«Для того чтобы привести мир в правильный порядок, мы должны сначала привести страну в порядок. Чтобы это сделать, нужно привести семью в порядок. Для этого мы должны прежде всего обратить внимание на свою личную жизнь, нужно привести в порядок наши сердца.»
(Конфуций).
Семья – неотъемлемая часть общества, и невозможно уменьшить ее значение. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходились без семьи. Обозримое будущее общества также не мыслится без семьи. Для каждого человека семья – начало начал. Понятие счастья почти каждый человек связывает, прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме.
Актуальность темы исследования. Динамичные преобразования российского общества в условиях утверждения техногенной цивилизации и догоняющей модернизации влекут за собой трансформацию всех сфер его функционирования и трансформацию всех без исключения социальных институтов, в том числе и трансформацию социального института семьи. При этом возникают определенные трудности выбора оптимальной модели семьи, как для каждого человека, так и для государства и общества в целом- а также поиском теоретических оснований новой мировоззренческой парадигмы, в которую анализ семьи как социального института не может быть не включен.
Семья как институт представляет значительный интерес для социально-философского исследования, поскольку с одной стороны она обеспечивает стабильность общества и эволюционирует вместе с ним, а, с другой стороны, выступает как-то социальное пространство, в котором происходит личностное становление человека. Процесс взаимодействия и взаимопроникновения культур в современную эпоху, расширение информационного поля социально-философского знания актуализирует проблему изучения института современной российской семьи, определения её сущностных характеристик, роли и значения в жизни каждого человека и социума. Для адекватной дескрипции имманентных характеристик семьи представляется необходимым не только осмысление её роли и значения в различных культурно-исторических парадигмах, но и теоретический анализ процесса становления содержания и функций социального института семьи.
Степень разработанности проблемы. Проблемы семьи и брака интересовали как классиков мировой философской мысли, так и продолжают интересовать современных философов, социологов, психологов и других исследователей, занимающихся разработкой этих проблем. Практически у любого мыслителя, учёного, общественного деятеля можно обнаружить ту или иную позицию по данным проблемам. Однако при ближайшем рассмотрении выясняется, что семья в онтологическом качестве довольно редко становилась и становится предметом специального социально-философского исследования.
Специфика института семьи, генезис и эволюция семьи и брачно-семейных отношений исследуется такими выдающимися философами, как Сократ, Платон, Аристотель, Т. Гоббс, Ж-Ж. Руссо, Д. Юм, И. Кант, И. Фихте, Г. Гегель, К. Маркс, Ф. Энгельс, Г. Спенсер и другие. В середине и второй половине 19 века семья выступает в качестве объекта специального научного исследования в трудах, таких выдающихся учёных как И. Баховен, Дж. Мак-Леннан, Л. Морган, Э. Дюркгейм, Ф. Ле Пле и целый ряд других.
Объект исследования- семья как социальный институт.
Предмет исследования- основные трансформации института семьи в современном российском обществе.
Целью исследования является выявление сущности институциональных трансформаций семьи в современном российском обществе.
Задачи исследования:
- рассмотреть семью как социальный институт;
- проанализировать функционирование института семьи в современном обществе;
- изучить сущность семейной политики;
- выявить проблемы и характерные черты формирования семейной политики в России.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1.1. Семья как социальный институт
Современному обществу нужны граждане, обладающие нравственными ценностями и ориентирами. Семья является важнейшим социальным институтом воспроизводства человеческих поколений, их первичной социализации, оказывающий большое влияние на формирование личности, обеспечивает качественное разнообразие форм общения, взаимодействий людей в различных сферах жизни и деятельности общества .
Семья — самый древний, самый первый социальный институт, и возник он еще в условиях формирования общества. На первых этапах развития общества отношения между женщиной и мужчиной, старшими и младшими поколениями регулировались племенными и родовыми традициями и обычаями, которые базировались на религиозных и нравственных представлениях. С возникновением государства регулирование семейных отношений приобрело правовой характер. Юридическое оформление брака налагало определенные обязанности не только на супругов, но и на государство, санкционировавшего их союз. Отныне социальный контроль осуществлялся не только со стороны общественного мнения, но и государства. Семья имеет несколько определений с точки зрения разных наук и подходов. Ее типичными и важнейшими чертами являются:
- малая группа людей;
- отношения брака или кровное родство (родители, дети, братья, сестры),
- семья, как социальный институт, который выполняет определенные общественные функции (основные— репродуктивная, социализация детей, содержание детей), и общество поэтому наделяет семью средствами, позволяющие выполнять эти функции. Такое средство, например, — институт брака, и возникший позже институт развода.
Структуру семьи составляет совокупность отношений между ее членами, которая включает: структуру родства, структуру власти и лидерства, структуру ролей, структуру коммуникаций.
Для понимания семьи как социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье. Семейная роль — один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделяются на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабушка, старший, младший) и т.д. Ролевые отношения в семье могут характеризоваться ролевым согласием или ролевым конфликтом.
В современной семье наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций. Семья утрачивает свои позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других функциях. Традиционные роли, при которых женщина рожала и воспитывала детей, вела хозяйство, а муж был хозяином, собственником имущества, экономически обеспечивал семью, заменились ролевыми, при которых женщина стала играть равную или выше роль с мужчиной. Это изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой позитивные и негативные последствия. С одной стороны, это способствовало утверждению равенства женщин и мужчин, с другой стороны усугубило конфликтные ситуации, снизило рождаемость.
Выделяют следующие функции семьи:
1. Репродуктивная. Состоит непосредственно из возможности воспроизводить здоровое потомство, а также из заботы о физическом и психическом здоровье подрастающего поколения.
2. Социализация. Центральное место в социализации занимает семья. Это объясняется прежде всего тем, что именно в семье осуществляется первичная социализация индивида, закладываются основы его формирования как личности. Семья для ребёнка является первичной группой, именно с неё начинается развитие личности.
3. Хозяйственно- бытовая. Удовлетворение членами семьи своих биологических и материальных потребностей. Удовлетворение потребности в сохранении их здоровья - хозяйственно-бытовыми способами. Питание семьи, приобретение и содержание домашнего имущества, одежды, обуви, благоустройство жилища, создание домашнего уюта, организацию жизни и быта семьи, формирование и расходование домашнего бюджета.
4. Рекреационная функция позволяет восстанавливать физические и нравственные силы, здоровье членов семьи и их душевное равновесие за счет семейных отношений, базирующихся на любви, взаимопомощи и эмоциональной поддержке.
5. Социально-статусная. Означает передачу по наследству некоторых статусов, например, место в культуре, национальность, место в социальной страте и др. Особенно велико место этой функции в классовых обществах.
Выделение типов семей и их классификацию можно осуществлять по различным основаниям:
1. По форме брака:
а) моногамные (брак одного мужчины с одной женщиной);
б) полиандрия (женщина имеет несколько супругов);
в) полигиния (брак одного мужчины с двумя и более же нами).
2. По составу:
а) нуклеарные (простые) — состоят из мужа, жены и детей (полные) или с отсутствием одного из родителей (неполные);
б) сложные — включают представителей нескольких поколений.
3. По числу детей:
а) бездетные;
б) однодетные;
в) малодетные;
г) многодетные (от трех и более детей).
4. По этапам цивилизационной эволюции:
а) патриархальная семья традиционного общества с авторитарной властью отца, в руках которого находится решение всех вопросов;
б) эгалитарно-демократическая, основанная на равенстве в отношениях мужа и жены, на взаимоуважении и социальном партнерстве.
В науке сложилась традиция изучения семьи и как социального института, и как малой группы.
«Социальный институт» означает устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, посредством которых общество регулирует и контролирует деятельность людей в наиболее важных сферах человеческой жизни. Это заданный набор целесообразных стандартов поведения определенных лиц в конкретных ситуациях. Стандарты поведения организуются в систему ролей и статусов.
1. Анурин В.Ф. Общая социология. – М.: Академический Проект, 2015. – с. 496
2. Горелов А.А. Социология. – М.: Московский Лицей, 2016. – с. 400
3. Зомбарт В. Социология. – М.: Едиториал УРСС, 2017. – с. 114
4. Демидов Н.М. Основы социологии и политологии. – М.: Академия, 2016. – с. 208
5. Касьянов В.В. Социология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. – с. 416
6. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественнонаучного, гуманитарного профилей: учебник для студ. Учреждений сред. проф. образования. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – с. 528
7. Лавриненко В.Н. Социология. – М.: Проспект, 2017. – с. 328
8. Лексин В.Н. Обычная русская семья в условиях трансформации института семьи. Опыт системной диагностики. – М.: Либроком, 2016. – с. 256
9. Лыкова И.А., Шипунова В.А. Азбука безопасного общения и поведения. – М.: Цветной мир, 2013. – с. 96
10. Ростовская Т.И. Институальность молодой семьи в современной России. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. –с. 192
11. Самыгин С.И., Воденко К.В. Социология. Социальные институты, структура и процессы. Учебник. – М.: Инфра-М, 2016. –с. 252
12. Зритнева Е.И. Социология семьи. – М.: Владос, 2016. – с. 152
13. Самыгин С.И., Матецкая А.В., Эгильский Е.Э., Воденко К.В. Социология религии. Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. – с. 320
14. Синельников А.Б., Медков В.М., Антонов А.И. Семья и вера в социологическом измерении (результаты межрегионального и межконфессионального исследования). – М.: КДУ, 2017. – с. 288
15. Гидденс Э. Социология. – М.: Едиториал УРСС, 2015. – с. 632
16. Волков Ю.Г. Социология. – М.: Альфа-М, Инфра-М, 2016. – с. 464
17. Шарков Ф.И. Социология. Теория и методы. – М.: Экзамен, 2017. – с. 480