Введение
1. Государство и его признаки
2. Причины возникновения государства в Древней Руси
3. Теории возникновения Древнерусского государства
3.1. Норманнская теория
3.2. Антинорманнская теория
3.3. Центрисская теория
4. Теория происхождения права Древней Руси
Заключение
Список использованных источников
Эта тема довольно исследована в отечественной литературе. Разработками вопроса происхождения государства и права в Древней Руси занимались многие авторы. Исторические труды можно разделить по теориям происхождения государственности у древних славян. Так, норманнскую теорию развили Г.З. Байер, Г.Ф. Миллер и А.Л. Шлецер . В дореволюционной России норманнской теории придерживались Н.М. Карамзин и М.Н. Погодин . В современной западной историографии норманнская теория получила продолжение в работе американского историка Р. Пайпса «Россия при старом режиме» .
Антинорманнская (славянская) теория происхождения Древнерусского государства была сформулирована в ХVIII веке М.В. Ломоносовым , отстаивавшим точку зрения о славянском происхождении Рюрика. В дореволюционной России славянскую теорию развивали такие историки, как Д.И. Иловайский , С.А. Гедеонов .
Славянская теория получила развитие благодаря известным ученым – историкам, в частности, Н.И. Костомарову в XIX веке и Б.А. Рыбакову в веке XX. Основной разработчик славяно-варяжской концепции выступил В.О. Ключевский .
Целью работы является изучение современных теорий происхождения государственности на Руси.
Для выполнения данной цели ставятся следующие задачи:
1) определить понятие государство и его признаков;
2) рассмотреть причины возникновения государства в древней Руси
3) изучить суть норманнской, антинорманнской и центристской теорий происхождения Древнерусского государства;
4) охарактеризовать теорию происхождения права древней Руси.
Курсовая работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка источников и литературы.
3. Теории возникновения Древнерусского государства
3.1. Норманнская теория
В России, да и в Европе до семнадцатого века была теория славянского происхождения русской государственности. В соответствии с этой теорией славяне самостоятельно создали свое государство. В период иностранной интервенции и Смуты (начало XVII в.) в России, чтобы обосновать исторически аннексию Швецией Новгорода, швед Петр Петрей де Ерлезунда в своей работе «История о великом княжестве Московском» (1614-1615 гг.) высказал, что варяги – это шведы. Он стал основоположником этой теории, в соответствии с которой у восточных славян государственность была привнесена «со стороны». Норманнская теория образования государства в древней Руси базируется на легенде, что славянские племена не могли управлять собой самостоятельно, поэтому обратились к варягу Рюрику, который приехал сюда править и основал первую династию на русском престоле. Еще один швед – Г. Бреннер, также внес важный вклад в становление «норманнской теории». Название Русь происходит от финского обозначения шведов – «руотси», утверждал Г. Бреннер. Из чего следует, шведские авторы ХVII–ХVIII вв. выдвинули основы «норманнской теории».
Идея значительного (или же определяющего) влияния варягов на становление и развитие Древнерусского государства отстаивалась и таким немецким ученым как Г. Ф. Миллер («Происхождение имени народа русского») и его учениками и последователями. Эта теория была воспринята и некоторыми русскими историками (Н. М. Карамзин, Ф. Л. Морошкин, К. Д. Кавелин), в том числе и историками-юристами (М. П. Погодин). Общее восходящее положение норманнской теории, что сводилось, по существу, к тезису о введении или насаждения варягами собственных государственных и правовых институтов среди подвластного славянского населения, воплотилось в идее полного (или почти полного) заимствования восточными славянами скандинавских правовых норм и институтов.
Следует отметить, что среди представителей норманнской теории не было абсолютного единства во взглядах на становление древнерусской государственности и характер заимствования норм скандинавского и германского права. Всесторонне изучал эту проблематику и изложил в начале XX в. в своем труде «Норманнская теория в истории русского права» Ф. В. Тарановский.
Так, известный историк Н.М. Карамзин отмечал, что до прихода варягов «древляне имели обычаи дикие, подобно зверям, радимичи и вятичи обитали во глубине веков». Анализируя «Русскую правду», Карамзин неоднократно подчеркивал, что «россияне получили свои гражданские уставы от скандинавов», что варяги «принесли с собою общие гражданские законы в Россию». Отмечая сходство норм Русской правды с германскими и скандинавскими законами, автор считал, что слова «тиун», «вира» и некоторые другие, содержащиеся в «Русской правде», скандинавского и немецкого происхождения.
1. Беляев Н. Рорик Ютландский и Рюрик Начальной Летописи // Seminarium Kondakowinum. Praha, 1929. Т. ІІІ. S. 215–270
2. Белякович Е. В. О понятии территории государства //Сибирский юридический вестник. 2006. №. 2. С. 3-10.
3. Владимирский-Буданов М.Ф. Обор истории русского права. Ростов-на-Дону, 1995.
4. Гедеонов С. Варяги и Русь. Москва, 2011. 354 с.
5. Горский А. Начало Руси: славяно-варяжская дилемма? //Родина. 2009. №. 9. С. 15-18.
6. Иловайский Д. И. Две лекции Д. И. Иловайского о происхождении Русского государства и славянстве Руси // Кремль. 1909. 30 сент., № 37, 38, 39
7. Карамзин Н.М. История государства Российского. М., 2003
8. Кистяковский Б.А. Избранное: в 2-х ч. Ч. 2. М., 2010.
9. Ключевский В.О. Русская история. М: Эксмо, 2009. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.litmir.me/br/?b=12173
10. Костин Ю. В. Понятие государства в истории политико-правовой мысли и современных трактовках //Научный вестник Омской академии МВД России. 2007. №. 1. С. 3-7.
11. Костомаров Н.И. Об отношении русской истории к географии и этнографии // Исторические монографии и исследования Николая Костомарова. Изд. 2-е. СПб.: Типография М.О. Вольфа, 1880. Т. 3.
12. Кузьмин А.Г. Начало Руси. Тайны рождения русского народа. М., 2003.
13. Ломоносов М.В. Полн. собр. соч. М.-Л.: Изд. АН СССР, 1952. Т. 6
14. Меркулов В. Немецкие генеалогии как источник по варяго-русской проблеме // Сборник Русского исторического общества. Москва, 2003. Т. 8 : Антинорманизм. С. 133-145.
15. Миннибаев Б. И. Теории и признаки происхождения Древнерусского государства // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2013. №. 4. С. 310-312.
16. Пайпс Р. Россия при старом режиме. М., 2004.
17. Погодин М. П. Древняя русская история до монгольского ига. Послесловие. Древняя русская история до монгольского ига: Т. 1-3 / Соч. М. Погодина. М., 1871.
18. Пчелов, Е. Рюрик. Москва, 2010. 336 с.
19. Разуваев Н. В. Понятие и признаки традиционного государства // Управленческое консультирование. 2008. №. 3. С. 51-71.
20. Родионова О. В. Трансформация понятия государства и его сущности // Ивановский государственный университет. 2008. №3. С. 3-11.
21. Рыбаков Б. А. Древние русы // Совет. археология. 1953. Т. XVII.
22. Тихомиров М. Н. Русская историография XVIII века // Вопр. истории. 1948. № 2. С. 94-99.