ВВЕДЕНИЕ
Глава I. Общая характеристика авторского права
§1. Понятие и предмет и авторского права
§2. Содержание авторского права и его сроки
Глава II. Субъекты и авторского права
§1. Понятие субъектов авторского права и его возникновение
§2. Виды субъектов авторского права
Глава III. Объекты авторского права
§1. Понятие и критерии охраноспособности объектов авторского права
§2.Виды объектов авторского права и произведения, не являющиеся объектами авторского права
Заключение
Список использованной литературы
Что такое авторское право? Что является его предметом и субъектом? Как и чем оно защищается? Для чего оно нужно в гражданском праве? Именно эти вопросы заинтересовали меня, и именно их я хотел бы изучить и раскрыть в данной работе.
Как мы могли заметить, в последние годы в связи со многими преобразованиями в сфере экономики, перед людьми стали вставать вопросы правового характера.
С наступлением рынка все большее значение для людей, чьи профессиональные, творческие интересы лежат в области интеллектуального и духовного труда, приобретает законодательство, регулирующее отношения, связанные с авторским правом, с правом на интеллектуальную собственность. Можно уверенно сказать, что в современных условиях интеллектуальная собственность является неотъемлемой частью гражданского оборота. Все это обусловливает дальнейшее совершенствование как национального, так и международного законодательства об интеллектуальной собственности.
Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации регламентируются нормами четвертой части ГК РФ (разд. VII)
Ранее понятие интеллектуальной собственности раскрывалось в ст. 138 ГК РФ, но в настоящее время она исключена. А данное понятие содержится в ст. 1225 ГК РФ и отождествляется не с правами, а с самими результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации.
В соответствии с указанной статьей результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана, являются 1) произведение науки, литературы и искусств; 2) программы для электронных вычислительных машин; 3) базы данных; 4) исполнения; 5) фонограммы; 6) сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач; 7) изобретения; 8) полезные модели; 9) промышленные образцы; 10) селекционные достижения; 11) топологии интегральных микросхем; 12) секреты производства (ноу-хау); 13) фирменные наименования мест происхождения товаров; 16) коммерческие обозначения.
Кроме того, ст. 1226 ГК РФ вводит ранее не использовавшийся в законодательстве термин – «интеллектуальные права», под которыми понимаются исключительное право, являющееся имущественным правом, а в случаях, предусмотренных Кодексом, также личные неимущественные права и иные права.
В систему подотрасли права интеллектуальной собственности входят литературная собственность и промышленная собственность. Однако в российском законодательстве не говорится об институте авторского права и смежных прав, а термин «литературная собственность» не используется.
Но в свою очередь авторское право регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и использованием результатов интеллектуальной деятельности – произведений науки, литературы и искусства. Необходимо только различать сами произведения, имеющие нематериальную сущность, и ту вещественную форму, в которой они воплощены. Авторско-правовая охрана распространяется на произведение как нематериальное благо и не зависит от прав на тот материальный носитель, в котором это произведение выражено
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОРОСКОГО ПРАВА
§1 Понятие и предмет авторского права
Авторское право рассматривается как в объективном так и в субъективном смысле.
Так в объективном смысле авторское право представляет собой совокупность норм гражданского права, регулирующих отношения по признанию авторства и охране произведений науки, литературы и искусства, установлению режима их использования, наделению их авторов неимущественными и имущественными правами, защите прав авторов и других правообладателей.
Авторское право в субъективном смысле – это субъективное право автора или иного правообладателя по использованию произведения науки, литературы или искусства.
Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства при условии, что они являются результатом творческой деятельности, существуют в какой-либо объективной форме.
Понятие творчества в законе не раскрывается. Как правило, творческой является умственная деятельность, завершающаяся созданием самостоятельного результата науки, литературы или искусства. Некоторые авторы считают, что показателем творческого характера служит новизна либо оригинальность произведения . Об оригинальности как признаке творческого характера свидетельствует и арбитражная практика . Для охраноспособности произведения авторским правом не имеет значение его назначение и достоинства. В связи с этим можно сделать вывод, что авторское право распространяется на любые оригинальные творческие результаты.
Хочется отметить, что авторское право существует главным образом для того, чтобы позволить человечеству иметь широкий доступ ко всем достижениям интеллектуальной творческой деятельности, а также вознаграждать и защищать тех, кто способствует возникновению и распространению этих достижений.
Предметом авторского права имеют все шансы считаться вещи материального мира на которые ориентированы публичные дела в сфере авторского права: «Аудиовизуальное произведение; аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения и все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим, независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации; база данных; воспроизведение произведения;, в том числе в форме звуко- и видеозаписи; запись произведения в память ЭВМ также является воспроизведением; воспроизведение фонограммы изготовление одного или более экземпляров фонограммы или ее части на любом материальном носителе; запись - фиксация звуков и (или) изображений с помощью технических средств в какой-либо материальной форме, позволяющей осуществлять их неоднократное восприятие, воспроизведение или сообщение; изготовитель аудиовизуального произведения - физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за изготовление такого произведения; при отсутствии доказательств иного изготовителем аудиовизуального произведения признается физическое или юридическое лицо, имя или наименование которого обозначено на этом произведении обычным образом. «При передаче произведений, фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания в эфир через спутник под передачей в эфир понимается прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых произведения, фонограммы, исполнения, постановки, передачи организаций эфирного или кабельного вещания могут быть доведены до всеобщего сведения независимо от фактического приема их публикой; передача организации эфирного или кабельного вещания передача, созданная самой организацией эфирного или кабельного вещания, а также по ее заказу за счет ее средств другой организацией; показ произведения - демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно или на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности; последующая передача в эфир - последующая передача в эфир ранее переданных в эфир произведений, фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания; программа для ЭВМ - объективная форма представления совокупности данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств с целью получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения; произведение декоративно-прикладного искусства - двухмерное или трехмерное произведение искусства, перенесенное на предметы практического пользования, включая произведение художественного промысла или произведение, изготовляемое промышленным способом; публичный показ, публичное исполнение или сообщение для всеобщего сведения - любые показ, исполнение или сообщение произведений, фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимаются ли произведения, фонограммы, исполнения, постановки, передачи организаций эфирного или кабельного вещания в месте их сообщения или в другом месте одновременно с сообщением произведений, фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания; режиссер-постановщик спектакля - лицо, осуществившее постановку театрального, циркового, кукольного, эстрадного или иного спектакля (представления)» Закон Российской Федерации от 23 сентября 1992 года N 3523-1 "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных"; репродуцирование факсимильное воспроизведение в любых размере и форме одного или более экземпляров оригиналов или копий письменных и других графических произведений путем фотокопирования или с помощью других технических средств, иных, чем издание; репрографическое воспроизведение не включает в себя хранение или воспроизведение указанных копий в электронной (включая цифровую) , оптической или иной машиночитаемой форме; сдавать в прокат (внаем) - предоставлять экземпляр произведения или фонограммы во временное пользование в целях извлечения прямой или косвенной коммерческой выгоды; сообщать - показывать, исполнять, передавать в эфир или совершать иное действие (за исключением распространения экземпляров произведения или фонограммы), посредством которого произведения, фонограммы, исполнения, постановки, передачи организаций эфирного или кабельного вещания становятся доступными для слухового и (или) зрительного восприятия, независимо от их фактического восприятия публикой; сообщать для всеобщего сведения по кабелю - сообщать произведения, фонограммы, исполнения, постановки, передачи организаций эфирного или кабельного вещания для всеобщего сведения посредством кабеля, провода, оптического волокна или с помощью аналогичных средств; фонограмма - любая исключительно звуковая запись исполнений или иных звуков; экземпляр произведения - копия произведения, изготовленная в любой материальной форме; экземпляр фонограммы - копия фонограммы на любом материальном носителе, изготовленная непосредственно или косвенно с фонограммы и включающая все звуки или часть звуков, зафиксированных в этой фонограмме.
§2.Содержание авторского права и его источники
Как известно, авторские права делятся на личные неимущественные и имущественные.
В то время как личные имущественные могут принадлежать в силу закона, договора или наследования любым субъектам авторского права, личными же неимущественными правами могут обладать только авторы произведений.
Стоит отметить, что наиболее важным личным неимущественным правом является право авторства, т. е. основанная на факте создания произведения право лица признаваться его автором, создателем. Они принадлежат автору вне зависимости от имущественных прав. Личные неимущественные права независимы от имущественных прав, что закреплено в ст. 6 (п.1) Бернской конвенции по охране прав литературных и художественных произведений .
К личным неимущественным правам автора в отношении его произведения относятся: право авторства, право на имя, право на обнародование произведения, включая право на отзыв, право на защиту своей репутации
Право авторства не может быть передано ни по устному, ни по письменному соглашению. Из этого можно сделать вывод, что автор произведения в любой момент может обратиться в суд о признании своего авторства и т.д. Это правило особо актуально в связи с тем, что в последнее время среди части политических деятелей, а также руководителей высшего и среднего звена распространилась мода обзаводиться учеными степенями кандидатов и докторов наук. Чаще всего они прибегают к помощи третьих лиц, пишущих за них диссертации. Также многие эстрадные исполнители исполнители, стремясь облегчить и ускорить выполнение этой задачи, прибегают к плагиату.
Нормативные акты
1. Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г. (дополненная в Париже 4 мая 1896 г., пересмотренная в Берлине 13 ноября 1908 г., дополненная в Берне 20 марта 1914 г. и пересмотренная в Риме 2 июня 1928 г., в Брюсселе 26 июня 1948 г., в Стокгольме 14 июля 1967 г. и в Париже 24 июля 1971 г., измененная 2 октября 1979 г.) Бюллетень международных договоров. - 2003 г. - №9. - с. 3. Всемирная конвенция об авторском праве (подписанная в Женеве 6 сентября 1952 г.) // Собрание Постановлений Правительства СССР, 1973 г., - №24 - Ст. 139.
2. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) от 15 апреля 1994 г. // Всемирная торговая организация: документы и комментарии»/ Под ред.С.А. Смирнова. М., 2001.
3. Договор ВОИС по авторскому праву (принят Дипломатической конференцией) (Женева, 20 декабря 1996 г.) // Сборник международных актов об интеллектуальной собственности. - М.: Норма. - 2003.
4. Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам (принят Дипломатической конференцией) (Женева, 20 декабря 1996 г.) // Сборник международных актов об интеллектуальной собственности. - М.: Норма. - 2003.
5. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) (ВТО, Уругвайский раунд многосторонних торговых переговоров, 15 апреля 1994 г.) // Всемирная торговая организация: документы и комментарии»/ Под ред. С.А. Смирнова. М., 2001.
6. Конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники (Брюссель, 21 мая 1974 г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. - М., 1991 г., вып. XLV, с. 492.
7. Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (Женева, 29 октября 1971 г.) // Бюллетень международных договоров. - август 1999 г. - №8.
8. Международная конвенция об охране интересов артистов - исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций (Рим, 26 октября 1961 г.) // Бюллетень международных договоров. - июль 2005 г. - №7.
9. Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности (Стокгольм, 14 июля 1967 г.) (изменена 2 октября 1979 г.) // Сборник международных актов об интеллектуальной собственности. - М.: Норма. - 2003.
10. Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. №231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации - 25 декабря 2006 г. - №52 (часть I) - Ст. 5497.
11. Федеральный закон от 20 июля 2004 г. №72-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» // СЗ РФ. - 26 июля 2004 г. - №30. - Ст. 3090.
12. Закон РФ от 23 сентября 1992 г. №3523-I «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» // Российская газета. -20 октября 1992 г.
13. Закон РФ от 23 сентября 1992 г. №3526-1 «О правовой охране топологий интегральных микросхем» // Российская газета. - 21 октября 1992 г.
14. Закон РФ от 9 июля 1993 г. №5351-I «Об авторском праве и смежных правах» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации - 12 августа 1993 г. - №32 - Ст. 1242.
15. Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав (Москва, 24 сентября 1993 г.) // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. - 1994. - №2.
16. «Авторское право». Народная энциклопедия научных и прикладных знаний. Том XI Общественно-юридический. 2-й полутом. - Типография т-ва Сытина. М.
Научная литература и статьи
1. Барановский П.Д. О принципах международной охраны авторских прав Журнал российского права, 2001 - №8.
2.Близнец И.А. Интеллектуальная собственность и закон. Теоретические вопросы. - М., 2001.
3. Богуславский М.М. Международное частное право: Учебник. М.: Юристъ, 1999.
4. Вельяминов Г.М. Международное экономическое право и процесс (Академический курс): Учебник. - М.: Волтерс Клувер, 2004
5. Гаврилов Э.П. Авторское право. Издательские договоры. Авторский гонорар. - М.: Юридическая литература, 1988.
6. Дворников Д. Гришаев С.П. Авторское право. - М.: Норма, 2011 г.
7. Еремин А.В. Изменение роли Бернской конвенции в международной охране авторских прав // Гражданин и право - 2006 - №7.
8. Карро Д., Жюйар П. Международное экономическое право: Учебник / Пер. с фран. В.П. Серебренникова, В.М. Шумилова. - М.: Междунар. отношения, 2011.
9. Лунц Л.А. Курс международного частного права: В 3 т. М., 2002.
10. Суханова Е.А. Учебник гражданского права, том II. – М., 2007. С. 285.