Введение
Глава 1. Теоретические основы финансового контроля
1.1 Сущность финансового контроля
1.2 Особенности государственного финансового контроля
1.3 Нормативно-законодательные основы работы Счетной палаты
Глава 2. Особенности работы Счетной палаты Российской Федерации
2.1 Основные направления деятельности Счетной палаты в 2012 году
2.2 Основные итоги работы Счетной палаты в 2012 году
Глава 3. Особенности реализации предложений Счетной палаты по итогам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и направления деятельности Счетной палаты в 2013 году
3.1 Реализация предложений Счетной палаты по итогам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий
3.2 Основные направления деятельности Счетной палаты в 2013 году
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Сущность финансового контроля сводится к обеспечению всех хозяйствующих субъектов, их посредников законодательно-правовыми материалами и соблюдению этими хозяйствующими субъектами законодательно-правовых норм, которые устанавливаются органами власти, а также к выявлению нарушений, их предотвращению с помощью законодательных санкций. Таким образом, вопросы финансового контроля в современной России имеют актуальное значение.
Финансовый контроль в современной экономике РФ имеет следующие виды:
1. государственный контроль за правильностью использования бюджетных средств в соответствии с принятым законодательством, а также постановлениями представительных органов местного управления;
2. контроль за хозяйствующими субъектами со стороны налоговой инспекции;
3. принятие превентивных мер по выявлению финансовых налоговых нарушений государственной налоговой полицией;
4. контроль ЦБ России за деятельностью коммерческих банков;
5. контроль коммерческих банков за деятельностью хозяйствующих субъектов, счета которых находятся в банке, а также контроль за возвращением ими полученных кредитов и правильностью их использования.
Предмет работы – финансовый контроль в Российской Федерации. Объект работы – реализация финансового контроля в Российской Федерации через Счетную палату.
Цель курсовой работы – анализ системы финансового контроля в России.
Задачи работы:
1. Изучить теоретические основы финансового контроля;
2. Определить формы и методы государственного финансового контроля;
3. Познакомиться с понятием негосударственного финансового контроля;
4. Рассмотреть особенности работы Счетной палаты;
5. Показать нормативную базу работы Счетной палаты;
6. Рассмотреть результаты работы Счетной палаты за 2012 год;
7. Сделать выводы по результатам работы Счетной палаты за 2012 год;
8. Определить направления работы счетной палаты на предстоящий период.
Курсовая работа основана на материалах научной и учебной литературы. Исследование подготовлено с использованием следующих методов: анализ нормативной базы, графический метод, аналитический метод. Курсовая работа включает 44 страницы, 8 рисунков, 1 приложение.
Глава 1. Теоретические основы финансового контроля
1.1 Сущность финансового контроля
Финансовый контроль - комплекс мероприятий по проверке законности, целесообразности и эффективности использования финансовых ресурсов, подготовка заключений для принятия управленческих решений. Целью финансового контроля является обеспечение экономической безопасности юридического лица.
В рамках финансового контроля проводится комплекс мероприятий, направленных на организацию системы экономической безопасности предприятия, в том числе по созданию условий для выявления неправомерных действий, предотвращения и возмещения ущерба, привлечения виновных лиц к ответственности, выявления и упреждения внешних и внутренних угроз.
Задачи финансового контроля:
Сбор и анализ материалов, направленные на создание условий для выявления и документирования противоправной деятельности, внешних и внутренних угроз.
Выявление круга лиц, возможно причастных к совершению противоправных действий и причинению убытков, создающих угрозу для безопасности бизнеса.
Подготовка экспертного заключения для принятия управленческих решений
Создание позиций для реализации управленческих решений, в том числе для реализации полученных материалов в уголовно-процессуальном порядке, установление и развитие контактов, доведение информации до заинтересованных лиц.
Механизмы финансового контроля:
сбор материалов и сведений через официальные позиции;
финансово-экономический анализ;
правовой анализ;
информационная безопасность (IT-расследования);
оперативно-розыскная деятельность;
управление информационными потоками;
установление и развитие контактов.
К негосударственному финансовому контролю относят: контроль финансово-кредитных органов; внутрихозяйственный контроль; аудиторский (независимый) финансовый контроль.
Контроль финансово-кредитных органов - денежный контроль за финансовой и хозяйственной деятельностью, осуществляемой банками в ходе операций по кредитованию, финансированию и расчетам. Способы банковского контроля: предварительный и текущий контроль в ходе проведения денежных операций через проверку представленных документов, устанавливающий право на получение ссуды, проведение платежей ссудных счетов. При оформлении документов банк проверяет наличие у предприятия собственных оборотных средств и знакомится с важнейшими показателями хозяйственной деятельности. Выдавая ссуду, банк проверяет ее обеспечение, т.е. наличие у предприятия товарно-материальных ценностей. Банковский контроль в процессе кредитования сочетается с контролем, осуществляемым при организации расчетов. Принимая поручение хозяйствующего субъекта на перечисление денег другому предприятию, банк проверяет законность этой сделки.
Внутрихозяйственный контроль - проверка производственной и хозяйственной деятельности предприятия в целом и отдельных его структурных подразделений, осуществляемой бухгалтерией, финансовым отделом и некоторыми другими экономическими службами самого хозяйствующего субъекта. Главный бухгалтер является ключевым звеном в системе хозяйственного контроля. Полномочия главного бухгалтера состоят в следующем: совместно с руководителем предприятия он подписывает все документы, служащие основанием для приемки и выдачи товарно-материальных ценностей и денежных средств, а также расчетные, кредитные, финансовые обязательства и хозяйственные договоры; не принимает к оформлению и исполнению документы по операциям, противоречащим действующему законодательству и нарушающим договорную и финансовую дисциплину; осуществляет предварительный финансовый контроль за правильностью и законностью расходования средств. Функции главбуха: формирование учетной политики; ведение бухгалтерского учета; обеспечение соответствия российскому законодательству всех осуществляемых предприятием, учреждением хозяйственных операций; составление в установленные сроки достоверной бухгалтерской отчетности; контроль за движением имущества и выполнением обязательств.
Аудиторская деятельность или аудит — это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей, и по оказанию сопутствующих аудиту услуг. В зависимости от того, кто проводит проверку, аудит подразделяют на внутренний и внешний.
Внутренний аудит осуществляется внутрифирменной аудиторской службой и направлен на повышение эффективности управленческих решений по экономическому и рациональному использованию ресурсов предприятия с целью максимальной прибыли и рентабельности. Он проводится внутри организации ее же специалистами и организуется по желанию руководства для получения информации, необходимой для управленческих решений.
Внешний аудит выполняют специальные аудиторские фирмы, и основной задачей данного вида аудита является установление достоверности и дача заключения по финансовому отчету проверяемого предприятия, а также разработка рекомендаций по устранению имеющихся недостатков. Аудиторская проверка может быть обязательной и добровольной, т. е. осуществляется по предприятию самого экономического субъекта.
Инструменты финансового анализа по результатам аудиторской проверки применяются как по решению руководства предприятия для внутреннего пользования и принятия управленческих решений, так и по решению государственных органов при квалификации платежеспособности и риска банкротства.
1.2 Особенности государственного финансового контроля
Государственный контроль осуществляется различными методами - от получение информации до проведения ревизии на месте. Наиболее распространенными методами финансового контроля являются проверки и ревизии.
Проверка проводится по отдельным сферам деятельности и может затрагивать отдельные задачи, например, целевое использование бюджетных средств, ресурсов. Ревизия - это весьма ответственная форма финансового контроля. Она как правило охватывает комплексное исследование всей финансово-хозяйственной деятельности, требует специальной подготовки и осуществляется по специальной программе. Эта программа включает цель проверки, объекты ревизии, перечень основных вопросов. Ревизия завершается составлением акта документальной проверки. Кроме того, для проведения финансового контроля со стороны представительных органов созданы специальные структуры: комитеты и комиссии Совета Федерации и Государственной Думы. В 1992 году при Совете Федерации был создан контрольно-бюджетный комитет. Он являлся независимым органом. В настоящее время он часть своих функций передал другим комитетам. Такие функции выполняют комитеты Госдумы по бюджету, налогам и банкам и финансам. Они проводят экспертно-аналитическую работу по всем финансовым вопросам, так подкомитет по бюджету дает заключения по проекту федерального бюджета, другие комитеты занимаются оценкой законодательных предложений, соответственно вопросами налогообложения, банковскими предложениями и финансами. Депутаты имеют право законодательной инициативы, а далее эту инициативу рассматривают комитеты.
Особое место в системе финансового контроля принадлежит Счетной Палате РФ - это независимый от правительства, постоянно действующий орган государственного финансового контроля, наделенный широкими полномочиями. Она подотчетна лишь Федеральному Собранию РФ.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 25.12.2012)
3. Федеральный закон от 05.04.2013 N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации"
4. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъ-ектов Российской Федерации и муниципальных образований»
5. Грязнова А.Г. Финансовый контроль. – М.: Инфра, 2010. – 346с.
6. Золотарев В.С, Кравцов Н.И. Финансовый менеджмент. – Ростов-на-Дону: Феника, 2010.-223 с.
7. Иванова Е.И. Контроль и ревизия. –М.: Дело, 2009. – 232с.
8. Полякова Е.В. Финансы и кредит. – М.: Дело, 2011. – 361с.
9. Попов В.М., Ляпунов С.И. Анализ финансовых решений в бизнесе: учебное пособие.- М.: КНОРУС, 2007. - 240 с.
10. Программа «Национальная банковская система России 2010–2020». - Ассоциация российских банков, 2008.
11. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И.,Леусский А.И. Теория корпоративных финансов: учебник.- М.: Высшее образование, 2008. - 237 с.
12. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Учебник для вузов/ Под ред. Проф. Г.Б. Поляка.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2-е изд. 2009. - 512 с.
13. Финансы/Под ред. А.М. Ковалевой. Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 416 с.
14. Финансы/Под ред. Грязновой А.Г., Маркиной Е.В. Учебник. М.: Финансы и статистика, 2008. - 504 с.
15. Финансы: учеб.- 2-е изд., перераб. и доп./ под. Ред. В.В. Ковалева.- М.: Проспект, 2008. - 640 с.
16. Финансы: Учебник/ Под ред. Проф. С.И. Лушина, проф. В.А. Слепова.- М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2008. - 384 с.
17. Хиггинс Р.С. Финансовый анализ: инструменты для принятия бизнес-решений.: Пер. с англ.- М.: ООО И.Д. Вильямс, 2007. - 464 с.
18. Официальный сайт Счетной палаты Российской Федерации - http://www.ach.gov.ru/ru/