ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. РОССИЙСКО-УКРАИНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ПОСЛЕ РАСПАДА СССР
I.1. Обретение Украиной независимости
I.2. Концепция «многовекторности» во внешней политике Украины
I.3. Становление российско-украинских отношений
ГЛАВА II. ПРОБЛЕМЫ УКРАИНСКО-РОССИЙСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА С 1990 ПО 2000 ГГ.
II.1. Проблема статуса Крыма и Севастополя
II.2. Газовый конфликт
II.3. Гуманитарная сфера
ГЛАВА III. ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКО-УКРАИНСКИХ ОТНОШЕНИЙ С 2001 ПО 2013 ГГ.
III.1. Газовый конфликт
III.2. Проблемы Крыма и Севастополя
III.3.Гуманитарная сфера
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Распад CCCР и образование новых независимых государств предопределили изменение внешней политики крупных мировых игроков. Украина заняла особое место во внешней политике США, Европейского союза и России. Как утверждал З. Бжезинский, «Независимая Украина изменяет всю геополитическую карту Европы. Ее появление — одно из трех наиболее значительных геополитических событий XX столетия» .
Украина, став независимым государством в 1991 году, столкнулась со множеством вызовов, как во внешней, так и во внутренней политике. К ним относятся формирование собственной экономики, культурное и этническое самоопределение, выстраивание отношений с другими государствами и поиск своего места на международной арене. Эффективно справиться с этими вызовами украинскому руководству не удалось. На протяжении 24 лет независимости украинская экономика деградировала и теряла конкурентоспособность. Вместо устаревающей советской промышленности не было создано новых эффективных производственных мощностей. Не произошло национального самоопределения. Напротив, углубился разрыв между регионами страны, обострился конфликт между ними. Не было выстроено четкой внешнеполитической линии. В результате сегодня Украина является слаборазвитым по меркам Европы, раздираемым внутренними противоречиями государством .
Украина находится между двумя сильными внешними акторами, которые оказывают мощное влияние на ее политику: с одной стороны находится Российская Федерация и Европейский союз и США – с другой. Каждая из этих сторон пытается претворить в жизнь свои интересы, используя при этом свои рычаги влияния.
По мнению многих экспертов, Украина находится на грани гражданской войны. Только время может показать – найдёт ли страна в себе силы выйти из данной сложившейся ситуации и определить четкую линию во внешней и внутренней политике.
Актуальность темы исследования заключается в необходимости разобраться в том, что мешает сотрудничеству двух государств, связанных общностью исторического прошлого, этнической родственностью народов. А так же следует понять, почему два родственных народа в данный промежуток времени проводят политику, настроенную друг против друга. Является ли этой причиной только Крымский кризис? Или причины данного противостояния были заложены намного раньше?
Объектом работы является современное политическое состояние на Украине и внешняя политика России в данной связи.
Предметом работы является политическое противостояние Украины и России.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1991 года по 2013 год.
Нижний предел обозначен 1991 годом, когда произошел распад Советского Союза.
Верхний предел фиксирует 2013 год, последний год, когда Крым был официально территорией Украины. 16 марта 2014 года был проведен референдум по присоединению Крыма к России, в результате которого Крым был просоединен к территории Российской Федерации.
Источниковая база исследования. В работе использованы документы, относящиеся к новейшей истории стран и институтов постсоветского пространства. Можно выделить следующие группы источников:
1. Основополагающие документы внешней политики Украины.
2. Двухсторонние соголашения между Украиной и Российской Федерацией.
3. Заявления и интервью политиков Украины и других стран постсоветского пространства.
4. Мемуары бывших политиков и дипломатов. Благодаря этим источникам можно сформировать более подробную картину тех или иных событий, принятия ключевых политических решений.
Степень научной разработанности проблемы.
Цель работы – ознакомиться с основными направлениями во внешней политике Украины и России, определив проблемы их международного сотрудничества.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- Рассмотреть российско-украинские отношения после распада СССР;
- Изучить проблемы украинско-российского сотрудничества с 1990 по 2000 гг.
- Провести анализ проблем российско-украинских отношений с 2001 по 2013 гг.
Структура курсовой работы имеет традиционную структуру и состоит из введения, трёх глав, которые имеют свои параграфы, заключения и списка использованных источников и литературы
ГЛАВА 1. РОССИЙСКО-УКРАИНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ПОСЛЕ РАСПАДА СССР
I.1. Обретение Украиной независимости
Короткий, всего в несколько лет отрезок отечественной летописи, вобрав в себя значимые и знаковые для судьбы страны события, навечно врезался в памяти народа судьбоносным, поворотным моментом его истории.
Речь идёт о периоде, когда состоялась закладка правовых основ для легитимизации процесса государства на его начальном этапе. Он ограничивается двумя актами основополагающего политико-правового значения, которые, среди прочего, направлены на конституализацию процессов становления самостоятельного государства. Этот период от 16 июля 1990 г. - даты принятия Верховной Радой Украины Декларации о государственном суверенитете Украины - до принятия ею 24 августа 1991 г. Акта провозглашения независимости Украины, отмечен другими решениями украинских парламентариев, направленных на реализацию положений Декларации. Таким образом, выстраивание правовой цепочки актов в подтверждение этих положений логически завершается финальным аккордом - Актом провозглашения независимости Украины.
12 июня 1990 г. Первый съезд народных депутатов РСФСР принял исторический документ - Декларацию о государственном суверенитете РСФСР. В седьмом пункте Декларации повторялась норма советских конституций: «РСФСР сохраняет за собой право свободного выхода из СССР в порядке, устанавливаемом Союзным договором и основанном на нём законодательстве» . Декларация была направлена не против Советского Союза, а только против общесоюзного компартийно-советского центра. Она, как и декларации других республик, послужила примером для крупнейшей национальной республики - Украины.
В Верховном Совете УССР, который, благодаря конституционной реформе, превратился в центр власти в Украине, преобладала номенклатура. Выборы показали потерю Компартией Украины монополии на власть, однако оппозиция их всё-таки проиграла. Однако в сложной ситуации революционного беспорядка и экономического кризиса она не знала, какие законы и постановления следует принимать. Инициативу в парламентской жизни проявляли численно меньшие депутаты, избранные от «Демократического блока».
Именно они пропагандировали свои цели и навязывали их большинству. Оппозиция взяла в свои руки руководство некоторыми парламентскими комиссиями. В частности, «Народный совет» контролировал комиссии по правам человека, культуры и духовного возрождения, науки и образования, иностранных дел, экономических реформ, чернобыльской катастрофы.
28 июня 1990 г. Украинский парламент начал рассматривать вопрос о государственном суверенитете. Рассмотрение этого вопроса тесно переплеталось с другим политическим событием - ХХVIII съездом КПСС. ХХVIII съезд КПСС открылся в Москве 2 июля 1990 г. Вечером 1 июля крупная группа народных депутатов отбыла в Москву. Ссылаясь на то, что парламент обсуждает судьбоносный в истории Украины вопрос, 5 июля В.М. Чорновил сделал заявление Народного совета с требованием немедленно отозвать всех депутатов-делегатов съезда КПСС. В случае игнорирования этого требования поднимался вопрос о смене руководства парламента. В.А. Ивашко понимал, что, когда будет обсуждаться Декларация о государственном суверенитете, он должен работать в Киеве, однако не мог покинуть съезд, потому что был избран председателем редакционной комиссии.
Лишь после триумфального принятия соответствующей Декларации парламент вернулся к организационному вопросу и 18 июля избрал председателем Верховной Рады Украины Л. Кравчука. За него было подано 239 голосов представителей парламентского большинства. По тому, как принималась Декларация о государственном суверенитете Украины, следила вся республика: парламент работал в прямом эфире. Хорошо осознавая значение документа, депутаты многократно взвешивали каждое слово. Окончательный текст принято 16 июля поименным голосованием.
Государственный суверенитет определялся как верховенство, самостоятельность, полнота и неделимость власти республики в пределах ее территории, независимость и равноправие во внешних сношениях. Территория УССР в существующих границах объявлялась неприкосновенной .
В Декларации провозглашалось «желание государства обеспечивать национально культурное возрождение украинского народа, его историческое сознание, традиций, функционирования украинского языка во всех сферах общественной жизни: политической, социально-экономической, культурной. Всем национальностям, проживавшим на территории республики, гарантировалось право на свободное национально-культурное развитие» .
Декларация провозглашала «право Украины на собственные вооруженные силы, внутренние войска и органы государственной безопасности. Указывалось на то, что украинское государство самостоятельно определяет порядок прохождения военной службы гражданами республики. Провозглашался намерение Украины стать в будущем нейтральным государством, которое не будет участвовать в военных блоках и придерживаться трех неядерных принципов: не принимать, не производить и не приобретать ядерное оружие» . Деятельность Народного движения Украины способствовало созданию многопартийности. На начало 1991 г. было зарегистрировано 13 политических партий.
Однако совокупная их численность (за исключением коммунистической) не превышала 30 тыс. человек. Политические партии делились на три течения: национально-демократическую, либерально демократическую и коммунистическую. Подавляющее большинство партий национально-демократического направления входила в Народный рух Украины. ХХVIII съезд Компартии Украины, как и ХХVIII съезд КПСС, проходил в два этапа, с полугодовым перерывом. Второй этап съезда состоялся в декабре 1990 г., когда был принят устав, который определял идейное и организационное единство Компартии Украины в рамках КПСС. Во время подготовки ХХVIII съезда КПСС коммунисты с демократическими взглядами предложили альтернативный вариант платформы партии.
Представители Демократической платформы в КПСС провозглашали приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми, отвергали принцип «демократического централизма» как ведущего к созданию тоталитарной партии, отстаивали свободу фракций и обосновывали территориальный принцип построения партии с широкими горизонтальными структурами вместо производственно-территориальных. Второй всеукраинский съезд Народного партии Украины «Рух» состоялись в конце октября 1990г. Делегаты представляли 632 тыс. членов НРУ. Основное их количество (почти 57 процентов) представляли три области Галичины (Львовскую, Тернопольскую, Ивано-Франковске) и Киев. Подавляющее большинство делегатов (95 процентов) составляли украинцы. Более двух третей делегатов являлись инженерно-техническими работниками, служащими, научной и творческой интеллигенцией. На съезде были рассмотрены и утверждены дополнения в программу и устав, сокращенно название организации (снято слова «за перестройку»).
Главной целью деятельности НРУ признавалось восстановления независимости Украины. Идея сотрудничества с КПСС теперь отвергалась. Было основана новое звено управления - политический совет, а президиум НРУ переименовано в центральный провод. Экономический кризис в стране, который привела к потере управления народным хозяйством в результате непрерывных попыток усовершенствовать его, оказывался, прежде всего, в исчезновении из магазинов товаров народного потребления. В Украине продовольственный кризис становилась все более острым, но во многих регионах Российской Федерации положение было гораздо хуже. В такой ситуации большинство депутатов Верховного Совета УССР вели себя очень осторожно и не собирались немедленно воплощать в жизнь революционные нормы Декларации о государственном суверенитете. Тем более не желали менять общественно-политический строй республики. Во время парламентских дебатов председатель Верховной Рады Л. Кравчук четко заявил о том, что общественно-политическое устройство будет базироваться на «больших принципах советской власти и социалистического выбора». Только под сильным давлением общественности Верховная Рада осуществляла ограниченное наполнение Декларации настоящим содержанием.
В частности, 30 июля 1990 г. она приняла решение о возвращении в Украину для продолжения службы всех солдат Советской армии, призванных с территории республики. В начале октября 1990 г. Верховная Рада собралась на свою вторую сессию. Сразу ей пришлось рассматривать требования голодающих студентов, которое носило чисто политический характер. Студенты требовали роспуска Верховной Рады и проведения новых выборов, прохождения военной службы гражданами Украины только на своей территории, национализации имущества Коммунистической партии и комсомола, определение отношения к Союзного договора, отставки председателя Совета министров В. Масола .
17 марта 1991 г. население Украины выразило свою волю, отвечая на оба вопроса. В голосовании первого, общесоюзного вопроса приняли участие 31 514 тыс. человек, или 83,5 процента общего количества тех, кто получил бюллетени. Утвердительный ответ «Да» дали 22100000 человек, или 70,2 процента. Ответили "Нет" 8800000 человек, или 28 процентов. Незначительную часть бюллетеней участковые комиссии признали недействительными. В голосовании по вопросу, поставленному Верховной Радой Украины, приняли участие 31 465 тыс. человек, то есть почти столько же. Ответили «Да» 25200000 человек, или 80,2 процента. Итак, голосование по второму вопросу было более сплоченным. «Нет» сказали 5600000 человек, или 18 процентов. Сторонники и противники суверенизации республики все равно расценивали этапы референдума как свою победу. Но всем было понятно, что Декларация о государственном суверенитете Украины получила преобладающую поддержку граждан республики. Политические последствия опроса были более чем веские. Суверен-коммунисты в Верховном Совете УССР во главе с Л. Кравчуком заручились поддержкой народа. Вместе с демократической оппозицией они теперь образовывали большинство в парламенте. Понятно, что суверен-коммунисты видели обновленную, лишенную зависимости Украины совсем не такой, какой ее видели национал-демократы или либерал-демократы. Однако почти вся политическая элита Украины психологически отделилась от компартийно-советского центра и поставила тем самым под сомнение необходимость существования Советского Союза в нереформированном виде
I. Источники
а) Основополагающие документы внешней политики Украины
1. Декларація про державний суверенітет України, Верховна Рада УРСР, 16.07.1990 г. – Режим доступа: http://zakon1.rada.gov.ua/ laws/show/5512?test=4/UMfPEGznhh.N/.ZipPCcpnHI4wos80msh8Ie6
2. Закон «Про державний кордон України» от 4 ноябпя 1991, ВВР. – Режим доступа: http://zakon3.rada.gov.ua/laws/show/1777-12?test=4/UMfPEGznhhMT0.ZieCtPceHI4oU s80msh 8Ie6
3. О государственном суверенитете Украины Декларация (Ведомости Верховной Рады (ВВР), 1990 N З И, ст. 429.
4. "О провозглашении независимости Украины Постановление Верховной Рады Украинской PCP (Ведомости Верховной Рады (ВВР), 1991, N38, ст. 502
5. Постановление Верховной Рады Украины (Ведомости Верховной Рады (ВВР), 1993 N 37. ст.379. – Режим доступа: http: / zakon.rada.gov.ua, egi-bin.iaws main.egi? nrcg = 3360-12
6. Конституция Украины (Ведомости Верховной Рады (ВВР), 1996 N ЗО. – Режим доступа: http://www.president.gov.ua/documents/constitution
7. Закон Украины "О ратификации Соглашения в партнерстве и сотрудничестве между Укранной и Европейскими Сообществами и их государствами членами//Ведомости Верховной Рады Украины-1994-№46
8. Заявление Верховной Рады Украины о принятии Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении проекта закона Российской Федерации "О прекращении раздела Черноморского флота" (от 18.10.96 г.). - Режим доступа: http: //zakon1.rada.gov.ua/laws/show/n0001001-96
9. Закон «Про громадянство України» от 18 января 2001, ВВР. – Режим доступа: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/2235-14?test=4/UMfPEGznhhMT0.ZieCtPceHI4 oUs80msh8Ie6
Б) Основополагающие документы внешней политики России
10. Декларация о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, Москва, 12 июня 1990 г. – Режим доступа: http://constitution .garant.ru /act/base/10200087/
11. Постановление Верховного Совета Российской Федерации № 2293-1 “О единстве Краснознамённого Чёрноморского флота” (от 06.02.92 г.). – Режим доступа: http://sevkrimrus.narod.ru/ZAKON/o1954-1.htm.
12. Постановление Верховного Совета Российской Федерации № 5359-1 “О статусе города
13. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ в связи с решениями Верховного Совета Украины по Крыму (от 22 марта 1995 г. № 604-1 ГД). – Режим доступа:http://sevkrimrus.narod.ru/ZAKON/1995ref.htm#2
14. Севастополя” (от 09.07.93 г.). – Режим доступа: http://sevkrimrus.narod.ru/ZAKON/sewastop.htm.
В) Двусторонние соглашения России и Украины
15. Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной от 31 мая 1997 года. – Режим доступа: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=4181
16. Договор о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 г. // Исполнительный комитет СНГ : интернет-сайт. – Режим доступа: http://cis.minsk.by/reestr/ru/index.html#reestr/view/text?doc=3183
17. Договор Януковича и Медведева о базировании флота до 2042 г. Текст документа // Украинская правда : интернет-сайт. 2010. 22 апреля. – Режим доступа:: http://www.pravda.com.ua/rus/articles/2010/04/22/4956018/
18. Соглашение между Украиной и Российской Федерацией о дальнейшем развитии межгосударственных отношений, Дагомыс, 23.06.92 г. – Режим доступа: http: //zakon2.rada.gov.ua/laws/show/643_.
19. Соглашение между Украиной и Российской Федерацией о поэтапном урегулировании проблем Черноморского флота (Москва, 15.04.94 г.). – Режим доступа:: http://zakon3.rada.gov.ua/laws/show/643_128.
20. Соглашение между Украиной и Российской Федерацией о принципах формирования ВМС Украины и ВМФ России на базе Черноморского флота бывшего СССР, Ялта, 03.08.92 г. – Режим доступа: http://zakon2.rada.gov.ua/laws / show / 643_020.
21. Соглашение между Украиной и Российской Федерацией по Черноморскому флоту, Сочи, 9 июня 1995. – Режим доступа: http://zakon0.rada.gov.ua/laws/show/643_082
22. Соглашение между Украиной и Российской Федерацией по Черноморскому флоту, Сочи, 9 июня 1995. Режим доступа:http://zakon0.rada.gov.ua/laws/show/643_082.
Г) Опубликованные обращения, выступления
23. Стенограмма выступления Председателя Верховного Совета АРК Владимира Константинова на заседании Президиума ВС АРК 17 января 2014 г. // Государственный Совет Республики Крым : интернет-сайт. – Режим доступа: http://www.rada.crimea.ua/news /17_01_2014_1
Д) Остальные документы
24. European Parliament resolution on a EU Strategy for the Black Sea // Black Sea News : website. 2011. October 27. – Режим доступа: http://www.blackseanews.net/ en/read/48717
25. ООН. Решение Совбеза ООН по Севастополю (от 20 июля 1993 года № S/26118). – Режим доступа: http://sevkrimrus.narod.ru/ZAKON/oonsev.htm
26.
1. Аналитическая записка. Удовлетворенность языковых потребностей граждан, языковая самоидентификация граждан Украины. Национальный институт стратегических исследований, 2009, http://www.niss.gov.ua/Monitor/November09/10.htm
2. Василевский М. и др. Неизвестная Россия и Украина Incognita // День. №225. 22 декабря 2006.
3. Вихров В. Украина в серой зоне между ЕС и Таможенным союзом. Журнал «Вся Европа» №9(79), 2013 г.
4. Дикий Е. Многовскторность нс проходит [Електроннії ресурс] / Експерт. 21 Мая 2007. Режим доступу: http://ww\Vjcxpcrt.ua/articlcs/8/0/2444/ Загол. с екрану.
5. Жильцов С.С. Украина: 20 лет пути к независимости. М: Восток – Запад, 2012 г. 338 с.
6. Зеркало недели, № 30, 15.8.2009, www.zn.ua/3000/3050/66878/. - Oleksiy Haran. Is the Russian language under threat // Ukraine in Europe ... [сноска 31], с. 15-16.
7. Из Таможенного союза Украина импортировала в основном минеральное топливо (66%)./ ZN,UA. 25.03.2013. [Электронный ресурс]. http://www.mdoffice.com.ua/pls/mdoffice/aSNewsDic.getNews?dat=25032013. (дата обращения 08.06.2014).
8. Калашников М., Бунтовский С. Независимая Украина. Крах проекта. М:ФОЛИО, 2010 г. 446 с.
9. Карта Севастополя: триумф президентов, трагедия Украины (Экспертная оценка. 31.01.1997 г..) / [С. П. Кудряшов, С. А. Одарич, Ю. М. Оробец, М. В. Томенко]. - М .: Фонд "Украинская перспектива", 1997. - 28 с
10. Карта Севастополя: триумф президентов, трагедия Украины (Экспертная оценка. 31.01.1997 г..) / [С. П. Кудряшов, С. А. Одарич, Ю. М. Оробец, М. В. Томенко]. - М .: Фонд "Украинская перспектива", 1997. - с.11
11. Карта Севастополя: триумф президентов, трагедия Украины (Экспертная оценка. 31.01.1997 г..) / [С. П. Кудряшов, С. А. Одарич, Ю. М. Оробец, М. В. Томенко]. - М .: Фонд "Украинская перспектива", 1997. - с.11
12. Консул пытался дать пощечину не мне, а Украинскому государству/ UNIAN.NET. 14.07.2009. [Электронный ресурс]. http://www.unian.net/politics/243941-konsul-pyitalsya-dat-poschechinu-ne-mne-a-ukrainskomu-gosudarstvu.html. (дата обращения 10.06.2014)
13. Леонид Кучма. Украина — не Россия. – Москва, 2003.
14. Международно-правовые аспекты становления и развития европейской безопасности на пороге XXI века: Монофафия / Баишуратов Н.А., Делвиський А.А. Одесса: Юридическая литература, 2004. С. 159.
15. Михеев В. Восточное партнерство: сверка курса. Журнал «Вся Европа» №10(59), 2011 г.
16. Михеев В. Евросоюз и Украина: вне зоны доступа. Журнал «Вся Европа» №12(82), 2013 г.
17. Мошес А. Россия - Украина: проблемы взаимоотношений // Современная Европа. 20009 №3. С. 63 - 73.
18. Об интеграционных тенденциях РФ и Украины в контексте ТС./ ЖУРНАЛ ЖЖ. 15.12.2013. [Электронный ресурс]. http://taki-net.livejournal.com/1681102.html. (дата обращения 07.06.2014)
19. Огрызко предлагает Москве готовиться к выводу флота из Севастополя //РИА Новости – Украина : интернет-сайт. 2008. 21 августа. URL: http://rian.com.ua/politics/20080821/77983145.html (дата обращения: 28.04.2017).
20. Опыт функционирования Таможенного союза вызывает сомнения в его успешности./ Еженедельник ZN.UA.24.03.2013. [Электронный ресурс]. http://zn.ua/ECONOMICS/opyt-funkcionirovaniya-tamozhennogo-soyuza-vyzyvaet-somneniya-v-ego-uspeshnosti-119306_.html. (дата обращения 09.06.2014).
21. Патриарх Кирилл на торжественном открытии III Ассамблеи Русского мира, 3.11.2009, www.patriarchia.ru/db/text/928446.html.
22. Перепелица Г. Судьба Черноморского флота // Политика и время. - 1993. - № 10. - С. 27-32
23. Планов на аннексию Крыма у Путина не было/Правда –ТВ. 17.04.2014. [Электронный ресурс]. http://news.yellow-page.com.ua/politika/item/4717-planov-na-anneksiyu-kryma-u-putina-ne-bylo-vystuplenie-putina-segodnya-17-04-2014.html. (дата обращения 08.06.2014)
24. Планов на аннексию Крыма у Путина не было/Правда –ТВ. 17.04.2014. [Электронный ресурс]. http://news.yellow-page.com.ua/politika/item/4717-planov-na-anneksiyu-kryma-u-putina-ne-bylo-vystuplenie-putina-segodnya-17-04-2014.html. (дата обращения 08.06.2014).
25. Постановление Верховного Совета Российской Федерации № 2293-1 “О единстве Краснознамённого Чорноморского флота” (от 06.02.92 г.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sevkrimrus.narod.ru/ZAKON/o1954-1.htm.
26. Председатель ВС Крыма – один из главных спонсоров Партии регионов в Крыму в период "оранжевой" власти, основатель и владелец крупнейшей строительной фирмы Крыма "Консоль".
27. Президент Украины Виктор Янукович инициирует учреждение и реализацию пилотного проекта развития Крыма в рамках расширения сотрудничества по программе Европейского союза "Восточное партнёрство" // LB.ua : интернет-сайт. URL: http://lb.ua/news/2010/07/09/55362_yanukovich_predlozhil_evrope_razviv.html (дата обращения: 16.04.2014).
28. Проблемы Таможенного союза в Центральной Азии/ Lragir.am#sthash.TifHHKqe.dpuf. 14 Апреля 2014. [Электронный ресурс]. http://www.lragir.am/index/rus/0/comments/view/35599. (дата обращения 08.06.2014).
29. Россия, Украина, ЕС: кто с кем хочет быть и почему. Портал «РИА Новости». 11.01.2013. . [Электронный ресурс].http://ria.ru/world/20131101/974234772.html#13916209786014 &message=resize&relto=login&action=removeClass&value=registration. (дата обращения 08.06.2014).
30. Россия, Украина, ЕС: кто с кем хочет быть и почему. Портал «РИА Новости». 11.01.2013. . [Электронный ресурс].http://ria.ru/world/20131101/974234772.html#13916209786014 &message=resize&relto=login&action=removeClass&value=registration. (дата обращения 08.06.2014).
31. Савицкая А. Крымские промышленники не видят перспектив при вступлении Украины в ЕС. Европейцы признали: Украину ждут безработица и разорение предприятий /Анна Савицкая // Новый регион – 2 : интернет-сайт. 2013. 9 октября. URL:http://nr2.ru/crimea/464223.html (дата обращения: 09.10.2013).
32. Статистика Управления финансов и экономического анализа Министерства курортов и туризма Республики Крым. Об основных характеристиках туристического потока Республики Крым // Министерство курортов и туризма Республики Крым : интернет-сайт. 2013. С. 1. URL: http://crimea.gov.ua/about-us/organizations/rp-kkta (дата обращения: 27.03.2014).
33. Таможенный союз: теряют все, кроме России./Экономика. By/[Электронный ресурс]. http://ekonomika.by/otnosheniya-s-drugimi-stranami/tamozhenniy-soiuz-teryaiut-vse-krome-rossii. (дата обращения 09.06.2014).
34. Украина—ЕС: проблемы интеграции/ Еженедельник ZN.UA. 7 июня 2013 . [Электронный ресурс]. http://gazeta.zn.ua/international/ukraina-es-problemy-integracii-_.html. (дата обращения 07.06.2014)
35. Украинский экспорт важен для России./Вести экономика. 03.03.2014. [Электронный ресурс]. http://www.vestifinance.ru/articles/40089. (дата обращения 07.06.2014)
36. Хартия Украина – НАТО 5 июля 1997 с дополнениями 2009 г.; Хартия о стратегическом партнёрстве между Украиной и США от 19 декабря 2008 г.
37. Чекаленко Л. Основы взаимоотношений Украины и России: Крым / л Чекаленко //Вече. - 2014. - № 6 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.viche.info/journal/4105/.
38. Черноморский флот – хронология раздела [Електронний ресурс]. – Режим доступу:http://flot2017.com/file/show/none/4587.
39. Экспорт белорусских товаров сокращается./Экономика и бизнес. 01.04.2013. [Электронный ресурс]. http://www.moyby.com/news/105936/.(дата обращения 09.06.2014).
40. Энтин М.Л. В поисках партнерских отношений. Россия и Европейский союз в 2006-2008 годах. М: Зебра Е, 2009 г. 768 с.
41. Юркова Т.И., Юрков С.В.Экономика предприятия/Электронные учебник. [Электронный ресурс]. http://www.aup.ru/books/m88/(дата обращения 07.06.2014)
42. Янукович надеется, что скоро будет безвизовый режим с ЕС и за полгода – соглашение об ассоциации // Newsru.ua : интернет-сайт. 2010. 9 июля. URL: http://rus.newsru.ua/ukraine/09jul2010/es_yanyk.html (дата обращения: 16.04.2014)
43. Янукович провалил Саммит в Вильнюсе./Телеканал новостей "24". 30.11.13 . [Электронный ресурс]. http://m.24tv.ua/home/showSingleNews.do?itogi_nedeli_yanukovich_provalil_sammit_v_vilnyuse&objectId=387988&lang=ru. (дата обращения 08.06.2014).