В статистике финансовых результатов деятельности хозяйствующих субъектов изучаются количественные характеристики, которые связаны с образованием, распределением и использованием финансов. Статистики финансовых результатов деятельности хозяйствующих субъектов позволяет установить тенденции развития, а так же исследовать влияние различных факторов на финансовые результаты, и что немало важно, вырабатывать стратегия развития предприятия.
Актуальность темы данной курсовой работы заключается в том, что финансовые результаты играют важную роль в системе показателей, используемых анализе эффективности деятельности предприятия. Проблемы учета и определения финансовых результатов в настоящее время находятся в поле зрения не только многих ученых, но и руководителей различных хозяйствующих субъектов.
Объект исследования курсовой работы - ООО «Агрофирма «Рубеж».
Предмет – финансовые результаты деятельности предприятия.
Цель – изучение статистических показателей, характеризующих финансовые результаты деятельности предприятия.
Для достижения вышеуказанной цели поставлены следующие задачи:
- дать понятие финансового результата деятельности предприятия;
- изучить статистические показатели, характеризующие финансовые результаты деятельности предприятия;
- дать краткую характеристику ООО «Агрофирма «Рубеж»;
- изучить обеспечение производственными ресурсами ООО «Агрофирма «Рубеж»;
- провести анализ финансовой отчетности ООО «Агрофирма «Рубеж»;
- провести анализ структуры и динамики финансовых результатов ООО «Агрофирма «Рубеж»;
- провести индексный анализ;
- провести корреляционно-регрессионный анализ зависимости финансовых результатов от влияющих на него факторов.
Информационной базой исследования явились формы финансовой отчетности ООО «Агрофирма «Рубеж», в частности форма №1 (бухгалтерский баланс), форма №2 (отчет о финансовых результатах).
Структура работы представлена введением, тремя главами, выводами и предложениями, списком использованной литературы.
В первой главе данной курсовой работы рассмотрены теоретические основы статистико-экономического анализ финансовых результатов деятельности предприятия, а именно понятие финансового результата деятельности предприятия, и статистические показатели, характеризующие финансовые результаты деятельности предприятия.
Во второй главе данной курсовой работы дается организационно-экономическая характеристика ООО «Агрофирма «Рубеж» на основе анализа обеспечения производственными ресурсами и анализа финансовой отчетности.
В третьей главе данной курсовой работы описано современное состояние финансовых результатов ООО «Агрофирма «Рубеж». Проводится горизонтальный и динамический анализ финансовых результатов. Корреляционно-регрессионный анализ устанавливает зависимость финансовых результатов от влияющих на него факторов. Так же проводится факторный анализ и индексный анализ финансовых показателей.
Методическая база курсовой работы представлена методами теоретического анализа и экономико-статистическими методами. Сначала проводится теоретический анализ и обобщение научной литературы и мнений ученых и экономистов. В практической части на основе данных, полученных аналитическим методом, осуществляется анализ исследуемого объекта и составление основных рекомендаций по улучшению положения объекта исследования. Так же применяются более сложные методы, такие как корреляционный и регрессионный анализ.
ГЛАВА 1. СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОГО РЕЗУЛЬТАТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Прибыль предприятия получают главным образом от реализации продукции, а также от других видов деятельности (сдача в аренду основных фондов, коммерческая деятельность на финансовых и валютных биржах и т.д.).
Прибыль - это часть чистого дохода, который непосредственно получают субъекты хозяйствования после реализации продукции. Только после продажи продукции чистый доход принимает форму прибыли. Количественно она представляет собой разность между чистой выручкой (после уплаты налога на добавленную стоимость, акцизного налога и других отчислений из выручки в бюджетные и внебюджетные фонды) и полной себестоимостью реализованной продукции. Значит, чем больше предприятие реализует рентабельной продукции, тем больше получит прибыли, тем лучше его финансовое состояние» [22, с. 59]. Поэтому финансовые результаты деятельности следует изучать в тесной связи с использованием и реализацией продукции.
«Объем реализации и величина прибыли, уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, маркетинговой и финансовой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования.
Конечный финансовый результат деятельности предприятия – это балансовая прибыль (убыток). Балансовая прибыль является суммой прибыли от реализации продукции (работ, услуг), прибыли (или убытка) от прочей реализации, доходов и расходов от внереализационных операций [12, с.63].
Расчет балансовой прибыли можно представить следующим образом:
ПБ=ПР+ПП+ПВН, (1)
где ПБ – балансовая прибыль (убыток);
ПР – прибыль (или убыток) от реализации продукции (работ, услуг);
ПП – то же от прочей реализации;
ПВН – доходы и расходы по внереализационным операциям.
Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) составляет, как правило, наибольшую часть всей балансовой прибыли предприятия. Определяют ее как разность между выручкой от реализации продукции по оптовым ценам предприятия (без НДС) и ее полной себестоимостью. Расчет прибыли от реализации продукции может быть представлен в виде формулы
ПР = ВД-Зпр-НДС, (2)
где ВД – валовой доход (выручка) от реализации продукции (работ, услуг) в действующих оптовых ценах;
Зпр – затраты на производство и реализацию продукции (полная себестоимость продукции);
НДС – налог на добавленную стоимость.
В валовом доходе находят выражение завершение производственного цикла предприятия, возврат авансированных на производство средств в денежную наличность и начало нового их оборота. [17, с.28].
Затраты на производство (Зпр) реализованной продукции (работ, услуг) включают полную фактическую себестоимость реализованной продукции (работ, услуг), т.е. стоимость сырья, расходы на оплату труда производственных рабочих, а также накладные расходы, связанные с управлением и обслуживанием производства: на содержание управленческого персонала, аренду, электроэнергию, техническое обслуживание и текущий ремонт. Вычитая все эти расходы из выручки от реализации, получим прибыль от реализации продукции (работ, услуг), т.е. прибыль от производственной деятельности.
Прибыль (убыток) от прочей реализации – это сальдо прибыли (убытков) от реализации продукции (работ, услуг) подсобных, вспомогательных и обслуживающих производств, невключаемой в объем реализации основной товарной продукции. Здесь же отражаются финансовые результаты реализации излишних и неиспользуемых материальных ценностей.
Чистая прибыль (ЧП) – это прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия. Она определяется как разница между облагаемой налогом балансовой прибылью (ПБ') и величиной налогов с учетом льгот (Н'):
ЧП = ПБ'-Н'. (3)
Для определения налогооблагаемой прибыли балансовую прибыль увеличивают (уменьшают) на сумму превышения (снижения) расходов на оплату труда персонала предприятия, занятого в основной деятельности, в структуре себестоимости реализованной продукции по сравнению с их нормируемой величиной [7, с.33].
В настоящее время направления использования чистой прибыли определяются предприятием самостоятельно. Государственное воздействие на их выбор осуществляется через налоги, налоговые сборы и экономические санкции. В дальнейшем предусматривается переход от налога на прибыль к подоходному налогу с предприятий.
В зависимости от того, какие показатели используются в расчетах, различают несколько показателей рентабельности. В числителе их стоит обычно одна из трех величин: прибыль от реализации (ПР), балансовая прибыль (ПБ) или чистая прибыль (ЧП). В знаменателе – один из следующих показателей: затраты на производство реализованной продукции, производственные фонды, валовой доход, собственный капитал и др.
Таким образом, под финансовыми результатами деятельности предприятия понимается сумма полученной прибыли и уровень рентабельности. Прибыль предприятия получают главным образом от реализации продукции, а также от других видов деятельности (сдача в аренду основных фондов, коммерческая деятельность на финансовых и валютных биржах и т.д.). Основные финансовых результатов: валовая прибыль, прибыль от реализации, прибыль до налогообложения, чистая прибыль.
1.2 СТАТИСТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Финансовые результаты хозяйственной деятельности характеризуют процессы образования, распределения и использования капитала внутри самих предприятий (организаций), между предприятиями, с банками, с государственными бюджетными и внебюджетными фондами. При этом наиболее важными показателями являются доход, прибыль и рентабельность.
Задачи статистики финансовых результатов хозяйственной деятельности представлены на рисунке 1
Рис. 1. Задачи статистики финансовых результатов хозяйственной деятельности
При анализе прибыли важную роль играет анализ влияния факторов (факторный анализ), представляющий собой методику комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативного показателя.
Отметим основные типы факторного анализа:
детерминированный (функциональный) — результативный показатель представлен в виде произведения, частного или алгебраической суммы факторов;
стохастический (корреляционный) — связь между результативным и факторными показателями является неполной или вероятностной;
прямой (дедуктивный) — от общего к частному;
обратный (индуктивный) — от частного к общему;
одноступенчатый и многоступенчатый;
статический и динамический;
ретроспективный и перспективный.
Следует отметить, что любой факторный анализ состоит из следующих этапов, представленных на рисунке 2.
отбор факторов
классификация и систематизация факторов
Моделирование взаимосвязей между результативными и факторными показателями
Расчет влияния факторов и оценка роли каждого из них в изменении величины результативного показателя
Практическое использование факторной модели (подсчет резервов прироста результативного показателя)
Рис.2.Алгоритм факторного анализа
Общеизвестно, что изменение прибыли от реализации продукции обусловлено изменением следующих факторов:
объема реализации;
структуры реализации;
отпускных цен на реализованную продукцию;
цен на сырье, материалы, топливо, тарифов на энергию и перевозки; уровня затрат материальных и трудовых ресурсов.
Расчет влияния перечисленных факторов на прибыль представлен в таблице 1.
Таблица 1 - Расчет факторных влияний на прибыль от реализации продукции
Фактор Формула расчета Величина показателя, тыс. руб.
Изменение отпускных цен на продукцию ∆p1 = В1 – В'
Изменение в объеме продукции ∆p2 = П0 x (S' / S0) – П0
Изменение в структуре продукции ∆p3 = p0 x((В' / В0) – (S/ /S0))
Влияние на прибыль экономии от снижения по себестоимости продукции ∆p4 = S' – S1
Изменение себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции ∆p5 = S0 x (В' / В0) – S/
Совокупное влияние факторов
Согласно табл. 1 методика расчета влияния факторов на прибыль от реализации продукции заключается в последовательном расчете влияния каждого фактора:
1. Расчет общего изменения прибыли (ΔП) от реализации продукции:
ΔП = П1 – П0.
2. Расчет влияния на прибыль изменений отпускных цен на реализованную продукцию (Δp1):
Δp1 = В1 – В' = q1 x p1 – q1 x p0,
где В1 = q1 x p1 — выручка от реализации продукции в отчетном периоде;
В' = q1 x p0 — выручка от реализации продукции в сопоставимых ценах.
3. Расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции (Δp2):
Δp2 = П0 x (S'/ S0) – П0,
1. Авсянников Н.М. Инновационный менеджмент: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2016. -295 с.
2. Аралбаева Ф.З, Карабанова О. Г., Круталевич-Леваева М. Г. Риск и неопределенность в принятии управленческих решений // Вестник ОГУ. – 2015. – Вып. 4. -С. 21, 111.
3. Архангельский В.Н. Содействие производственной кооперации крупного и малого предпринимательства. // Компас промышленной реструктуризации. – №6 (7). – 2016. -С. 311 - 312.
4. Гольдштейн Г. Я. Инновационный менеджмент. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2015. – С. 36.
5. Гольдштейн Г.Я. Стратегический инновационный менеджмент. – Таганрог: ТРТУ, 2016. – С. 51 - 53.
6. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. – М.: Изд-во «ЭКСМО-Пресс», 2017. – 733 с.
7. Камаев В.Д. и колл. авт. Экономическая теория: Учебник. – М. Владос, 2016. – С. 44.
8. Найт Ф.Х. Риск, неопределенность и прибыль / Пер. с англ. – М.: Дело, 2016. – С. 360.
9. Наука России в цифрах: Статистический сборник. – М.: Центр исследований и статистики науки (ЦИСН), 2017. – С. 51
10. Нестеренко А.Н. Экономика и институциональная теория / Отв. ред. акад. Л.И. Абалкин. М.: Эдиториал. УРСС, 2016. – С. 19.
11. Панкратов, Ф.Г., Солдатова Н.Ф. Коммерческая деятельность: Учеб. - М.: ИТК Дашков и Ко, 2015.
12. Парушина, Н.В. Основные направления анализа и прогнозирования финансового состояния по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций // «Международный бухгалтерский учет», 2013, № 2.
13. Раицкий, К.А. Экономика предприятия. М.: ЮНИТИ, 2014. – 50 с.
14. Романова, Л.Е. Экономический анализ – учебное пособие для вузов / А.Е.Романова – СПб.:Питер., 2015 - 336с.
15. Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия : Учеб. пособие / Г.В.Савицкая. - 7-е изд., испр. - Мн.: Новое знание, 2013. - 704 с.
16. Санникова, И.Н., Стась В.Н., Эргардт О.И. Комплексный экономический анализ : Учебное пособие. - Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2014. - 168 с.
17. Снегирева, В. Розничный маркетинг. Управление ассортиментом по товарным категориям. - СПб.: Питер, 2016. - 411 с.
18. Терещенко, Н.Н: Эффективность деятельности торгового предприятия. - Красноярск: Изд - во КГУ, 2015.- 229 с.
19. Тупикова, О.А. Финансовый анализ: Методические указания к практическим работам по направлению «Менеджмент». - Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2015. - 38 с.
20. Финансовый менеджмент: учеб. пос.- М.:ЮНИТИ-ДАНА,2015. - 456 с.
21. Хангер Дж. Дэвид, Уилен Томас Л. Основы стратегического менеджмента - М: Юнити-Дана, 2015 - 320 с.
22. Шеремет, А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В.. Методика финансового анализа. - М.: «ИНФРА-М». 2014. - 208 с.