Важнейшей функцией современной экономики является ее превращение в конкурентоспособную экономику и выход на мировой рынок. Налоговая система является активным рычагом государственного регулирования социально-экономического развития инвестиционных стратегий, внешнеэкономической деятельности, структурных изменений в производстве, ускоренного развития приоритетных отраслей.
Исходя из необходимости максимально полного удовлетворения финансовых ресурсов государства, государство устанавливает систему налогов.
Все граждане должны участвовать в формировании государственных финансов пропорционально доходу и возможностям, которые они получают. Налоги должны платить все граждане, проживающие на территории Российской Федерации.
Многие налоги создают предпосылки для гибкой налоговой политики со стороны государства, в большей степени, учитывающей платежеспособность налогоплательщиков, уравновешивающей налоговое бремя и влияющей на потребление и накопление.
Налоговая система представляет собой систему налогов и сборов, взимаемых с физических и юридических лиц.
Цель курсовой работы изучить систему налогообложения в России.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть понятие, сущность и функции налогов;
- изучить необходимость налогов для государева;
- раскрыть классификацию налогов и их элементы;
- охарактеризовать основные виды налогов;
- ознакомится со значением налогов для бюджета и их ролью в доходах бюджета;
- проанализировать поступления налоговых платежей в федеральный бюджет РФ за последние пять лет;
- раскрыть понятие налоговой системы и ее характеристику;
- изучить принципы построения налоговой системы и налогообложения;
- рассмотреть шкалу налогообложения;
- определить органы налогового управления и их функции;
- ознакомится с налоговым законодательством РФ;
- раскрыть принципы осуществления налогового контроля.
Объект исследования – налоговая система.
Предмет исследования – сущность и основные элементы налоговой системы.
Теоретической и методологической основой работы послужили научные труды российских и зарубежных специалистов налогообложению, действующие законодательно-правовые и нормативные акты, регулирующие налогообложение.
Теоретическая значимость данной работы заключается в систематизации имеющихся научных разработок по проблемам налогообложения.
В процессе исследования использовались общенаучные и специальные методы: анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнения, моделирование факторных систем, дисперсионный и регрессионный анализ, логический, системный и комплексный подходы к оценке экономических явлений.
1. Сущность и функции налогов. Необходимость налогов для государства. Понятие налогов. Источник налогов. Классификация налогов, их элементы. Краткая характеристика основных видов налогов
Налог - это обязательный индивидуальный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения их денег на основе владения, экономического управления или оперативного управления фондами в целях финансовой поддержки деятельности государства и (или) муниципалитетов [5, c. 12].
Налог считается фиксированным, и налогоплательщик обязан его уплатить, если все элементы налога определены законом:
1) субъектом налогообложения является налогоплательщик - или который по закону обязан уплачивать налоги:
- юридические лица;
- физические лица;
- физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями.
2) объект налогообложения - предмет, подлежащий налогообложению:
- прибыль;
- стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);
- совокупный доход физических лиц;
- транспортные лица;
- имущество, находящееся в собственности физических и юридических лиц и др.
3) налоговая база стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения;
4) налоговая ставка – величина налоговых начислений на единицу налоговой базы;
5) налоговый период – календарный год или иной период, по окончанию которого определяется налоговая база и исчисляется подлежащая уплате сумма налога;
6) льготы по налогу признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков определенные законодательством преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками;
7) порядок исчисления налога;
8) порядок и сроки уплаты налога подразумевается конкретная дата, в течение которой налогоплательщик обязан фактически внести налог в бюджет соответствующего уровня.
Экономическая сущность налога проявляется через его функции [10, c. 106]. Каждая из функций, выполняемых налогом, раскрывает внутреннюю собственность, признаки и характеристики налога, а также показывает, как цель государственного налога реализуется в рамках единого процесса воспроизводства, инструмента распределения и перераспределения доходов.
Фискальная функция является основной функцией налога. Это присуще любому налогу, любой налоговой системе любого государства. Понятно, что это потому, что основной задачей сбора налогов является формирование государственного денежного фонда, участие в доходах организаций и граждан с целью создания материальных условий для существования государства и выполнения его собственных функций: защита страны, защита верховенство закона, решение социальных и экологических проблем и др.
Стимулирующая функция реализуется через систему налоговых ставок и льгот, финансовых санкций.
Регулирующая функция обладает характеристиками стимулирующей функции. Изменяя налоговые ставки на прибыль, государство может создавать или уменьшать дополнительные инвестиционные стимулы, а манипулируя уровнями косвенного налога, это может влиять на уровни цен и, следовательно, уровни потребления.
Суть функции распределения заключается в том, что с помощью налогов внутри бюджета и внебюджетных фондов государство перераспределяет финансовые ресурсы из производственного сектора в социальный, финансирует крупные межсекторальные и социальные программы общегосударственного значения, поэтому эту функцию иногда называют социальной.
Механизм контрольной функции проявляется, с одной стороны, в проверке эффективности управления, а с другой - в мониторинге эффективности экономической политики государства.
В связи с введением единого налога на вмененный доход (ЕНВД) у налога появилась новая, дисциплинарная функция.
Налоги - это обязательные сборы, взимаемые государством с коммерческих субъектов и граждан по ставке, установленной законом [13, c. 49]. Налоги являются необходимым звеном в экономических отношениях общества с момента возникновения государства. Развитие и смена форм правления всегда сопровождались трансформацией налоговой системы. Государство, исходя из объективных потребностей, формирует соответствующую налоговую систему, совершенствует свою структуру и механизм работы в финансовой системе страны.
Как социальная система, каждое государство неизбежно использовало объективный механизм для регулирования своей жизни посредством прямого воздействия на конкретный управляемый объект (прямые связи) на каждом историческом этапе с учетом возможных последствий (обратной связи), которые могут вызывать эти прямые эффекты. Можно предположить, что управление изначально осуществлялось спонтанно с использованием метода «проб и ошибок», но тот факт, что государства существовали, показывает, что такое управление было неизбежным, то есть для реализации конкретной политики на каждом этапе развития государства сосредоточились на накопленных средствах для покрытия расходов на реализацию своих приоритетных задач.
Необходимость взимать налоги (изначально нерегулярно в натуральной форме) возникла и развивалась параллельно с появлением и образованием государств. Со временем по мере укрепления государств и расширения требований светских властей (содержание армии и т. д.) в его пользу устанавливаются обязательные и регулярные сборы с населения.
Таким образом, можно сказать, что сбор определенной доли доходов населения с целью ее перераспределения и последующего использования является старейшим инструментом, с которым существовало государство (и без которого оно не могло бы существовать как что саморегулируемая социальная система), независимо от периода (времени) и мест (территорий), и что государство на ранних этапах использовало обычное право или на более поздних этапах прецедентное право или кодифицированное право ( как средство воздействия на контролируемую среду).
Источником налога на прибыль является доход организаций, предприятий, банков и страховых компаний [7].
У земельного налога — доход, полученный от продажи земельного участка или его использования.
У подоходного налога — заработная плата, дивиденды по акциям и прочее. Платят его физические лица.
Источником транспортного налога будут деньги, полученные в результате продажи транспортного средства, либо доход от его использования.
Источником налога на имущество организаций является движимое и недвижимое имущество, которое числится на балансе предприятия и подлежит налогообложению.
У налога на имущество физических лиц источником является имущество, которое находится в собственности.
Это может быть квартира, дом, гараж или какое-то другое строение, которое приносит доход. Также источником могут быть средства, полученные в результате продажи этого имущества.
Налоги как источник дохода для государства очень важны, с их помощью развивается экономическая и социальная сфера страны.
Благодаря налогам государство имеет возможность поддерживать госдепартаменты, осуществлять социальные выплаты, повышать уровень жизни граждан и регулировать уровень цен в стране. Эти средства также предлагают бесплатное образование и медицину.
В настоящее время виды налогов и сборов, взимаемых на территории Российской Федерации, сильно различаются. Налоги могут быть классифицированы по различным критериям.
Все налоги, применяемые в Российской Федерации, подразделяются на три вида в зависимости от уровня установления [12]:
- федеральные;
- региональные;
- местные.
Таблица 1
Классификация налогов в РФ в зависимости от уровня установления
Уровень установления Налоги
Федеральные Налог на добавленную стоимость
Акцизы
Налог на доходы физических лиц
Налог на прибыль организаций
Налог на добычу полезных ископаемых
Водный налог
Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов
Государственная пошлина
Региональные Налог на имущество организаций
Транспортный налог
Налог на игорный бизнес
Местные Земельный налог
Налог на имущество физических лиц
Федеральные налоги устанавливаются, отменяются и изменяются Налоговым кодексом Российской Федерации и являются обязательными для исполнения на всей территории Российской Федерации.
Региональные налоги устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации, Правительство субъектов Федерации уполномочено вводить или отменять региональные налоги на своей территории и изменять определенные меры контроля в соответствии с применимыми федеральными законами.
Местные налоги регулируются федеральными законодательными актами, в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации органы местного самоуправления имеют право вводить или отменять местные налоги и сборы на местах.
При введении в действие на территории соответствующего субъекта РФ налога на
1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с изм. от 21.07.2014 №11-ФКЗ) // Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс»
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая [Электронный ресурс]: Федеральный закон РФ от 18.12.2006 № 230-ФЗ (с изм. от 05.12.2017 №381-ФЗ) // Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс»
3. Налоговый кодекс РФ. Часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (с изм. от 23.04.2018 №88-ФЗ) [Электрон. ресурс]. // Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс»
4. Александров И.М. Налоги и налогообложение / И.М. Александров. - М.: Дашков и К, 2017. - 317 c.
5. Базилевич, О. И. Налоги и налогообложение / О.И. Базилевич, А.З. Дадашев. - М.: Вузовский учебник, Инфра-М, 2019. - 288 c.
6. Болатаева, А.А. Налоговая система РФ: актуальные проблемы и пути совершенствования современной налоговой системы // Научные Известия. 2019. № 6. С. 41-45.
7. Брякина, А.В. Система налогов и сборов как неотъемлемая часть налоговой системы // Вестник Воронежского института экономики и социального управления. 2017. № 3. С. 57-61.
8. Волков А.С. Упрощенная система налогообложения: Выбор упрощенки, порядок и особенности применения, формы документов / А.С. Волков. - М.: РИОР, 2017. – 847 с.
9. Дадашев А.З. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебное пособие / А.З. Дадашев, Д.А. Мешкова, Ю.А. Топчи. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 175 c.
10. Жидкова Е.Ю. Налоги и налогообложение / Е.Ю. Жидкова. - М.: Эксмо, 2015. - 480 c.
11. Зотиков, Н.З. Налоговая система России: проблемы и перспективы // Интернет-журнал Науковедение. 2017. Т. 9. № 3. С. 76.
12. Имыкшенова, Е.А. Налоги и сборы: некоторые вопросы классификации / Е.А. Имыкшенова // Налоговед. 2019. № 9. С. 2-5.
13. Косарева, Т. Е. Налогообложение организаций и физических лиц / Т.Е. Косарева, Л.А. Юринова, Л.Г. Баранова. - М.: Бизнес-пресса, 2018. - 240 c.
14. Крохина, Ю. А. Налоговое право: учебник для бакалавров / Ю. А. Крохина. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2018. — 495 с.
15. Лыкова, Л. Н. Налоги и налогообложение: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Л. Н. Лыкова. — М.: Юрайт, 2019. — 353 с.
16. Мешкова Д.А. Налогообложение организаций в Российской Федерации: Учебник для бакалавров / Д.А. Мешкова, Ю.А. Топчи. - М.: Дашков и К, 2016. - 160 c.
17. Морозов, А. А. Налоговая система и законодательное регулирование налогового обложения / А.А. Морозов. - М.: Знание, 2018. - 104 c.
18. Мухина, Е.Р. Теоретические аспекты налогообложения: история, понятия, функции, принципы //Apriori. Гуманитарные науки. — 2020. -№ 5.
19. Налоги и налогообложение: учебник и практикум для СПО / Г. Б. Поляк [и др.]; под ред. Г. Б. Поляка, Е. Е. Смирновой. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2018. – 395 с.
20. Налоги и налогообложение: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Л. И. Гончаренко [и др.]; ответственный редактор Л. И. Гончаренко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 524 с.
21. Налоги и налогообложение. Практикум: учебное пособие для среднего профессионального образования / Д. Г. Черник [и др.]; под редакцией Д. Г. Черника, Ю. Д. Шмелева. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2020. — 438 с.
22. Налоги и налогообложение: Учебное пособие / Под ред. А.Е. Суглобова, Н.М. Бобошко. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 543 c.
23. Оканова, Т. Н. Региональные и местные налоги / Т.Н. Оканова, М.Е. Косов. - М.: Юнити-Дана, 2016. - 160 c.
24. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика в 2 т. том 1: Учебник и практикум для академического бакалавриата / В.Г. Пансков. - Люберцы: Юрайт, 2019. - 319 c.
25. Сидорова, А.В., Черевиченко, Т.С. Становление и развитие понятия «Налог» // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2017. Т. 2. № 1. С. 5-11.