Введение
1. Теоретические основы построения и взимания налога на имущество организации
1.1 Сущность налога на имущество организаций
1.2 Общая характеристика налога на имущество организаций
2. Оценка налогообложения на имущества организаций
2.1 Анализ динамики поступления налога на имущество организации в бюджетную систему РФ
2.2 Оценка действующей системы налогообложения на имущество организаций
2.3 Особенности исчисления налога на имущество организации в регионе
3. Совершенствование системы налогообложения на имущество организаций
3.1 Направления совершенствования налогообложения на имущество организации на федеральном уровне
3.2 Направления совершенствования налогообложения на имущество организации на региональном уровне
Заключение
Налог на имущество организаций установлен на территории РФ с 1 января 1992 г. Законом РФ от 13.12.91 № 2030-1 в качестве регионального налога.
Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. N 139-ФЗ раздел IX части второй настоящего Кодекса дополнен главой 30, вступающей в силу с 1 января 2004 г.
Налог на имущество - это налог, уплачиваемый в государственный бюджет организациями и физическими лицами, владеющими определенными видами имущества.
Порядок исчисления и уплаты налога регулируется главной 30 Налогового кодекса РФ. Этой главой был установлен новый порядок исчисления и уплаты налога, существенно изменивший некоторые важные положения рассматриваемого вида налогообложения.
Объектом налогообложения на имущество организаций является движимое и недвижимое имущество, которое учитывается на балансе предприятия в качестве основных средств. При этом движимое имущество, принятое с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств, объектом налогообложения не признается (т.е. облагается только недвижимость). Данный налог уплачивают юридические лица.
Налог на имущество организаций играет значимую роль в системе имущественного налогообложения России и привлекает к себе немало внимания в связи с возможными нововведениями в порядок расчета и уплаты данного налога предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации. К тому же налог на собственность юридических лиц является основным налогом субъектов Российской Федерации, по этой причине его, наравне с прочими видами налогов, составляющими большую часть поступления в бюджеты разных уровней, следует рассмотреть отдельно.
Безусловно, некую сложность вызывает применение на практике порядка и правил налогообложения налогоплательщиками, осуществляющими деятельность на территориях различных субъектов Российской Федерации, так как им необходимо принимать во внимание надлежащие каждой области характерные черты налогообложения. При этом, свободная и зачастую экстенсивная интерпретация терминологии закона приводит налогоплательщиков к грубым ошибкам и налоговым правонарушениям.
Тема данной работы посвящена вопросам имущественного налогообложения организаций в соответствии с нормами действующего налогового законодательства. Актуальность ее рассмотрения обусловлена тем фактом, что налог на имущество организаций является одной из основных доходных статей в бюджете субъектов Российской Федерации.
Целью курсовой работы является теоретическое и практическое рассмотрение исчисления и уплаты налога на имущество организаций, выявление особенностей такого налогообложения в практической деятельности организаций как на федеральном, так и на региональном уровне. А также рассмотрение возможных направлений совершенствования налогообложения на имущество организаций.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• изучить историю возникновения налога на имущество организаций;
• раскрыть сущность и роль данного налога;
• изучить порядок исчисления и уплаты налога на имущество организаций, а также применение налоговых ставок и льгот по налогу;
• рассмотреть проблемы практического применения налога на имущество организаций на двух уровнях власти;
• провести оценку действующей системы налогообложения на имущество организаций;
• исследовать направления и способы совершенствования налогообложения имущества организаций.
Объектом в данной курсовой работе является налог на имущество организаций.
Предмет исследования - нормы Налогового кодекса Российской Федерации в части главы 30 и иные нормативно - правовые акты, раскрывающие особенности обложения налога на имущество организаций на федеральном и региональном уровне.
Источниками информации для решения вышеперечисленных задач исследования служат данные по формам статистической налоговой отчетности отчеты по форме № 5 - НИО.
При проведении анализа деятельности были использованы аналитический и экономико-статистический методы исследования.
1. Теоретические основы построения и взимания налога на имущество организации
1.1 Сущность налога на имущество организаций
В российском законодательстве термин «недвижимость» впервые упоминается в 1397 году. в Псковской судной грамоте, в которой имущество было разделено на движимое и недвижимое. Термин ввел Петр I в указе "О порядке наследования на движимое и недвижимое имущество" (1714). К недвижимому имуществу в то время относили земли и дома, лавки, полезные ископаемые и некоторые сооружения .
Первоначально налоги на имущество занимали главенствующее место в налоговой системе. В Киевской Руси, единицей налогообложения был дым, то есть, количество печей в хозяйстве, инструменты для земледелия и количество полей. Основа налогообложения определялась измерением земли и ее обложением по количеству. Единицей измерения была соха.
В XII и XIII веках налог стал естественным оброком, то есть выплаты продуктами или наличными, выплачиваемые феодально-зависимыми крестьянами в качестве ренты. Натуральный оброк мог охватывать широкий спектр сельскохозяйственной и ремесленной продукции .
Но очень скоро, из-за несправедливости обложения земле по ее количеству, метод был заменен классификацией плодородия земли. На этом основании в Древней Руси появились различия на соху добра и соху худой земли. Иным способом разделяли землю на десятины. Десятина-это русская единица измерения земной поверхности до введения, которая существовала до введения метрической системы мер. Она составляет около 1,09 гектара. Земельный налог взимался не только за качество и количество земли, но и в соответствии социального статуса, принадлежащего налогоплательщику.
В XVII веке число налогоплательщиков расширилось в связи с изменением посошного налогообложения на подворное. Такое налогообложение являлось более простым, коррупция уменьшилась, и легче было определить сумму уплачиваемого налога.
В 1649 году Соборное уложение стало официальным документом, регулирующим земельные и податные отношения, а также включающим правовые нормы, регулирующие сбор и уплату налогов .
В формировании налоговой системы большое значение сыграли реформы Петра I. Во время его правления налоговое бремя значительно возросло из-за увеличения числа и объема налогов. Во второй половине XIX века система имущественного налогообложения становится все более развитой, был издан свод указов о налогах и сборах и порядке их взимания. Роль земельного налога возросла, сумма собранных за счет этого налога средств в совокупности с остальными позволили устранить дефицит бюджета.
В XIX веке закон о замене подушной подати подворным налогом закрепляет значение земельного налога как «Капитал известной ценности, которая может быть обложена непосредственно по своему качеству и доходности».
При Александре I в акты законодательства вносились изменения в части следующих фискальных налогов и сборов: пошлина с наследств; горная подать; оброчный сбор; гильдейский сбор; гербовый сбор; питейный сбор. Вводились новые обязательные платежи, например, процентный сбор с доходов от недвижимого имущества; кибиточная подать; попудный сбор с меди .
В крестьянской реформе 1861 года была изменена система взимания торгового налога, введен земельный налог, подомовой (жилищный) налог, земские налоги и сборы. Указом от 1 января 1863 года налог на вино был заменен акцизом на алкогольные напитки (акциз на вино). Основными источниками государственной казны стали: налог на голову; алкоголь и таможенные пошлины; налог на соль (введенный в 1862 году акциз); акциз на дрожжи (введенный в 1866 году); акциз на керосин (введенный в 1872 году); акциз на табак.
Важность земельного налога в формировании бюджета возрастает в связи с тем, что:
1. Растет количество налогоплательщиков (крестьян);
2. После объединения крестьян в единое сословие, изменился их статус;
3. Увеличилась сумма налога.
С установлением советской власти налоговая система страны была реформирована. Экономические и политические условия были сложные, население не хотело платить налоги, некоторые искали способы уклонения от налогов. В результате налоговые поступления в госбюджет снизились. Все это усугубляло ситуацию в стране, где государственным предприятиям не выделялось финансирование, поэтому органы государственной власти использовали методы принудительных платежей с капиталистических элементов. На VI съезде РСДРП, в случае прихода к власти большевиков, планировалось изменение налоговой системы. Преобразования коснулись налога на имущество и подоходного налога, налога на доходы от имущества, предметы роскоши, а также планировалось усиления контроля за уплатой налогов, соблюдением налоговой дисциплины .
В Советском Союзе многие результаты дореволюционного гражданского права не использовались. Их эксплуатация была связана с понятием «Основные фонды», которое включало в себе объекты промышленного и непромышленного назначения, функционирующие несколько лет, не теряя при этом своих качеств, земля в то время не учитывалась. Термин «Недвижимость» был законодательно принят и закреплен только в 1994 году.
В советское время оценка недвижимости осуществлялась только стоимостным методом. Позже, в связи с переходом к рыночным отношениям недвижимость стала товаром сделок и возникла потребность ее оценки.
Первым шагом в реформировании системы стало обязательное взимание старых налогов: подоходного, налога на прибыль, временного налога на прирос прибыли. Своевременная уплата налога была необходима, т.к. при истечении данного срока применялись санкции в виде конфискации имущества. В первые месяцы после этого нововведения не был установлен порядок взимании, с помощью которого можно было бы обеспечить взыскание налога с буржуазии, поэтому налоги контролировались местными Советами.
После Октябрьской революции земельный налог и налог на городское недвижимое имущество продолжают уплачивать. Соответствующими законами (декретами) взимание данных налогов было продлено на 1918 года.
Несмотря на различные принятые меры, налоговые поступления по-прежнему недостаточны для покрытия дефицита бюджета. Совнарком в конце 1917 г. открыл кредит в Госбанка для выделения средств городам и прилегающим землям на их нужды. Благодаря контрибуции с капиталистических элементов было собрано большое количество денежных средств, но их количества все еще было недостаточно для обеспечения покрытия расходов государства. Проблема заключается в том, что применение контрибуции обеспечивает наличие средств только на кратковременной основе, поскольку такие поступления являются нерегулярными .
Переход к устойчивой налоговой системе предполагал возможность планирования налоговых поступлений, а также применение мер по их увеличен. Однако для это необходимо проводить стал необходим систематический учет имущества налогоплательщика.
В начале 1920-х годов налог на имущество перестал играть весомую роль, центральную позицию занял подоходный налог, в качестве наиболее эффективной меры пополнения государственного бюджета. Помимо этого, введение единовременного срочного революционного налога или натурального налога в виде сельскохозяйственной продукции также подразумевало увеличение бюджета.
Направление новой экономической политики 1921 года было основано на взимании прямых налогов на имущество и доходы. Этот способ был выбран для с целью ограничения накоплений населения и формирования финансовых ресурсов государства .
Принятие налога на право ведения предпринимательской деятельности (промыслового налога) является первым показателем направления налоговой политики в пользу налога на доходы и имущество.
В 1923 году были введены подоходный и поимущественный налоги, заменившие обычные гражданские налоги. Налоги взимался с коммерческой и производственной деятельности, граждан и юридических лиц. Размер этого налогообложения зависел от роста размера имуществ.
Налог на имущество организаций был введен в России в 1992 году. В законопроекте 2004 года впервые предлагается использование рыночной стоимости объекта недвижимости .
С 2008 года Правительством Российской Федерации выбрано направление деятельности органов власти на создание условий для полноценного налогообложения объектов недвижимого имущества, в том числе для создания механизма рациональной оценки данных объектов.
В настоящее время порядок и способ налогообложения имущества организаций регулируется главой 30 НК РФ «Налог на имущество организаций». Налог является региональным, поэтому аккумулируемые им средства расходуются на нужды субъектов государства. Объектом налогообложения выступают отчисления по учету движимого и недвижимого имущества организации. В качестве налоговой базы берется средняя годовая или кадастровая стоимость этого имущества.