Введение
1. Теоретические аспекты формирования себестоимости продукции
1.1. Понятие и сущность себестоимости продукции
1.2. Классификация затрат на производство
1.3. Факторы, влияющие на себестоимость продукции
1.4. Основные способы снижения затрат на предприятии
2. Анализ себестоимость продукции ООО «Завод Нововятич»
2.1. Общая характеристика ООО «Завод Нововятич»
2.2. Анализ и оценка технико-экономических показателей ООО «Завод Нововятич»
2.3. Анализ себестоимости продукции в ООО «Завод Нововятич»
2.4. Пути снижения себестоимости продукции в ООО «Завод Нововятич»
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность темы данной работы заключается в том, что вопрос формирования себестоимости считается одним из наиболее важных для любого предприятия. От величины себестоимости зависит, какую прибыль будет получать предприятие, какова будет оценка его рентабельности. Законодательством отчётливо определяются затраты, включаемые в первоначальную стоимость продукции, и издержки, производимые за счёт соответственных источников финансирования.
Главными задачами анализа себестоимости продукции считаются: выявление резервов снижения затрат на производство и реализацию продукции; объективная оценка выполнения плана по себестоимости и ее изменения относительно прошлых отчётных периодов, а также соблюдения действующего законодательства, договорной и финансовой дисциплины; снабжение центров ответственности по затратам необходимой аналитической информацией для оперативного и своевременного управления формированием себестоимости продукции; содействие выработке оптимальной величине плановых издержек, плановых и нормативных калькуляций на отдельные изделия, виды продукции. Характер этих задач свидетельствует о большой практической значимости анализа себестоимости продукции предприятия.
Цель исследования данной работы – анализ теоретических и практических аспектов анализа себестоимости продукции на предприятии.
Задачи исследования:
– раскрыть понятие и сущность себестоимости продукции;
– провести классификацию затрат на производство;
– рассмотреть факторы, влияющие на себестоимость продукции;
– рассмотреть основные способы снижения затрат на предприятии;
– дать общую характеристику ООО «Завод Нововятич»;
– провести анализ и оценку технико-экономических показателей ООО «Завод Нововятич»;
– провести анализ себестоимости в ООО «Завод Нововятич»;
– рассмотреть пути снижения себестоимости продукции в ООО «Завод Нововятич».
Объект исследования – ООО «Завод Нововятич».
Предмет исследования – показатели себестоимости продукции в ООО «Завод Нововятич».
Практическая значимость данной работы заключается в том, что результаты исследования могут применены для снижения себестоимости продукции в ООО «Завод Нововятич».
Структура данной работы обусловлена целью и задачами. Работа состоит из двух глав, включающих в себя восемь параграфов, заключения и списка использованной литературы.
1. Теоретические аспекты формирования себестоимости продукции
1.1. Понятие и сущность себестоимости продукции
Себестоимость продукции (работ, услуг) – это выраженные в денежной форме текущие затраты предприятия на производство и сбыт продукции (работ, услуг). Под затратами понимаются выраженные в денежной форме затраты всех видов ресурсов: основных средств, сырья, материалов, топлива и энергии, труда, используемых непосредственно в процессе изготовления продукции и выполнения работ, a также для сохранения и улучшения условий производства и его совершенствования.
Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, их классификация по статьям определяются государственным стандартом, a методы калькулированы самими предприятиями.
Себестоимость продукции, представляя собой затраты предприятия на производство и обращение, служит основой соизмерения расходов и доходов, то есть самоокупаемости основополагающего признака рыночного хозяйственного расчёта. Себестоимость является одним из важнейших показателей эффективности потребления ресурсов. Она отражает все успехи и неудачи предприятия в организации производства того или иного продукта. Если себестоимость такого же или аналогичного продукта конкурентов ниже, то это означает, что производство и сбыт на предприятии были организованы нерационально. Следовательно, необходимо внести изменения. Решить, какие именно нужны изменения, поможет себестоимость, так как она является одним из факторов формирования ассортимента.
Себестоимость продукции (работ, услуг) определяется на основании следующих экономических принципов:
1) затраты связаны с осуществляемой организацией предпринимательской деятельностью. Суть представленного принципа заключается в том, что в себестоимость продукции (работ, услуг) включаются издержки, связанные с процессами производства и реализации. Издержки, никак не связанные с предпринимательской деятельностью, относятся к группе непроизводственных затрат.
2) разделение текущих н капитальных затрат. В бухгалтерском учёте должен быть обеспечен раздельный учёт текущих и капитальных издержек организации. К текущим относятся производственные затраты, которые, как правило, потребляются в одном хозяйственном цикле. К капитальным относятся затраты на внеоборотные активы, применяемые в нескольких циклах изготовления, стоимость которых включается в текущие издержки производства или обращения посредством начисления износа или амортизации, а также расходы инвестиционного характера, например финансовые.
3) допущение временной определенности прецедентов хозяйственной деятельности — принцип начисления. Согласно этому принципу, факты хозяйственной деятельности предприятия относятся к тому отчётному периоду (и. следовательно, отражаются в бухгалтерском учёте), в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами.
Анализ себестоимости продукции, имеет большое значение в системе управления затратами. Он позволяет изучить тенденции изменения её уровня, установить отклонение фактических затрат от нормативных (стандартных) и их причин, выявить резервы снижения себестоимости продукции и дать оценку работы предприятия по использованию возможностей снижения себестоимости продукции.
Задачами анализа себестоимости продукции являются:
- оценка динамики важнейших показателей себестоимости и выполнение плана по ним;
- оценка обоснованности и напряженности плана по себестоимости продукции;
- определение факторов, повлиявших на динамику показателей себестоимости и выполнение плана по ним. величины и причин отклонений фактических затрат от плановых;
- оценка динамики и выполнения плана по себестоимости в разрезе элементов и по статьям затрат отдельных видов изделий;
- выявление упущенных возможностей снижения себестоимости продукции.
Таким образом, оценка себестоимости продукции направлена на выявление возможностей повышения эффективности использования трудовых, материальных, денежных ресурсов в процессе производства, снабжения и сбыта готовой продукции.
Состав затрат фирмы разнообразен. Это не только затраты на заработную плату, амортизацию, сырье и материалы, но и затраты, связанные с уплатой налогов, оплатой штрафов, содержанием жилья на балансе предприятия, оплатой путевок для работников предприятия, строительством новых объектов основных фондов и т. д. Поэтому с целью регламентации списка затрат, включаемых в первоначальную стоимость продукции, законодательно разработано и является неотъемлемым для всех предприятий «Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, зачитываемых при налогообложении прибыли».
Затраты организации можно разделить на две большие группы:
- затраты, непосредственно связанные с изготовлением продукции (работ или услуг) и зависящие от степени загрузки производственных мощностей (чисто производственные затраты);
- затраты на организацию и подготовку производства.
Затраты на один рубль товарной продукции рассчитываются как отношение полной себестоимости продукции ко всему объёму реализованной товарной продукции (или к цене данного объёма товарной продукции). Непосредственное воздействие на изменение уровня затрат на один рубль товарной продукции оказывают факторы, которые находятся с ним в непосредственной многофункциональной взаимосвязи: изменение объёма выпущенной продукции, её структуры, изменение уровня цен на продукцию, изменение уровня удельных переменных издержек, изменение суммы постоянных издержек.
1. Анализ финансовой отчетности: Учеб. пособие / О.В. Ефимова [и др.]. – М.: Омега-Л, 2014.
2. Анализ финансовой отчетности: Учебник / Под ред. М.А. Вахрушиной, Н.С. Пласковой. – М.: Вузовский учебник, 2014.
3. Бочаров, В. В. Финансовый анализ : Учеб. пособие / В. В. Бочаров – СПб.: Питер, 2015. – 240 с.
4. Бусыгин А.В. Эффективный менеджмент: Учебник. / А.В. Бусыгин – М.: Финпресс. 2012. – 1056 с.
5. Жукова Е. А., Рожкова М. Г. Проблемы управления затратами на предприятии // Молодой ученый. – 2017. – №12. – С. 283-286.
6. Ионова Ю.Г. Финансовый менеджмент: учебник / Ю.Г. Ионова, В.А. Леднев, М.Ю. Андреева; под ред. Ю. Ионовой. - М.: МФУ «Синергия», 2016. - 288 с.
7. Ковалев В.В. Финансовый менеджмент: теория и практика. – М.: Проспект, 2014. – 456 с.
8. Колчина Н.В. Финансы организаций (предприятий): учебник для вузов. – М.: Юнити-Дана, 2016. – С. 194.
9. Куракова Ю. Г. Управление издержками на предприятии : учебник / Ю. Г. Куракова. – Москва : Дело и сервис, 2017.
10. Лебедев В. Г. Управление затратами на предприятии : учебник / В. Г. Лебедев, Т. Г. Дроздова. – Санкт-Петербург : Бизнес-пресса, 2016. – 156 с.
11. Липчиу, Н.В. Финансы организаций: учебное пособие. / Н.В. Липчиу. М.: Магистр, 2016. – 254 с.
12. Лиференко, Г.Н. Финансовый анализ предприятия: учебное пособие / Г.Н. Лиференко. – М.: Экзамен, 2015. – 156 с.
13. Мизиковский Е.А. Бухгалтерский финансовый учет: Учебное пособие. Гриф МО РФ / Е.А. Мизиковский – М.: ИНФРА-М, 2015. – 380 с.
14. Мочалина Е.А. Системы управления затратами: Учебник. - Иркутск, 2014. – 209 с.
15. Низовкина, Н. Г. Управление затратами предприятия (организации) : учебное пособие для академического бакалавриата / Н. Г. Низовкина. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2018. — 185 с.
16. Никулина Н.Н. Финансовый менеджмент организации. Теория и практика: учебное пособие / Н.Н. Никулина, Д.В. Суходоев, Н.Д. Эриашвили. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 512 с.
17. Пахновская Н. Краткосрочная финансовая политика хозяйствующих субъектов: учебное пособие / Н. Пахновская. - Оренбург: ОГУ, 2013. - 331 с.
18. Подчуфаров И. Комплексная система управления затратами: практические решения // Управление компанией. – 2015. – №11. – С. 60–65.
19. Румянцева Е.Е. Финансовые технологии управления предприятием: учебное пособие / Е.Е. Румянцева. - М.; Директ-Медиа, 2016. - 460 с.
20. Руденко И. В. Управление затратами на предприятии // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». – 2016. – №3. – С. 29-35.
21. Селезнева Н.Н. Анализ финансовой отчетности организации: учебное пособие / Н.Н. Селезнева, А.Ф. Ионова. - М.: Юнити-Дана, 2015. – 583 с.
22. Синцова Е.А. Формирование денежных потоков промышленного предприятия в условиях инфляции / Дис. … канд. экон. наук. –СПб, 2012
23. Стратегическое управление: учебник для магистров / И.К. Ларионов, А.Т. Алиев, К.В. Антипов и др. - М.: Дашков и К, 2015. - 235 с.
24. Турманидзе Т.У. Финансовый анализ: учебник / Т.У. Турманидзе. – М.: Юнити-Дана, 2013. - 289 с.
25. Финансовый менеджмент: учебное пособие / А. Н. Гаврилова [и др.]. – М.: КНОРУС, 2014. – 432 с.
26. Хоружий Л. И. Управленческий учет затрат : учебник / Л. И. Хоружий. – Москва : Дело и сервис, 2015. – 367 с.
27. Шеремет, А. Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие / А. Д. Шеремет. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 255 с.