Курсовая работа|Гражданское право

Курсовая Виды юридических лиц в РФ

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2017 | Страниц: 53

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

1.1. Понятие и сущность юридического лица

1.2. Правоспособность юридического лица

ГЛАВА 2 КЛАССИФИКАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКИЙ ЛИЦ

2.1. Деление юридических лиц по видам прав учредителей (участников)

2.2. Деление юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации

2.3. Деление юридических лиц на корпоративные и унитарные

2.4. Деление юридических лиц по организационно-правовым формам

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

В 1994 году был принят новый Гражданский кодекс Российской Федерации и создана новая основа для правового регулирования юридических лиц в Российской Федерации. Эта основа за последующие годы была дополнена несколькими десятками федеральных законов. Применительно к сложившемуся регулированию вполне справедлива оценка, данная в Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации о том, что "в России в основном сложилось экономически, социально и логически обоснованное и в целом оправдавшее себя современное гражданское законодательство".

Тем не менее на многие из проблем оптимальные ответы найдены не были. Со временем, в силу принятия многочисленных специальных законов, причем иногда даже не предусмотренных Кодексом, усилилась фрагментарность, противоречивость правовых положений. Существенной проблемой стало "размывание" общего контура законодательства о юридических лицах за счет принятия специальных законов, которые устанавливали значительные изъятия из общего регулирования. Как было отмечено в Концепции развития гражданского законодательства в Российской Федерации, "гражданско-правовое регулирование статуса юридических лиц характеризуется множественностью действующих законодательных актов, не во всем соответствующих как друг другу, так и Гражданскому кодексу. Отдельные законы отличаются низким юридико-техническим уровнем и неэффективны в своем практическом применении...". В отношении некоторых частей этого законодательства высказывались весьма жесткие оценки.

Ситуация осложнялась еще и постоянным изменением принятых законов, не имевшим какой-либо общей стратегии и концепции.

С 1 сентября 2014 г. вступил в силу новый блок поправок в Гражданский кодекс Российской Федерации, посвященный изменению правового регулирования в отношении юридических лиц. Поправки были внесены Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу четвертую первой части Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон).

Объектом настоящего исследования является изучение правоотношений, возникающих в результате реализации своей правоспособности юридических лиц

Предметом настоящего исследования являются нормы российского гражданского законодательства, регулирующие особенности реализации своей правоспособности юридическими лицами

Целью настоящего исследования является изучение видов юридических лиц

Для достижения заявленной цели необходимо решить следующие задачи:

-рассмотреть понятие и сущность юридического лица;

-изучить правоспособность юридического лица;

-провести деление юридических лиц по видам прав учредителей (участников);

-провести деление юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации;

-провести деление юридических лиц на корпоративные и унитарные;

-провести деление юридических лиц по организационно-правовым формам

Структура работы обусловлена поставленными целью и задачами и представлена введением, двумя главами, состоящих из шести параграфов, заключения и списка использованных источников.

ГЛАВА 1 ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

1.1. Понятие и сущность юридического лица

В новой редакции ст. 48 Гражданского кодекса Российской Федерации скорректировано само определение юридического лица.

В Российской Федерации гарантируется свобода экономической деятельности, каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. ст. 8 и 34 Конституции РФ). Более того, право на занятие экономической деятельностью не подлежит ограничению даже в условиях чрезвычайного положения (ч. 3 ст. 56 Конституции РФ).

Представляется, что гражданским и иным законодательством регулируется прежде всего экономическая деятельность граждан и юридических лиц, а не отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, а также имущественные и личные неимущественные отношения. Такой подход в теории гражданского права основывается на том, что правоотношение является исходным началом правового регулирования экономической деятельности, а не конституционные и отраслевые права и обязанности ее участников. Несмотря на то что гл. 2 ГК РФ называется "Возникновение гражданских прав и обязанностей, осуществление и защита гражданских прав", во всех учебниках гражданского права содержится глава о гражданских правоотношениях, в которой права и обязанности участников экономической деятельности рассматриваются как элемент правоотношения. При таком подходе теряется деятельностный характер прав и обязанностей индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Статьями 8 - 14 ГК РФ регулируется движение гражданских прав и обязанностей субъектов экономической деятельности, которые происходят не только в рамках обязательственных правоотношений, но и в рамках принадлежащего лицу субъективного права, например права собственности. Последнее нельзя рассматривать только в рамках правоотношения, собственник нередко совершает действия с вещью, не вступая в отношения с другими лицами, т.е. не обязательно праву лица должна соответствовать обязанность другого. Односторонняя сделка не является правоотношением, к ней соответственно применяются общие положения об обязательствах и о договорах, поскольку это не противоречит закону, одностороннему характеру и существу сделки. По этим соображениям сделка не может рассматриваться как общее понятие по отношению к договору. Положением п. 1 ст. 307.1 ГК РФ сделан серьезный шаг к разграничению обязательства и договора и тем самым к повышению свободы договора как основного начала гражданского законодательства, когда предусмотрено, что к договорным обязательствам применяются прежде всего правила об отдельных договорах.

Деятельностный подход в правовом регулировании отчетливо проявляется в Федеральном законе от 31 декабря 2014 г. N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации", в котором юридические лица и индивидуальные предприниматели называются субъектами деятельности в сфере промышленности на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а отрасль промышленности - как совокупность субъектов, осуществляющих деятельность в сфере промышленности в рамках одного или нескольких видов экономической деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности. Следует отметить, что правовое регулирование промышленной политики основывается на Конституции РФ, федеральных конституционных законах и осуществляется в соответствии с упомянутым Законом, другими федеральными законами, принятыми в соответствии с ним, федеральными законами, регулирующими отношения в сфере промышленной политики в отдельных отраслях экономики, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и ее субъектов.

В анализируемом Законе, кроме отрасли промышленности, сформированы такие организационно-правовые структуры в экономике, как промышленная инфраструктура, инфраструктура поддержки деятельности в сфере промышленности, государственная информационная система промышленности, индустриальный (промышленный) парк, промышленный кластер, инжиниринговый центр, интегрированная структура оборонно-промышленного комплекса. Отметим, что последняя характеризуется как объединение ведущих совместную деятельность юридических лиц, которое не является юридическим лицом. В этой структуре одно юридическое лицо - головная организация имеет возможность определять решения, принимаемые остальными юридическими лицами. Данная интегрированная структура не может быть охарактеризована как хозяйственная система, поскольку она построена не на административном подчинении центра хозяйственной системы промышленному объединению, а из необходимости обеспечить министерству повышенную эффективность управления деятельностью организаций оборонно-промышленного комплекса, в частности, за счет установления субсидиарной ответственности головной организации за невыполнение или ненадлежащее выполнение государственного оборонного заказа организациями, входящими в состав интегрированной системы. Автором настоящей статьи в свое время анализировались сложносоставные интегрированные субъекты предпринимательского права в отличие от простого юридического лица .

Перечень указанных выше организационно-правовых структур в сфере промышленности, а также выделение в качестве самостоятельной организационно-правовой формы общественных движений Федеральным законом от 23 мая 2015 г. N 133-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и в Федеральный закон "О политических партиях" показали ошибочность установления закрытого перечня некоммерческих организаций, а также отсутствие четкого различия между организационно-правовой формой юридического лица, его типом и видом.

Следует также отметить, что государственные фонды развития промышленности могут создаваться в организационно-правовой форме фонда или автономного учреждения. При этом полномочия наблюдательного совета - высшего органа управления определяются путем расширения его компетенции в ст. 11 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях". Эти же полномочия имеет и государственный фонд развития промышленности в организационно-правовой форме фонда.

Существенные изменения, внесенные в гл. 4 ГК РФ Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ, основываются на расширении предмета гражданско-правового регулирования. Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 302-ФЗ в отношения, регулируемые гражданским законодательством, были включены отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения). Этим же Законом предусмотрено, что гражданские права и обязанности возникают из решений собраний в случаях, предусмотренных законом (подп. 1.1 п. 1 ст. 8 ГК РФ). Включение в отношения, регулируемые гражданским законодательством, наряду с определением правового положения участников гражданского оборота, регулированием договорных и иных обязательств, корпоративных отношений, коренным образом меняет характеристику юридического лица, по крайней мере в отношении корпоративных организаций (корпораций). Окончательное определение корпоративных отношений как самостоятельного вида отношений в рамках гражданского законодательства содержится в подп. 1 п. 3 ст. 307.1 ГК РФ. Поскольку иное не установлено ГК РФ, иными законами или не вытекает из существа корпоративных отношений, общие положения об обязательствах применяются к требованиям, вытекающим из корпоративных отношений (гл. 4 ГК РФ). Общие положения об обязательствах можно применять к корпоративному договору (ст. 67.2 ГК РФ), но они не применимы к управлению в корпорации (ст. 65.3 ГК РФ). Позиция В.Ф. Попондопуло, который критически оценивает выделение в ст. 2 ГК РФ корпоративных отношений, считая, что "в результате такого новшества потеряна целостность научного осмысления конструкции юридического лица как таковой, поскольку в число юридических лиц входят не только корпоративные, но и унитарные организации" , не основывается на действующем законодательстве.

Анализ законов, регулирующих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, и прежде всего ГК РФ показывает, что юридическое лицо выполняет не только функцию участия в гражданском обороте. В нем все больше правового пространства занимают элементы управления деятельностью. Это субъекты экономической жизни общества. Внутри корпорации образуется гражданско-правовое сообщество (п. 2 ст. 181.1 ГК РФ), которое совместно или в рамках корпоративного договора участников хозяйственного общества влияет на деятельность юридического лица как участника экономической деятельности. В пункте 118 Постановления Пленума ВС РФ от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано: если гражданско-правовое сообщество представляет собой юридическое лицо, то оно является ответчиком по иску о признании решения недействительным. Высший орган корпорации - общее собрание участников имеет исключительную компетенцию по определению основных направлений осуществления экономической деятельности, образования исполнительных органов и коллегиального органа корпорации. Участники корпорации вправе участвовать в управлении ее делами, обеспечивать решение органов корпорации, влекущее гражданско-правовые последствия, оспаривать от имени корпорации действия, сделки, требовать возмещения причиненных корпорации убытков. Участники самых распространенных юридических лиц в нашей экономике - хозяйственных обществ - могут установить корпоративным договором обязанность его сторон проголосовать на общем собрании участников общества за включение в устав положений, определяющих структуру органов общества и их компетенцию (абз. 3 п. 2 ст. 67.2 ГК РФ). Тем самым в ГК РФ определяются рамки корпоративного управления .

Можно утверждать, что юридическое лицо не только создано для участия в гражданском обороте, но и само организует предпринимательскую и иную экономическую деятельность и управляет ею. В уставе любого юридического лица должны содержаться сведения о порядке управления его деятельностью (п. 3 ст. 52 ГК РФ).

1. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 28.12.2016)// "Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N 32, ст. 3301

2. Федеральный закон от 05.05.2014 N 99-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"//"Собрание законодательства РФ", 12.05.2014, N 19, ст. 2304.

3. Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об обществах с ограниченной ответственностью"//"Собрание законодательства РФ", 16.02.1998, N 7, ст. 785

4. Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об акционерных обществах"//"Собрание законодательства РФ", 01.01.1996, N 1, ст. 1.

5. Федеральный закон от 08.05.1996 N 41-ФЗ (ред. от 30.11.2011) "О производственных кооперативах"//"Собрание законодательства РФ", 13.05.1996, N 20, ст. 2321

6. Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ (ред. от 23.05.2016) "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"//"Собрание законодательства РФ", 02.12.2002, N 48, ст. 4746

7. Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О рынке ценных бумаг"//"Собрание законодательства РФ", N 17, 22.04.1996, ст. 1918

8. Федеральный закон от 03.12.2011 N 380-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "О хозяйственных партнерствах"//"Собрание законодательства РФ", 05.12.2011, N 49 (ч. 5), ст. 7058.

9. Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ (ред. от 23.05.2016) "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"//"Собрание законодательства РФ", 02.12.2002, N 48, ст. 4746

10. Федеральный закон от 05.12.2005 N 154-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О государственной службе российского казачества"//"Собрание законодательства РФ", 12.12.2005, N 50, ст. 5245.

11. Федеральный закон от 20.07.2000 N 104-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации"//"Собрание законодательства РФ", 24.07.2000, N 30, ст. 3122

12. Федеральный закон от 17.07.2009 N 145-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"//"Собрание законодательства РФ", 20.07.2009, N 29, ст. 3582.

13. "Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации" (одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009)// "Вестник ВАС РФ", N 11, ноябрь, 2009

14. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 19.12.2016) "О некоммерческих организациях"//"Собрание законодательства РФ", 15.01.1996, N 3, ст. 145

15. "ОК 028-2012. Общероссийский классификатор организационно-правовых форм" (утв. Приказом Росстандарта от 16.10.2012 N 505-ст) (ред. от 12.12.2014) (вместе с "Пояснениями к позициям ОКОПФ")// документ опубликован не был; справочно-правовая система КонсультантПлюс, 2017

16. Андреев В.К. Предпринимательское законодательство России. М., 2008. С. 148 - 175.

17. Андреев В.К., Лаптев В.А. Корпоративное право современной России. М., 2015. С. 95 - 104

18. Белов В.А.,. Пестерева Е.В. Хозяйственные общества. М., 2002. С. 3 - 4.

19. Братусь С.Н. Юридические лица в советском гражданском праве. М., 1947. С. 46 - 47.

20. Венедиктов А.В. Правовая природа государственных предприятий // Венедиктов А.В. Избранные труды по гражданскому праву. В 2 т. Т. I. М.: Статут, 2004. С. 351.

21. Гамбаров Ю.С. Гражданское право. Общая часть. М., 2003. С. 454.

22. Генкин Д.М. Значение применения института юридического лица во внутреннем и внешнем товарообороте СССР // Сб. науч. работ Моск. ин-та народного хозяйства. М., 1965. С. 20 - 25.

23. Гражданское право России. Общая часть: Курс лекций / отв. ред. О.Н. Садиков. М., 2001. С. 147

24. Гражданское право: Учебник: В 3 т. / Под ред. Ю.К. Толстого. 7-е изд. М., 2013. Т. 1. С. 147

25. Долинская В.В. Основные положения о юридических лицах: новеллы гражданского законодательства // Законы России: опыт, анализ, практика. 2015. N 6. С. 8.

26. Козлова Н.В. Корпорации и учреждения // Понятие и сущность юридического лица. Очерк истории и теории. М., 2003. С. 209 - 221.

27. Козлова Н.В. Корпорации и учреждения // Понятие и сущность юридического лица. Очерк истории и теории. М., 2003. С. 209 - 221.

28. Козлова Н.В. Правосубъектность юридического лица. М., 2005. С. 121.

29. Красавчиков О.А. Сущность юридического лица // Советское государство и право. 1976. N 1. С. 59 - 60.

30. Попондопуло В.Ф. Корпоративное право: понятие и природа // Юрист. 2014. N 20. С. 5 - 13.

31. Суханов Е.А. Сравнительное корпоративное право. М.: Статут, 2014. С. 27

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Гражданское право
2015 год 35 стр.
Курсовая Нематериальные блага как объекты гражданских правоотношений
asyamolova
Курсовая работа Гражданское право
2014 год 40 стр.
Курсовая Общество с ограниченной ответственностью как юридическое лицо
Telesammit
Курсовая работа Гражданское право
2015 год 42 стр.
Курсовая Договор участия в долевом строительстве
diplomstud
Курсовая работа Гражданское право
2015 год 32 стр.
Курсовая Договор хранения на товарном складе
diplomstud
Курсовая работа Гражданское право
2011 год 38 стр.
Курсовая Договорное оказание рекламных услуг
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское