Введение
1. Проблемы развития регионов
2. Основные инструменты стратегического управления регионом
3. Стратегические цели региональной экономической политики
4. Управление социально-экономическими процессами на уровне региона
Заключение
Литература
В России в последние несколько лет весьма интенсивно развиваются региональные политические исследования. Однако, сегодня можно говорить о том, что завершен лишь первый период формирования нового направления исследований, характеризующийся накоплением эмпирического материала и специализацией ученых (рекрутированных, как правило, из других отраслей науки).
В самом деле, в ситуации, когда интерес к региональным процессам подпитывается почти исключительно вненаучными факторами, в исследованиях трудно избежать утилитарности, а само по себе накопление эмпирического материала не приводит к формированию качественно нового научного знания. Более того, региональные политические исследования развиваются не то чтобы в полном отрыве от процессов, присущих российской политологии на федеральном уровне, но в целом явно вторичны по отношению к ним.
Эти пробелы - к сожалению, лишь одни из многих присущих ей сегодня - можно рассматривать как неиспользованный потенциал ее развития.
Несмотря на проводимую исследовательскую работу в области регионалистики до сих пор отсутствуют обобщающие публикации, которые позволили бы проанализировать институционализацию основных субъектов и факторов региональной политики, особенности политических процессов в этой сфере.
Вместе с тем, поскольку региональные политические процессы начинают играть все большую роль в российской политике, то в обозримом будущем следует ожидать роста интереса к практическим аспектам региональной политики.
Спектр тем политической регионалистики в работах различных авторов простирается от геополитики до краеведения; среди дисцплинарных рамок, принятых в западной науке, российские авторы ориентируются на столь различные образцы.
Подавляющее большинство исследователей - ученых и практиков признают необходимость изменения ныне существующей практики федеративных отношений (как в части национальной формы организации федерации, так и в части ее асимметрии). Однако методы реорганизации федеративного устройства России предлагаются весьма различные - начиная от экономического диктата Центра по отношению к слабым регионам с одновременной изоляцией сильных до радикального изменения территориально-политического устройства страны, предполагающего укрупнение субъектов Федерации. Некоторые авторы рассматривают нынешнее состояние федеративных отношений в России как временное и видят пути преодоления кризисной ситуации в "гражданской интеграции" российского общества или в отказе от федерализма как такового по мере укрепления Центра.
- Андреев А.В. Основы региональной экономики. – М.: КНОРУС, 2007.
- Бандман М.К., Зайцев И.Ф., Семенов П.Е., Шнипер Р.И., Штульберг Б.М. Размещение и территориальная организация производительных сил. (Матер. к основам законодательства РФ).// Центр, 2012. - № 2.
- Воротилов В.А. Согласование отраслевого и территориального принципов хозяйствования на различных уровнях экономики. СПб, Петрополис, 2012.
- Коваленко Е.Г. Региональная экономика и управление. – СПб: Питер, 2005.
- Козловская О.В., Акерман Е.Н. Особенности стратегического управлении региональным развитием на современном этапе (на примере Томской области) // Российский экономический журнал (интернет публикации), 2007. - №11.
- Лапыгин Д.Ю. Развитие региона методом программно-целевого программирования // Экономика региона, 2007. - № 15.
- Лексин В., Мильнер Б., швецов А. Региональная политика России: концепции, проблемы, решения// Росс. эконом. Журнал, 2012. - № 40.
- Новиков А.В. и др. Региональная стратегия России.// Регион: экономика и социология 2012. - № 3.
- Пархоменко Л.В. Анализ региональных программ//Интернет ресурсы: http://www.optim.su/fin/2012/1/fin_2012.
- Райзберг Б.А., Фатхутдинов Р.А. Управление экономикой. Интернет ресурсы: http://nwapa.spb.ru/htmldb/0602/chapterhtml.