Введение
Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОРСКОГО ДОГОВОРА
1.1. Виды авторских договоров в гражданском праве
1.2. Специфика субъективного состава на стороне исполнителя по договору авторского заказа
1.3. Множественность лиц на стороне авторского договора
Вывод
ГЛАВА 2. СОСТАВЛЕНИЕ АВТОРСКОГО ДОГОВОРА, СОДЕРЖАНИЕ И ПРАВООТНОШЕНИЕ ПО ДОГОВОРАМ АВТОРСКОГО ЗАКАЗА
2.1 Составление авторского договора
2.2. Правоотношения по договорам авторского заказа
Заключение
Список использованной литературы
Авторское право в настоящее время является одним из важнейших, динамично развивающихся направлений гражданского права. Значение авторского права в регулировании общественной жизни особенно резко возросло в последние годы. В основном это связано с невероятной скоростью и масштабностью развития технических средств и технологий, которые позволили быстро копировать и распространять традиционные объекты авторского права.
Соответственно, актуальность авторского права, его роль в современном мире настоятельно требует подробного изучения его норм, в том числе норм, регулирующих передачу авторских прав на произведения науки литературы и искусства посредством авторского договора.
Исследуемая проблема имеет значительное социально - общественное и экономическое значение. Именно договорная форма использования творческих произведений с одной стороны, обеспечивает защиту как личных, так и имущественных прав авторов, а с другой стороны, способствует широкому вовлечению творческих произведений в рыночный оборот и, в конечном итоге, приумножению духовного потенциала общества. Кроме того, в настоящее время согласно законодательству большинства стран мира использование произведений автора другими лицами осуществляется на основании авторского договора, за исключением довольно ограниченного перечня случаев, специально закрепленных в различного рода нормативно-правовых актах. Особенно актуально изучение норм, регулирующих договорный способ использования произведений, для Российской Федерации, где в силу происходящих в обществе социально-экономических преобразований, использование творческих произведений, ранее довольно жестко регламентировавшееся законодательством, осуществляется в настоящее время именно путем заключения авторского договора на основе свободного волеизъявления сторон. Поэтому подробное изучение и последующее совершенствование норм, регулирующих авторский договор, является в настоящее время одним из самых актуальных направлений российской правовой науки.
Вместе с тем следует заметить, что социально-экономическая ситуация в той или иной стране,
Актуальность такого исследования обусловлена и тем, что оно позволяет выявить пробелы и недостатки в правовом регулировании указанных нами отношений, а также достоинства, присущие правовому регулированию авторских договоров.
Актуальность исследования в немалой степени предопределена современными изменениями в действующем законодательстве, в том числе и регулирующем непосредственно авторские договоры, которые настоятельно требуют совершенствования теоретических представлений о правовом регулировании отношений связанных с этими договорами.
Степень разработанности темы.
Правовое регулирование авторского договора в рамках гражданского права было подробно изучено применительно к законодательству, действовавшему до принятия Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» 1993 года. При этом рассматриваемые нами проблемы затрагивались как в работах, специально посвященных авторским договорам, так и в работах, имевших своим предметом авторское право вообще. Именно работы таких ученых, как Ан-тимонов Б.С., Флейшиц Е.А., Ваксберг А.И., Гаврилов Э. П., Дозорцев В. А., Камышев В.Г., Клык Н. JL, НикитинаМ.И., ПавловаЕ. А., СавельеваИ. В., Серебров-ский.И., Сутулов Д. М., ЧернышеваС. А., Чертков В.Л., Юрченко А. К., заложили основы теоретического осмысления проблем, связанных с правовым регулированием авторских договоров в России, в том числе и применительно к отдельным их видам, которые были использованы при написании нашей работы.
Цель изучение особенностей заключения авторских договоров устранение пробелов в правовом регулировании авторского договора в гражданском праве России
Для достижения поставленной цели исследования, а также полного и всестороннего изучения предмета курсовой работы поставлены следующие задачи:
- изучить виды авторских договоров в гражданском праве;
- изучить специфику субъективного состава на стороне исполнителя по договору авторского заказа;
- исследование составления авторского договора;
- изучить правоотношения по договорам авторского заказа.
Методология исследования
Предмету и целям работы служит избранная нами методология. Значение метода познания исключительно велико для понимания объективной действительности, в том числе правовой.
Применение данного метода позволит лучше познать нормы авторского права России, регулирующие договорный порядок использования творческих произведений, отметить их слабые и сильные стороны и, следовательно, наметить пути совершенствования российского законодательства в данной сфере правового регулирования. Не случайно российский законодатель в настоящее время широко использует метод сравнительного правоведения при конструировании новых для России правовых норм, в том числе и в сфере авторского права.
Практическая значимость исследования.
Выводы сделанные на основе настоящего сравнительно - правового курсового исследования позволяют выработать ряд рекомендаций по совершенствованию российского законодательства и практики его применения.
Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОРСКОГО ДОГОВОРА
1.1. Виды авторских договоров в гражданском праве
Авторский договор — это гражданско-правовой договор в сфере авторского права, заключенный между создателем произведения и другими субъектами.
Обратим внимание, что понятие «авторский договор» чаще всего просто обобщает все существующие сделки, связанные с авторскими правами. В Гражданском кодексе РФ этот термин так и вовсе отсутствует.
Применительно к этому есть важная особенность: ответственность автора ограничена реальным ущербом. Это значит, что с него нельзя взыскать упущенную выгоду (например, доходы, которые пострадавшее лицо могло получить, если бы не совершенное автором правонарушение). К примеру, к правообладателям товарных знаков можно предъявлять иски и об упущенной выгоде.
Лицензионный авторский договор эта конструкция одна из самых распространенных на практике. Суть в следующем: автор (лицензиар) за плату передает свое исключительное право другому субъекту (лицензиару) — гражданину или юридическому лицу. Лицензиат получает легальную возможность извлекать из произведения прибыль, используя его любым образом в рамках закона.
Передаваться по этому договору может только исключительное право, остальные — авторства, на имя, на обнародование, на неприкосновенность произведения — тесно связаны с личностью создателя произведения и неотчуждаемы.
Два варианта: простая (неисключительная) лицензия и исключительная. В первом случае лицензиар может передать аналогичную возможность использовать объект и другим субъектам, а во втором — он этого делать не вправе, передача осуществляется только единственному лицензиату.
«Авторский договор об отчуждении» - в целом эта сделка схожа с предыдущей, но здесь есть основной отличающий признак: правообладатель полностью утрачивает исключительное право, а приобретатель получает его в полном размере.
«Договор авторского заказа» - если две предыдущих гражданско-правовых конструкции встречаются в сфере патентного права, права на средства индивидуализации, то договор авторского заказа существует только в сфере авторского права.
Итак, есть две стороны — заказчик и автор. Первый дает задание: создать объект творческой деятельности. Напомним, что перечень всех объектов закреплен в статье 1259 ГК РФ, однако перечень открытый, и следовательно, объект может быть и иным. По отношению к этому договору есть важный момент: произведение должно быть создано и выражено на материальном носителе или в иной объективной форме.
В соответствии с законом материальный носитель передается заказчику в собственность, если не закреплено иное. Таким образом, писатель, написавший книгу в рамках авторского заказа передает заказчику и исключительное право на книгу как на произведение, а также право собственности на книгу как на объект уже материального мира.
Правда, исключительное право передается не всегда (хотя на практике в большинстве случаев). Формулировка в законе позволяет сделать вывод, что по умолчанию оно сохраняется за автором. Поэтому здесь есть два варианта: или предусмотреть в договоре авторского заказа передачу исключительного права или же заключить отдельный договор о такой передаче (можно сделать его приложением к основному).
Есть важный момент по срокам. Срок — существенное условие этой сделки, если стороны его не определили — договор считается незаключенным и не порождает никаких юридических последствий. Однако закон лоялен по отношению к автору, что связано, с непростым творческим процессом, и это выражается в следующем. Если автор не выполнил заказ в установленный срок, то при наличии уважительных причин автору дается льготный срок (одна четвертая срока, предусмотренного ранее сделкой).
«Издательский договор» - часто эту сделку рассматривают как подвид лицензионного договора. Содержание договора следующее: автор предоставляет издателю (организации, которая занимается изданием произведений) исключительное право на обнародование (опубликование) произведения. При этом закон особое значение придает сроку публикации. В том случае если издатель будет медлить с публикацией, автор имеет право в одностороннем порядке расторгнуть сделку и не возмещать убытки. Кроме того, автор защищен и другой юридической нормой: в случае нарушения издателем сроком он может еще и требовать вознаграждение, которое установлено договором.
Это основные конструкции, предусмотренные ГК РФ. Таким образом, авторский договор включает в себя сразу несколько видов договоров, каждый из которых имеет свои особенности.
1. Jesse, Russell Авторское право / Jesse Russell. - М.: VSD, 2017. - 522 c.
2. Авторское право и плагиат. - М.: Комильфо, 2017. - 570 c.
3. Авторское право. Библиотеки, издательства и потребители информации в XXI веке. - М.: Российская национальная библиотека, 2016. - 148 c.
4. Арнольд, П. Луцкер Авторское право в цифровых технологиях и СМИ: моногр. / Арнольд П. Луцкер. - М.: КУДИЦ-Образ, 2017. - 416 c.
5. Баймуратов, М. А. Авторское право на литературные и художественные произведения. Компаративное исследование / М.А. Баймуратов, М.И. Стреля. - М.: ТрансЛит, 2016. - 238 c.
6. Бирюков, А. А. Авторское право в схемах. Учебное пособие / А.А. Бирюков. - М.: Проспект, 2016. - 598 c.
7. Близнец, И. А. Авторское право и смежные права / И.А. Близнец, К.Б. Леонтьев. - М.: Проспект, 2017. - 416 c.
8. Близнец, И. А. Авторское право и смежные права. Учебник / И.А. Близнец, К.Б. Леонтьев. - Москва: Машиностроение, 2016. - 416 c.
9. Займовский, С.Г. Авторское право / С.Г. Займовский. - М.: ЁЁ Медиа, 2016. - 666 c.
10. Земскова, С.И. Авторское право / С.И. Земскова. - М.: СТЭНСИ, 2017. - 264 c.
11. Иванов, Н. В. Авторские и смежные права в музыке / Н.В. Иванов. - М.: Проспект, 2016. - 933 c.
12. Иванов, Н. В. Авторские и смежные права в музыке. Учебно-практическое пособие / Н.В. Иванов. - М.: Проспект, 2016. - 176 c.
13. Иванов, Н. В. Авторские и смежные права в музыке. Учебно-практическое пособие / Н.В. Иванов. - Москва: СИНТЕГ, 2016. - 176 c.
14. Карелина, М.М. Авторское право XXI век / М.М. Карелина. - М.: ГОУ ВПО "Российская академия правосудия", 2016. - 684 c.
15. Козырев, В. Е. Авторское право. Вводный курс / В.Е. Козырев, К.Б. Леонтьев. - М.: Университетская книга, 2017. - 256 c.
16. Котенко, Е. С. Авторские права на мультимедийный продукт / Е.С. Котенко. - М.: Проспект, 2016. - 128 c.
17. Моргунова, Е. А. Авторское право: моногр. / Е.А. Моргунова. - М.: Норма, 2017. - 288 c.
18. Невская, М. А. Авторское право в издательском бизнесе и СМИ. Практическое пособие / М.А. Невская, Е.Е. Сухарев, Е.Н. Тарасова. - М.: Дашков и Ко, 2017. - 300 c.
19. Свечникова, И. В. Авторское право / И.В. Свечникова. - М.: Дашков и Ко, 2016. - 224 c.
20. Хохлов, В. А. Авторское право. Законодательство, теория, практика / В.А. Хохлов. - М.: Городец, 2016. - 368 c.
Нормативно правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета от 25 декабря 1993 года.
2. Бернская Конвенция об охране литературных и художественных произведений (Парижский Акт, ВОИС, 24 июля 1971 г.) // Свод нормативных актов ЮНЕСКО. – М., 1993. – С. 500.
3. Всемирная конвенция об авторском праве от 6 сентября 1952 г. (пересмотрена в Париже 24 июля 1971 г.)
4. Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (Женева, 29 октября 1971 г.) // Бюллетень международных договоров. - август 1999 г. - №8.
5. Конвенция, учреждающая Всемирную Организацию Интеллектуальной Собственности (Стокгольм, 14 июля 1967 г.) // Официально не опубликован - jurist.ru.
6. Договор ВОИС по авторскому праву от 20 декабря 1996 г. Вступил в силу 6 марта 2002 г. // Официальная публикация ВОИС №226 (R). Женева, 1997.
7. Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам (ДИФ) от 20 декабря 1996 г. Вступил в силу 20 мая 2002 г. // ВОИС №227 (R). Женева, 1997.
8. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая и вторая). – М.: Издательская группа ИНФРА-М – НОРМА, 2002. – 560 с.
9. Основы Гражданского Законодательство Союза ССР и республик (утв. ВС СССР 31 мая 1991 г. № 2211-I). // Ведомости ВС СССР, 1991. – № 26 – Ст. 733
10. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ // СЗ РФ, 1996,N 25,ст. 2954
11. Федеральный закон РФ от 23 сентября 1992 г. N 3523-1 "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных" // Российская газета от 20 октября 1992 года.
12. Федеральный закон РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-I "Об авторском праве и смежных правах" (с изменениями от 19 июля 1995 года) // Ведомости СНД и ВС РФ, 1993, №32, ст.1242; СЗ РФ, 1995 г., N 30, ст. 2866.
13. "Гражданский ᅟкодекс ᅟРоссийской ᅟФедерации ᅟ(часть четвертая)" ᅟот ᅟ18.12.2006 ᅟN ᅟ230-ФЗ(ред. ᅟот ᅟ23.05.2018) Статья 1234. Договор об отчуждении исключительного права.