Актуальность исследования. Настоящая курсовая работа освещает базовые теоретические вопросы туриско - рекреационного туризма и практические аспекты развития данного вида туризма в г. Арзамас и Арзамаском районе. Город Арзамас является одной из наиболее не привлекательных дестинаций в России. Туристский поток в район по различным оценкам составляет до 1,035 млн посещений в год.
По данному показателю Арзамаский район является одним из отстающих районов Нижегородской области. Город Арзамас как столица района и ее главный транспортный узел является «точкой входа» для значительной части входящего туристского потока и в рамках большинства туров используется в качестве транзитного пункта либо опорной базы для радиальных экскурсионных маршрутов.
Вместе с тем, город Арзамас обладает богатым культурным потенциалом, историческими традициями и другими туристическими привлекательными характеристиками, в связи с чем наибольшее развитие рекреационного туризма является главной составляющей для развития туристического потенциала этого района. Все это вместе взятое актуализирует выбранную тему курсовой работы.
Существенный вклад в исследование досуга осуществили М. Вебер, Т. Веблен, Э. Дюркгейм, Б. Рассел, Д. Рисман и другие зарубежные ученые. Теорию досуга анализировали социологи, педагоги, рекреологи, культурологи из разных стран мира.
Системный анализ концепций, моделей, подходов к досугу как предмета научных исследований сделали М. Каплан, Дж. Келли, С. Паркер, Дж. Шиверс; российские - Г. Евтеева, Н. Кострова, И. Новикова, А. Орлов, Б. Титов, В. Ядов и другие ученые.
Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение базовых теоретических понятий и начальной практической информации, необходимой для разработки стратегии развития туриско – рекреационного деятельности в Арзамаском районе в целом и городе Арзамас в частности.
В связи с поставленной целью в качестве основных были определенны следующие задачи:
1. Рассмотреть туриско - рекреационную деятельность, как объект научного исследования.
2. Изучить опыт туриско - рекреационного потенциала города Арзамас и Арзамасского района.
3. Оценить рекреационные ресурсы г. Арзамаса и Арзамасского района.
4. Разработать туриско – рекреационную программу «История рядом» (Арзамас – Пешелань – Ветошкино) и проанализировать эффективность туриско – рекреационной программы.
Теоретико-методологическая база исследования - основополагающие вопросы сферы туризма и устойчивого развития освещены в трудах А.Ю. Александровой, А.И. Балабанова, И.Т. Балабанова, В.Г. Гуляева, Г.П. Долженко, И.В. Зорина, Н.И. Кабушкина, Г.А. Карповой, В.А. Квартальнова, Г.А. Папиряна, Ю.В. Темного и других. Изучение теории и практики рекреационного туризма основано на работах А.В. Бабкина, Д. Гетца, С. Дамма, С. Лемера, А.А. Назимко, М. Сондера, У. Хальцбаура, А.В. Шумовича. Вопросы социально-экономической эффективности рекреационных мероприятий освещены в работах М. Бонна, А. Вайнинга, Д. Гринберга, Л. Двайера, М. Диири, Л. Джаго, Дж. Карлсена, Б. Ритчи, М. Рейболда, Б. Фолкнера, Е. Фредлайна, П.Шервуда и других.
Методы исследования:
– теоретические – анализ научной литературы и источников по проблеме исследования;
– эмпирические – контент-анализ документов.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем рассмотрен туриско - рекреационный туризм как объект научного исследования, определены особенности туриско - рекреационной деятельности в России и проанализирован опыт туриско - рекреационного потенциала города Арзамас и Арзамасского района.
Практическая значимость исследования заключается в том, что дана оценка рекреационных ресурсов г. Арзамаса и Арзамасского района, разработана туриско – рекреационная программа «История рядом» (Арзамас – Пешелань – Ветошкино) и проанализирована эффективность туриско – рекреационной программы.
Теоретической и методологической основой исследования являются методы системного анализа, статических сопоставлений, экономико-математического моделирования, экспертных оценок, анализа документов.
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, основной части, состоящей из 2 глав, выводов по главам, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы туриско- рекреационного потенциала в трудах современных авторов
1.1. Туриско - рекреационная деятельность, как объект научного исследования
Каждая новая область знаний, особенно если она имеет прикладной характер, требует разработки теоретического основания. Не исключением является и анимация в туризме. Рассмотрев анимационную деятельность не только как новую область знаний, но и как культурную практику, то ее теоретической основой будет выступать прикладная Культурология, предметом изучения которой является досуга как форма деятельности в свободное время. Досуговая деятельность выполняет важные для общества и личности социокультурные функции, главными из которых являются рекреационная и культуротворческая. Реализация этих функций на данный момент невозможна без применения современных методик и технологий организации культурно-досуговых практик. Она сочетает в себе активные формы и культурное наполнение деятельности человека в свободное время и выступает катализатором туриско-рекреационных процессов.
Несмотря на значительный задел мировой научной мысли, тема анимации, (т.е. активного, одухотворяющего, культурного досуга) в трудах зарубежных и отечественных ученых освещена недостаточно. Это объясняется тем, что в ХХ в. (кроме последних двух десятилетий) необходимость акцента на активных формах досуга остро не стояла. В конце ХХ - начале ХХI в. - социокультурная ситуация в мире кардинально изменилась. Вследствие быстрого развития научно-технического прогресса снизилась физическая активность во всех сферах жизни, что негативно отразилось на психофизическом и духовном состоянии человека. Гиподинамия, стрессы, ожирение - с одной стороны, привыкание к социокультурной и коммуникативной бездействия - с другой, стали признаками повседневной жизни людей цивилизованных стран. Социокультурная пассивность уже привела к снижению общего уровня культуры, низкого уровня самореализации индивида, неудовлетворенности большинства его духовных потребностей. [9]
Задача усиления анимационной составляющей, в первую очередь, досуговой деятельности, ускоряет рекреацию и культурное развитие человека.
Наглядным примером туриско-рекреационной эффективности организации досуга стала анимация в туризме. Используя туристический сегмент, аниматоры предложили своеобразную модель комплексного отдыха, сущность которого заключается в сочетании активных, культротворческих и коммуникативных форм специально организованной досуговой деятельности. Правда, на сегодня анимация только формируется как самостоятельная отрасль туризма. Этот процесс осложняется недостаточно разработкой ее теоретического основания, отсутствием новых методик и технологий внедрения анимации в практику туристической деятельности.
Особенно требует научного подхода туристическая сфера России. Несмотря на наличие широкого спектра природных и культурных ресурсов, удачное географическое расположение, духовность и гостеприимство народа, страна не стала объектом массового туристического интереса. Причина такого состояния - в отсутствии современной туристической инфраструктуры, недостаточном спектре высококачественных услуг и уровнем научно-методического обеспечения туризма. При ограниченном сочетании теории с практикой анимация может стать стимулятором интереса к России как туристической страны, важным фактором влияния на расширение культурно-рекреационных и экономических возможностей российского туризма [9].
Анимация в туризме базируется на теоретических основах культурно-досуговой деятельности.
Существенный вклад в исследование досуга осуществили М. Вебер, Т. Веблен, Э. Дюркгейм, Б. Рассел, Д. Рисман и другие зарубежные ученые. Теорию досуга анализировали социологи, педагоги, рекреологи, культурологи из разных стран мира [12].
Системный анализ концепций, моделей, подходов к досугу как предмета научных исследований сделали М. Каплан, Дж. Келли, С. Паркер, Дж. Шиверс; российские - Г. Евтеева, Н. Кострова, И. Новикова, А. Орлов, Б. Титов, В. Ядов и другие ученые [12].
Одной из самых популярных концепций досуга является концепция американского исследователя М. Каплана, который предлагает классифицировать досуга на такие модели: [12]
- гуманистическая модель, в которой досуг рассматривается как цель, как созерцание и удовольствие;
- терапевтическая модель, трактует досуг как средство, инструмент достижения жизненных целей;
- количественную модель, в которой досуг отождествляется со свободным временем;
- институциональную модель, рассматривает разное отношение к досугу в зависимости от взглядов на религию, образование, политику, культуру;
- эпистемилогическую модель, которая связывает досуговую деятельность, ее содержание с эстетическими взглядами на жизнь;
- социологическую модель, характеризующая досуг как совокупность определенных элементов, противоположных работе и таких, которые определяют досуговая деятельность как добровольную и творческую.
Представляется, немаловажна чисто рекреационная концепция Дж. Шиверс, в которой она предлагает рассматривать рекреацию как: [12]
- досуг (во время которого происходят процессы восстановления и самовыражения);
- результат основной мотивации (побуждения к действиям, которые приводят к получению удовольствия);
- свободу выбора (добровольное участие в любой гедонистический деятельности);
- активную деятельность во время отдыха;
- добродетель (рекреационная поведение полезная и благотворная).
Российский социолог и рекреолог А. Орлов выделил четыре направления изучения рекреации: [9]
идеалистический (рекреация - это игра),
реалистичный (игра - для детей, рекреация - для взрослых),
прагматический (в основе которого психология рекреационной поведения),
экспериментальный (рекреация как регенерация энергии как конструктивная деятельность в процессе досуга).
В фундаментальной работе «Досуг в зарубежных странах» (2004) исследователь И. Петрова впервые в отечественной науке осуществила основательный анализ досуговой сферы зарубежных стран, в результате которого автор пришел к выводу, что в современном мире сложились три школы досуга: французская, американская и немецкая [7].
Не смотря на значительный объем научных работ по досуговой проблематики в зарубежной и отечественной литературе, тема анимации в туризме начинает интересовать ученых лишь в начале XXI в. Катализатором этого интереса стала рекреационная практика как важная составляющая туристической деятельности. Важно осуществить целенаправленный анализ результатов научных исследований с целью выделения в отдельный блок тех, что в совокупности могли бы составить теоретическую основу нового направления культурно-рекреационной деятельности [7].
Проблематика культурно-досуговой деятельности интересует
1. Ариарский М.А. Прикладная культорология / М.А. Ариарский - 2-е изд.. – CПб.: Эго, 2001. – 287с.
2. Асанова И.М. Организация культурно-досуговой деятельности: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / И.М. Асанова, С.О. Дерябина. — М: Издательский центр «Академия», 2011. — 192 с.
3. Байлик С.И. Вступление в анимацию гостеприимства: учеб.пособие / С. И. Байлик. – Х.: Прапор, 2006. – 160 с.
4. Биржаков М. Б. Введение в туризм. Изд. 6-е, перераб. и доп. СПб., 2004. – 180 с.
5. Бренд Нижегородской области: предпосылки и концепция формирования. Нижний Новгород, изд. НИСОЦ, 2012: – 108 с.
6. Власова Т. И. Анимационный менеджмент в туризме :учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т. И. Власова, А.П. Шарухин, Н.И. Панов. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — 320 с.
7. Гальперина Т.И. Режиссура курортно-досуговых программ в работе менеджера туристской анимации: Учеб.пособие /Т.И. Гальперина. – М.: Советский спорт, 2006. – 168 с.
8. Гаранин Н.И. Менеджмент туристской и гостиничной анимации: учеб.пособие. /Н. Гаранин, И. Булыгина. – М.: Советский спорт, 2003. – 128 с.
9. Драгтчевич-Шешич М. Культура / М. Драгтчевич-Шешич, Б. Стойкович. – Новосибирск, 2000. – С. 14.
10. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. – М.: Изд-во МГУК; ИПО «Профиздат», 2002. – 288 с.
11. Журавлева М.М. Анимация в рекреации и туристской деятельности: курс лекций. Иркутск: ООО «Мегапринт», 2011 г. - 135 с.
12. Искакова В.С. Проблема понятия туристско-рекреационного потенциала в аспекте современного образования // Современные наукоемкие технологии. – 2005. – № 1 – С. 54-55.
13. История Нижегородской области. Книга для чтения. Составитель С.А. Орлов, 4-е издание. – Арзамас: АГПИ, 2004.
14. Квартальнов В.А. Теоретические основы становления и развития системы непрерывного профессионального образования в сфере туристической деятельности. – М., 2000. – 382 с.
15. Курило Л.В. Теория и практика анимации:.1. Теоретические основы туристской анимации: Учебное пособие /Л.В. Курило; Российская международная академия туризма. – М.: Советский спорт, 2006. – 295 с.
16. Курортно-рекреационный комплекс в системе регионального развития: инновационные подходы: материалы II Междунар. науч.-практ. конф. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2014. 371 с.
17. Кусков, А. С. Основы туризма/А. С. Кусков, Ю. А. Джаладян. — М.: Кнорус, 2011.
18. Мифтахова, Л. Т. Туристско-рекреационные ресурсы Самарской области как ядро формируемого туристско-рекреационного кластера/Л.Т. Мифтахова//Вестник Самарского государственного экономического университета. — 2013. — № 11 (109). — С. 43–49.
19. Можаева, Н.Г. Туризм / Н.Г. Можаева, Е.В. Богинская. - М.: ГАРДАРИКИ, 2007. – 230 с.
20. Приезжева Е.М. Анимация в туристском обслуживании: рабочая тетрадь / Е.М. Приезжева; Российская международная академия туризма. 2-е изд., пересм. – Химки: РМАТ, 2010. – 124 с.
21. Пядушкина И.И. Анимация в социально-культурном сервисе и туризме :учеб.пособ. /И.И. Пядушкина. – Иркутск: Изд-во Иркут.гос. ун-та, 2011. – 192 с.
22. Рекреационная география Нижегородской области: учебное пособие / А.Е. Асташин, Н.И. Февралёва. – Н.Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2013. – 223 с.
23. Стеченко Д. Н. Стратегические аспекты регионального развития туризма // Туризм и региональное развитие: Материалы II Международной научно-практической конференции. Смоленск, 2002. - С. 165-166.
24. Стрельцов Ю.А. Культурология досуга: учеб.пособие / Ю.А. Стрельцов. – М.: МГУКИ, 2002. – 186 с.
25. Тарасов Л.В. Социокультурная анимация в XXI веке: концепция развития социально-поддерживающих гражданских инициатив в России: монография. – М.: Русаки, 2012. – 223 с.
26. Тарасов, Л. В. Социокультурная анимация: истоки, традиции, современность: монография / Л. В. Тарасов. – М.: Одухотворение, 2008. – 132 с.
27. Третьякова Т.Н. Анимационная деятельность в социально-культурном сервисе и туризме. — М.: Академия, 2008 — 191 с.
28. Фадина Н. В. Проблемы и перспективы развития туристско-рекреационного потенциала / Н.В. Фадина, О.А. Байкова // Молодой ученый. — 2014. — №10. — С. 269-271.
29. ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25. 06. 2002 г. №73-ФЗ.
30. Ярошенко Н.Н. Социально-культурная анимация. – М.: МГУКИ, 2000.
31. Арзамас-Сити. Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.arzamas-city.ru/. – Дата доступа: 13/05/2015.
32. Арзамасцы.РФ. Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.newarzamas.ru/. – Дата доступа: 13/05/2015.
33. Гостиничное дело. Электронный ресурс. – Режим доступа: http://dw6.ru/. – Дата доступа: 13/05/2015.
34. Нижегородский туристско-информационный центр. Электронный ресурс. – Режим доступа: http://nnwelcome.ru/. – Дата доступа: 13/05/2015.
35. Новости Нижнего Новгорода онлайн. Электронный ресурс. – Режим доступа: http://gorky.tv/. – Дата доступа: 13/05/2015.
36. Официальный сайт органов местного самоуправления Арзамасского муниципального района Нижегородской области. Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.arz.omsu-nnov.ru/. – Дата доступа: 13/05/2015.
37. Профилакторий «Морозовский». Электронный ресурс. – Режим доступа: http://morozovskiy.com/. – Дата доступа: 13/05/2015.