Введение
1. Роль и значение стратегического анализа предприятия сферы услуг на современном этапе
1.1. Понятие сфера услуг
1.2. Структура стратегического управления
2. Проблемы стратегического анализа предприятия сферы услуг
2.1. Обзор проблем предприятия
2.2. Исследование инструментов стратегического анализа
3. Особенности методов стратегического анализа, применимых для предприятий сферы услуг
Заключение
Список использованной литературы
Характерной чертой современного менеджмента организации в условиях рыночной экономики является перенос акцента в управлении на стратегическое планирование. По мнению аналитиков, в настоящий момент в хозяйственной практике России механизм стратегического управления находится в процессе становления. Банкротство большинства предприятий объясняется тем, что планированию стратегии они отводили не более 12% из всего объема задач производственной политики.
Основной целью стратегического менеджмента является формирование профессиональных знаний и компетенций в области теории и практики стратегического управления организациями в условиях рыночной экономики. Знания стратегического менеджмента позволяют обеспечить экономический рост, выход из кризисных ситуаций, эффективное использование всех ресурсов и форм собственности.
Цель: изучить понятия стратегического анализа предприятия сферы услуг
Задачи:
1. Определить роль и значение стратегического анализа предприятия сферы услуг на современном этапе
2. Изучить проблемы стратегического анализа предприятия сферы услуг
3. Изучить особенности методов стратегического анализа, применимых для предприятий сферы услуг
1. Роль и значение стратегического анализа предприятия сферы услуг на современном этапе
1.1. Понятие сфера услуг
Модель менеджмента услуг начинается с рыночной ниши (сегмента рынка) и затем, двигаясь против часовой стрелки, подводит к понятиям «концепция обслуживания», «система поставки услуг» и «образ». Образ рассматривается тут как инструмент информации, который управление применяет для воздействия на штат, покупателей и генпоставщиков ресурсов, восприятие фирмы и возможностей ее становления оказывает большое влияние на положение компании на рынке и эффективность издержек.
Культура и философия фирмы имеют главную значимость, при их помощи управление осуществляет контроль, поддерживает и развивает общественный процесс, исполняющийся повторяющий поставки услуг, приносящих выгоду клиентам. Вместе с организацией системы доставки и выработкой реалистической концепции услуг, культура и философия фирмы считаются главнейшими факторами долгосрочной производительности. Именно в масштабах культуры и философии фирмы формируются значения и нравственный дух, лежащие в базе ее жизнеспособности и фурора. В следствии этого вопросы формирования философии и миссии фирмы области деятельности станут рассмотрены более подробно при исследовании функций менеджмента.
• При исследованию системы предоставления услуг, а значит, и системы менеджмента, необходимо учитывать ряд причин: Расположение фирмы по предложению услуг как правило ориентируется местоположением покупателей, но не некоторыми иными факторами.
• Необходимости и стремления покупателей обыкновенно идут спереди соображений отдачи.
• Календарное проектирование работ находится в зависимости как правило от покупателей.
• Определение и измерение свойства услуг затруднено.
• Сотрудники обязаны обладать неплохими умениями общения с покупателями.
• Производственные мощности обыкновенно рассчитываются по «пиковому» спросу со стороны покупателей, но не по среднему уровню спроса.
• Эффективность работы служащих тяжело поддается измерению, потому что невысокая производительность быть может обусловлена неимением спроса со стороны покупателей, но не скверной работой служащего.
• Солидные фирмы в области услуг нетипичны (исключение сочиняют авиакомпании, банки).
Отмеченные различия сферы услуг делают управление операциями в сфере услуг, как думает В.Д.Маркова , наиболее сложным делом, нежели в индустрии, исходя из убеждений обеспечивания производительности, также характеризуют специфику управления в этой сфере [8].
1.2. Структура стратегического управления
Процесс стратегического управления в целом виде являет из себя деятельность по исследованию миссии, наиглавнейших целей организации и методов их достижения согласно со стратегией становления компании. Процесс стратегического управления по М. Мескону, который возможно отметить в виде традиционного расклада, состоит из ряда шагов (фаз): это - выработка миссии и целей организации; оценка и анализ внешней среды; управленческое обследование мощных и слабеньких сторон; анализ и выбор стратегических альтернатив; реализация и оценка стратегии. [2]
Каждая фаза стратегического управления заканчивается определенным результатом:
• выбор миссии и целей - запланированной и адаптивной стратегией, стратегическим планом, программой;
• анализ внешней среды – исследование организации, ее конкурентоспособности;
• анализ и выбор стратегических альтернатив - выражением общего стратегического ориентира в форме конкретной цели с учетом сильных и слабых сторон предприятия;
Следует отметить, что базисом, на котором строится модель стратегического управления, считается стратегический анализ. Данное обусловлено тем, собственно оценку внешнего окружения и внутренней среды компании нужно было воплощать в жизнь каждый день на любом шаге процесса управления. В ходе анализа надлежит выявлять соотношение внутренних ресурсов и вероятностей компании стратегическим задачам обеспечивания и укрепления конкурентных положительных сторон, задачам удовлетворения грядущих необходимостей рынка. При этом подходе, в первую очередь, повышается ступень контролирования над переменами во внешней и внутренней среде, ибо анализ среды исполняется как бы вдоль с любым рубежом и, так же, поддерживается соотношение методологическому принципу современного стратегического управления, который заключается в построении стратегии от грядущего через прошедшее к реальному (моделирование - анализ - мониторинг).
Организация стратегического анализа обязана быть нацелена на сформированную изначально миссию организации, являющую собой систему отличительных для ее работы стратегических установок, формализуемых повторяющий вид взаимосвязанных высококачественных и количественных указателей (черт). Актуальным фактором возведения таковой системы характеристик считается соблюдение их иерархической последовательности от 1-го значения управления к иному, преемственности (непротиворечивости) и целевой тенденции - создания общей стратегии организации. [11]
Согласно с традиционной структурной схемой формирования стратегического поведения компании, обобщим выполняемые в ходе стратегического анализа деяния и выделим совокупность итогов, которые нужно обрести в виде начальных этих для исследования и реализации стратегии компании сферы услуг.
1. Агафонов В.А. Анализ стратегий и разработка комплексных программ. — М.: Наука, 1990.
2. Грейсон Дж. (мл.), О’Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века / Пер. с англ. — М.: Экономика, 1991.
3. Гусейнова Л.Б. Механизм государственного регулирования социально-экономического становления субъекта федерации: автореф. дисс. канд. экон. наук — М.: РЭА и Мтр. В. Плеханова, 1999.
4. Джеймс Л., Иванцевич Д., Джеймс Х. Доннелли-мл. Организации: поведение, структура, процессы. — М.: Инфра. — М., 2000.
5. Колыванов В.Ю. Системология организации управления предприятием в рыночной экономике. — Махачкала, ИСЭН ДНЦ, НИЛ РЭП, 2001. — 277 с.
6. . Кургин А. Граница ценности и стратегический выбор компании // Менеджмент в России и за рубежом. — 2004. — №1.
7. Леонтьев С.В. и др. Стратегия успеха: обобщение опыта реформирования российских строительных предприятий — М.: Новости, 2000.
8. Кротова В.Ф. Основы теории оптимального управления - М.: Высшая школа, 1990.
9. Баранчеев, В. Стратегический анализ: технология, инструменты, организация/ В. Баранчеев // Проблемы теории и практики управления, 1998.- № 5.- с.85-90.
10. Мескон, М. Основы менеджмента / М.Мескон, М.Альберт, Ф.Хедоури. - М.: Дело, 1998. - 355с.
11. Бариленко В.И.. Методология анализа результатов операционной и финансово-инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов: Коллективная монография / Под ред. – М.: Финакадемия, 2010. – 460с.
12. Левитт Т. Маркетинговая миопия. /В кн.: сборник работ, оказавших наибольшее влияние на маркетинг : Пер. с англ / Сост. Б. М. Энис, К. Т. Кокс, М. П. Моква; Пер. Т. Виноградова, Д. Раевская, Л. Царук, А. Чех; Под ред. Ю. . Каптуревского. - СПб.: Питер, 2001. - С. 11-34. - (Маркетинг для профессионалов).
13. Кузнецов А., Система управления реструктуризацией предприятия Система управления реструктуризацией предприятия Журнал: Стратегический менеджмент, #1, 2013 г.
14. Наумов Владимир, д. э. н., профессор кафедры маркетинга Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов.
15. Митясова Екатерина, Формирование инновационно-маркетинговой стратегии на основе исследований целевого сегмента
16. Наумов В.Н. Поведение потребителей в маркетинговых системах: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2003. - 3,0 печ.л.
17. Наумов В.Н. Факторы синергизма в вертикальных маркетинговых системах // Вестник Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета. - Серия «Экономика». - 2008. - №3 (22). – 0,9 печ. л.
18. Крюков П. А., Тесленко И.В. «маркетинговая стратегия Хаятт Ридженси Екатеринбург»//URL: http://www.rae.ru/forum2012/184/444
19. Котлер. Ф.Маркетинг менеджмент. СПб.: Питер, 11е издание. 2006.
20. Жан Жак Ламбер. Стратегический маркетинг. М.: ИНФРА - М., 2002
21. Ламбен Ж.Ж. Стратегический маркетинг. – СПб.: Наука, 1996.
22. Мирзоев Р.Г., Колесников А.М. Методология принятия решений в маркетинге и менеджменте. СПб, 2004.
23. Арутюнова Д.В. Стратегический менеджмент //Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010. 122 с.
24. Kaplan R.S., Norton D.P. The Balanced Scorecard: Translating Strategy into Action. HBS Press, 1996.
25. Levicki С. The Strotegy Work out: a journey to the heart of your business. Pitman Publishing, 1997.