Введение
1. Теоретические основы оценки конкурентоспособности предприятия
1.1. Сущность и значение конкурентоспособности предприятия
1.2. Сущность стратегического управления
1.3. Основные стратегии предприятий
2. Оценка кокнурентоспособности АЗС «Татнефтепродукт»
2.1. Общая характеристика АЗС «Татнефтепродукт»
2.2.Анализ эффективности финансово-экономической деятельности
2.3. Анализ конкурентоспособности АЗС «Татнефтепродукт»
3. Стратегия повышения конкурентоспособности АЗС «Татнефтепродукт»
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Ни у кого не вызывает сомнения, что грамотное и продуманное стратегическое управление в условиях современной экономики является важнейшим и основополагающим условием успеха любого предприятия. В общем смысле стратегия управления - план управления фирмой, направленный на укрепление ее позиций, удовлетворение потребителей и достижение поставленных целей.
Стратегия управления современной фирмой охватывает огромное количество функций и подразделений: снабжение, производство, финансы, маркетинг, кадры, научные исследования и разработки. Принятие стратегического выбора означает связывание бизнес - решений и конкурентоспособных действий, собранных по всей компании, в единый узел. Это единство действий и подходов отражает текущую стратегию предприятия.
Хорошо продуманное стратегическое видение готовит компанию к будущему, устанавливает досрочные направления развития и определяет намерение компании занять конкретные деловые позиции.
Разработка стратегии является одной из основных функций менеджмента. Среди всего, что выполняет менеджер, найдется немного того, что в такой значительной мере влияет на благополучие компании, как разработка долгосрочной стратегии, развитие конкурентоспособных и эффективных стратегических действий и бизнес - подходов и выполнение стратегии таким образом, чтобы достичь намеченных результатов.
Особое внимание в данной работе уделено стратегическому планированию - одной из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений, функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов. Динамичный процесс стратегического планирования является тем зонтиком, под которым укрываются все управленческие функции, не используя преимущества стратегического планирования, организации в целом и отдельные люди будут лишены четкого способа оценки цели и направления корпоративного предприятия. Процесс стратегического планирования обеспечивает основу для управления членами организации. Стратегическое планирование становится все более актуальным для российских предприятий, которые ведут или стремятся вести жесткую конкуренцию как между собой так и с иностранными корпорациями.
Целью курсовой работы является рассмотрение особенностей стратегического управления конкурентоспособностью предприятия.
Для достижения выбранной цели исследования сформулированы и решины следующие задачи:
• рассмотрена сущность понятия «конкурентоспособность»;
• проанализированы основные показатели деятельности предприятия АЗС «Татнефтепродукт»;
• проведена оценка уровня конкурентоспособности предприятия АЗС «Татнефтепродукт» на местном рынке;
• разработана стратегия повышения конкурентоспособности предприятия;
Объектом исследования является экономическая деятельность предприятия АЗС «Татнефтепродукт».
Предметом исследования является конкурентоспособность предприятия АЗС «Татнефтепродукт».
1. Теоретические основы оценки конкурентоспособности предприятия
1.1. Сущность и значение конкурентоспособности предприятия
Понятие «конкурентоспособность», если говорить дословно, обозначает «быть способным к конкуренции». В литературе, посвященной проблеме исследования конкурентоспособности, присутствуют три подхода к определению конкуренции. Первый определяет конкуренцию как состязательность на рынке. Такой подход характерен для отечественной литературы. Второй подход рассматривает конкуренцию как элемент рыночного механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение. Этот взгляд присущ для классической экономической теории. Третий подход определяет конкуренцию как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка, и основывается на современной теории морфологии рынка .
Известно определение конкуренции, приведенное в Законе РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»: конкуренция - состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке .
Данный подход является односторонним, так как рассматривает конкуренцию только как деятельность по ограничению свободы соперников и не учитывает собственной заинтересованности субъектов в положительном действии. Такой подход является явно недостаточным для изучения сути конкурентоспособности. Так как в данном случае суть конкурентоспособности сводится исключительно к наличию возможности и средств эффективно препятствовать свободе действия соперников. Однако здесь просматривается весьма существенная, скорее даже основополагающая, составляющая конкуренции - принцип состязательности.
Конкуренция хотя и в различной интерпретации, но все-же определяется как соперничество экономических субъектов. Приведем наиболее типичные определения:
- состязательность на рынке в условиях отсутствия монополии;
- состязательные, сопернические отношения между двумя или несколькими экономическими субъектами хозяйственной деятельности, проявляющиеся в виде стремления каждого из них обойти других в достижении единой цели, получить более высокий результат;
- конкуренция есть особый вид по замыслу честной экономической борьбы, в которой при наличии, в принципе, равных шансов у каждой из претендующих сторон верх одерживает более умелая, предприимчивая, способная сторона;
- соперничество между участниками рынка за лучшие условия производства и реализации продукции .
Формируя модель конкурентоспособности, необходимо рассмотреть вторую базовую составляющую понятия конкуренции - заинтересованность участников.
В рамках классической экономической теории конкуренция рассматривается как неотъемлемый элемент рыночного механизма. А.Смит трактовал конкуренцию как поведенческую категорию, когда индивидуальные продавцы и покупатели соперничают на рынке за более выгодные продажи и покупки соответственно. Конкуренция — это та самая «невидимая рука» рынка, которая координирует деятельность его участников. Наибольшее развитие конкуренция получает в условиях капиталистического способа производства. Цель конкуренции - борьба за получение возможно большей прибыли .
Таким образом, другой стороной конкуренции, ее движущей силой для каждого из участников являются личный мотив, заинтересованность в достижении положительного для себя результата. Противодействие соперникам не должно и не может быть самоцелью конкуренции. Это есть второстепенное следствие предпринимаемых усилий по достижению выгодных для себя результатов.
В переводе с латинского конкурировать означает «сталкиваться». Фактически, конкуренция - борьба, противостояние интересов. И как любая борьба, конкуренция не исключает возможности действий соперников, направленных исключительно на препятствие по достижению поставленной вами цели. Это также необходимо учитывать, оценивая конкурентоспособность.
Итак, обозначены три крайности подходов к формированию категории «конкурентоспособность»: во-первых, наличие собственного мотива к деятельности, ожидание положительных для себя результатов; во-вторых, наличие необходимых ресурсов для реализации деятельности; и в-третьих, возможность и способность противостоять соперникам (необходимо отметить, что в рамках понятия конкурентоспособность в отличие от конкуренции это свойство имеет самостоятельное значение, а не является следствием первого).
Различия в подходах экономистов при определении сущности конкуренции находят свое отражение и при рассмотрении категории конкурентоспособности. Основная задача каждого исследователя, изучающего проблемы конкурентоспособности предприятия, состоит в определении критериев, а также нахождении источников и факторов конкурентоспособности. Однако здесь очевидной становится колоссальная коннотационная запутанность, неопределенность понятий и значений. Неопределенность выявляется уже на уровне понятийного аппарата. Так, ранее уже отмечалось, что в экономической литературе можно встретить весьма разнородные определения конкурентоспособности предприятия. Вновь приведем их, теперь с указанием авторства:
способность предприятия выпускать конкурентоспособную продукцию, а также конкурентоустойчивость предприятия и возможность его адаптации к изменяющимся условиям конкуренции (Адаева Т. Ю.) ;
способность предприятия приносить прибыль на вложенный капитал в краткосрочном периоде не ниже заданной прибыльности (Забелин П. В.) ;
способность предприятия производить пользующуюся спросом продукцию при эффективном использовании производственного, кадрового и финансового потенциалов (Ершова И. В.)
способность фирмы выпускать конкурентоспособную продукцию, преимущество фирмы по отношению к другим фирмам данной отрасли внутри страны и за ее пределами (Фатхутдинов Р. А.) ;
реальная и потенциальная способность предприятия, а также имеющихся у него для этого возможностей проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по своим ценовым и неценовым характеристикам в комплексе более привлекательны для потребителей, чем товары конкурентов (Пичурин И.И.);
свойство субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там конкурирующими субъектами рыночных отношений (Портер М.) ;
Закон РФ от 22 марта 1991 г. № 948-I «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (с изменениями от 30 декабря 2001 г.).
Адаева Т.Ю. Организационные факторы и резервы повышения конкурентоспособности предприятия / Т.Ю. Адаева. – Пенза: Изд-во Пензенского гос. ун-та, 2009. – 233 с.
Акмаева Р.И. Стратегическое планирование и стратегический менеджмент – М.: Финансы и статистика, 2009. – 214 с.
Воронов А.А. Современная конкуренция: особенности и перспективы развития: Моногр. - Краснодар: Кубан. гос. ун-т, 2012. - 318 с. - Библиогр.: 145 назв.
Долгов А.И. Стратегический менеджмент – М.: Флинта, 2011. – 286 с.
Екатериновская М.А. Стратегический менеджмент – М.: Дашков и К, 2011. – 234 с.
Ершова И.В. Конкурентные стратегии технологически ориентированных предприятий / Урал. гос. техн. ун-т. - Екатеринбург: Б.и., 2009. - 150 с.
Забелин П.В.,Моисеева Н.К. Основы стратегического управления.: - М.: Информационно-внедренческий центр “Маркетинг”, 2007. – 195 с.
Информационное обеспечение управления конкурентоспособностью // Под ред. проф. С.Г.Светунькова. - www.Marketing.spb.ru
Максименко Л.С. Стратегический менеджмент – М.: КноРус, 2009. – 495 с.
Максимова И. Оценка конкурентоспособности промышленного предприятия. // Маркетинг. - 2011. - №3. - С.33-39.
Менеджмент / Под редакцией Максимовцева М.М. - М.: ЮНИТИ, 2009. – 644 с.
Портер М.Э. Конкуренция.: Пер. с англ. М.: Вильямс, 2011. – 496 с.
Фатхутдинов Р. А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. - М.: ИНФРА-М, 2011.- 312 с.