Финансовое состояние – основополагающая характеристика экономической деятельности предприятия. Положительное финансовое состояние определяет конкурентоспособность фирмы на рынке. Также оно помогает в сотрудничестве с кредиторами в финансовом аспекте. От удовлетворительного или неудовлетворительного финансового состояния зависит привлекательность предприятия для инвесторов, а также акционеров и поставщиков.
Анализ финансового состояния в рыночной экономике составляет важную часть информационного обеспечения для принятия управленческих решений руководством предприятий. В получении подробной информации о финансовой ситуации в компании, ее деятельности заинтересованы практически все субъекты рыночных отношений: собственники, акционеры, инвесторы, аудиторы, банки и иные кредиторы, биржи, поставщики и покупатели, страховые компании и рекламные агентства.
Современная концепция финансового состояния предприятия учитывает достижения традиционной школы, так и адаптирует все большее количество нововведений из сопряженных отраслей финансового менеджмента: пополняется методиками и подходами из области управления рисками, оценки денежных потоков, реальных опционов и справедливой стоимости.
Актуальность темы исследования подтверждают последние публикации, в частности, таких авторов как О.В. Ефимовой, Г.В., Савицкой, Е.А.Уткина, Е.М.Сорокина и др.
Целью написания научно-исследовательской работы является проведение анализа финансового состояния организации и разработка практических рекомендаций, направленных на повышение его уровня в исследуемой организации.
Для достижения поставленной цели в работе ставились и решались следующие задачи:
1. Изложить теоретические аспекты по теме исследования.
2. Дать организационно-экономическую характеристику деятельности хозяйствующего субъекта
3. Провести анализ финансового состояния организации и выявить основные проблемы в ее деятельности в рамках проводимого исследования.
4. Предложить практические рекомендации, направленные на повышение уровня финансового состояния организации.
Объект исследования является финансово-хозяйственная деятельность ООО «Трубопласт –А».
Предметом исследования выступает совокупность теоретических, методических и практических вопросов анализа финансового состояния организации.
В научно-исследовательской работы были применены следующие методы: монографический, абстрактно-логический, описательный, табличный, графический, расчетно-конструктивный, коэффициентный.
Информационной базой для написания НИР послужили нормативные и законодательные акты Российской Федерации, труды отечественных авторов, статьи и обзоры в периодических изданиях по теме исследования, данные бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчётности организации.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, разделенных параграфами, заключения и списка использованных источников, приложений.
1. Теоретические основы анализа финансовых результатов деятельности организации
1.1 Понятие экономической сущности финансового результата
Выдвижение на первый план финансовых аспектов деятельности субъектов хозяйствования, возрастание роли финансов является характерной чертой во всем мире. В связи с этим возрастает приоритетность анализа, в основе которого лежит финансовая модель организации. Повышается роль анализа, изучающего деятельность субъектов рынка под финансовым срезом.
Обзор литературных источников показывает также, что имеется достаточно большое разночтение в толковании не только сущности и содержания финансового анализа, но и различных базовых категорий и понятий, среди которых «финансовое состояние» занимает ключевое место в отечественной и зарубежной теории и практике финансового анализа.
Кандидат экономических наук, Т.Б. Бердникова формулирует, что «…анализ финансового состояния предприятия позволяет выявить наиболее эффективные способы использования ресурсов и разработать структуру средств предприятия. Вместе с тем, финансовый анализ является инструментом прогнозирования определенных показателей предприятия и финансовой деятельности в целом» [12,c.59].
Доктор экономических наук, профессор кафедры экономического анализа и аудита ВГУ Н.П. Любушин отмечает, что «…финансовое состояние может быть устойчивым, неустойчивым и кризисным, и напрямую зависит от производственной, коммерческой и финансовой деятельности предприятия»[20,c.47]
По мнению профессора В.В. Ковалева, «…финансовое состояние предприятия является характеристикой его финансовой конкурентоспособности, применения финансовых ресурсов и капитала, а также исполнения налоговых и иных обязательств перед государством и другими хозяйствующими субъектами». [17, c.56].
Н.П. Любушин финансовое состояние оценивает, как «…способность коммерческой организации финансировать собственную деятельность» [20, c.35]. Оно характеризуется как обеспеченность финансовыми ресурсами, которые необходимы для нормального функционирования организации, целесообразностью размещения и эффективностью их использования, финансовыми взаимоотношениями с юридическими и физическими лицами, финансовой устойчивостью и платежеспособностью, что раскрывает экономическую сущность данного понятия лишь через одну его характеристику – устойчивость.
Г.В. Савицкая понятие финансовое состояние трактует, как «…некую экономическую категорию, отражающую состояние капитала в процессе его кругооборота и способность организации к саморазвитию на фиксированный промежуток времени» [27, c. 6].
Сравнение вышеописанных определений данного понятия разными авторами и их критическая оценка приводит к выводу о том, что финансовое состояние коммерческой организации объективно формируется в системе внешних и внутренних финансовых отношений организации и его следует рассматривать как финансовую состоятельность организации.
По мнению доктора экономических наук, профессора Л.Г. Макаровой, анализ финансового состояния предприятия преследует следующие цели: диагностика финансового положения; аналитика изменений финансового состояния в пространственно-временном разрезе; определение основных факторов, которые оказывают влияние на изменения в финансовом состоянии; прогнозирование тенденций финансового состояния[21, c.67]
Полученные результаты после проведения финансового анализа могут быть использованы:
для определения проблем в управлении производственно – хозяйственной деятельностью организации,
для определения направлений использования инвестирования капитала,
для оценивания работы руководства организации,
для составления прогнозных данных.
Анализ финансового состояния является наиболее эффективным способом в оценке текущего положения, который наглядно показывает не только общее финансовое состояние организации, но и помогает выделить самые слабые места в управление финансово-хозяйственной деятельностью.
Проведенный анализ финансового состояния выступает основной разработки финансовой политики организации. Проводить оценку финансового состояния организации могут руководители и соответствующие службы организации, учредители, банки, кредиторы. В наиболее общем виде анализ финансового состояния включает следующие задачи:
оценка динамики, структуры, состава активов, их состояния и движения;
оценка динамики, структуры, состава источников финансирования, их состояния и движения;
оценка ликвидности баланса и платежеспособности организации;
анализ абсолютных и относительных показателей финансовой утойчивости организации [19, c. 121].
Анализ финансового состояния организации может быть внешним и внутренним. Внутренний осуществляют внутренние финансовые подразделения. «…Цель внутреннего анализа организовать планомерное поступление финансирования, в результате которого реализовать размещение собственных и заемных финансовых средств на максимально выгодных для организации условиях, обеспечивающих получение прибыли» [15, c. 32].
Внешний анализ осуществляют инвесторы, поставщики материальных и иных ресурсов, организации, которые осуществляют контроль, основываясь на открытых отчетных данных. Цель внешнего анализа заключается в выгодном вложении финансов в развитие данной организации с цель получения последующей прибыли и исключения убытков.
Приоритетная задача анализа финансового состояния состоит в своевременном выявлении и корректировке недостатков финансовой деятельности, поиск резервов, которые будут способствовать улучшению финансового состояния предприятия и его платежеспособности.
Значение анализа финансового состояния сложно переоценить, поскольку именно он является той базой, на которой строится разработка финансовой политики организации. На основе данных итогового финансово-экономического состояния осуществляется выработка почти всех направлений финансовой политики организации, и от того, насколько качественно он проведен, зависит эффективность принимаемых управленческих решений.
1.2 Формирование финансовых результатов
В теории и практики управления под доходами понимается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).
Доходы фирмы характеризуют финансовый результат ее деятельности. Получением доходов завершается цикл оборота капитала, когда он вновь обретает денежную форму [5,с.69].
Доход – сложная экономическая категория, не однозначно трактуемая в научных публикациях и нормативных документах.
Существуют различные классификации доходов фирмы. Наиболее значимой с точки зрения формирования достоверной, объективной информации о финансовых результатах деятельности фирмы, ее прибылях и убытках является классификация, принятая в стандартах бухгалтерского учета и отчетности.
Нормативное регулирование понятия «доходы организации» приведено в отечественных стандартах бухгалтерского учета – ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» и ПБУ 9/99 «Доходы организации». В этих документах дана трактовка дохода, близкая по смыслу и содержанию Международным стандартам финансовой отчетности.
Согласно ПБУ 9/99 доходы организации в зависимости от характера, условий получения и направлений деятельности подразделяются на следующие виды:
доходы от обычных видов деятельности;
прочие доходы, в том числе
операционные
внереализационные
чрезвычайные [13,с.121].
В составе доходов вот обычных видов деятельности наибольший удельный вес занимают, как правило, доходы (выручка) от продажи продукции, оказания услуг, выполнения работ.
В условиях свободного ценообразования фирма стремится продавать продукцию по диверсифицированным ценам, последовательно занимая все доступные ниши, начиная с самого высокого уровня, вплоть до минимально допустимой цены, необходимой для покрытия издержек.
В мировой практике сегодня известны два способа исчисления объема выручки:
кассовый;
по отгрузке
В отечественной практике долгое время использовался только кассовый метод расчета выручки, при котором реализованной считается продукция, отгруженная покупателю и полностью им оплаченная. Никакие условности в этом определении не допускаются. Так, если отгруженная продукция оплачена на 99 %, то этот факт признается как частичная оплата и в объем выручки не зачисляется.
Исчисление объема выручки по отгрузке значительно проще и сводится к расчету стоимостного объема продукции, по которой отгрузочные документы переданы получателю [4,с.97].
Доход (выручка) от продажи продукции (работ, услуг) относится к текущим, систематически (регулярно) получаемым доходам организации. В качестве доходов данного отчетного периода она отражается в той мере, в какой ее получение связано с понесенными расходами на производство и реализацию продукции (работ, услуг).
В хозяйственной практике для характеристики затрат предприятия могут использоваться различные понятия и термины: «издержки», «расходы или затраты предприятия», «затраты на производство», «себестоимость продукции» и т.д. Принято считать, что если затраты обозначаются термином «издержки», то «затраты на производство» и «издержки производства» тождественны по смыслу и содержанию. Но термин «издержки производства» может применяться в экономическом смысле и включать издержки упущенных возможностей. В таком случае налицо противопоставление бухгалтерскому понятию затрат.
Затраты организации – это величина ресурсов, использованных в определенных целях, выраженная в деньгах. В данном определении присутствуют три важных положения:
затраты определяются количественным и качественным использованием ресурсов, т.е. отражают, сколько и каких ресурсов было использовано;
величина использованных ресурсов представлена в денежном выражении;
определение затрат всегда соотносится с конкретными целями, задачами (производством продукции, функционированием отдела или другим видом деятельности) [10,с.88].
Затраты на производство – это затраты, обоснованные условиями производства и направленные на создание полезных ценностей или оказание услуг путем потребления материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Предприятия могут осуществлять не только производство и
1. Абрютина, М. С. Финансовый анализ / М. С. Абрютина. – М.: Дело и Сервис, 2013. – 192 с.
2. Антилл, Н. Оценка компаний. Анализ и прогнозирование с использованием отчетности по МСФО / Н. Антилл, Л. Кеннет. − 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Альпина Паблишерз, 2014. − 451 с.
3. Артюшин, В. В. Финансовый анализ. Инструментарий, практика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям экономики и управления / В. В. Артюшин. – М.: ЮНИТИ, 2014. − 120 с.
4. Балабанов, И. Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта: учебник / И. Т. Балабанов. – М.: Финансы и статистика, 2015. – 340 с.
5. Барабанов, А. И. Финансовый менеджмент: учебное пособие / А. И. Барабанов. – М.: КноРус, 2013. − 431 с.
6. Бороненкова, С. А. Бухгалтерский учет и экономический анализ: учебник / С. А. Бороненкова. – М.: ИНФРА-М, 2016. − 476 с.
7. Васильева, Л. С. Финансовый анализ: учебник / Л. С. Васильева. – М.: КноРус, 2014. – 879 с.
8. Галицкая, С. В. Финансовый менеджмент. Финансовый анализ. Финансы предприятий / С. В. Галицкая. − М.: Эксмо, 2016. - 649 с.
9. Ефимова, О. В. Финансовый анализ: современный инструментарий для принятия экономических решений: учебник / О. В. Ефимова. – М.: Омега-Л, 2013. − 351 с.
10. Жилкина, А. Н. Финансовый анализ: учебное пособие / А. Н. Жилкина. – М.: ГУУ, 2015. − 55 с.
11. Литовченко, В. П. Финансовый анализ: учебное пособие / В. П. Литовченко. − М: Дашков и К⁰, 2015. − 214 с.
12. Лысенко, Д. В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебник для вузов / Д. В. Лысенко. - М.: Инфра-М, 2013. – 320 с.
13. Любушин, Н. П. Финансовый анализ: учебник / Н. П. Любушин. – М.: Эксмо, 2015. – 331 с.
14. Палий, В. Ф. Технико-экономический анализ производственно - хозяйственной деятельности предприятий: Учебное пособие / В. Ф. Палий, Л. П. Суздальцева. – М.: Машиностроение, 2015. – 356 с.
15. Пожидаева, Т. А. Анализ финансовой отчетности: учебное пособие / Т. А. Пожидаева. - М: КноРус, 2014. - 319 с.
16. Поляк, Г. Б. Финансы и кредит / Г. Б. Поляк. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 703 с.
17. Родионова, В. М. Финансовая устойчивость предприятия в условиях инфляции / В. М. Родионова, М. А. Федотова. – М.: Перспектива, 2013. – 98 с.
18. Русак, Н. А. Финансовый анализ субъекта хозяйствования: учебн. пособ. / Н. А. Русак, В. А. Русак. – СПб.: Издательский дом "Бизнес-пресса", 2013. – 304 с.
19. Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие / Г. В. Савицкая. - Мн.: Новое знание,2013. - 704 с.
20. Слесаренко, Г. В. Методический подход к анализу платежеспособности / Г. В. Слесаренко // Вестник Удмуртского университета. -2015. - № 2-3. – С. 54-58.
21. Сорокина, Е. М. Теоретический аспект анализа платежеспособности организации / Е. М. Сорокина // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2014. - № 2. – С. 80-86.
22. Уткин, Е. А. Антикризисное управление / Е. А. Уткин. – М.: ТАНДЕМ "Экос", 2014. – 330 с.
23. Филатова, Т. В. Финансовый менеджмент: учебное пособие / Т. В. Филатова. – М.: Инфра-М, 2013. – 234 с.
24. Финансовый менеджмент: учебник / Под ред. Е. И. Шохина. – М.: КноРус, 2014. – 474 с.
25. Шеремет, А. Д. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций / А. Д. Шеремет. – М.: Инфра-М, 2015. – 207 с.