Курсовая работа|Макроэкономика

Структурная политика государства

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2020 | Страниц: 29

Цена: 1 100
Купить работу

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты структурной политики государства

1.1 Понятие и роль структурной политики государства

1.2 Цели и задачи структурной политики

1.3 Методы реализации структурной политики

Глава 2. Исследование структурной политики России в современных условиях

2.1 Современное состояние Российской экономики

2.2 Особенности структурной политики России

2.3 Приоритетные направления структурной политики России

Заключение

Список использованных источников

Любая государственная политика в области экономики по своей сути отражает видение, понимание властными органами государства роли различных сфер жизнедеятельности человека, ее результатов, а также некоторых регулирующих экономических инструментов в достижении целей и решении основных задач развития общества в стратегическом и тактическом плане. Это видение закрепляется в нормативно-правовых актах и проявляется в практической деятельности государственных органов (прежде всего исполнительной власти) по регулированию социально-экономических процессов.

Государственная структурная политика является частью системной экономической политики. Следовательно, ее можно рассматривать в качестве подсистемы, которая тесно связана и активно взаимодействует с инвестиционной, научно-технической, инновационной, промышленной, аграрной, валютно-финансовой и региональной политиками государства. При этом в совокупности государственных политик структурная занимает особое место. Обо обусловлено всеобщностью устойчивых и упорядоченных связей между элементами (подсистемами) во всех экономических, хозяйственных, социальных, научно-технических и прочих системах. Словом, это особое место вытекает из самого наличия структуры.

Объектом исследования в данной курсовой работе является структурная политика российского государства.

Предметом исследования являются проблемы деятельности в Российской Федерации и структурное регулирование.

Целью курсовой работы является рассмотрение структурной политики государства, а также определение структурных изменений на экономический рост российской экономики. Чтобы добиться и приблизиться к поставленных целей в курсовой работе, необходимо решить следующие задачи:

1. Раскрыть сущность и значение структурной политики государства.

2. Рассмотреть цели и задачи структурной политики.

3. Изучить методы реализации структурной политики.

4. Рассмотреть современное состояние Российской экономики.

5. Проанализировать структурную политику в Российской Федерации.

Теоретическую основу исследования составляют труды отечественных ученых в области менеджмента, экономики и финансов. В качестве методов исследования использованы: системный подход, обобщение и логический анализ теоретических и прикладных разработок в области финансово – экономической деятельности предприятия; метод сравнения, табличный метод, экономико-математические методы и модели и др.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРУКТУРНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

1.1 Понятие и роль структурной политики государства

Структурная политика является не только важной относительно независимой подсистемой в системе экономической политики, но и получает свое развитие, конкретизируется в другой политике, составляя неотъемлемую часть содержания соответствующих законов и концепций.

Поэтому структурную политику можно охарактеризовать как неотъемлемую часть социально-экономической политики. Он выражает отношение государства к структуре и структурным преобразованиям как средствам решения стратегических и тактических задач в экономике и социальной сфере, определяет цели, задачи, направления, а также механизм деятельности органов государственной власти. Эти цели и задачи заключаются в установлении пропорциональных зависимостей и структурных отношений, наиболее близких к оптимальным, между различными подсистемами и элементами во всех областях, уровнях, стадиях и репродуктивных процессах.

Степень оптимальности пропорций и структурных экономических построений оценивается с позиции критерия наивысшей, дифференцированной экономической эффективности функционирования рыночной экономики.

Структурная политика государства - это обоснование целей и характера структурных преобразований в экономике страны, определение комплекса мероприятий по поддержке развития тех структурных элементов.

В отношении структурной политики можно обозначить цели, методы, инструменты. При этом отметим, что в странах с развитой экономикой государство комплексно подходит к проведению структурных мер. Отобразим их в виде таблицы 1:

Таблица 1 – Цели, методы и инструменты структурной политики

Структурная политика государства

Цели Методы Инструменты

1. Усиление адаптационности национальной экономики к требованиям времени Ускорение структурных перемен (для успеха в национальной и международной конкуренции) Субсидии на стартовом этапе формирования бизнеса. Помощь частному сектору в осуществлении научных исследований

2. Сглаживание издержек, связанных с негативными последствиями структурных сдвигов в экономике Замедление структурных изменений в отсталых регионах (для смягчения неизбежных потерь) Поддержка спроса на продукцию ряда отраслей

Воздействие на цены ряда отраслей (без такой поддержки фирмы данных отраслей могли бы быстро разориться)

Как видно из таблицы 1, цели структурной политики государства обладают противоречивой природой. С одной стороны, государство стремится ускорить развитие наиболее перспективных секторов экономики для обеспечения экономического роста и высокой конкурентоспособности. В то же время, стремясь сохранить оптимальную структуру всей совокупности регионов в стране, государство вынуждено иногда замедлять структурные сдвиги в отсталых регионах (отраслях), с тем, чтобы определенные производства не были «вымыты» конкуренцией (что неизбежно увеличивает численность безработных). Данное противоречие структурной политики решается путем выстраивания определенной иерархии в списке целевых задач.

Главной (генеральной) целью государственной структурной политики является формирование и поддержка современнмй, эффективной, экологически безопасной, рациональной структуры экономики, которая находит свою конкретизацию (детализацию) по следующим основным и, обобщенными направлениям (подцели) государственной структурной политики :

- установление оптимальных макроэкономических пропорций;

- развитие конкуренции и ограничения монополизма;

- формирование энергосберегающей, инновационной модели развития экономики;

- ликвидация диспропорций между отраслевыми комплексами;

- ликвидация диспропорций технического уровня производств различных отраслей;

- снижение энерго-и материалоемкости производства;

- повышение инновационной (научно-технического уровня и качества) и конкурентоспособности продукции;

- рациональное размещение производства и сбалансированное развитие регионов (создание эффективных региональных хозяйственных систем);

- усиление социальной ориентации экономики;

- создание развитого национального рынка;

- охрана окружающей среды и т.д.

Особая связь создается между структурной, инвестиционной и инновационной политикой. По сути, первое во многом определяется последними двумя, поскольку изменения в некоторых структурных отношениях и экономических пропорциях осуществляются главным образом посредством количественных и качественных изменений в основных компонентах каждого структурного элемента. И это невозможно без инвестиций и инноваций в современных условиях глобальной технологической революции, осуществляемой в мире.

Близость экономических пропорций и структурных связей к оптимальным условиям является относительной концепцией. Это во многом зависит от целей и задач развития каждой конкретной экономики, ее подсистем, от наличия сочетания ресурсных факторов. Поэтому даже в системах одного типа (например, в региональных экономиках) структуры, близкие к оптимальным, обычно не одинаковы.

Основой для разработки и реализации эффективной структурной политики являются научно обоснованные знания в области структурирования национальной экономики и ее компонентов, в соответствии с рядом критериев, в области факторного анализа развития экономических систем на всех уровнях. взаимосвязи различных политик. Очень важно иметь глубокое понимание мировых процессов изменения основных пропорциональных зависимостей, законов научно-технического прогресса, его основных тенденций и процессов циклической экономической динамики. Большое значение имеют знания об эффективности инвестиций и инноваций, а также, конечно же, сущности государственного регулирования развития смешанной экономики.

К числу наиболее важных в структурной макроэкономической динамике национальных экономик российские и зарубежные экономисты относят большой круг современных объективных тенденций.

Представляется, что независимо от мнений отечественных и иностранных коллег, стоило бы начать с констатации усиления социальной направленности экономической динамики, приоритетного обновления социальной сферы. Этому соответствует и возрастающая ориентация структурной трансформации экономики на социально-экономическую устойчивость и экономическую безопасность.

Немалые возможности открывают в этом отношении тенденции научно-технического прогресса и структурной перестройки экономики. Прежде всего, отметим в данной связи рост значимости предпроизводственной стадии общественного воспроизводства и соответственно интеллектуальной, инженерной, инвестиционной, структурной предпринимательской подготовки производства. С этим связано возрастание удельного веса и значимости наукоемких производств, поэтапный переход национальных экономик на инновационный тип развития. Отсюда, в свою очередь вытекает приоритетное технологическое обновление машиностроения и прежде всего инвестиционного – как ядра экономики и базы инновационных преобразований. Немаловажна в этой

1. Бойцова Е. Ю., Вощикова Н. К. Микроэкономика и макроэкономика. Актуальные проблемы. Учебник и практикум. — М.: Юрайт. 2019. - 250 с.

2. Бункина М. К. Национальная экономика. – М.: Палеотип, Логос, 2017. – 276 с.

3. Волгина Н.А., Кушлина В.И. Государственное регулирование экономики. – М.: Экономика, 2016. – 735 с.

4. Киселева, Е.А. Макроэкономика. экспресс-курс / Е.А. Киселева. - М.: КноРус, 2018. - 544 c.

5. Кульков, В.М. Макроэкономика: Учебник и практикум / В.М. Кульков, И.М. Теняков. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 375 c.

6. Макроэкономика /Под ред. Т. Бродской. - СПб.: Питер, 2018. - 368c.

7. Макроэкономика. Теория и российская практика / Под ред. Грязновой А. Г., Думной Н. Н. – М.: КНОРУС, 2020. – 187 с.

8. Розанова, Н.М. Макроэкономика. практикум: Учебное пособие для магистратуры / Н.М. Розанова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 496 c.

9. Ромер, Д. Высшая макроэкономика: Учебник / Д. Ромер. - М.: ИД ВШЭ, 2015. - 855 c.

10. Симкина, Л.Г. Макроэкономика: Учебное пособие / Л.Г. Симкина. - М.: КноРус, 2016. - 167 c.

11. Сухарев О. С., Логвинов С. А. Управление структурными изменениями экономики. М.: ИнфраМ, Курс, 2019.

12. Шумпетер И.А. Теория экономического развития. – М.: Прогресс, 2016. – 312 с.

Статьи

13. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СТРУКТУРНОЙ ПОЛИТИКИ [Электронный ресурс] / К.В. Криничанский, Лаврентьев // Региональная экономика: теория и практика .— 2019 .— №2 .— С. 183-198 .

14. Калита К.А., Бочкова Т.А. Современные тенденции, проблемы и перспективы развития экономики России // Молодой ученый. 2018. - С. 14-16.

15. Прудникова О.А. Структурная политика и ее инструментальное обеспечение // Российское предпринимательство. – 2019. – Том 10. – № 6. – С. 38-42.

16. Структурная политика в России: новые условия и возможная повестка [Текст] : тез. докл. на XIX Апр. междунар. науч. конф. По проблемам развития экономики и общества, Москва, 10–13 апр. 2018 г. / Ю. В. Симачев, Н. В. Акиндинова, А. А. Яковлев и др. ; науч. рук. Е. Г. Ясин ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2018. — 32 с.

17. Структурная политика в России: новые условия и возможная повестка (Доклад НИУ ВШЭ) // Вопросы экономики. – 2019. - (6). – С. 5-28.

Интернет-материалы

18. Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу (проект) – 2019. Министерство экономического развития РФ. URL: https://www. economy. gov. ru.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Макроэкономика
2013 год 32 стр.
Курсовая Денежно-кредитная политика государства
Telesammit
Курсовая работа Макроэкономика
2015 год 27 стр.
Курсовая Макроэкономическая политика
diplomstud
Курсовая работа Макроэкономика
2015 год 34 стр.
Курсовая Макроэкономическая политика в целом: основные модели
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское