Введение
1.Теоретические аспекты фискального кадастра
1.1. Сущность фискального кадастра
1.2. Порядок составления фискального кадастра
2. Анализ использования фискального кадастра
2.1. Фискальная кадастровая оценка земель
2.2. Фискальный кадастр как источник формирования местных бюджетов РФ
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что основным источником доходов, получаемых государством от налогообложения, во всем мире является налог на недвижимость, что объясняется долгосрочностью существования, постоянным месторасположением и высокой стоимостью недвижимости. Теоретически налог на имущество должен определяться на основе рыночной оценки, и, таким образом, накопление частного богатства будет способствовать удовлетворению общественных интересов путем повышения величины налоговых сборов, направленных на улучшение жизни населения. Однако на практике в некоторых странах налогооблагаемой базой является не рыночная стоимость имущества, а стоимость, рассчитанная массовыми методами, что обусловливает ее значительное занижение или завышение. Так, например, в России, согласно Закону РСФСР от 09.12.1991 3 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц», налогооблагаемой базой являлась инвентаризационная стоимость, которая представляет собой стоимость восстановления объекта с учетом его износа, то есть инвентаризационная стоимость рассчитывалась как затраты на воспроизводство объекта и уменьшалась на рассчитанную величину физического износа. При этом не учитывался тот фактор, что один дом мог стоять в низине и из-за подтоплений, естественно, его износ происходит ускоренными темпами, а другой - наоборот, в благоприятных условиях, методика расчета при этом предполагает равную величину физического износа для обоих домов. Самым же главным недостатком этой методики являлось то, что не учитывался фактор расположения объекта - престижности и привлекательности района, где расположен объект.
В настоящее время налогооблагаемой базой является кадастровая стоимость, которая значительно больше приближена к рыночной, чем инвентаризационная.
Налогообложение является фискальной функцией кадастра и проводится на его основе. На методы налогообложения в России и в других странах и сопутствующие ему мероприятия, такие, как оценка недвижимости, определение налоговых ставок и др., оказали существенное влияние исторические аспекты проведения подобных работ в различных государствах. За время существования государств, как института накопился внушительный опыт, который необходимо использовать для создания эффективной системы налогообложения, в связи с чем ниже приводится анализ попыток создания такой системы в развитых странах.
Объект исследования: налогообложение как фискальная функция кадастра.
Предмет исследования: фискальный кадастр.
Цель исследования: рассмотреть фискальный кадастр.
В соответствии с целью исследования были сформулированы задачи исследования:
1) охарактеризовать сущность фискального кадастра;
2) проанализировать порядок составления фискального кадастра;
3) проанализировать фискальную кадастровую оценку земли;
4) рассмотреть фискальный кадастр как источник формирования местных бюджетов РФ.
Методы исследования: анализ и синтез источников литературы, сравнительный анализ, экономический анализ.
1.Теоретические аспекты фискального кадастра
1.1. Сущность фискального кадастра
Нормативно-методическое обеспечение государственной кадастровой оценки земель Российской Федерации является продолжением поэтапной реализации новой земельной реформы, получившей свое начало в 90-е годы прошлого столетия. Шаг за шагом, преобразуя административно-командную систему управления, наша страна обеспечивает себе фундамент перехода в рыночную экономику, создавая для этого необходимые рыночные инструменты. Экономическое районирование территорий, нормативная стоимость земельных участков, массовая кадастровая оценка, рыночная стоимость земельного участка, все это звенья одной последовательной эволюционной цепи действий государства. Решение вопроса сбалансированности политики бюджета и политики налогообложения с созданием условий устойчивой инвестиционной активности производства и оказания услуг с использованием потенциала ренты земельных ресурсов, обеспечивающих фискальную функцию государственной политики важнейшая задача современного этапа нашего общества .
Земельный кадастр был введен из-за необходимости учета сведений о земле как источнике материальных благ, а также для налогообложения. С возникновением государственности земля стала одним из основных источников государственных доходов и в следствие этого - объектом специального обложения налогами. С развитием общества возникает необходимость в учете и оценке земель, т.е. в проведении земельного кадастра
Согласно Федеральному закону от 24 июля 2007 г. Ns 221-Ф3 «0 государственном кадастре недвижимости», сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости вносятся в государственный кадастр недвижимости, являющийся федеральным государственным информационным ресурсом.
Государственный кадастр недвижимости - это систематизированный свод сведений об учтенном в соответствии с данным законом недвижимом имуществе, также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, о территориях объектов культурного наследия (памятников истории культуры) народов Российской Федерации, иных предусмотренных настоящим законом сведений.
Кадастр фискальный - регистрационная или кадастровая система, обслуживающая государственную систему налогообложения земли и недвижимости .
Основными особенностями развития фискального кадастра России являются:
- потребность в формировании земельно-имущественного кадастра, обусловленная обновленными изменениями в отношении прав собственности и необходимости ускорения и упрощения процедуры регистрации этих прав;
- вероятность создания на базе полноценного земельно-имущественного кадастра новых научных дисциплин и законодательства. В связи с этим рационально развитие кадастровых систем, отвечающих требованиям времени и открытых для будущего прогресса;
- необходимость замены централизованно принимаемых решений на системы, получающие поддержку местных органов власти;
- потребность в программно-техническом обеспечении, основанная на анализе баланса ресурсов и затрат, необходимых для создания системы и обслуживания заказчиков .
Отметим, что под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 закона об оценочной деятельности.
В кадастр недвижимости входят следующие сведения: вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства); кадастровый номер и дата его внесения в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости, если этот объект — земельный участок; описание местоположения на земельном участке объекта недвижимости, если это здание, сооружение или объект незавершенного строительства; кадастровый номер здания или сооружения, где находится объект недвижимости, если это отдельное помещение, с указанием этажа, описанием местоположения помещения в пределах данного этажа, либо в пределах здания или сооружения; площадь объекта недвижимости, если этот объект — земельный участок, здание или помещение. Помимо основных сведений в кадастр недвижимости вносят и дополнительные. К ним относятся, например: ранее присвоенный государственный учётный номер (кадастровый, инвентарный или условный); кадастровый номер иного объекта недвижимости, в результате раздела, выдела доли в натуре; кадастровый номер земельного участка, в пределах которого расположен объект недвижимости (если это здание, сооружение или объект незавершенного строительства); кадастровый номер квартиры, где находится комната, если именно она и есть объект недвижимости; сведения о лесах, водных и природных объектах, расположенных в пределах земельного участка, если он является объектом недвижимости; категория земель, к которой отнесен земельный участок как объект недвижимости; разрешенное использование земли, если объектом недвижимости является земельный участок; сведения о кадастровом инженере, выполнявшем кадастровые работы в отношении объекта недвижимости; сведения о прекращении существования объекта недвижимости, если это событие произошло, и другие сведения .
Кадастровая стоимость земельного участка является базовой основой определения земельного налога и определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На современном этапе наиболее важными в земельном кадастре являются сведения о местоположении границ земельных участков. Ведение земельного кадастра должно обеспечиваться профессионально грамотными технологиями формирования земельных участков и юридически точно выстроенной схемой кадастрового учета земель. Основным учетным документом земельного кадастра становится Единый государственный реестр земель. Указанный реестр содержит сведения обо всех существующих и прекративших существование объектах кадастрового учета. Факт существования или прекращения существования объекта учета в границах, установленных при его формировании, подлежит государственному учету в Едином государственном реестре земель. Данный реестр также дополняет Единый государственный реестр прав, как Межевая книга дополняла Поземельную книгу в прежние времена .
Кадастровая стоимость, как правило, максимально приближена к рыночной стоимости имущества (поскольку при ее установлении учитывается, например, сегмент недвижимости, расположение, площадь и год постройки). Инвентаризационная стоимость, как правило, может быть существенно ниже рыночной цены. Следовательно, рассчитанный по кадастровой стоимости налог в большинстве случаев будет выше, что влечет за собой укрепление доходной части муниципальных бюджетов .
Таким образом, анализируя место кадастровой информации можно выявить следующее: на её основе осуществляется ряд важных функций государства (земельное налогообложение, обеспечение гарантий прав собственников земли и иной недвижимости, информационное обеспечение других систем как государственных, так и частных). Из этого следует, что на современном этапе развития общества земельно - кадастровая информация является жизненно необходимой для функционирования и развития системы.
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.09.2018) // СПС КонсультантПлюс, 1997-2018.
2. Постановление Правительства РФ от 08.04.2000 № 316 (ред. от 30.06.2010) «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель» // СПС КонсультантПлюс, 1997-2018.
3. Приказ Министерства экономического развития РФ от 7 июня 2016 г. № 358 «Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой оценке» // СПС КонсультантПлюс, 1997-2018.
4. Агамирзоева Н.М. Роль земельного налога в формировании местных бюджетов / В сборнике: Актуальные вопросы права, экономики и управления сборник статей IX Международной научно-практической конференции. 2017. С. 50-52.
5. Айдаев В.Ф. Кадастровая информация как элемент управления земельными ресурсами // Новая наука: Проблемы и перспективы. 2017. Т. 1. № 3. С. 5-7.
6. Ахматова М.Х. Государственный контроль за использованием и охраной земель, как способ эффективного управления земельными ресурсами и их использования. Успехи современной науки и образования. 2016. Т.7. №11. С. 127-130.
7. Башмакова Е.Т. Земельный кадастр: понятие, история, развитие и область применения // Научная палитра. 2016. № 1 (11). С. 7.
8. Васильева О.А. Направления совершенствования законодательства по имущественному налогообложению в Российской Федерации // В сборнике: Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации сборник статей XIV Международной научно-практической конференции : в 2 ч.. 2018. С. 164-166.
9. Гречун С.А. Новейшие тенденции в совершенствовании правового регулирования земельно-имущественных отношений // Актуальные проблемы российского права. 2016. № 3 (64). С. 116-122.
10. Громова С.Б., Халилюлина Н.Б. Анализ нормативно-методического обеспечения государственной кадастровой оценки земель Российской Федерации // Кадастр недвижимости. 2015. № 2 (39). С. 101-105.
11. Джафарова З.К., Магомедова Р.М. Роль земельного налога в формировании доходов местного бюджета // В сборнике: Финансовые инструменты устойчивого экономического развития регионов РФ cборник статей Всероссийской научно-практической конференции. 2016. С. 107-114.
12. Джумабаева А.М., Утеев Б.Ж., Тогжигитова К.Т. Особенности учета земельных ресурсов // Статистика, учет и аудит. 2018. Т. 2. № 69. С. 40-44.
13. Дюсембина Д.Н., Чванько А.А. Земельный налог в местном бюджете // В сборнике: потенциал российской экономики и инновационные пути его реализации / материалы международной научно-практической конференции студентов и аспирантов. Финансовый университет при Правительстве РФ, Омский филиал. 2016. С. 33-37.
14. Жуков В. Д., Радчевский А. Н., Юрченко К. А. Кадастровая оценка вновь образуемых земельных участков земель сельскохозяйственного назначения. // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета, №. 109, 2015, с. 585-596.
15. Жульева К.С., Хаметова А.Р. Налог на недвижимость: его значение и проблема применения // Матрица научного познания. 2017. № 11. С. 52-58.
16. Иванов В.А. Пути повышения эффективности муниципального земельного контроля // Аллея науки. 2018. Т. 3. № 1 (17). С. 361-365.
17. Калибатова И.К., Карашаева А.С. История формирования системы земельного кадастра в России. В сборнике: Фундаментальные научные исследования: теоретические и практические аспекты. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Западно-Сибирский научный центр. 2016. С. 397-399.
18. Клюева О.В., Вараксин Г.С. Экономическая эффективность системы государственного кадастра недвижимости // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. 2015. № 2 (2). С. 33-39.
19. Колябин А.Ю., Глухова Т.В. К вопросу об объединении системы кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимость // Власть. 2015. № 9. С. 94-99.
20. Лапшина А.С. Особенности определения кадастровой стоимости недвижимости в целях налогообложения // В сборнике: Россия в глобальной экономике: вызовы и институты развития Материалы III Международного политэкономического конгресса и VI Международной научно-практической конференции. В 2-х томах. Под редакцией М.А. Боровской, Ю.М. Осипова, А.В. Бузгалина, А.Ю. Архипова. 2016. С. 369-373.
21. Лелюхина А.М., Свительская М.А. Международный опыт ведения кадастра как основы налогообложения недвижимости // В сборнике: региональная экономика, инвестиции, инновации, социально-экономическое развитие: теория, методология и концепция модернизации / Материалы международной научно-практической конференции. АНО содействия развитию соврем. отечеств. науки Изд. дом «Науч. обозрение» ; редкол.: М. В. Васильева (гл. ред.). 2013. С. 7-20.
22. Мамонова Е.А. Проблемы государственной кадастровой оценки земельных участков и пути их решения // В сборнике: потенциал российской экономики и инновационные пути его реализации // Материалы международной научно-практической конференции студентов и аспирантов, проводимой в рамках III международного конгресса молодых ученых по проблемам устойчивого развития, регионального форума предпринимательства "Свое дело - твой успех". 2017. С. 114-118.
23. Марковский И.Г. Система государственной кадастровой оценки объектов недвижимости // В сборнике: научные достижения и открытия 2018 сборник статей V Международного научно-исследовательского конкурса. 2018. С. 138-141.
24. Махотлова М.Ш., Гутаев Р.Т. Формирование современной российской земельно-кадастровой системы // Современные научные исследования и разработки. 2017. № 4 (12). С. 425-426.
25. Махотлова М.Ш., Накова Л.В., Куготов А.Н. Главные проблемы государственного земельного кадастра. В сборнике: Лучшая научная статья. Сборник статей победителей VI Международного научно-практического конкурса. 2017. С. 285-289.
26. Осенняя А.В., Середин А.М., Хахук Б.А., Гура Д.А., Анисимова Л.К. Становление российской системы налогообложения недвижимого имущества в городских территориях. // Экономика строительства и городского хозяйства. 2017. Т. 13. № 3. С. 195-204.
27. Остерникова Е.И. Кадастровая оценка как основа налоговой базы объектов недвижимости // В сборнике: проблемы и перспективы развития гуманитарных и социально-экономических наук / Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. В 4-х частях. Под общей редакцией Ж.А. Шаповал. 2017. С. 111-113.
28. Пискунова А.Н. Опыт зарубежных стран в ведение кадастра недвижимости и применение его в РФ // Аллея науки. 2018. Т. 2. № 1 (17). С. 431-435.
29. Смирнов Д.А. Новации в системе имущественного налогообложения: решены ли старые проблемы // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2017. № 5 (188). С. 95-102.
30. Ульянова Е.В. Земельный налог в Российской Федерации и оценка его роли в формировании доходов местных бюджетов // В сборнике: Наука молодых - будущее России Сборник научных статей 2-й Международной научной конференции перспективных разработок молодых ученых. В 5-ти томах. Ответственный редактор А.А. Горохов. 2017. С. 402-404.