ВВЕДЕНИЕ
1. Механизм функционирования закупочной логистики и логистики складирования
1.1. Сущность и задачи закупочной логистики
1.2. Организация складирования товаров
1.3. Место складов в логистических каналах
1.4. Запасы в логистике
1.5. Системы регулирования запасов
2. Анализ деятельности предприятия 2.1. Общая характеристика предприятия
2.2. Общий экономический анализ хозяйственной деятельности
2.3. Характеристика конкурентов
2.4. Политика предприятия
3. Управление товарными запасами
3.1. Организация процесса товародвижения
3.2. Определение страхового запаса товаров в ООО «ФЛЕШ ТУРБОС»
3.3. Принципиальные системы регулирования товарных запасов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Для успешной работы торговых предприятий в условиях сложившейся нестабильной экономической ситуации в нашей стране необходимо, прежде всего, грамотное ведение оперативного торгового учета, позволяющее быстро ориентироваться в сложных рыночных ситуациях и принимать обоснованные управленческие решения, снижающие коммерческий риск. Естественно, что принятие подобных решений невозможно без достоверных сведений о состоянии и движении товарных запасов. Важно, чтобы в магазине всегда поддерживался определенный ассортимент, и чтобы покупатель приходил в магазин и всегда находил нужный товар. Если товар заканчивается, надо, чтобы его вовремя подвозили.
Контроль за товаропотоками, трудоемок, но игнорирование этой стороны торговой деятельности зачастую может обернуться значительными убытками для предприятия. Безусловно, в поле зрения руководителя предприятия всегда должны находиться и финансовые потоки - операции по кассе и банку, расчеты товаров, с подотчетными лицами и проч.
Происшедшие социально-экономические преобразования явились причиной резкого возрастания неопределенности внешней для торговли среды. Сегодня нет гарантированных поставок, нет финансовой и правовой стабильности, сложнее прогнозировать платежеспособный спрос. Перспективой логистического совершенствования торговых систем является их интеграция с системами, обеспечивающими движение продукции с целью оптимизации всей логистической цепочки от первичного поставщика сырья до конечного потребителя. [18, с.123]
Цель рационализации торговли - создание высокоэффективных товаропроводящих систем, способных обеспечить наличие нужного товара, в нужном месте, в нужное время, в нужном количестве, с минимальными затратами и по приемлемой цене. Эти системы должны иметь высокую способность адаптироваться к изменениям окружающей среды.
Соответствующие изменения в логистической стратегии воздействуют на финансовые результаты деятельности фирм и вносят свою лепту в обеспечение их долгосрочной жизнеспособности.
Целью дипломной работы является создание системы управления закупками на конкретном торговом предприятии.
Актуальность проблемы заключается в том, что каждую систему управления торгового запаса необходимо привязывать к конкретной категории потребителей и реализуемого товара.
В связи с этим ставятся следующие задачи:
• Раскрыть механизм функционирования закупочной логистики и логистики складирования;
• Отобразить коммерческую деятельность предприятия;
• Рассмотреть систему управления товарными запасами на предприятии.
1. Механизм функционирования закупочной логистики и логистики складирования
1.1. Сущность и задачи закупочной логистики
Закупочная логистика - это управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами.
Значимым элементом микрологической системы является подсистема закупок, организующая вход материального потока в логистическую систему. Любое предприятие, как производственное, так и торговое, в котором обрабатываются материальные потоки, имеет в своем составе службу, осуществляющую закупку, доставку и временное хранение предметов труда (служба снабжения): сырья, полуфабрикатов, изделий народного потребления. Деятельность этой службы может быть рассмотрена на трех уровнях, так как служба снабжения одновременно является:
- элементом, обеспечивающим связи и реализацию целей макрологической системы, в которую входит предприятие;
- элементом микрологической системы, то есть одним из подразделений предприятия, обеспечивающим реализацию целей этого предприятия;
- самостоятельной системой, имеющей элементы, структуру и самостоятельные цели.
Рассмотрим цели функционирования службы снабжения на каждом из выделенных уровней:
1) как элемент макрологистической системы служба снабжения устанавливает хозяйственные связи с поставщиками, согласовывая технико-технологические, экономические и методологические вопросы, связанные с поставкой товаров. Служба снабжения, работая на собственное предприятие, в то же время должна преследовать цель повышения эффективности функционирования всей макрологистической системы.
2) служба снабжения должна органически вписываться в макрологистическую систему, обеспечивающую прохождение материального потока в цепи снабжение-производство-сбыт. Обеспечение высокой степени согласованности действий по управлению материальными потоками между службой снабжения и службами производства и сбыта является задачей логистической организации предприятия в целом.
3) эффективность функционирования службы снабжения, возможность реализации перечисленных целей, как на уровне предприятия, так и на уровне макрологистики в существенной степени зависит от системной организации самой службы снабжения. [6, с.23]
Основной целью закупочной логистики является удовлетворение потребностей производства в материалах с максимально возможной экономической эффективностью. И ее достижение зависит от ряда задач: 1) выдерживание обоснованных сроков закупки сырья и комплектующих изделий (материалы, закупленные ранее намеченного срока, ложатся дополнительной нагрузкой на оборотные фонды предприятий, а опоздание в закупках может сорвать производственную программу или привести к ее изменению). 2) обеспечение точного соответствия между количеством поставок и потребностями в них (избыток или недостаточное количество поставляемых товарно-материальных ресурсов также негативно влияет на баланс оборотных фондов и устойчивость выпуска продукции и, кроме того, может вызвать дополнительные расходы).
3) соблюдение требований производства по качеству сырья и комплектующих изделий.
1.2. Организация складирования товаров
Складирование и обработка товаров являются важными составляющими логистической деятельности, затраты на их осуществление могут поглощать от 12 % до 40 % затрат фирмы на логистику. Работа фирмы в реальном масштабе времени и при разумных издержках требует создания хранилищ для сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, так как, даже зная требования покупателя и имея все необходимое для выполнения его заказа, невозможно осуществить мгновенную поставку. Чаще, однако, потребность в изделиях может быть определена лишь с некоторой степенью точности, поэтому предприятия используют запасы, чтобы улучшить управление спросом и предложением, а также сократить общие затраты. Кроме того, складируя некоторые запасы, они могут снизить издержки производства, организуя равномерный выпуск продукции в объемах, обеспечивающих рациональную загрузку мощностей, и транспортировку за счет перевозки грузов в больших объемах.
Многие фирмы в настоящее время стремятся избежать или сократить потребности в складировании, применяя концепцию "just-in-time" (точно-во-время). Ее идея состоит в том, чтобы гармонизировать спрос и предложение по времени и количеству так, чтобы продукция и материалы подвозились точно в то время, когда в них нуждаются. Эта концепция наиболее эффективна для предприятий, где потребность в поставках является производной от спроса на конечные продукты. Вместе с тем, скидки на приобретаемое и перевозимое количества приводят к некоторой неопределенности в уровне потребностей для выполнения плана с учетом времени поставки, что оставляет необходимость создания запасов и складов для их хранения. [5, с.56]
Поэтому среди важнейших причин использования складов следует указать: 1) снижение затрат на изготовление и транспортировку: - уменьшение риска остановки производства из-за отсутствия материальных ресурсов; - рациональное использование оборудования;
- перевозка большими объемами и т. п.
2) координация спроса и предложения, особенно при их сезонных колебаниях, что позволяет действовать по принципу: продажа по требованию при равномерном производстве.
3) удовлетворение нужд производства, так как складирование может быть частью этого процесса (например, изготовление вин, ликеров, сыров и т. п. требует определенного периода выдержки).
4) создание условий для эффективного маркетинга за счет сокращения времени доставки товаров.
1.3. Место складов в логистических каналах
Склады, обеспечивающие накопление и сохранность материальных ценностей, а также снижение полных затрат, являются весьма важной составляющей всех без исключения логистических каналов. К тому же, образуя запасы материалов, комплектующих, полуфабрикатов и готовых изделий, объединяя различные изделия для отправки большими партиями на дальние расстояния, склады активно влияют на стоимостные показатели продукции. Выбирая склады различного назначения, их месторасположение и количество, мы создаем предпосылки для роста или сокращения логистических издержек.
Выбор местонахождения и определение потребности в складах
Когда установлена необходимость в размещении запасов, приступают к определению местоположения склада. Обычно эта задача решается на двух уровнях. Во-первых, находят наиболее рациональное место для нового склада, рассматривая его по отношению ко всем остальным элементам логистической системы фирмы. Это предполагает сложную проблему вычислительного характера, направленную на оценку полных издержек (как сумму затрат на транспортировку, складирование, хранение запасов, расходов на оформление заказов и т. п.) в многочисленных возможных сочетаниях для перспективных регионов. Поэтому чаще всего поиск точного ответа на вопрос, где лучше всего разместить склад, исходя из концепции общих затрат, практически вряд ли возможен.
Во-вторых, когда определена общая географическая область (или город) для склада, его местоположение уточняют, рассматривая, как будут изменяться средние издержки при оценке отдельных точек избранного региона. В целом, выбор местонахождения склада требует сочетания многих качеств, включая здравый смысл и интуицию, которые, однако, должны опираться на анализ следующих факторов размещения:
- общее отношение администрации региона к организации складов и размер налогов на этот вид деятельности;
- местные строительные нормы и уровень затрат на строительно-монтажные работы; - возможность и доступность транспортного обслуживания;
- наличие местных трудовых ресурсов, тарифы, климат и производительность; - риски местоположения (пожары, наводнения, кражи);
- рекламное значение (ценность) места;
- транспортные заторы вокруг склада и т. п.
Если в нужном месте достигнута договоренность о получении складских помещений в аренду на длительный срок или решен вопрос об их краткосрочном использовании (и это снимет проблему поддержания запасов), строительство собственного хранилища может быть отложено. Следующим решением после установления местоположения должна стать оценка необходимых размеров складского помещения, которая производится, если запасы будут размещены в собственных или арендуемых на длительный срок хранилищах. Тогда требуемый объем склада должен соответствовать сезонному пику уровню запасов. Если же использование собственного склада сочетается с дополнительной арендой помещений для размещения запасов, такая комбинация позволяет снять пик сезонной потребности, улучшает использование емкостей хранилищ, уменьшает необходимые размеры складов фирмы и, в целом, приводит к сокращению издержек на поддержание запасов. [8, с.35]
Альтернативы складирования
Для ответа на вопрос, как должны использоваться склады, чтобы соответствовать целям логистики, необходимо рассмотреть выполняемые ими функции.
Склады предоставляют пользователям четыре главных вида услуг, которые оказывают влияние на проектирование помещений для размещения запасов. Эти услуги различают как:
- хранение, являющееся наиболее очевидной функцией складов, обеспечивающее защиту товаров и сопровождающие этот процесс услуги, такие как оборот запасов, восстановление, проверку качества и т. п. Обычно планировка склада зависит от продолжительности хранения (много и одноярусное размещение, ширина проездов и т. д.); - консолидация (объединение) активно применяется при организации каналов снабжения в случаях, когда возможна существенная скидка в транспортных тарифах для укрупненных поставок грузов. В этом случае фирма может сэкономить часть затрат на перевозку, если на склад переместят товары от многих производителей, оформят и выполнят поставку потребителю; - разукрупнение транспортных партий грузов является одной из наиболее часто выполняемых складами услуг, так как это позволяет перейти на поставки меньших партий по требованию покупателей. Эта функция противоположна объединению и обеспечивает реализацию важного логистического принципа "перевозить как можно дальше в как можно больших объемах", связанного с тем, что большие грузы перемещаются по сниженным единичным тарифам. Чтобы сделать мелкие поставки более дешевыми, необходимо региональные склады
1. Аутсорсинг: создание высокоэффективных и конкурентоспособных организаций: Учеб. пособие / Под ред. проф. Б.А. Аникина. - М.: ИНФРА-М, 2003.
2. Волгин В. В. Склад: организация, управление, логистика. - 2003.
3. Дыбская В.В. Логистика для практиков. Эффективные решения в складировании и грузопереработке. М.2002.
4. Логистика. / Под. Ред. .А. Аникина М., 2004
5. Логистика. А.Д. Чудаев М., 2004.
6. Манжосов Г.П.Современный склад. Организация и технология. –М.:ФиС, 2003.
7. Основы логистики /Под. Ред Л.Б. Миротина и В.И Сергеева. М.: ИНФРА –М, 2003.
8. Савин В.И.Перевозки грузов автомобильным транспортом. Справочное попособие, 2-е издание, переработанное и дополненное. 2004.
9. Браун С.Дж., Крицмен М.П. Количественные методы финансового анализа. - М.: ИНФРА-М, 2004.
10. Ефимова О.В. Финансовый анализ. - М.: Бухгалтерский учет. 2004.
11. Ковалев А.И., Привалов В.П. Анализ финансового состояния предприятия, - М.: Центр экономики и маркетинга. 2004.
12. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности, - М.: Финансы и статистика, 2004.
13. Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
14. Пиндайк Р. Рубинфельд Д. Микроэкономика: Сокр. пер. С англ./Научн. ред. В.Т. Борисович, В.М. Полтерович, В.И. Данилов М,: "Экономика", "Дело", 2002.
15. Родионова В.М., Федотова М.А. Финансовая устойчивость предприятия в условиях инфляции. - М.: Перспектива, 2004.
16. Сергеев А.А. Экономические основы бизнес-планирования. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
17. Стоянова Е. Финансовый менеджмент. - М.: Перспектива, 2004.
18. Холт Р. Планирование инвестиций. - М.: Дело, 2004.
19. Леншин И.А., Смоляков Ю.И. Логистика: Учебное пособие. В 2-х частях. - М.: Машиностроение, 2004.
20. Логистика: основные положения и понятия. Миротин Л.Б., Ташбаев Ы.Э. (приложение к журналу «Логинфо» №2, 2003.)
21. Логистика: Учебное пособие/ под ред. Б.А. Аникина. - М: ИНФРА-М, 2004.
22. Манжосов Г.П.Современный склад. Организация и технология. –М.:ФиС, 2003.
23. Миротин Л.Б., Ташбаев И.Э. Логистика для предпринимателя: основные понятия, положения и процедуры: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2003.
24. Мясникова Л.А. Информационная логистика. //РИСК- 2003.
25. Неруш Ю.М. Коммерческая логистика: Учебник для вузов. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2002.
26. Неруш Ю.М. Логистика: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
27. Основы логистики /Под. Ред Л.Б. Миротина и В.И Сергеева. М.: ИНФРА –М, 2003.
28. Плоткин Б.К. Основы логистики: Учеб. пособие,-Л: Изд-во ЛФЭИ, 2004.
29. Практикум по логистике: Учеб. пособие / Под ред. Б.А. Аникина. М.: ИНФРА-М, 2004
30. Рейфе М.Е. Организация развития логистической деятельности на оптовом рынке - СПб., 1996.
31. Родников А.Н. Логистика: Терминологический словарь. - М.: Экономика, 2000.
32. Рынок и логистика / Под ред. М.П.Гордона. – М.: Экономика, 2003.
33. Савин В.И.Перевозки грузов автомобильным транспортом. Справочное попособие, 2-е издание, переработанное и дополненное. 2004.
34. Смехов А.А. Логистика. - М: Знание, 1990.
35. Титюхин Н.Ф. Взаимодействие участников логистической цепи. Место транспортно-экспедиторской компании в логистической цепи.-М. 2002.
36. Журнал "Логинфо" №4, 2002.
37. Журнал "Современный склад" №3 2004.