Актуальность темы исследования. Вопрос о защите прав потребителей в сфере оказания образовательных услуг в России в правовой литературе стал подниматься относительно недавно, т.е. несколько лет назад, когда была принята более совершенная правовая регламентация образовательных отношений. Активное внедрение договорных отношений в сфере оказания образовательных услуг, несомненно, приведет к необходимости совершенствования нормативного регулирования.
Однако уже сегодня видно, что большинство договоров об оказании образовательных услуг, заключается между высшими учебными заведениями (далее – вуз) и абитуриентами, способом присоединения, который регламентирован нормами ст. 428 ГК РФ. Это значит, что вузом заранее установлены условия в договоре, по которым возможно оказания образовательных услуг потребителю.
Такой договор, обычно, размещается на сайте вуза и к нему могут присоединиться лица, желающие получить образование, внеся соответствующую плату. Практика показывает, что вузы размещают в договоре образовательных услуг те условия, которые в первую очередь выгодны вузу.
Исходя из этого, потребители образовательных услуг лишаются возможности вступать с вузом в преддоговорные отношения, рекомендуя включить в договор те или иные важные для них условия, и вынуждены соглашаться со стандартным набором условий, которые сформировал вуз. Более того, потребители, являясь «слабой» стороной договора, заключая такой договор, обычно, не обладают правовыми знаниями и поэтому не представляют последствий заключения такого договора.
Цель работы – изучить договор образовательных услуг.
Задачи:
- изучить понятие и правовую природу договора образовательных услуг;
- проанализировать особенности правового регулирования договора;
- рассмотреть стороны договора;
- изучить форму и предмет договора;
- проанализировать особенности прав и обязанностей сторон договора;
- изучить особенности ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора.
Объект исследования – общественные отношения в сфере договора образовательных услуг.
Предмет исследования – нормативное регулирование договора образовательных услуг.
Методы исследования – сравнительно-правовой метод, метод классификации, метод синтеза и анализа и др.
Структура работы. Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ДОГОВОРЕ ОКАЗАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
1.1 Понятие и правовая природа
Договор оказания образовательных услуг является широко распространенным в повседневной жизни. Однако, несмотря на то, что он прочно вошел в нашу жизнь, его правовая природа вызывает множество споров как среди практиков, так и теоретиков.
В соответствии с положениями ГК РФ, договор возмездного оказания услуг подразумевает под собой такую форму договора, при которой Исполнитель имеет обязанность по запросу Заказчика осуществлять определенные действия (услуги), а Заказчик оплачивает данные услуги.
Явная особенность договора возмездного оказания услуг, по мнению В.А. Кабатова, заключается в том, что мы не можем видеть внешне выраженный результат такой деятельности . Иные ученные говорят о том, что основной специфической чертой договора на оказание услуг, в сравнении с договором подряда, выступает тот факт, что предоставление услуг невозможно оторвать от самого лица и его действий, направленных на оказание услуг.
К одному из видов договора возмездного оказания услуг относится договор оказания образовательных услуг. Существуют различные мнения относительно правовой природы такого соглашения. Наиболее сложный из них - это вопрос о той отрасли к которой относятся отношения между образовательным учреждением и обучающимся по поводу оказания таких услуг в пределах установленного стандарта и норматива, который появился после вступления в силу второй части ГК РФ, отнесшей данный договор к договорам возмездного оказания услуг. Сперва, говорилось о том факте, что в положениях ГК РФ рассматривается обучение, а не образование - понятия, которые являются различными по своей сущности. На основании этого пришли к выводу, что соответствующая глава Гражданского кодекса относится лишь к договорам на обучение, к примеру договор обучения вышиванию. Но необходимо понимать, что «обучение» и «образование» - это сходные понятия, которые вытекают одно из другого.
Спор о правовой сущности договора на оказание возмездных образовательных услуг не утихает и по сей день. Многие авторы склоняются к мнению, что данный договор выступает видом гражданско-правового договора и, таким образом, регулируется положениями содержащимися в Гражданском кодексе РФ.
Некоторые исследователи крайне уверено говорят об отсутствии гражданско-правового характера в отношениях студента и вуза в рамках таких образовательных услуг. Е.А. Суханов относится к сторонникам такой позиции и говорит о том, что, если признать наличие отношений на оказание возмездных образовательных услуг, то мы можем сделать вывод, во-первых, что такие отношения должны регулироваться Законом РФ «О защите прав потребителей», по которому студент вправе получить компенсацию, включая моральный вред; во-вторых, лекционер, который преподает лекцию на кафедре не может считаться таковым в привычном смысле, а выступает уже лицом предоставляющем такую услугу; в-третьих, неуспевающего по учебе студента невозможно отчислить каким-либо актом, к примеру приказом, поскольку это считается односторонним расторжением гражданско- правового договора, что влечет к тому, что вузу необходимо расторгать его через суд, указываю на нарушение его условий с другой стороны.
Существует позиция, рассматривающая отношения обучающегося и образовательного учреждения в качестве относящихся к административно-правовой отрасли. Думается, что нельзя в полной мере согласиться с выводом некоторых ученых о том, что отношения между студентом и вузом в каком-то смысле выступают равноправными. Несмотря на то, что управленческий аппарат вуза обладает существенными обязанностями по отношению к студенту, нельзя забывать и про управленческую специфику.
Изучив положения ГК РФ, Закона «Об образовании в Российской Федерации», Правил оказания платных образовательных услуг и иных нормативно-правовых актов мы можем дать определение договору возмездного оказания образовательных услуг - это договор существующий между вузом или лицом, ведущем такую образовательную деятельность и потребителем по созданию ему условий необходимых для принятия определенного объема знаний по определенной программе образования, которые включают в себя проведение проверочных действий за согласованную цену на протяжении какого-либо периода времени.
Особенность предмета данного договора мы можем наблюдать в его разноплановой характеристике. Он имеет в своем составе две составляющие: деятельность по осуществлению образования и нематериальный результат, выраженный в полученных знаниях, умениях или навыках. Правоотношения, складывающиеся в результате такой деятельности по оказанию образовательным учреждением образовательных услуг выступают имущественными; правоотношения в отношении полученных знаний, умений или навыков по своей сущности являются личными неимущественным, пересекающимися с имущественными.
Положение о сущности таких отношений выражено тем фактом, что знания, умения или навыки являются по сути своей личными нематериальными благами, их невозможно рассматривать в стороне от личности их обладателя, их невозможно передать оценить в денежном эквиваленте. Оценить деньгами возможно лишь образовательную деятельность, но не итоги подобной деятельности, которые являются по сути своей неоценимым личностным капиталом. Если лицо, которое получило соответствующее образование, получает прибыль с помощью использования полученных знаний, умений или навыков, то говорить необходимо уже о самодостаточных отношениях, которые опосредованы правом граждан на труд, на осуществление предпринимательской деятельности.
Подобные отношения касающиеся полученных студентами знаний, умений и (или) навыков делают предмет гражданского права более широким, поскольку в научном мире в рамках данной отрасли права неимущественными отношениями, спаренными с имущественными, как правило считают такие отношения, которые следуют за созданием и использованием результатов интеллектуальной деятельности.
Договор на оказание возмездных образовательных услуг выступает началом, в том числе и для административных правоотношений, которые связаны с обязанностью обучающегося лица следовать установленным правилам поведения, предписанным Уставом и внутренними Правилами образовательного учреждения. Помимо этого, указанный договор дает начало отношениям и по воспитанию, которые влекут за собой соединение метода властного характера и нравственно-психологических установок.
По мнению М.Н. Малеиной, указанные властные отношения по договору на оказание образовательных услуг необходимо понимать как гражданско-правовые, поскольку подобные обязательства выступают по своему характеру добровольными, и лишь на определенное время.
Сказанное формирует мнение, что договор по предоставлению возмездных образовательных услуг выступает по сути своей нетипичным образцом договора гражданско-правового характера, который имеет в себе признаки присущие гражданскому и административному праву. Однако, по нашему мнению больший объем занимают именно гражданско-правовые начала. В поддержку данного вывода говорит и отношение судов к правовой природе данного договора.
В порядке примера можно рассмотреть выводы арбитражного суда Северо-Западного округа, которые свидетельствуют о том, что детальное и последовательное толкование ч. 3 ст. 46 Закона об образовании, говорящей о том, что заключение указанного договора между обучающимся и образовательным учреждением позволяет сделать вывод о том, что правовая природа договора о подготовке специалиста с высшим образованием как комплексного договора, имеющего в своем составе признаки как гражданских, так и административных правоотношений.
Это говорит о том, что положения такого договора не могут расходиться с нормами гражданского права и нормами, которые регулируют отношения складывающиеся в сфере образования.
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 N 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
2. Постановление Правительства РФ от 15 августа 2013 г. N 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» // СПС «КонсультантПлюс».
3. Апостолова, Т.М. Образовательные услуги: качество образования и правовые коллизии // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Юридические науки». -2016 . - N 4.
4. Кирилловых, А.А. Формы обеспечения экономической деятельности в сфере образования: предпринимательско-правовой аспект // Право и экономика. - 2016. - N 6.
5. Кокорин, И.С. Предмет договора возмездного оказания образовательных услуг: проблемы понимания // Ленинградский юридический журнал. - 2016. - N 2.
6. Лазарев В.В., Липень С.В., Саидов А.Х. Проблемы общей теории jus: учебник для магистрантов юридических вузов. М., 2012.
7. Мотехина, М.В. Условия договора возмездного оказания образовательных услуг высшего учебного заведения, ущемляющие права потребителя // Современное право. - 2017. - N 11.
8. Кокорин И.С. Предмет договора возмездного оказания образовательных услуг: проблемы понимания // Ленинградский юридический журнал. 2016. N° 2. С. 67.
9. Мотехина М.В. Условия договора возмездного оказания образовательных услуг высшего учебного заведения, ущемляющие права потребителя // Современное право. 2016. N° 11. С. 74.
10. Пашенцев, Д.А. Образование как услуга: теоретико-правовой аспект // Права и свободы человека и гражданина: теоретические аспекты и юридическая практика. - Рязань : Концепция, 2017.
11. Проблемы теории государства и права: Учебное пособие/ Под ред. М.Н. Марченко. – М.: Юристъ, 2011.
12. Раянов Ф.М. Проблемы государства и права (Юриспруденции): Учебный курс для юридических вузов. М.: Право и государство, 2013.
13. Реутов В.П. Функциональная природа системы права. / В.П. Реутов. - Пермь, 2016.
14. Рукавишникова И.В. Метод в системе правового регулирования общественных отношений// Правоведение. – 2016. - №1. – С.225-23
15. Рогачев, М.А. Критерии оценки качества рейтинговых услуг // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Юридические науки». - 2016. - № 1.
16. Ситдикова, Л.Б. Нормативная модель договора на возмездное оказание услуг // Российский судья. - 2018. - № 4.
17. Ситдикова, Л.Б. Теоретические и практические проблемы правового регулирования информационных и консультационных услуг в гражданском праве России. - М., 2018.
18. Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2017 № 17АП-8002/2017-АКУ по делу № А50-6183/2017