Гражданское право, являясь системой норм права, регулирует общественные отношения в области гражданского оборота. Посредством сделок осуществляется нормативный процесс имущественных отношений в обществе: граждане распоряжаются своим имуществом, пользуются услугами предприятий бытового обслуживания, розничной торговли, транспорта, связи. Различные организации вступают во взаимоотношения, связанные с поставкой товаров, перевозкой грузов, строительством, закупками необходимых материалов и т.п. Граждане и юридические лица совершают при этом самые разнообразные действия, в результате которых возникают, изменяются и прекращаются права и обязанности. В нашей жизни мы постоянно сталкиваемся со сделками.
Сегодня гражданское право служит регламентации товарно-денежных и иных отношений, участники которых выступают равными самостоятельными и независимыми друг от друга. Главным юридическим средством завязки и определения содержания отношений между вышеуказанными субъектами являются сделки. Именно сделки – то правовое средство, при помощи которого социально и экономически равноправные и самостоятельные субъекты устанавливают свои права и обязанности, т.е. юридические пределы свободы поведения.
Сделки играют в общественной жизни многогранную роль. Поэтому в гражданском праве действует принцип допустимости – действительности любых сделок, не запрещенных законом, т.е. срабатывает принцип свободы сделок на современном этапе развития Российской Федерации.
Именно по этому на современном этапе развития гражданского права, этапе становления и развития рыночных отношений, особую актуальность приобретают вопросы и проблемы сделок вообще и договоров в особенности. Действительно, сравнительно небольшой период свободной экономической деятельности (с начала 90-х) породил ряд проблем, в основном связанных с действительностью и недействительностью сделок: суды перегружены делами, связанными с действительностью сделок, особенно между предпринимателями.
Создавшаяся ситуация настоятельно требует переосмысления некоторых теоретических конструкций, связанных с действительностью сделок, в целях дать практические рекомендации разрешения некоторых проблем современной правоприменительной практики.
В связи с вышеизложенным основную целью нашего исследования можно было определить как изучение института гражданско-правовых сделок в рамках российского законодательства.
Дополнительную актуальность работе можно объяснить тем, что автору в своей будущей профессии юриста-консультанта придется сталкиваться в основном со сделками, в связи с чем представляется необходимым подробно изучить обозначенную тему, быть грамотным специалистом в своей профессии, в будущем донести до граждан знание закона.
Объектом работы выступают правоотношения, возникающие в связи с оформлением участниками делового оборота предпринимательских отношений в форме сделок.
Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи:
1. Определить понятие и значение гражданско-правовых сделок.
2. Рассмотреть основные виды гражданско-правовых сделок.
3. Изучить законодательные требования к форме сделок.
4.Дать правовую характеристику условий и последствий недействительности сделок.
5. Классифицировать сроки давности по требованиям о недействительности сделок.
Логическая структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, включающих в себя параграфы, заключения и списка использованных источников.
Глава 1. Гражданско-правовые сделки как основания возникновения гражданских правоотношений
1.1 Понятие и значение сделок
Гражданское право регулирует отношения экономического оборота, которые разнообразны и подвержены периодическим изменениям. Поэтому гражданские права и обязанности чаще всего возникают в результате целенаправленных и правомерных действий организаций и граждан, являющихся участниками экономического оборота. Сделки являются одним из важнейших и наиболее распространенных юридических фактов и оснований возникновения, изменения или прекращения гражданских прав и обязанностей. Именно поэтому понятие сделки относится к числу основных институтов и понятий гражданского права. Указанное значение сделок и сегодня требует всестороннего и полного изучения их правовой природы, отличительных признаков, условий действительности и оснований их недействительности .
На протяжении нескольких десятков лет, начиная с принятия первого Гражданского кодекса РСФСР в 1922г., многие проблемы теории сделок были глубоко изучены советской и российской цивилистической наукой. По целому ряду вопросов высказывались интересные суждения, которые способствовали развитию не только теории права, но и непосредственно гражданского законодательства. Однако до настоящего времени, не смотря на введение в действие нового Гражданского кодекса Российской Федерации, некоторые аспекты теорий сделок оказались неразрешенными.
Характерно и то, что в течение более двух десятилетий, до 1946 г., в советской и российской цивилистической литературе не уделялось сколько-нибудь серьезного внимания исследованию и разработке рассматриваемого правового института. Мало того, даже не предприни-мались попытки дать полное (научное) определение сделки, отграничивавшее ее от недействительных сделок.
Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая, введенный в действие с 1 января 1995 г. (ст. 153), почти дословно повторил понятие сделки, сформулированное в Основах и в ГК РСФСР.
Как было отмечено ранее, сделка — это юридическое действие. Но юридическим действием является и правонарушение. Что же отграничивает сделку от правонарушения?
В литературе предложена следующая классификация юридических фактов : события и действия; последние распадаются на правомерные и неправомерные. Правомерные действия в свою очередь делятся на юридические акты и юридические поступки и т.д.
Поскольку мы не ставим своей задачей дать полную классификацию юридических фактов, а только намерение подойти к определению сделки путем ее отграничения от других юридических фактов, то дальнейшее их деление на более детальные виды нас не интересует. Изложенная же выше классификация юридических фактов, с которой в основном мы согласны, дает возможность подойти к рассмотрению вопроса о том, какие действия составляют сделку.
Сделку от деликтов отличает направленность на установление, изменение и прекращение гражданского правоотношения, но и то обстоятельство, что сделки являются действиями дозволенными, а деликты — действиями не правомерными. Кроме того, сделка направлена на достижение положительного результата, к которому и стремятся стороны. Наступление же отрицательных последствий не характерно для стремления субъектов самой сделки.
Обязательным признаком сделки является правомерность действия, составляющего ее существо. Правомерность действия — это конститутивный элемент сделки, отличающий ее от правонарушения. Отсутствие в конкретной сделке элемента правомерности означает, что возникшее по форме как сделка действие на самом деле является не сделкой, а правонарушением.
Таким образом, сделка — это правомерное юридическое действие, направленное на достижение определенных правовых последствий, и этим она отграничивается, во-первых, от событий, во-вторых, от неправомерных действий и, в-третьих, от других правомерных действий.
Таким образом, сделку характеризуют следующие признаки:
*Сделка - это всегда волевой акт, т.е. действия людей;
*Это правомерные действия
* Сделка специально направлена на возникновение, прекращение или изменение гражданских правоотношений
* Сделка порождает гражданские отношения, поскольку именно Гражданским законом определяются те правовые последствия, которые наступают в результате совершения сделок.
При этом в статье 153 ГК имеются в виду не только граждане и юридические лица РФ, но и иностранные граждане и юридические лица, а так же лица без гражданства, если иное не предусмотрена федеральным законом. Помимо того, сделки могут быть совершены другими участниками регулируемых гражданским законодательством отношений РФ, муниципальными образованиями .
1.2 Воля и волеизъявление в сделке
Сделки всегда представляют собой волевые акты. Они совершаются по воле участников гражданского оборота.
Изъявления воли можно разделить по трем группам: 1) прямое волеизъявление, которое совершается в устной или письменной форме, например, заключение договора, сообщение о согласии возместить ущерб и т.п. 2) косвенное волеизъявление имеет место в случае, когда от лица, намеревающегося совершить сделку исходят такие действия из содержания которых явствует его намерение совершить сделку. Такие действия называются конклюдентными (от лат. concludere -заключать, делать вывод). Оплата проезда в метро, помещение товара на прилавке сами по себе уже означают намерение лица заключить сделки, которые в соответствии с законом могут быть совершены устно; 3) изъявление воли может иметь место и посредством молчания. Однако такое выражение волеизъявления допускается только в случаях предусмотренных законом или соглашением сделку .
Из определения сделки, которое содержится в законе (ст. 153 ГК РФ), прежде всего, следует, что сделка относится к тем юридическим фактам, которые являются действиями в противоположность событиям и которые происходит по воле людей.
В сделке следует различать два элемента: волю (субъективный) и волеизъявление (объективный). Оба эти элемента совершенно необходимы и равнозначны. Только в их единстве заложена сущность сделки. Отсутствие любого из этих элементов означает отсутствие сделки.
Тот же факт, что на поверхности находится волеизъявление, не означает, что закон ему придает решающее значение в противовес внутренней воле. Волеизъявление — это единственный способ сообщения о действительной внутренней воле субъекта другим участникам гражданского оборота. Поэтому, волеизъявление — следствие свободной воли субъекта сделки и обычно выражает ее действительное содержание.
Совершенно очевидно, что нельзя противопоставлять внутреннюю волю и способ ее проявления вовне. Ибо такое же объективное мерило можем мы приложить к намерению, помимо содержания действия и его формы. Именно в этом значении закон говорит о волеизъявлении, но исходит он из безусловного единства, воли и волеизъявления, не отдавая предпочтения ни одному, ни другому. И никакие соображения устойчивости гражданско-правовых связей не могут обусловить необходимостью считаться с тем, что было выражено вовне. В тех случаях, когда содержание волеизъявления не соответствует внутренней воле субъекта, закон (ст. 178, 179 ГК РФ) предоставляет возможность признавать такие сделки недействительными .
Всегда предполагается (действует презумпция), что содержание волеизъявления полностью соответствует действительному намерению, действительной воле лица до тех пор, пока не будет доказано обратное.
Ст. 178 и 179 ГК РФ, признающие недействительность сделок, совершенных под влиянием заблуждения, обмана, насилия, угрозы, злонамеренного соглашения представителя одной стороны с другой стороной, как и ст. 170 ГК РФ, признающая недействительность мнимой, притворной сделки, подтверждают изложённое мнение.
При нарушении этого единства в любом случае (что бы ни выступало на первый план — воля или волеизъявление) наступают условия (основание), при которых сделка может быть или должна быть признана недействительной.
Все изложенное выше относится и к формированию воли (волеобразованию) и проявлению воли (волеизъявлению) юридических лиц. Правда, процесс волеобразования последних проходит сложнее, чем у граждан. Являясь субъектом гражданского права, юридическое лицо способно формировать и изъявлять свою волю. Причем воля юридического лица — это именно его воля хотя психологически она вырабатывается и изъявляет живыми людьми.
Формирование воли юридического лица носит, как правило, коллективный характер. Волеизъявление же осуществляют только определенный орган или уполномоченные этими органами представители, действующие на основании доверенности. Подлинным же и действительным участником своих правоотношений является само юридическое лицо . Сделка представляет собой единство субъективного (воля) и объективного (волеизъявление) элементов, причем на поверхности находится волеизъявление, с которым и связываются правовые последствия. Можно ли при таких условиях сказать, что понятия «волеизъявление» и «сделка» равнозначны, или волеизъявление не всегда означает сделку, т.е. между ними не всегда можно поставить знак равенства?
Для односторонних сделок достаточно одного волеизъявления, ибо одностороннюю сделку определяют как такую сделку, для совершения которой достаточно волеизъявлеия стороны, или как сделку, представляющую собой волеизъявление одной стороны (п. 2 ст. 154 ГК РФ).
Такое определение односторонней сделки позволяет поставить знак равенства между нею и волеизъявлением. Достаточно одного волеизъявления или, вернее, встречных совпадающих волеизъявлений двух или более участников договора и для так называемых консенсуальных договоров, достижение соглашения при которых означает заключение сделки, заключение договора .
Но сделками являются и так называемые реальные договоры, для совершения которых недостаточно одного волеизъявления (встречных волеизъявлений), а требуется еще и передача вещи, денег (например, договор займа, купли-продажи, перевозки и т.п.).
Изложенное свидетельствует о том, что понятие волеизъявление не охватывает всех видов сделок. Следовательно, оно не равнозначно сделке. Именно поэтому закон (ст. 153 ГК РФ) пользуется понятием «действие», которое шире понятия «волеизъявление» и включает в себя, кроме волеизъявления, еще и передачу денег или вещей.
1. Конституция РФ от 1993г.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая: Федеральный закон от 30 ноября 1994г. №51-ФЗ// СЗ РФ.- 1994.-№32.- Ст.3301
3. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» //Собрание законодательства РФ от 28.07.1997г. №30 ст.3594.
4. Архив Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда - 2014. Дело №1-1639.
5. Брагинский М.И. Сделки: понятия, виды и формы. - М. – 2014. – 345с.
6. Генкин Д.М. Недействительность сделок, совершенных с целью противной закону//Ученые записки ВИЮН. Вып.V. – 1947. – 613с.
7. Гражданское право в 2-х томах под, ред. ЕА Суконова. - М. – 2013. – 436с.
8. Гражданское право России. Курс лекций. Часть первая. Под ред. О.Н. Садикова. – М.: Юрид. Лит. - 2014. – 304 с.
9. Ершова, И.В., Иванова Т.М. Предпринимательское право: Учебное пособие. Юриспруденция. - 2016. – 678с.
10. Занковская С. В. Существенное заблуждение в сделке в советском гражданском праве: Автореф. канд. дис. М. - 1950. – 176с.
11. Иоффе О. С. Советское гражданское право. М.: Юридическая литература. - 1967. – 543с.
12. Калмыков Ю.X. О значении общих положений гражданского законодательства // Гражданский кодекс России. Проблемы. Теория. Практика. - М. – 2013. – 647с.
13. Каплин А.Г. Гражданское право России. - М. – 2014. - 543с.
14. Килячков, А.А., Чалдаева, Л.А. Практикум по российскому рынку ценных бумаг. Учебник — М.: Издательство БЕК. - 2015. – 873с.
15. Козлов, А.П. Российский фондовый рынок // Вопросы экономики. – 2014. - №4. – С.45-47.
16. Комментарии части первой Гражданского кодекса Российской Федерации для предпринимателей. - М. – 2015. – 543с.
17. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ. Часть первая. / Под ред. проф. Т.Е.Абовой и А.Ю.Кабалкина - М.: Юрайт-Издат. - 2014. – 764с.
18. Корнеев С.М. Гражданское право М. - 2015. – 654с.
19. Красавчиков О. А. Юридические факты в советском гражданском праве. М.: Госюриздат. - 1958. – 265с.
20. Куников Н.А. Гражданско-правовые сделки. Представительство. Общее учение об обязательстве. Способы обеспечения обязательств. – М. – 2015. – 543с.
21. Новицкий И. Б. Сделки. Исковая давность. – М.:Инфа-М – 2003. – 542с.
22. Толстой Ю.К. Недействительность сделок и ее последствия. - М. – 1998. – 453с.
23. Халфина Р.О., Масевич М.Г.// Популярный справочник-словарь по российскому гражданскому праву. - М. – 2014. – 543с.
24. Шершеневич Г. Ф. Учебник русского гражданского права. М. - 1911. – 214с.