Курсовая работа|Туризм

Разработка туристско-рекреационной программы в условиях города Арзамас и Арзамасского района

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2016 | Страниц: 46

Введение

Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы туриско- рекреационного потенциала в трудах современных авторов

1.1. Туриско - рекреационная деятельность, как объект научного исследования

1.2. Особенности туриско - рекреационной деятельности в России

1.3. Опыт туриско - рекреационного потенциала города Арзамас и Арзамасского района

Выводы по главе І

Глава 2. Разработка туристко - рекреационной программы в условиях города Арзамас и Арзамасского района

2.1. Оценка рекреационных ресурсов г. Арзамаса и Арзамасского района

2.2. Описание туриско – рекреационной программы «История рядом» (Арзамас – Пешелань – Ветошкино)

2.3. Анализ эффективности туриско – рекреационной программы

Выводы по 2 главе

Заключение

Список литературы

Приложение 1

Актуальность исследования. Настоящая курсовая работа освещает базовые теоретические вопросы туриско - рекреационного туризма и практические аспекты развития данного вида туризма в г. Арзамас и Арзамаском районе. Город Арзамас является одной из наиболее не привлекательных дестинаций в России. Туристский поток в район по различным оценкам составляет до 1,035 млн посещений в год.

По данному показателю Арзамаский район является одним из отстающих районов Нижегородской области. Город Арзамас как столица района и ее главный транспортный узел является «точкой входа» для значительной части входящего туристского потока и в рамках большинства туров используется в качестве транзитного пункта либо опорной базы для радиальных экскурсионных маршрутов.

Вместе с тем, город Арзамас обладает богатым культурным потенциалом, историческими традициями и другими туристическими привлекательными характеристиками, в связи с чем наибольшее развитие рекреационного туризма является главной составляющей для развития туристического потенциала этого района. Все это вместе взятое актуализирует выбранную тему курсовой работы.

Существенный вклад в исследование досуга осуществили М. Вебер, Т. Веблен, Э. Дюркгейм, Б. Рассел, Д. Рисман и другие зарубежные ученые. Теорию досуга анализировали социологи, педагоги, рекреологи, культурологи из разных стран мира.

Системный анализ концепций, моделей, подходов к досугу как предмета научных исследований сделали М. Каплан, Дж. Келли, С. Паркер, Дж. Шиверс; российские - Г. Евтеева, Н. Кострова, И. Новикова, А. Орлов, Б. Титов, В. Ядов и другие ученые.

Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение базовых теоретических понятий и начальной практической информации, необходимой для разработки стратегии развития туриско – рекреационного деятельности в Арзамаском районе в целом и городе Арзамас в частности.

В связи с поставленной целью в качестве основных были определенны следующие задачи:

1. Рассмотреть туриско - рекреационную деятельность, как объект научного исследования.

2. Изучить опыт туриско - рекреационного потенциала города Арзамас и Арзамасского района.

3. Оценить рекреационные ресурсы г. Арзамаса и Арзамасского района.

4. Разработать туриско – рекреационную программу «История рядом» (Арзамас – Пешелань – Ветошкино) и проанализировать эффективность туриско – рекреационной программы.

Теоретико-методологическая база исследования - основополагающие вопросы сферы туризма и устойчивого развития освещены в трудах А.Ю. Александровой, А.И. Балабанова, И.Т. Балабанова, В.Г. Гуляева, Г.П. Долженко, И.В. Зорина, Н.И. Кабушкина, Г.А. Карповой, В.А. Квартальнова, Г.А. Папиряна, Ю.В. Темного и других. Изучение теории и практики рекреационного туризма основано на работах А.В. Бабкина, Д. Гетца, С. Дамма, С. Лемера, А.А. Назимко, М. Сондера, У. Хальцбаура, А.В. Шумовича. Вопросы социально-экономической эффективности рекреационных мероприятий освещены в работах М. Бонна, А. Вайнинга, Д. Гринберга, Л. Двайера, М. Диири, Л. Джаго, Дж. Карлсена, Б. Ритчи, М. Рейболда, Б. Фолкнера, Е. Фредлайна, П.Шервуда и других.

Методы исследования:

– теоретические – анализ научной литературы и источников по проблеме исследования;

– эмпирические – контент-анализ документов.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем рассмотрен туриско - рекреационный туризм как объект научного исследования, определены особенности туриско - рекреационной деятельности в России и проанализирован опыт туриско - рекреационного потенциала города Арзамас и Арзамасского района.

Практическая значимость исследования заключается в том, что дана оценка рекреационных ресурсов г. Арзамаса и Арзамасского района, разработана туриско – рекреационная программа «История рядом» (Арзамас – Пешелань – Ветошкино) и проанализирована эффективность туриско – рекреационной программы.

Теоретической и методологической основой исследования являются методы системного анализа, статических сопоставлений, экономико-математического моделирования, экспертных оценок, анализа документов.

Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, основной части, состоящей из 2 глав, выводов по главам, заключения и списка литературы.

Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы туриско- рекреационного потенциала в трудах современных авторов

1.1. Туриско - рекреационная деятельность, как объект научного исследования

Каждая новая область знаний, особенно если она имеет прикладной характер, требует разработки теоретического основания. Не исключением является и анимация в туризме. Рассмотрев анимационную деятельность не только как новую область знаний, но и как культурную практику, то ее теоретической основой будет выступать прикладная Культурология, предметом изучения которой является досуга как форма деятельности в свободное время. Досуговая деятельность выполняет важные для общества и личности социокультурные функции, главными из которых являются рекреационная и культуротворческая. Реализация этих функций на данный момент невозможна без применения современных методик и технологий организации культурно-досуговых практик. Она сочетает в себе активные формы и культурное наполнение деятельности человека в свободное время и выступает катализатором туриско-рекреационных процессов.

Несмотря на значительный задел мировой научной мысли, тема анимации, (т.е. активного, одухотворяющего, культурного досуга) в трудах зарубежных и отечественных ученых освещена недостаточно. Это объясняется тем, что в ХХ в. (кроме последних двух десятилетий) необходимость акцента на активных формах досуга остро не стояла. В конце ХХ - начале ХХI в. - социокультурная ситуация в мире кардинально изменилась. Вследствие быстрого развития научно-технического прогресса снизилась физическая активность во всех сферах жизни, что негативно отразилось на психофизическом и духовном состоянии человека. Гиподинамия, стрессы, ожирение - с одной стороны, привыкание к социокультурной и коммуникативной бездействия - с другой, стали признаками повседневной жизни людей цивилизованных стран. Социокультурная пассивность уже привела к снижению общего уровня культуры, низкого уровня самореализации индивида, неудовлетворенности большинства его духовных потребностей. [9]

Задача усиления анимационной составляющей, в первую очередь, досуговой деятельности, ускоряет рекреацию и культурное развитие человека.

Наглядным примером туриско-рекреационной эффективности организации досуга стала анимация в туризме. Используя туристический сегмент, аниматоры предложили своеобразную модель комплексного отдыха, сущность которого заключается в сочетании активных, культротворческих и коммуникативных форм специально организованной досуговой деятельности. Правда, на сегодня анимация только формируется как самостоятельная отрасль туризма. Этот процесс осложняется недостаточно разработкой ее теоретического основания, отсутствием новых методик и технологий внедрения анимации в практику туристической деятельности.

Особенно требует научного подхода туристическая сфера России. Несмотря на наличие широкого спектра природных и культурных ресурсов, удачное географическое расположение, духовность и гостеприимство народа, страна не стала объектом массового туристического интереса. Причина такого состояния - в отсутствии современной туристической инфраструктуры, недостаточном спектре высококачественных услуг и уровнем научно-методического обеспечения туризма. При ограниченном сочетании теории с практикой анимация может стать стимулятором интереса к России как туристической страны, важным фактором влияния на расширение культурно-рекреационных и экономических возможностей российского туризма [9].

Анимация в туризме базируется на теоретических основах культурно-досуговой деятельности.

Существенный вклад в исследование досуга осуществили М. Вебер, Т. Веблен, Э. Дюркгейм, Б. Рассел, Д. Рисман и другие зарубежные ученые. Теорию досуга анализировали социологи, педагоги, рекреологи, культурологи из разных стран мира [12].

Системный анализ концепций, моделей, подходов к досугу как предмета научных исследований сделали М. Каплан, Дж. Келли, С. Паркер, Дж. Шиверс; российские - Г. Евтеева, Н. Кострова, И. Новикова, А. Орлов, Б. Титов, В. Ядов и другие ученые [12].

Одной из самых популярных концепций досуга является концепция американского исследователя М. Каплана, который предлагает классифицировать досуга на такие модели: [12]

- гуманистическая модель, в которой досуг рассматривается как цель, как созерцание и удовольствие;

- терапевтическая модель, трактует досуг как средство, инструмент достижения жизненных целей;

- количественную модель, в которой досуг отождествляется со свободным временем;

- институциональную модель, рассматривает разное отношение к досугу в зависимости от взглядов на религию, образование, политику, культуру;

- эпистемилогическую модель, которая связывает досуговую деятельность, ее содержание с эстетическими взглядами на жизнь;

- социологическую модель, характеризующая досуг как совокупность определенных элементов, противоположных работе и таких, которые определяют досуговая деятельность как добровольную и творческую.

Представляется, немаловажна чисто рекреационная концепция Дж. Шиверс, в которой она предлагает рассматривать рекреацию как: [12]

- досуг (во время которого происходят процессы восстановления и самовыражения);

- результат основной мотивации (побуждения к действиям, которые приводят к получению удовольствия);

- свободу выбора (добровольное участие в любой гедонистический деятельности);

- активную деятельность во время отдыха;

- добродетель (рекреационная поведение полезная и благотворная).

Российский социолог и рекреолог А. Орлов выделил четыре направления изучения рекреации: [9]

идеалистический (рекреация - это игра),

реалистичный (игра - для детей, рекреация - для взрослых),

прагматический (в основе которого психология рекреационной поведения),

экспериментальный (рекреация как регенерация энергии как конструктивная деятельность в процессе досуга).

В фундаментальной работе «Досуг в зарубежных странах» (2004) исследователь И. Петрова впервые в отечественной науке осуществила основательный анализ досуговой сферы зарубежных стран, в результате которого автор пришел к выводу, что в современном мире сложились три школы досуга: французская, американская и немецкая [7].

Не смотря на значительный объем научных работ по досуговой проблематики в зарубежной и отечественной литературе, тема анимации в туризме начинает интересовать ученых лишь в начале XXI в. Катализатором этого интереса стала рекреационная практика как важная составляющая туристической деятельности. Важно осуществить целенаправленный анализ результатов научных исследований с целью выделения в отдельный блок тех, что в совокупности могли бы составить теоретическую основу нового направления культурно-рекреационной деятельности [7].

Проблематика культурно-досуговой деятельности интересует

1. Ариарский М.А. Прикладная культорология / М.А. Ариарский - 2-е изд.. – CПб.: Эго, 2001. – 287с.

2. Асанова И.М. Организация культурно-досуговой деятельности: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / И.М. Асанова, С.О. Дерябина. — М: Издательский центр «Академия», 2011. — 192 с.

3. Байлик С.И. Вступление в анимацию гостеприимства: учеб.пособие / С. И. Байлик. – Х.: Прапор, 2006. – 160 с.

4. Биржаков М. Б. Введение в туризм. Изд. 6-е, перераб. и доп. СПб., 2004. – 180 с.

5. Бренд Нижегородской области: предпосылки и концепция формирования. Нижний Новгород, изд. НИСОЦ, 2012: – 108 с.

6. Власова Т. И. Анимационный менеджмент в туризме :учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т. И. Власова, А.П. Шарухин, Н.И. Панов. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — 320 с.

7. Гальперина Т.И. Режиссура курортно-досуговых программ в работе менеджера туристской анимации: Учеб.пособие /Т.И. Гальперина. – М.: Советский спорт, 2006. – 168 с.

8. Гаранин Н.И. Менеджмент туристской и гостиничной анимации: учеб.пособие. /Н. Гаранин, И. Булыгина. – М.: Советский спорт, 2003. – 128 с.

9. Драгтчевич-Шешич М. Культура / М. Драгтчевич-Шешич, Б. Стойкович. – Новосибирск, 2000. – С. 14.

10. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. – М.: Изд-во МГУК; ИПО «Профиздат», 2002. – 288 с.

11. Журавлева М.М. Анимация в рекреации и туристской деятельности: курс лекций. Иркутск: ООО «Мегапринт», 2011 г. - 135 с.

12. Искакова В.С. Проблема понятия туристско-рекреационного потенциала в аспекте современного образования // Современные наукоемкие технологии. – 2005. – № 1 – С. 54-55.

13. История Нижегородской области. Книга для чтения. Составитель С.А. Орлов, 4-е издание. – Арзамас: АГПИ, 2004.

14. Квартальнов В.А. Теоретические основы становления и развития системы непрерывного профессионального образования в сфере туристической деятельности. – М., 2000. – 382 с.

15. Курило Л.В. Теория и практика анимации:.1. Теоретические основы туристской анимации: Учебное пособие /Л.В. Курило; Российская международная академия туризма. – М.: Советский спорт, 2006. – 295 с.

16. Курортно-рекреационный комплекс в системе регионального развития: инновационные подходы: материалы II Междунар. науч.-практ. конф. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2014. 371 с.

17. Кусков, А. С. Основы туризма/А. С. Кусков, Ю. А. Джаладян. — М.: Кнорус, 2011.

18. Мифтахова, Л. Т. Туристско-рекреационные ресурсы Самарской области как ядро формируемого туристско-рекреационного кластера/Л.Т. Мифтахова//Вестник Самарского государственного экономического университета. — 2013. — № 11 (109). — С. 43–49.

19. Можаева, Н.Г. Туризм / Н.Г. Можаева, Е.В. Богинская. - М.: ГАРДАРИКИ, 2007. – 230 с.

20. Приезжева Е.М. Анимация в туристском обслуживании: рабочая тетрадь / Е.М. Приезжева; Российская международная академия туризма. 2-е изд., пересм. – Химки: РМАТ, 2010. – 124 с.

21. Пядушкина И.И. Анимация в социально-культурном сервисе и туризме :учеб.пособ. /И.И. Пядушкина. – Иркутск: Изд-во Иркут.гос. ун-та, 2011. – 192 с.

22. Рекреационная география Нижегородской области: учебное пособие / А.Е. Асташин, Н.И. Февралёва. – Н.Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2013. – 223 с.

23. Стеченко Д. Н. Стратегические аспекты регионального развития туризма // Туризм и региональное развитие: Материалы II Международной научно-практической конференции. Смоленск, 2002. - С. 165-166.

24. Стрельцов Ю.А. Культурология досуга: учеб.пособие / Ю.А. Стрельцов. – М.: МГУКИ, 2002. – 186 с.

25. Тарасов Л.В. Социокультурная анимация в XXI веке: концепция развития социально-поддерживающих гражданских инициатив в России: монография. – М.: Русаки, 2012. – 223 с.

26. Тарасов, Л. В. Социокультурная анимация: истоки, традиции, современность: монография / Л. В. Тарасов. – М.: Одухотворение, 2008. – 132 с.

27. Третьякова Т.Н. Анимационная деятельность в социально-культурном сервисе и туризме. — М.: Академия, 2008 — 191 с.

28. Фадина Н. В. Проблемы и перспективы развития туристско-рекреационного потенциала / Н.В. Фадина, О.А. Байкова // Молодой ученый. — 2014. — №10. — С. 269-271.

29. ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25. 06. 2002 г. №73-ФЗ.

30. Ярошенко Н.Н. Социально-культурная анимация. – М.: МГУКИ, 2000.

31. Арзамас-Сити. Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.arzamas-city.ru/. – Дата доступа: 13/05/2015.

32. Арзамасцы.РФ. Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.newarzamas.ru/. – Дата доступа: 13/05/2015.

33. Гостиничное дело. Электронный ресурс. – Режим доступа: http://dw6.ru/. – Дата доступа: 13/05/2015.

34. Нижегородский туристско-информационный центр. Электронный ресурс. – Режим доступа: http://nnwelcome.ru/. – Дата доступа: 13/05/2015.

35. Новости Нижнего Новгорода онлайн. Электронный ресурс. – Режим доступа: http://gorky.tv/. – Дата доступа: 13/05/2015.

36. Официальный сайт органов местного самоуправления Арзамасского муниципального района Нижегородской области. Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.arz.omsu-nnov.ru/. – Дата доступа: 13/05/2015.

37. Профилакторий «Морозовский». Электронный ресурс. – Режим доступа: http://morozovskiy.com/. – Дата доступа: 13/05/2015.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Туризм
2009 год 32 стр.
Курсовая Деятельность туристических предприятий
diplomstud
Курсовая работа Туризм
2013 год 49 стр.
Курсовая Анализ туристко-рекреационных ресурсов района
diplomstud
Курсовая работа Туризм
2016 год 65 стр.
Курсовая Студенческий Новосибирск
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское