехода экономики страны на рыночные отношения и последующей реорганизации фондов медицинского страхования. Экономический кризис 1990-х гг. привел к существенному недофинансированию системы здравоохранения. Главным фактором, определившим принятие решения о внедрении системы обязательного медицинского страхования на данном этапе, стал поиск возможностей расширения источников финансирования отрасли и новых каналов стабильного поступления дополнительных средств.
Проведенная периодизация является необходимым условием для изучения исторического опыта становления и развития обязательного медицинского страхования в России в рамках системы финансового обеспечения здравоохранения. Она способствует упорядочению структуры аналитической информации о финансировании отечественного здравоохранения и позволяет сделать вывод о том, что в зависимости от государственного устройства страны, идеологии и финансовой политики государства в разные периоды времени преобладают те или иные источники финансирования отрасли.
Современный этап развития системы медицинского страхования в России характеризуется реорганизацией фондов обязательного медицинского страхования, согласно которой вся базовая ставка страховых взносов поступает в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, а также переходом к принципу преимущественно одноканального финансирования здравоохранения через систему обязательного медицинского страхования. Основной объем полномочий, связанных с обеспечением прав граждан на бесплатную медицинскую помощь, переносится на уровень субъекта РФ. Совершенствование правового положения государственных (муниципальных) медицинских учреждений (автономные, казенные, бюджетные учреждения нового типа) обусловливает изменение порядка их финансирования (субсидии, выделяемые под конкретные государственные задания). Тем самым государство переходит к конкурентной модели, в которой лидирующую позицию занимают пациент и качество оказываемой медицинской помощи.
1. Неизбежность реформы нормативно-правового регулирования здравоохранения. Экономическая политика. 2007. № 1.
2. Акимова Т.В., Финансовые ресурсы системы здравоохранения в России. Саратов. 2004.
3. Акопян A.C. Организационно-правовые формы медицинских организаций и платные медицинские услуги в государственных учреждениях здравоохранения. Экономика здравоохранения. 2012. № 5-6.
4. Актуальные проблемы правового обеспечения лечебно-профилактического учреждения. Под рук. А.И. Вялкова. М.: Профтек: Профвариант. 2011.
5. Александров Р.В. Финансовое обеспечение здравоохранения в регионе: на примереНижегородской области//Н-Н. — М.: 2012.
6. Александрова О.Ю., Герасименко Н.Ф., Григорьев И.Ю. Охрана здоровья населения в правовой системе РФ//Здравоохранение Российской Федерации. 2011. - № 2.
7. Блинов П.С. Формирование и развитие системы предоставления платных медицинских услуг. — Самара. 2009.
8. Глазьев С.Ю. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса. М.: Экономика. 2010.
9. Есева Ж.В., Инновации в системе финансирования учреждений здравоохранения. М.: 2012.
10. Климин В.Г. Государственно-частное партнерство в здравоохранении // Финансы и кредит. 2010. №27.
11. Постановление Правительства РФ от 04.10.2012 г. № 782 «О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2013 год». Собрание законодательства РФ. 11. 10. 2012. № 41 (2 ч.), ст. 5239.
12. Программа государственных гарантий оказания населению Нижегородской области бесплатной медицинской помощи на 2012 год от 21 декабря 2011 года № 1063