Введение
1. Правовой статус
2. Финансовые полномочия
3. Проблемы правового регулирования деятельности Министерства финансов РФ в финансовой сфере
Заключение
Список источников и литературы
Реферат|Административное право
Авторство: antiplagiatpro
Год: 2015 | Страниц: 30
Введение
1. Правовой статус
2. Финансовые полномочия
3. Проблемы правового регулирования деятельности Министерства финансов РФ в финансовой сфере
Заключение
Список источников и литературы
В настоящее время в России весьма актуальны поиски способов повышения эффективности организации и функционирования системы государственных органов, выбор их оптимальной модели, использование рациональных форм и методов их воздействия на социальные процессы. В связи с этим актуальным представляется изучение вопроса о Министерстве финансов РФ, выступающем в неизменной роли представителя государственной власти и являющемся юридическим лицом согласно действующему законодательству РФ.
Министерская система конкретной страны формируется под влиянием национальных, исторических, политических, правовых, экономических, социальных, географических и иных факторов. Распад Советского Союза и образование множества независимых государств, а также формирование федеративного устройства в Российской Федерации, выделение в составе РФ различных по своему характеру субъектов РФ (города федерального значения, республики, края, области, автономная область, автономные округа), необходимость перестройки всей системы права и принятия многочисленных нормативно-правовых актов для формирования новой общественной жизни, интеграция в мировое сообщество, проведение разнообразных по характеру и значению исследований в области права, экономики и других сферах общественной жизни, развитие нового сознания граждан – это основные, но далеко не последние факторы, ставшие стимулом для преобразований в сфере органов исполнительной власти.
Систему нормативно-правового регулирования нормотворческой компетенции Министерства финансов РФ формирует широкий спектр федеральных законов, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ. Актуальным направлением ее совершенствования выступают: во-первых, законодательное установление права на принятие нормативных правовых актов федеральными органами исполнительной власти в соответствующих формах; во-вторых, корректировка статусных положений о федеральных органах исполнительной власти в направлении конкретизации задач, функций и соответствующих им полномочий в закрепленных за ними сферах управленческой деятельности. В связи с изложенным, тема реферата представляется достаточно актуальной.
Цель данной работы – всесторонне ознакомиться с полномочиями Министерства финансов Российской Федерации. Указанная цель обусловила постановку следующих задач: рассмотреть задачи и функции Министерства финансов России; изучить полномочия Минфина в осуществлении финансовой деятельности; проанализировать некоторые проблемы правового регулирования деятельности Минфина России.
Объектом исследования являются правоотношения, возникающие при реализации Министерством финансов Российской Федерации своих полномочий. Предметом исследования нормативные правовые акты, регулирующие деятельность Минфина России.
При написании реферата использовались эмпирические методы научного познания, общелогические методы: анализ, обобщение.
Структурно реферат представлен в виде введения, трех параграфов, заключения и списка источников и литературы.
1. Правовой статус
Указом Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» установлены три организационно-правовые формы федеральных органов исполнительной власти: федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Основное отличие данных органов базируется на разграничении нормотворческих (министерства), контрольно-надзорных (службы) и организационно-хозяйственных (оказание государственных услуг, управление государственным имуществом – агентства) функций. Согласно Постановлению Правительства «О Министерстве финансов Российской Федерации» Министерство финансов является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, кредитной кооперации, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, азартных игр, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы. Министерство финансов РФ является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца и счета, открываемые в соответствии с законодательством РФ.
Вышеуказанными подзаконными актами определяется сфера деятельности Минфина России, его место, роль, значение в системе органов государственной власти и, в частности, в системе органов исполнительной власти. Анализируя Минфин как отдельное и целостное образование, следует выделить четыре блока, позволяющие построить ясное и четкое представление о данном субъекте права .
1. Управленческий блок (указывает на принадлежность к государственному управлению и субъектам, его осуществляющим).
2. Системный блок (указывает на принадлежность к системе органов государственной власти).
3. Исполнительный блок (указывает на наличие в распоряжении атрибутов исполнительной власти и принадлежности к системе органов исполнительной власти).
4. Субъектный блок (характеризует место Минфина в составе субъектов права – физических и юридических лиц).
Управленческий блок. В современных условиях под государственным управлением понимается государственная деятельность органов исполнительной власти, осуществляемая путем реализации государственно-властных полномочий исполнительно-распорядительного характера, а также государственная деятельность администрации государственных предприятий и учреждений, наделенных определенными полномочиями публичной власти . Указанная государственная деятельность осуществляется посредством механизма реализации властных полномочий государства по руководству, организации и целенаправленному государственно-властному воздействию на общество и его подсистемы .
Министерство является одним из элементов государства, посредством которого осуществляется государственное управление в той или иной области правового регулирования, с конкретными задачами, целями и полномочиями функционирования. Министерство – орган специализированного управления , деятельность которого строится на отраслевых и программно-целевых принципах. Министерское звено позволяет объединить и контролировать разрозненные институты в единую систему, а также организовать деятельность определенной общественной сферы, закрепленной за данным министерством. Министерство включается в механизм государственного управления по вертикали: правительство – министерство – объект управления .
Минфин России, как представитель государственной власти и министерского звена, является субъектом государственного управления в области публичных финансов.
Системный блок. Данный блок отражает первооснову, сущность Минфина России, поскольку показывает его принадлежность к общей системе органов государственной власти, построенной на системе разделения властей и системе сдержек и противовесов, обеспечивающей согласованную работу и сотрудничество органов власти. С этой позиции для Министерства финансов характерны следующие особенности: является субъектом публичного права; является органом государственной власти, представляющим в традиционном понимании организацию, коллектив, объединенный общностью целей и родом деятельности; создается в соответствии с установленным Конституцией Российской Федерации , законами или другими правовыми актами порядком, что исключает возможность произвольного нагромождения органов власти; наличие структуры государственного органа .
Орган государственной власти отличают государственно-властные полномочия, позволяющие ему выступать от имени и по поручению государства, наиболее эффективно осуществлять творческую организаторскую деятельность. Государственно-властные полномочия реализуются присущими только конкретному органу власти методами, средствами и способами, в которых наиболее отчетливо выражаются его созидательная роль и социальное назначение. Решения имеют обязательный для всех характер и при необходимости подкрепляются принудительной силой государства .
Государство наделяет орган государственной власти собственностью и материальными ресурсами. Финансовое обеспечение деятельности органа государственной власти осуществляется за счет средств бюджета государства. Этот признак – главное звено, без которого немыслимо представить работу органа, а также его аппарата и кадрового состава.
Исполнительный блок. Исполнительная власть – это основной рабочий механизм, реализующий политику государственной власти как целостной системы (единства всех ветвей и уровней власти) и законы, которые эту политику выражают. Исполнительная власть представляет собой ветвь государственной власти, опосредованную системой органов государственной власти, осуществляющих государственной управление делами общества путем реализации государственно-властных полномочий исполнительно-распорядительного характера . Назначение исполнительной власти – осуществление законов и политики государства во всех сферах его ведения . Исполнительная власть – разновидность государственной власти. Подобно тому, как исполнительная власть представляет собой ответвление государственной власти, так и орган исполнительной власти – разновидность органов государственной власти. Поэтому характеристика Минфина невозможна без упоминания о признаках, характеризующих его как орган исполнительной власти.
1. Нормативные правовые акты
1.1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 года № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 года № 7-ФКЗ, от 05 февраля 2014 года № 2-ФКЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации: URL: http://www.pravo.gov.ru (опубликовано 26 февраля 2014 года).
1.2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ (в редакции от 28 декабря 2013 года, с изменениями от 03 февраля 2014 года) // Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3823.
1.3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ (в редакции от 28 декабря 2013 года) // Собрание законодательства Российской Федерации, № 31, 1998, ст. 3824.
1.4. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 года № 138-ФЗ (в редакции от 28 декабря 2013 года) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 46, ст. 4532.
1.5. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 года № 95-ФЗ (в редакции от 02 ноября 2013 года) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 30, ст. 3012.
1.6. Федеральный закон от 02 июля 2010 года № 151-ФЗ (в редакции от 23 июля 2013 года) «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 27, ст. 3435.
1.7. Федеральный закон от 23 июля 2013 года № 251-ФЗ (в редакции от 28 декабря 2013 года) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 30 (Часть I), ст. 4084.
1.8. Указ Президента Российской Федерации от 09 марта 2004 года № 314 (в редакции от 22 июня 2010 года) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства Российской Федерации, № 11, 2004, ст. 945.
1.9. Указ Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 года № 636 (в редакции от 01 ноября 2013 года) «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 22, ст. 2754.
1.10. Указ Президента Российской Федерации от 25 июля 2013 года № 645 «Об упразднении Федеральной службы по финансовым рынкам, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 30 (часть II), ст. 4086.
1.11. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 329 (в редакции от 02 ноября 2013 года) «О Министерстве финансов Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 31, ст. 3258.
1.12. Постановление Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 года № 703 (в редакции от 02 ноября 2013 года) «О Федеральном казначействе» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 49, ст. 4908.
1.13. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 года № 739 «Об отдельных вопросах государственного регулирования, контроля и надзора в сфере финансового рынка Российской Федерации» (вместе с «Положением об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти по регулированию, контролю и надзору в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений»)// Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 36, ст. 4578.
1.14. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р (в редакции от 08 августа 2009 года) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 47, ст. 5489.
1.15. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года № 2043-р «Об утверждении Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 3, ст. 423.
2. Приказ Минфина РФ от 07 ноября 2005 года № 133н «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Министерства финансов Российской Федерации» // Экономика и жизнь, 2005, № 52.
3. Приказ Минфина России от 19 сентября 2008 года № 98н (в редакции от 27 декабря 2013 года) «О Порядке учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 43, 2008, 27 октября.
4. Приказ Минфина России от 28 июля 2010 года № 81н (в редакции от 27 декабря 2013 года) «О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения» // Российская газета, 2010, 06 октября.
5. Приказ Минфина России от 25 декабря 2013 года № 137н «О Порядке представления главными распорядителями средств федерального бюджета обоснований бюджетных ассигнований» // Российская газета, 2014, 19 февраля.
6. Приказ Минфина России от 30 декабря 2013 года № 142н «О порядке и формах направления до 1 июля 2014 года заказчиками информации и документов в реестр контрактов, заключенных заказчиками, и сведений в реестр контрактов, содержащий сведения, составляющие государственную тайну» // СПС КонсультантПлюс.
7. Приказ Минфина России от 09 января 2014 года № 2 «Об утверждении размеров уровней софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации за счет субсидий из федерального бюджета на реализацию региональных программ повышения эффективности бюджетных расходов на 2014 год» // СПС КонсультантПлюс.
7.1. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 23 (в редакции от 26 февраля 2009 года) «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» // Вестник ВАС РФ, № 8, август, 2006.
8. Литература
8.1. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. – М., 2009.
8.2. Бакаева О.Ю. Правовое регулирование финансовой деятельности таможенных органов Российской Федерации / Под ред. Н.И. Химичевой. – Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2004.
8.3. Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник. – М.: Эксмо, 2010.
8.4. Богданова И. О перспективах использования категории «юридическое лицо публичного права» в российском законодательстве // Хозяйство и право, 2008, № 1.
8.5. Брэбан Г. Французское административное право / Под ред. С.В. Боботова. – М.: Прогресс, 1988.
8.6. Вожова Е.М. «Многоликость» Министерства финансов Российской Федерации // Административное и муниципальное право, 2012, № 11.
8.7. Гражданское и торговое право зарубежных государств / Отв. ред. Е.А. Васильев, А.С. Комаров. – М., 2005. Т. 1.
8.8. Иванов И.С. Краткий курс финансового права: учебное пособие // СПС КонсультантПлюс, 2013.
8.9. Исполнительная власть в России. История и современность, проблемы и перспективы развития: к 80-летию ИГН РАН / Ред. Н.Ю. Хаманевой. – М., 2004.
8.10. Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития / Отв. ред. И.Л. Бачило. – М., 1998.
8.11. История становления и современное состояние исполнительной власти в России. – М., 2003.
8.12. История становления и современное состояние исполнительной власти в России. – М., 2003.
8.13. Касьянов Р.А. Европейский опыт правового регулирования финансовых рынков и возможности его применения в России // Вестник МГИМО (У), 2013, № 4 (31).
8.14. Комягин Д.Л. Исполнение федерального бюджета как стадия бюджетного процесса в Российской Федерации. – М., 2005.
8.15. Конституционное право России / Отв. ред. А.Н. Кокотов, М.И. Кукушкин. – М., 2008.
8.16. Кулагин М.И. Государственно-монополистический капитализм и юридическое лицо // Избранные труды по акционерному и торговому праву. – М., 2004.
8.17. Манохин В.М., Адушкин Ю.С. Российское административное право. – Саратов, 2003.
8.18. Министерства и ведомства / Под ред. А.Н. Козырина и Е.К. Глушко. – М., 2008.
8.19. Никулин Р.Л., Зенин А.В. Правовое регулирование микрофинансовой деятельности в РФ: проблемы и противоречия // Вопросы современной науки и практики, 2012, специальный выпуск (38),.
8.20. Прокофьев В.Ф., Ильин И.М. Организационные и правовые аспекты реформирования отдельных финансовых регуляторов в России // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление, 2013, № 6 (37).
8.21. Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право. – М., 2009.
8.22. Салищева Н.Г. Федеральные органы исполнительной власти: система, компетенция, современное состояние и перспективы развития. – М., 2006.
8.23. Салищева Н.Г. Федеральные органы исполнительной власти: система, компетенция, современное состояние и перспективы развития. – М., 2006.
8.24. Система государственного и муниципального управления / Под ред. Г.В. Атаманчука. – М., 2005. С. 28; Чиркин В.Е. Публичное управление. – М., 2004.
8.25. Чантурия Л.Л. Юридические лица публичного права: их место в гражданском праве и особенности правового регулирования // Государство и право, 2008, № 3.
8.26. Чернобровкина Е.Б. Разграничение компетенции представительных и исполнительных органов государственной власти в области бюджета. Автореферат дис. ... канд. юрид. наук. – М., 2002.
8.27. Чиркин В.Е. Юридическое лицо публичного права. – М., 2007.
8.28. Ячевская С.В. Министерство финансов Российской Федерации в системе государственного управления публичными финансами: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. – М., 2009.
8.29. Ячевская С.В. Министерство финансов Российской Федерации в системе государственного управления публичными финансами: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. – М., 2009.
8.30. Ячевская С.В. Правовой статус министерства в системе государственного управления России. Административно-правовые аспекты // Право и управление. XXI век, 2009, № 4.
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!