Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования стратегии предприятия
1.1 Сущность стратегии в бизнесе
1.2 Функции стратегии в фирме
1.3 Классификация стратегий фирмы
1.4 Стратегический анализ как база формирования стратегического видения
Глава 2. Стратегическое видение как элемент стратегического выбора
2.1 Сущность стратегического видения и его место среди элементов стратегического выбора
2.2 Источники стратегического видения
2.3 Роль стратегического видения в развитии организации
2.4 Стратегическое видение как основа сплочения сотрудников и руководителей
Заключение
Список литературы
Видение представляет собой согласованные и искренние намерения высших руководителей компании. Оно должно быть понятным для клиентов и работников компании, для ее поставщиков и кредиторов, для широкой общественности и должно служить последовательным постоянным руководством топ-менеджменту компании в реализации действующих оперативных планов организации. Кроме этого видение должно быть адаптируемым к широкому набору непредвиденных обстоятельств и быть способным к обновлению.
Концепция стратегического видения имеет огромное значение в современном мире бизнеса. Во-первых, видение является хорошим средством мотивации работников фирм, особенно крупных и децентрализованных, поскольку оно помогает сплотить и объединить деятельность людей в едином направлении, а также способствует созданию корпоративного духа. Во-вторых, видение создает чувство перспективы в деятельности организации, обеспечивает преемственность следующих друг за другом целей компании. Любая цель ограничивает рамки действий фирмы, а у видения нет финишной черты, оно призвано генерировать импульсы постоянного прогресса компании. Учитывая данные предпосылки, можно говорить о высокой актуальности исследования вопросов формирования стратегического видения.
Формулировка видения представляет собой лаконичную динамичную конструкцию, удобную для восприятия. Она должна быть простой, но в то же время содержать ясные стратегические ориентиры и заслуживать доверия у людей.
Объект курсовой работы – стратегическое видение организации.
Предмет курсовой работы – процесс формирования стратегического видения.
Цель курсовой работы – исследовать вопросы формирования стратегического видения.
Задачи работы:
— Раскрыть теоретические основы формирования стратегии предприятия;
— Рассмотреть сущность стратегического видения и его место среди элементов стратегического выбора;
— Провести анализ источников стратегического видения;
— Исследовать роль стратегического видения в развитии организации.
Методами исследования являются анализ литературы, изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики, сравнение, синтез.
Работа основана на материалах научной и учебной литературы. Курсовая работа содержит введение, основную часть и заключения. Основная часть содержит две главы.
Глава 1. Теоретические основы формирования стратегии предприятия
1.1 Сущность стратегии в бизнесе
Предприятия нуждаются в бизнес-стратегии по тем же причинам, по каким армии нуждаются в военной стратегии - чтобы выбрать направление и цель, максимально эффективно воспользоваться ресурсами и скоординировать решения, принятые различными людьми. Концепции и теории бизнес-стратегии восходят к военной стратегии. Термин «стратегия» происходит от греческого слова «strategia», или «военное руководство», буквально оно означает stratos - «войско» и ago - «веду». Однако понятие стратегии возникло задолго до греков. Классический труд Сунь Цзы «Искусство войны», написанный приблизительно в 500 г. до н. э., считается первым трактатом о стратегии.
Военная стратегия и бизнес-стратегия имеют ряд общих концепций и принципов. Стратегия - это общий план по использованию ресурсов для установления благоприятного положения, призванного обеспечить победу в войне. Стратегические решения и в военных, и в деловых вопросах имеют три общие характеристики:
- они важны;
- они опираются на ресурсы;
- их очень трудно повернуть назад.
Стратегия отвечает на ключевые вопросы: почему одни организации добиваются успеха, а другие терпят неудачу?
Одно из определений, которое все еще широко цитируется, было предложено профессором Чандлером из Гарвардской бизнес-школы в 1962 г.: «Стратегия есть определение основных долгосрочных целей и задач организации, принятие курса действий и размещение ресурсов, необходимых для выполнения этих целей».
Эволюция бизнес-стратегии была вызвана скорее практическими потребностями бизнеса, чем развитием теории. В 1950 и 1960 гг. корпоративное планирование было разработано в виде системы, позволяющей координировать индивидуальные решения относительно инвестиций капитала и планировать долгосрочное развитие фирмы. В 1960 и начале 1970 г. корпоративное планирование делало основной акцент на планировании диверсификации – экспансии в новые секторы бизнеса, часто посредством поглощения. В 1970-х гг. произошло смещение акцента с планирования на создание стратегии, где детальному менеджменту путей развития компании стали уделять меньше внимания, чем позиционированию компании на рынке относительно конкурентов. В конце 1970-х и в 1980-х гг. акцент переместился на источники прибыли во внешней среде. К 1990-м гг. основной акцент в анализе стратегии сместился на источники прибыли внутри самой фирмы. В конце 1990-х гг. наибольший интерес стали вызывать стратегические инновации.[16, c. 12]
В настоящее время выделяют четыре фактора успешной стратегии:
1. Долгосрочные, простые и согласованные цели
2. Глубокое понимание конкурентной среды
3. Объективная оценка ресурсов
4. Эффективная реализация
1. Ансофф И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 2012.
2. Богомолова Е.В. SWOT-анализ и управление торговой прибылью: дис., на соискание ученой степени кандидата экономических наук: 08.00.12. – Москва, 2014. – 180с.
3. Брэддик У. Менеджмент в организации: Пер. с англ. - М.: ИНФРА-М, 2014.
4. Гапоненко А.Л., Панкрухин А.П. Стратегическое управление: Учебник. - М.: Омега-Л, 2014. - 472 с.
5. Дафт Р. Менеджмент. – СПб.: Питер, 2013. – 250с.
6. Дэвид А. Аакер. Стратегическое рыночное управление. 6-е международное издание – СПб.: Питер, 2012. - 159c.
7. Почепцов Г.Г. Стратегический анализ. – М.: РИФ «Дзвин», 2014;
8. Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 304 с.
9. Русаков В.Ф. Основы менеджмента. - М.: МГУЛ, 2012 - 277 с.
10. Самостроенко Г.М. Методология формирования стратегии развития региона на основе концепции интеграционного маркетинга. - М.: РГБ, 2014.-371с.
11. Семенов А.К., Набоков В.И. . Основы менеджмента: Учебник. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. – 556 с.
12. Семиков В.Л. Теория организации: Учебник. - М.: Академия ГПС МЧС России, 2012. – 220 с.
13. Стратегический менеджмент: Учебник под ред. Петрова А.Н. - СПб.: Питер, 2014. - 174 с.
14. Тренев Н.Н. Стратегическое управление. – М.: Приор, 2014;
15. Хижина М. А. Анализ инструментов стратегического планирования / М. А. Хижина // Молодой ученый. — 2013. — №11. С. 500-503.
16. Чупрова Д.Б. Механизмы адаптации предприятий к условиям внешней среды // Вестник СевКавГТУ. Серия «Гуманитарные науки». - №4. – 2015. С. 11-18
17. Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 381с.