Актуальность темы. В ходе реформ, проводимых последнее десятилетие, совершенно четко выделился слой людей, по каким-либо причинам, а часто, по их совокупности, фактически не приспособившийся к выживанию в современных условиях. Неспособность адаптации к новым условиям сделала этих людей неконкурентоспособными практически во всех сферах жизни.
Результаты исследования, проведенного Институтом социально-экономических проблем народонаселения РАН, выявили состав социального дна - это нищие, бомжи и т.д., а также - беспризорные дети. Беспризорных детей на наших улицах становится все больше и больше. Но это уже никого не удивляет, и стало даже чем-то обыденным и привычным. Мы как-то сразу смирились и приняли факт существования таких детей как должное.
В отношении беспризорных детей, наиболее эффективными признаются меры, носящие комплексный и профилактический характер. Ребенок по праву является объектом пристального внимания и заботы со стороны общества и государства. От того, в каких условиях находится подрастающее поколение сегодня, напрямую зависит будущее. Конкурентоспособный ребенок - это ребенок, реализующий свой потенциал, как личность и будущий член общества. Соответственно, ребенок неконкурентоспособен тогда, когда находится в условиях, ставящих его на грань выживания.
Бедность является наиболее значимым фактором, приводящим ребенка к беспризорному образу жизни. Дети, брошенные на произвол судьбы, не нужные тем, кто их породил, в большинстве случаев не становятся полноценными людьми. Они пополняют ряды преступников. И это неоспоримая истина.
Дети-беспризорники - это общая проблема, и только общими усилиями, возможно, реально снизить их число. Ведь от этого во многом зависит наше будущее.
Объектом курсовой работы установлено явление беспризорности. Предметом исследования является основные характеристики беспризорности в современной России.
Цель исследования – изучение беспризорности и тенденций её развития в современной России.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Дать понятие беспризорности.
2. Описать социальный портрет беспризорника.
3. Выявить причины беспризорности и тенденции её развития.
4. Охарактеризовать меры борьбы государства с беспризорностью
1. Исторический аспект борьбы с детской беспризорности
1.1. Понятие беспризорности
Судя по материалам педагогических энциклопедий, в 60-х годах беспризорность трактовалась как отсутствие у детей и подростков постоянного места жительства, определенных занятий, семейного или государственного попечения и систематического воспитательного воздействия в результате утраты родителей, ухода из семьи, бегства из воспитательного учреждения и других причин. Позже понятие «беспризорные дети» практически исчезло со страниц отечественных изданий, не говоря уже об официальных документах. Считалось, что имелись лишь единичные случаи временного ухода детей из семьи или из детских домов из-за конфликтов с родителями, воспитателями, в поисках приключений.
К отличительным признакам беспризорности относятся: полное прекращение всякой связи с семьей, родителями, родственниками; обитание в местах, не предназначенных для человеческого жилья; добывание средств для обеспечения жизни способами, не признаваемыми обществом социально позитивными; подчинение кастовым криминальным законам, предписанным беспризорникам «авторитетами». Отсутствие собственного жилья обычно превращает беспризорников в бродяг, кочующих с места на место. Совокупность всех вышеперечисленных признаков отличает беспризорного ребенка от других детей .
Беспризорность часто связывают с противоправным поведением. Беспризорные дети не имеют родительского или государственного попечения, постоянного места жительства, соответствующих возрасту позитивных занятий, необходимого ухода, систематического обучения и развивающего воспитания.
Ежедневно в Российской Федерации регистрируется более полутора тысяч разводов, в результате чего без одного родителя остаются около 1300 детей, в дома ребенка передаются 30, «отбираются» у нерадивых родителей
— 32, убегают из дома—237. Рождаясь в неблагополучной семье, ребенок изначально не получает удовлетворения основных жизненных потребностей: в любви, заботе, внимании и участии со стороны окружающих.
Именно семейное неблагополучие является предпосылкой разных деформаций процесса социализации личности ребенка, что проявляется в конечном счете в безнадзорности либо беспризорности несовершеннолетних
1.2. Особенности подростковой беспризорности
Подростковый возраст издавна именуют взрывоопасным, ранимым, трудным, жестокосердным, кризисным, переходным. Период трудный для самого подростка и для окружающих его людей.
В подростковом возрасте физическое и духовное развитие несовершеннолетнего ещё не завершено. И это отражается на характере его действий и поступков, свойственных детскому и подростковому возрасту, а именно жажда приключений, любопытство, внушаемость, доверчивость, неумение приспосабливаться к конкретным условиям жизни, беспощадность в конфликтных ситуациях.
Одной из основных причин, выгоняющих детей на улицу является, прежде всего, неблагополучная семья, неблагополучие которой проявляется в двух наиболее распространенных формах: конфликтности и асоциальном образе жизни. Конфликтные семьи характеризуются конфронтирующим типом отношений между супругами и родителями и детьми. Для них характерны ссоры, взаимные оскорбления, угрозы или, наоборот, затяжное отсутствие контактов, что не менее тяжело для детей.
В асоциальной семье дети - сироты при живых родителях. Именно они являются контингентом специализированных учреждений. Их родители, как правило, страдают алкоголизмом, наркоманией, ведут аморальный, паразитический образ жизни, довольствуются случайными заработками, проживают детские пособия, занимаются воровством, пренебрегают нуждами и потребностями детей .
Асоциальная семья не только не спасает детей от внешних угроз, но и сама становится источником повышенной опасности. Многие воспитанники социально-реабилитационных учреждений испытали побои, издевательства, голод и сексуальное насилие.
Любой социальный статус ребенка вносит свой вклад в его развитие, но особое место в наборе статусных позиций развивающейся личности занимает статус члена семьи и ученика школы, так как семья и школа - самые значимые институты социализации детей. Нарушение социального статуса приводит к прямой дискриминации беспризорных детей и подростков. Их не допускают к участию в большинстве социальных мероприятий и препятствуют поступлению в заведения, предназначенные для других детей. Они оказываются на положении отверженных большинством членов общества, а иногда имеет место и активное противодействие созданию учреждений для детей улиц со стороны местного населения. Детям улиц непросто получить образование, медицинскую помощь, доступ к местам отдыха и ресурсам профессионального обучения. Обычно они не получают необходимых прививок, поэтому у них слабое здоровье. У них нет возможности овладеть навыками, необходимыми для устройства на работу, не хватает средств для поддержания личной гигиены.
В целом большинство членов общества считает детей улиц источником неприятностей, хулиганами, аморальными типами, наркоманами и алкоголиками, не спорными на какие-либо хорошие поступки и отношения.
Беспризорного ребенка отличают неразвитость эмоциональной сферы, задержка интеллектуального развития, неустойчивость внимания. У детей существует тенденция к пониженному самоуважению, их действия часто бывают неадекватны. Беглецы страдают из-за недостатка доверия, межличностные отношения затруднены, нарушается осознание самого себя как целостной личности. Никаких перспектив личного и социального характера перед ними не открывается, жизнь реализуется в ситуации потери смысла .
Для безнадзорного, начинающего общаться с себе подобными, все неудобства жизни (голод, холод, гигиеническая запущенность, страх и т.д.) начинают приобретать притягательную силу. С точки зрения криминалистов подростки, перестающие вести так называемый нормальный образ жизни, отличаются от других тем, что жизненные цели у них смещаются в сторону психологического комфорта, компанейско-группового характера, сиюминутных удовольствий, потребительства, наживы. У них фиксируется ослабление чувства стыда, равнодушное отношение к переживаниям других, агрессивность, грубость, лживость, несамокритичность и пр. Данные признаки ведут к деградации личности, которой сопутствует ориентация на асоциальное поведение. Не случайно безнадзорных подростков относят к группе социального риска.
Прежде чем рассматривать политику государства в отношении безнадзорных детей в социально-правовом аспекте необходимо выделить основные причины этого явления .
Одна из главных причин детской беспризорности – отсутствие надзора за несовершеннолетними со стороны родителей и тех, кто их заменяет.
В решении Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве РФ от 7 июля 1998 г. генезис детской безнадзорности определён следующим образом: «Детская безнадзорность – следствие современной социально-экономической и духовно-нравственной ситуации в России, которая характеризуется нарастанием социального неблагополучия семей, падением их жизненного уровня, дистанцированием школы от детей с трудной судьбой, криминализацией среды».
Подобной точкой зрения придерживаются и большинство правоведов. Так, по мнению А.М. Нечаевой, причины подростковой безнадзорности предопределяются в современной России такими факторами, как:
- экономический кризис;
- безработица;
- обнищание широких слоёв населения чьё большинство живет за чертой бедности;
- повсеместное ослабление семейных устоев;
- утрата старшим и младшим поколениями моральных ценностей;
- пьянство и алкоголизм, наркомания;
- распространение среди детей и взрослых психических заболеваний.
Все эти факторы служат благоприятными условиями для возникновения наиболее серьёзных негативных социальных явлений, одним из которых и является подростковая безнадзорность. Однако перечисленные выше факторы далеко не исчерпывают всех причин исследуемой проблемы .
Согласно А.М. Нечаевой, рост беспризорных детей пополняется за счёт трёх основных категорий:
- дети, потерявшие семью и родителей из-за их смерти, лишения родительских прав;
- дети, «выброшенные» из семьи, отвергнутые родителями;
- беглецы из дома, семьи, детского интернатного учреждения.
Как отмечает А.М. Нечаева, сиротство, вызванное смертью единственного родителя либо обоих родителей, лишением матери, отца родительских прав, относится к фактам, требующим усилий по устройству ребёнка, оказавшегося в одиночестве. Если ранее в большинстве случаев ребёнок-сирота устраивался у лиц, пожелавших заменить ему родителей (усыновителей, опекунов (попечителей), приёмных родителей), то в последние годы сложности экономического характера невольно сокращают число тех, кто готов взять на воспитание такого ребёнка. Следует отметить, что в особенно сложное положение чаще всего попадают осиротевшие дети подросткового возраста, уже искалеченные судьбой, приобретшие за годы жизни в семье асоциальные навыки, любовь к независимости, что
Нормативно-правовые акты Российской Федерации
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
2. "Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 01.05.2017).// Российская газета от 22.10.2007 г.
3. "Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.08.2017). //Российская газета - Федеральный выпуск №3670 (0) от 12.01.2005 г.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) (ред. от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ).
5. Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 N 159-ФЗ (последняя редакция).// Российская газета - Федеральный выпуск №5070 (246) от 22.12.2009 г.
6.Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 24.07.1998 N 124-ФЗ.// Российская газета от 05.08.1998 г.
7. Федеральный закон "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" от 28.12.2013 N 442-ФЗ (последняя редакция).// Роཾссийཾскཾая газета - Феཾдеཾраཾльный выпуск №6271 (295) от 30.12.2013 г.
8. Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления мер по предотвращению продажи несовершеннолетним алкогольной продукции" от 21.07.2011 N 253-ФЗ (последняя редакция).// Роཾссийཾскཾая газета - Феཾдеཾраཾльный выпуск №5537 (161) от 26.07.2011 г.
9. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция).// Роཾссийཾскཾая газета - Феཾдеཾраཾльный выпуск №5976 (303) от 31.12.2012 г.
Литература
10. Малярова Н.В., Несмеянова М.И. Социальная защита детства: концептуальный подход // Социологические исследования. - 2014. - № 4. - С. 27-34.
11. Одинцова М. А. Образ мира у подростков из неполных семей // Вопросы психологии. 2011. № 2. С. 15.
12. Осипова М. И. Социальный портрет девиантного родителя // Беспризорник. 2013. № 2. С.
13. Пищулин Н.П. Исследование состояния, динамики и профилактики детской безнадзорности // МК. - 2013. - №3. - с. 24-56.
14. Аллаярова А. Д. Осознанное родительство как условие профилактики социального неблагополучия семей // СОТИС. 2012. № 6. С. 47.
15. Бородаева Г.Г. Формы и методы работы с семьями, находящимися в социально опасном положении // Беспризорник. 2012. - № 5. - С. 60-62.
16. Шнейдер Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков. М. 2013. С. 34.
17. Эфтимович Л.Е. Проблемы теории и практики работы с семьей и детьми / Л.Е. Эфтимович – Томск., 2012. – 314 с.
18. Орлова К. Ю. Содержание и сущность деятельности по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Журнал личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация № 1. 2013. С.154–155.
19. Лушникова М.В. Курс права социального обеспечения/ М.В. Лушникова, А.М. Лушников. — М.: «Юстицинформ», 2012. – 636 с.
20. Сидоров В. Е. Право социального обеспечения Российской Федерации: учебное пособие / В. Е. Сидоров. — М.: ИНФРА-М, 2012. — 299 с.
21. Бозиев Т. О., Кривошеева М. А. Анализ законодательной базы по правам детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Журнал правовых и экономических исследований, 2012, № 3.
22. Астанов А.У. Усиление социальной помощи уязвимым группам населения // Аспирант и соискатель. – 2013. - № 3. - С.179-180.
23. Жарова О. Н. Социально-правовая защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Молодой ученый. — 2016. — №8. — С. 745-747.
Материалы судебной практики
24. Обзор судебной практики Верховного суда Российской Федерации 4 (2015) от 25 декабря 2016 года (определение № 45-КГ15-3).
25. "Обཾзоཾр практики разрешения суཾдаཾми споров, связཾанных с воспитанием деཾтеཾй" (утв. Прཾезཾидཾиуཾмоཾм Верховного Суда РФ 20.07.2011).
26. Реཾшеཾниཾе № 2-1-423/2017 2-423/2017 2-423/2017
М-398/2017 М-398/2017 от 14 июля 2017 г. по деཾлу № 2-1-423/2017 // Советский районный суд Саратовской области.