Тема настоящей работы: «Вопросы реализации права отцов (усыновителей-мужчин) в связи с предоставлением детских пособий».
Актуальность темы настоящего исследования обусловлена тем обстоятельством, что пособия, которые предоставляются семьям с детьми, в социальном и правовом государстве играют важную роль, так как наряду с другими мерами социальной защиты населения способствуют укреплению государственности и стабилизации общества.
Система социальных пособий, являясь институтом права социального обеспечения, призвана не только гарантировать семье с детьми надлежащий уровень материального обеспечения, но и способствовать созданию предпосылок для становления семей с детьми реальными субъектами экономической деятельности.
Цель настоящей работы – проанализировать вопросы реализации права отцов (усыновителей-мужчин) в связи с предоставлением детских пособий.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
1. Рассмотреть нормативно-правовое регулирование детских пособий.
2. Изучить классификацию детских пособий.
3. Проанализировать права отцов (усыновителей-мужчин) в связи с предоставлением детских пособий.
4. Сделать выводы в соответствии с поставленными задачами.
Предмет исследования составляют правовые нормы Российской Федерации, регулирующие отношения по предоставлению пособий на детей, а также положения отечественной юридической науки по данному вопросу.
Объектом – система социальных пособий на детей.
В ходе работы использовались следующие методы исследования: изучение, анализ и обобщение материалов теоретических источников определяющих разработку методологии исследования.
Теоретической базой исследования стали труды Е.Г. Азарова, Г.Б.Челнокова, Л. В. Отырба, Е.В. Протас, Е.В. Соловьева, Е Ф Чернышева, Л. В. Сотникова.
Научная значимость настоящей курсовой работы состоит в том, что она представляет собой комплексное исследование теоретических основ системы социальных пособий на детей и прав отцов на получение пособий.
Практическое значение исследования состоит в анализе теоретического материала и действующего законодательства о социальных пособиях на детей, актуализации внимания на вопросах реализации права отцов (усыновителей-мужчин) в связи с предоставлением детских пособий.
В структурном отношении данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
ГЛАВА 1. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОСОБИЙ ГРАЖДАНАМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ
1.1 Нормативно-правовое регулирование детских пособий
Начиная с 90-х годов ХХ века, в Российской Федерации сложилась острая демографическая ситуация. Одной из главных причин такого положения дел явилась материальная необеспеченность семей с детьми как следствие проводимых в стране социально-экономических реформ. Для кардинального улучшения ситуации, государство предпринимает ряд законодательных мер, направленных на поддержку семей, имеющих детей. В 1995 году принимается Федеральный закон № 81-ФЗ, который по настоящее время является ключевым нормативным актом в системе законодательства РФ, формирующего основу государственной социальной поддержки граждан при рождении и воспитании детей.
В современной социально-демографической ситуации в Российской Федерации институт материнства и детства приобретает повышенную публичную значимость, что обусловливает необходимость создания федеральным законодателем адекватной системы социальной защиты. В Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года в числе приоритетов в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи предлагается совершенствовать систему выплат пособий гражданам, имеющим детей, повысить и дифференцировать их размеры с учетом материальных и социальных условий семьи, сделав их адресными.
Детские пособия относятся к категории дополнительных государственных выплат, основное назначение которых – это стимулирование рождаемости в стране. Эти выплаты назначаются как вспомогательные денежные поступления родителям, у которых может появиться или уже имеется ребенок в семье. Кроме того, эти пособия могут назначаться женщинам, которые в текущий момент находятся в декретном и послеродовом отпуске и нуждаются в дополнительной поддержке на данный период. Следует отметить, что детские пособие предусмотрены лишь на детей, зарегистрированных как граждане РФ.
Пособия семьям с детьми, являясь разновидностью пособий, содержат в себе родовые черты пособия как одного из важнейших видов социального обеспечения. В то же время они обладают специфическими признаками, посредством которых отличаются от иных видов социальных пособий и иных денежных выплат, имеющих внешнее сходство с пособиями (компенсационных выплат).
Проследив эволюцию общего понятия пособия в советской и российской науке права социального обеспечения (В.С. Андреев, Е.Г. Азарова, К.С. Батыгин, М.О. Буянова, В.П. Галаганов, М.Л. Захаров, Р. Иванова, С.И. Кобзева, 3.А. Кондратьева, Н.А.Купина, Е. Е.Мачульская, М.И. Полупанов, В.Н. Толкунова, Э.Г. Тучкова и др) и имеющиеся точки зрения на пособия семьям с детьми (Л.В. Отырба, Е.В. Протас, Е.В. Соловьева, Е.Ф. Чернышева), можно выделить ряд признаков пособий:
- продолжительность выплаты,
- целевая направленность,
- законодательная закрепленность,
- алиментарный характер,
- основания предоставления,
- источники финансирования,
- способ определения
- размера,
- круг получателей.
Анализируя нормативно-правовое обеспечение детских пособий, необходимо отметить, что данный вопрос нашел свое отражение в основной законе государства – в Конституции Российской Федерации. Так. статьей 7, ч.2. Конституции РФ предусматривается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, установлены государственные пособия. Гражданам, имеющим детей, государство выделяет материальную поддержку, в форме денежного пособия.
В настоящее время в России сложилась система предоставления государственных пособий гражданам, имеющим детей. Данное законодательство сформировано, прежде всего, на федеральном уровне, в частности, закреплены общие положения в области установления прав на материальную поддержку в случае отцовства, материнства и детства . Нормативная база создается также субъектами Российской Федерации, устанавливающими дополнительные гарантии поддержки семьям с детьми.
В развитие вышеизложенной статьи Конституции, был принят ФЗ от 19.05.1995 г. № 81 – ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», который был неоднократно изменен и дополнен, но суть этих изменений была направлена на повышение рождаемости в России. Законодательство включает нормы, которые регулируют порядок и назначение государственных детских пособий, и источники его финансирования.
Система законодательства РФ установила два уровня нормативной базы, для регулирования государственных пособий, гражданам, имеющим детей:
- федеральный (направлен на определение основных направлений государственной социальной политики, конкретизируя и устанавливая базисные платежи материальной поддержки, определяя процедуру их выплат);
- региональный (направлен в свою очередь, на уровне субъектов РФ, устанавливает дополнительные гарантии материальной поддержки гражданам, имеющим детей).
В систему законодательства о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, входят следующие нормативно правовые акты, регулирующие порядок назначения пособий и ее выплату:
- Трудовой кодекс РФ;
- ФЗ от 19.05.1995 № 81 – ФЗ « О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»;
- ФЗ от 29.12.2006 № 255 – ФЗ « Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»;
- Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 № 1012н «Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий, гражданам, имеющим детей»;
- Постановления Правительства РФ от 15.06.2007 № 375 « Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячные пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»;
- Постановление Правительства РФ от 11.10.2001 № 719 «Об утверждении Порядка предоставления отпусков работникам, усыновившим ребенка» и иных актов.
Статья 3 ФЗ от 19.05.1995 № 81 – ФЗ (ред. от 29.07.2018 ФЗ № 264) устанавливает следующие виды пособий:
1) пособие по беременности и родам;
2) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет медицинским учреждениям на ранних сроках беременности;
3) единовременное пособие при рождении ребенка;
4) ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет;
5) пособие на ребенка до 16 лет;
6) единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;
7) единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву; ежемесячное пособие по уходу за ребенком;
8) ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву .
Порядок и условия назначения вышеизложенных пособий устанавливается уполномоченным Правительством РФ, федеральным органом исполнительной власти. Порядок предоставления информации, гражданами, имеющими право на получение государственных пособий, а так же органом, который осуществляет назначение и выплату, определяется Правительством РФ. Так же законы и иные нормативно правовые акты субъектов РФ, устанавливают порядок и выплаты пособия на ребенка.
Документы, которые необходимы для назначения и выплаты государственных пособий, запрашиваются государственными органами, органами местного самоуправления подведомственных государственных органов или организациях, если указанные документы (копии документов, сведения), за исключением документов, предусмотренных частью 6 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», находятся в распоряжении таких органов либо организаций и указанные документы (копии документов, сведения) не были представлены лицом, имеющим право на получение государственных пособий, по собственной инициативе. Запрашиваются органами, которые осуществляют назначение и выплату государственных пособий.
Выплаты государственных пособий производится за счет: средств Фонда социального страхования РФ в виде пособий (по беременности и родам; женщинам, вставшим на учет медицинским учреждениям на ранних сроках беременности или при рождении ребенка; ежемесячное пособие по уходу за ребенком; подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством); средств федерального бюджета (ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву; беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву и т.д.); средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, которые выделяются образовательными организациями.
В рамках социального страхования, выплачиваемые пособия с 01.01.2016 были увеличены, и максимально возможная сумма по беременности и родам выплачивается в размере 100 % среднего заработка работающей женщины, составляет в 2016 году 53,9 тысячи рублей за полный календарный месяц, и выплачивается суммарно за 70 дней до и 70 дней после рождения ребенка.
Максимальная сумма ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1, 5 лет, выплачивается в размере 40% от среднего заработка застрахованного лица, составляет в 2018 году 24536,57 тысячи рублей.
Пособия гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на 2017 год: Максимальная сумма ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет (40% от среднего заработка) – 21 554,85 руб., пособие по беременности и родам (100% среднего заработка суммарно за 70 дней до и 70 дней после рождения ребенка) – 53 916, 67 руб.
Исходя из вышеизложенного, можно с уверенностью утверждать, что действительно, материнство, детство и создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, находятся под защитой государства. Одной из форм защиты граждан, имеющих детей является установление государственных пособий, благодаря которой гражданин получает материальную поддержку, и уверенность в завтрашнем дне, и естественно все это влияет на уровень рождаемости в стране.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием : [12 декабря 1993 года: по состоянию на 30 декабря 2017 г. № 6-ФКЗ, № 7-ФКЗ] [Текст] // Рос. газ. – 1993. – 25 дек. – (№ 237).
2. Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» [Текст] // СПС КонсультантПлюс, 2018.
3. Агапова, Т. Социальная защищенность: вопросы, поднятые реформой [Текст] /Т.Агапова // Российский экономический журнал. - 2016. - № 12. - С.57-67.
4. Азарова, Е. Г. Пособия и льготы гражданам с детьми [Текст] / Е.Г. Азарова – М.: Норма, 2017. – 96 с.
5. Василькова, Т.А., Василькова, Ю.В. Социальная педагогика: учебное пособие[Текст] / Т.А. Василькова, Ю.В. Василькова. – М.: Академия, 2018. – 440с.
6. Васильева, Е.В. Социальная защита населения, ее роль в повышении качества жизни в регионах России.[Текст] / Васильева Е.В., Куклиен А.А., Леонтьева А.Г. // Уровень жизни населения регионов России. - 2017. - № 9. - С.22-31.
7. Галагузова, М.А. Социальная педагогика: Курс лекций [Текст] / М.А. Галагузова. -М.,2016. – 366 с.
8. Галагузова, Ю.Н. Социальная педагогика: Практика глазами преподавателей и студентов [Текст] / М.А. Галагузова. - М.,2015. – 432 с.
9. Зборовский, Г. Е. Общая социология: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. [Текст] / Г.Е. Зборовский – М.: Гардарики, 2015. – 380с.
10. Кудрявцев, Л.Д. Современное общество и нравственность. [Текст] / Л.Д. Кудрявцев. - М., 2016. – 140 с.
11. Лагункина, В.И. Модель развития социальных служб для уязвимых групп населения[Текст]/ В.И. Лагункина. // Программа по распространению результатов проекта «Развития социальных служб для уязвимых групп населения РФ». - М., 2015. – 140 с.
12. Лодкина, Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства [Текст]/ Т.В. Лодкина. –М., 2016. – 380 с.
13. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика [Текст] / Л.В. Мардахаев. - М., 2015. – 464 с.
14. Мартыненко, А.В. Медико-социальная работа: теория, технологии, образование [Текст]. / А.В. Мартыненко - М.: Наука, 2016. - 240 с.
15. Определение Конституционного Суда РФ от 15. января 2009 № 187-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб гражданина Маркина Константина Александровича на нарушение его конституционных прав положениями статей 13 и 15 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», статей 10 и 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих», статьи 32 Положения о порядке прохождения военной службы и пунктов 35 и 44 Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей» [Текст] // Доступ из СПС «КонсультанатПлюс».
16. Пембертон, К. Предоставление социальной помощи на местном уровне. Методическое пособие для руководителей органов социальной защиты [Текст] /К.Пембертон – М.: Фонд «Институт экономики города», 2017. – 76с.
17. Розелли, Н. Социальная работа [Текст] / Н. Розелли.- М.: Социнновация, 2015. - 94c.
18. Симаков, А.Г. Социальная стратификация в постсоветский период: стратегия и тактика социальной работы[Текст] / А.Г. Симаков. - М., 2015. – 270 с.
19. Сочнева, Е. Государственное управление социальной сферой [Текст] /Е.Сочнев // Пробл. теории и практики управл. - 2017. - № 10. - С.28-32.
20. Шестакова, Е. Социальная поддержка населения [Текст] / Е.Шестова // Пробл. теории и практики упр. - 2016. - № 3. - С.20-25.