Введение
Глава I. Теоретические основы формирования гражданского общества в демократическом правовом государстве
§ 1. Понятие, сущность и основные институты гражданского общества
§ 2. Признаки и функции гражданского общества
Глава II. Становление гражданского общества в современной России
§ 1. Структура современного гражданского общества
§ 2. Проблемы формирования российского гражданского общества
Заключение
Список литературы
Стабильное функционирование общества возможно в том случае, когда каждый индивид выступает в качестве активного субъекта социальных отношений, способен лично, а также во взаимодействии с другими людьми оказывать преобразующее воздействие на социальные условия его существования. Наиболее полно социальный потенциал личности раскрывается в гражданском обществе. Целью широкомасштабных социальных, экономических, политических преобразований, переживаемых нашей страной, провозглашается построение правового государства и гражданского общества.
Следует констатировать, что убежденность организаторов реформ в том, что гражданское общество сформируется самостоятельно, на основе функционирования институтов частной собственности и рыночной экономики не находит своего подтверждения на практике. Следует признать, что субъекты и институты гражданского общества не стали эффективным средством регуляции социальных отношений. Ликвидация норм патернализма не привела к достижению равноправных, партнерских отношений между государством и обществом.
Объект настоящего исследования – общественные отношения, складывающиеся в процессе становления и развития современного гражданского общества.
Предмет исследования – процесс социальной организации в формировании гражданского общества.
Цель настоящей работы – проанализировать понятие, сущность и специфические особенности гражданского общества.
Достижение указанной цели представляется возможным с помощью следующих задач: 1) изучить теоретические основы формирования гражданского общества в демократическом правовом государстве; 2) проанализировать особенности становления гражданского общества в современной России.
Указанные цель и задачи работы обусловили ее структуру, которая состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Методологией данного исследования являются положения общенаучного диалектического метода познания
Глава I. Теоретические основы формирования гражданского общества в демократическом правовом государстве
§ 1. Понятие, сущность и основные институты гражданского общества
Гражданское общество как предмет теоретического анализа в юридической наукой представляет собой специфический реально существующий и имеющий различные конкретные формы социальный феномен, качественно отличающийся по своим атрибутивным признакам от других социальных явлений, прежде всего, от государства. Природа гражданского общества раскрывается в контексте решения вопроса о его политичности либо деполитизированности. Гражданское общество имеет сложную социально-политическую природу: негосударственные социальные институты посредством различных форм и средств принимают активное участие в политической жизни общества в качестве самостоятельных, равноправных с государством субъектов политической системы. Политичность гражданского общества, активное воздействие на государственную власть является конституирующей характеристикой общества в качестве гражданского .
Гражданское общество - это сложноструктурированная саморегулирующаяся открытая система юридически свободных, автономных по отношению к государству социальных институтов и отношений, выражающих частные интересы и объединяющих индивидов на основе ценностей гражданской культуры.
Гражданское общество представляет собой взаимосвязанную систему независимых от государственной власти общественно-политических институтов, участвующих в общественных отношениях (экономических, социальных, культурных, нравственных, духовных, корпоративных, религиозных и др.), возникающих по поводу реализации гражданами своих прав и свобод и находящихся вне политических (государственных) и частных (личных) отношений, но в рамках национального законодательства. Доказано, что особенностью гражданского общества является заложенное в его институтах внутреннее противоречие: доминирующий в них частный интерес, развивая социальную и экономическую активность индивидов, в то же время порождает их конкуренцию и противостояние в различных негосударственных сферах (экономической, социальной, культурной и др.). Это внутреннее противоречие служит движущей силой развития гражданского общества и государства .
Особенности зарождения и исторической трансформации гражданского общества в России, отличающие его от западных образцов, состоят в единстве следующих факторов: географического (большая протяженность территории России); исторического становления гражданского общества, которое шло не «снизу», в основном через экономические объединения граждан, а через предоставлявшиеся «сверху» возможности ассоциаций в самоуправлении: в сельской местности - большие, для дворянства, в городе, - минимальные; многовекового менталитета российского народа, сопряженного с его порабощениями (крепостное право); мощного государственного централизованного начала (монархия); неразвитости российского рынка в условиях господства крестьянской общины, подавляющей доли крестьян в составе населения и недостаточного развития частной собственности, стимулов предпринимательства.
Следует выделять экономические, социальные и правовые критерии гражданского общества, в совокупности образующие основу и базис функционирования его институтов. К экономическим критериям относится экономическая и социальная свобода членов общества, которая возможна только в обществе с рыночной экономикой, где личность не отчуждена от собственности и вправе выбрать любую ее форму, где существует свобода предпринимательской деятельности.
К социальным критериям относится: самоуправляемость и инициативность членов общества; открытость (свободный доступ ко всем источникам информации, гласность общественно-политических мероприятий, свобода общения с международными и иностранными общественными организациями).
К правовым критериям следует относить: признание и реальную обеспеченность естественных, неотчуждаемых прав человека, возможность судебной защиты этих прав; режим законности, верховенство права и закона; равенство всех перед законом и судом, стабильность конституционного строя, демократический политический режим; правовое государство, основанное на принципе разделения властей; политический и идеологический плюрализм, свобода мнений, слова и печати, независимость средств массовой информации.
Под институтами гражданского общества следует понимать действующие независимо от государства или при поддержке последнего общественные структуры (объединившиеся по социальному, профессиональному и другим признакам), деятельность которых, во-первых, порождает правоотношения, направленные на реализацию и защиту индивидами своих прав и свобод, решение общих задач в сфере экономики, культуры и других областях общественной жизни, во-вторых, способна влиять на государственные институты и ограждать людей от необоснованного вмешательства данных институтов в общественную жизнь .
Для наиболее эффективного и полного исследования институтов гражданского общества и направлений реализации государственно-правового механизма их формирования и поддержки в России следует классифицировать эти институты по сфере и специфике осуществляемой ими деятельности на три основных вида: а) институты гражданского общества в сфере оказания квалифицированной юридической помощи - адвокатура, общественные объединения адвокатов, нотариат; б) институты гражданского общества в политической сфере - политические партии; в) институты гражданского общества в социально-экономической и культурной сферах — некоммерческие общественные организации, общественные движения, общественные фонды, учреждения, профессиональные союзы; средства массовой информации; церковь (религиозные организации, конфессиональные объединения), институты собственности и образования, органы местного самоуправления (сообщества) .
Под механизмом формирования и поддержки институтов гражданского общества понимается совокупность общественных и государственно-правовых (публичных) отношений, субъекты которых с помощью различных методов, способов и средств, с учетом правовых (система национального законодательства), политических (политический режим), социальных (обязанность государства по социальному обеспечению малоимущих и нетрудоспособных лиц, право общества требовать от государства выполнения этой обязанности) и экономических факторов (свобода предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности) воздействуют на: возникновение институтов гражданского общества (например, официальное признание государством их существования путем государственной регистрации организационно-правовой формы их деятельности и учредительных документов); развитие институтов гражданского общества (например, общественное одобрение результатов деятельности общественной правозащитной организации, присоединение к ней волонтеров; проведение конкурсов, выделение государством ежегодных грантов, премий; льготный налоговый режим) .
Механизм формирования и поддержки институтов гражданского общества состоит из государственно-правового и общественного механизма, каждый из которых реализуется по нескольким направлениям.
Государственно-правовой механизм формирования и поддержки институтов гражданского общества представляют собой реализуемое государством в лице уполномоченных органов государственной власти с помощью совокупности методов, способов и средств, приводимых в действие механизмом государственного (властного) принуждения, двустороннее воздействие на институты гражданского общества: непосредственное (прямое) воздействие и косвенное воздействие, через другие государственно и общественно значимые институты.
Основными направлениями непосредственного формирования и поддержки институтов гражданского общества с помощью государственно-правового механизма являются: а) создание благоприятного законодательного режима для возникновения (государственной регистрации), профессиональной деятельности и развития институтов гражданского общества; б) предоставление субсидий (финансирования) и других форм государственной поддержки (например, ежегодные субсидии, выдаваемые некоторым фондам); в) сотрудничество органов государственной власти с институтами гражданского общества, способствующее налаживанию диалога и взаимопонимания между обществом и государством; г) определенная доля участия органов государственной власти в деятельности некоторых институтов гражданского общества (например, участие специалистов Минюста России и судей в тех или иных видах деятельности квалификационной комиссии адвокатской палаты субъекта РФ, а именно - в проведении квалификационного экзамена на присвоение статуса адвоката).
1. Брутенц К. Н. Пагубный упадок нравов: нужна действенная терапия / Экономика и общественная среда: неосознанное взаимовлияние. М., 2008. С. 395 - 405.
2. Вахонин А.А. Гражданское общество как исследовательская проблема // Соц.-гуман. знания. - 2006. - N 5. - С.324-329.
3. Виноградов В.Д. Современный тип российского общества: социальная структура и государственность // Общество и власть: проблемы взаимодействия / отв. редактор Виноградов В.Д. СПб., 2006.С. 47.
4. Глущенко В.В. Гражданское общество как субъект формулирования и достижения национального интереса // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2010. - N 10. - С.2-9.
5. Грудцына Л.Ю. Государственно-правовой механизм формирования и поддержки институтов гражданского общества в России. М., 2009.
6. Добреньков В.И. Российское общество: современное состояние и перспективы // Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы: Научная конференция «Ломоносовские чтения – 2003»: Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова: Сб. науч. докл. / ред. коллег.: В.И. Добреньков и др. М., 2003. С. 3–19.
7. Дусь Ю.П. Гражданское общество в России: причина или следствие инновационного развития (на примере классического университета) / Ю.П.Дусь, В.И.Разумов // Личность. Культура. Общество. - 2010. - Т.12, вып.2. - С.41-415.
8. Кальной И.И. Онтологические основания гражданского общества / ИИ.Кальной // Гражданское общество: истоки и современность / науч. ред. И.И. Кальной, И.Н. Лопушанский. СПб., 2006.
9. Карташов, В.Н. Теория правовой системы общества. В 2 т. Т.1/ В.Н.Карташов Ярославль: ЯрГУ, 2005.
10. Коэн Д.Л. Гражданское общество и политическая теория / Д.Л.Коэн, Э.Арато. М.: Весь мир, 2008.
11. Кожевников С.Н. Гражданское общество: понятие, основные признаки, предпосылки формирования в России / С.Н.Кожевников // Вестник ННГУ. Серия Право. Вып. 1(5). Н.Новгород, 2002. - С.26-35.
12. Мамут Л.С. Гражданское общество и государство: проблема соотношения / Л.С.Мамут // Общественные науки и современность. -2006. №5. - С.94-103.
13. Оболонский А. В. Этические ценности - «спасательный круг» в меняющемся мире // Экономика и общественная среда: неосознанное взаимовлияние. М., 2008. С. 381 - 394.
14. Российское общество в современных цивилизационных процессах / Под ред. В.В. Козловского, Р. Г. Браславского. СПб.: Интерсоцис, 2010.
15. Ракитов А.И. Наука, образование и супериндустриальное общество: реалистический проект для России // Вопросы философии. 2009. № 10. С. 60–69.
16. Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы: Научная конференция «Ломоносовские чтения - 2003»: Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова: Сб. науч. докл./ Ред. коллег.: В.И. Добреньков и др. - М.: МАКС Пресс, 2008.
17. Кудявцев Л. Д. Современное общество и нравственность. М., 2000.
18. Юревич А. В., Ушаков Д. В., Цапенко И. П. Количественная оценка макропсихологического состояния современного российского общества / Психологический журнал, 2009. N 4. С. 23 - 34.