Введение
Глава 1. Общая правовая характеристика института возмездного оказания услуг
1.1. Исторические аспекты развития договора возмездного оказания услуг
1.2. Понятие услуги. Правовой режим услуг
Глава 2. Договор возмездного оказания услуг: общая характеристика
2.1 Понятие договора возмездного оказания услуг и порядок заключения
2.2 Содержание договора возмездного оказания услуг и его расторжение
2.3. Проблемы правоприменительной практики
Заключение
Список использованных источников
Договор возмездного оказания услуг является одним из самых динамично развивающихся институтов гражданского права. Правовые нормы данного института направлены на регулирование чрезвычайно широкого круга обязательственных отношений. Это услуги, оказываемые образовательными организациями и медицинскими учреждениями, парикмахерскими и ресторанами, гостиницами и туристическими фирмами и т. д. Экономисты подчеркивают, что сфера услуг на сегодняшний день существенно опережает производственную сферу по темпам роста и по разнообразию появляющихся новых услуг. Поэтому высокий интерес правоведов к проблемам правового регулирования обязательств, возникающих из договора возмездного оказания услуг, вполне обоснован.
Актуальность темы обусловлена тем, что имеется огромная необходимость формирования механизма гражданско-правового регулирования отношений по оказанию услуг. Отдельные виды услуг ранее регулировались в рамках самостоятельных типов обязательств, закрепленных в Гражданском кодексе Российской Федерации. Но расширение сферы услуг потребовало создания единого правового режима, который можно было бы распространить на все специально неурегулированные Гражданским кодексом отношения об оказании услуг.
Степень разработанности темы. Значительный вклад в разработку проблем правового регулирования отношений по оказанию услуг внесли ученые цивилисты Н. А. Баринов, М. И. Брагинский, А. Ю. Кабалкин, Ю. Х. Калмыков, М. В. Кротов, Е. Д. Шешенин, А. Е. Шерстобитов. Их труды стали основой для формирования учения об услугах в российском гражданском праве, которое успешно развивается в работах Е. Г. Шабловой, М. Н. Малеиной, В. В. Кваниной, Д. И. Степанова, О. М. Щуковской и др.
Объектом исследования являются гражданско-правовые отношения, складывающиеся в сфере оказания услуг.
Предмет исследования. В предмет исследования вошли составляющие элементы этого явления, их внутренние и внешние взаимосвязи, а также практика применения договора возмездного оказания услуг.
Цель данной работы: исследовать теоретическую концепцию развития правового института возмездного оказания услуг.
Для достижения главной цели исследования необходимо решить ряд задач:
- изучить теоретическую литературу по данной теме
- определить понятие услуги. Правовой режим услуг
- рассмотреть специфику правового регулирования договоров возмездного оказания услуг
- охарактеризовать договор как правовую форму возмездного оказания услуг
- раскрыть условия договора возмездного оказания услуг и его содержание
- в заключение работы сделать краткие выводы по теме исследования
Методология исследования. При исследовании данной проблемы применялись следующие методы: метод сравнительного анализа; синтеза юридических норм; исторический метод; формально - юридический метод.
Источниками данных этого исследования являлись нормативно – законодательные акты, учебники и учебные пособия, статьи в специализированных периодических изданиях, электронные ресурсы, которые использовались в качестве теоретических основ и практических материалов рассматриваемой проблематики.
Структура работы определяется последовательностью решения основных задач. Данная работа состоит из введения, заключения, двух глав и списка литературы.
Практическая значимость работы обусловлена тем, что ее результаты могут быть использованы, как проанализированный материал по данной теме.
Глава 1. Общая правовая характеристика института возмездного оказания услуг
1.1. Исторические аспекты развития договора возмездного оказания услуг
Договор возмездного оказания услуг относится к древнейшим институтам частного права, истоки которого можно найти в предклассическом римском праве. В классическом римском праве обнаруживаются детально разработанные договорные конструкции, опосредующие процесс оказания услуг. Вместе с тем необходимо отметить, что в римском праве отсутствовало развернутое определение их понятия. Феномен возмездного оказания услуг, вытекающий из соответствующего договора как специфической части гражданского оборота, есть результат развития института личного найма.
В римском праве договор найма услуг относится к группе договоров, в силу которых одна сторона - (нанявшийся) принимает на себя обязательства исполнять в пользу другой стороны - (нанимателя) определенные услуги, а наниматель - платить за эти услуги установленное вознаграждение .
Вероятно, первоначально договор на оказание услуг не составлял особого договорного вида; не являлся поименованным, а потому не имел устоявшейся договорной конструкции. Лишь с развитием оборота и цивилистическое мысли договор по оказанию услуг подводится под одну из устоявшихся конструкций, при этом наиболее подходящим видом договора в данном случае стал договор найма.
После римских юристов возмездные услуги практически не рассматривались, и поэтому они не находили своего дальнейшего правового развития вплоть до становления буржуазного права .
Понятие услуги в буржуазном праве К.Маркс связывал с понятием производительного и непроизводительного труда. «В тех случаях, - писал К.Маркс, - когда деньги непосредственно обмениваются на такой труд, который не производит капитала, т.е. на непроизводительный труд, этот труд покупается как услуга ».
В 60-х годах прошлого столетия в отечественной цивилистике и цивилистике зарубежных стран стали разграничиваться договоры оказания услуг и договоры на выполнение работ. Основу разграничения данных договоров составляет то обстоятельство, что обязательства по выполнению работ и обязательства по оказанию услуг опосредует экономические отношения по оказанию услуг, но услуги имеют двоякий характер (материальные и нематериальные), что обусловило разницу в их правовом регулировании. В это время цивилистами О.С. Иоффе, О.А. Красавчиковым к обязательствам по оказанию услуг были отнесены договоры поручения,комиссии, хранения, экспедиции.
В свою очередь О.А. Красавчиков подразделял обстоятельства по оказанию услуг на три группы: транспортные, связи и хозяйственно-бытовые. Деление обязательств по группам предполагало, что термин «услуга» употребляется не только в экономическом, но и в правовом смысле, когда под услугой следовало понимать деятельность, осуществляемую во исполнение гражданской обязанности и не связанную с созданием овеществленного результата.
Удовлетворение потребностей граждан в сфере услуг являлось предметом сложного, комплексного регулирования (гражданско-правового, административного, финансового). Так как гражданско-правовые нормы регулируют область имущественных отношений, гражданско-правовые обязательства по оказанию услуг регулировали лишь отношения имущественного порядка. Иные отношения в сфере обслуживания регулировались другими отраслями права. Например, отношения в области организации здравоохранения, просвещения, туризма и т.д. регулировались советским административным правом .
Рассмотрение выше позволяет уяснить особенности понимания услуг исходя из существовавшего уровня развития цивильного права. Путь, который прошли услуги в своем развитии в рамках отечественного права, представляет собой завершение круга и, с известными оговорками, возвращение к истокам сущности этого договора на более позднем этапе. С одной стороны, договор возмездного оказания услуг стоит ближе к купле-продаже (продаже деятельности). В то же время конструкция купли-продажи действий неудовлетворительна, поскольку обязательства по оказанию услуг, описывается формулой «делаю, чтобы ты делал», .а со стороны заказчика услуг - «даю, чтобы ты сделал». Данной формулой описываются услуги в рыночных отношениях.
Нормативные .и законодательные акты
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ .о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 21.07.2014 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 01.08.2014, в "Собрании законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
2. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 16.12.2019) Первоначальный текст документа опубликован в изданиях "Собрание законодательст.а РФ", 05.12.1994, N 32, ст. 3301, "Российская газета", N 238-239, 08.12.1994.
3. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 18.03.2019, с изм. от 03.07.2019) Первоначальный текст документа опубликован в изданиях "Собрание законодательства РФ", 29.01.1996, N 5, ст. 410, "Российская газета", N 23, 06.02.1996, N 24, 07.02.1996, N 25, 08.02.1996, N 27, 10.02.1996.
4. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 29.09.1999 N 48 "О некоторых вопросах судебной практики, возникающих при рассмотрении споров, связанных с договора.и на оказание правовых услуг" Источник публикации "Вестник ВАС РФ", N 11, 1999, "Экономика и жизнь", N 43, 1999, "Хозяйство и право", N 1, 2000, Специальное приложение к "Вестнику ВАС РФ", N 11 (ч. 2), 2003
Судебная практика
5. Постановления АС Московского округа от 22.10.15 по делу № А40-174694/14, от 15.10.15 по делу № А41-1430/15.
6. Решение Тихорецкого городского суда Краснодарского края от 19.10.2017 по делу № 2-1147/2017.
7. Решение Арбитражного суда Ростовской области от 09.01.2018 по делу № А53-7311/2017
8. Постановления ФАС Центрального округа от 18.04.12 по делу № А54-1217/2011, Двадцатого ААС от 28.11.17 по делу № А54-1217/2017
9. Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 15.07.2015 N Ф02-4454/2014, Ф02-3029/2015, Ф02-4997/2014 по делу N А74-614/2014
10. Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 17.04.2015 по делу N А74-614/2014
Научная и учебная литература
11. Апаева, Х. А. Услуга как объект обязательства / Х. А. Апаева. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2016. — № 28 (132). — С. 625-627.
12. Арсланов К. М. Договор возмездного оказания услуг в системе гражданско-правовых договоров // Вестник экономики, права и социологии. 2017. № 1. С. 70–75.
13. Бекмамбетова, Д. М. Проблемы правового регулирования договора возмездного оказания услуг / Д. М. Бекмамбетова. — Текст : непосредственный, электронн.й // Молодой ученый. — 2016. — № 11 (115). — С. 606-609.
14. Бодяк Н. Е. Договор возмездного оказания услуг: особенности заключения и исполнения // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные .и общественные науки. 2018. № 2. С. 71–76.
15. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга третья: Договоры .о выполнении работ и оказании услуг. М., 2007. С. 235-237
16. Кабалкин А.Ю. Гражданско-правовые договоры в России. Общие положения. Курс лекций / Кабалкин А.Ю. - М.: Юрид. лит., 2016. - 224 c.
17. Красавчиков О.А. Борис Борисович Черепахин (1894 - 1969) // Правоведение. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1980, № 5. - С. 59-63
18. Накушнова, Е.В. Специфика правового регулирования договоров возмездного оказания услуг [Текст] / Накушнова Е.В. // Современное право. – 2014. - № 10. – С. 13-16
19. Подгруша В. В. Характеристика договора возмездного оказания услуг .и его отличие от трудового договора // Отдел кадров. 2017. № 10. Режим доступа: https://otdelkadrov.by/number/2004/10/428/ (дата обращения: 24.04.2020).
20. Право, закон .и суд в ранних труд х Карла Маркса (к 200-летию со дня рождения К. Маркса): сборник статей / Т.Я. Хабриева, В.В. Лазарев, А.С. Автономов .и др.; отв. ред. В.В. Лазарев. — М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 2019. — 304 с.
21. Сенчищев В. И. Объект гражданского правоотношения // Актуальные проблемы гражданского права / Под ред. М. И. Брагинского. М., 2018. С. 110.
22. Шаблова Е. Г. Услуга как объект гражданских прав // Российский юридический журнал. – 2011. – №3. – с. 48-56