Курсовая работа|Право социального обеспечения

Правовой статус Пенсионного Фонда РФ

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2020 | Страниц: 43

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Основы правового статуса Пенсионного фонда Российской Федерации

1.1. Теории и история законодательного регулирования правового статуса Пенсионного фонда Российской Федерации

1.2. Пенсионный фонд Российской Федерации как государственный внебюджетный фонд

Глава 2. Полномочия Пенсионного фонда Российской Федерации

2.1. Пенсионный фонд Российской Федерации как орган управления государственным внебюджетным фондом и как система юридических лиц

2.2. Общие полномочия Пенсионного фонда Российской Федерации

2.3. Полномочия Пенсионного фонда Российской Федерации как страховщика в системе обязательного пенсионного страхования

2.4. Полномочия Пенсионного фонда Российской Федерации в сфере административно-правового регулирования

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Современная экономическая и социальная политика государства не представляется возможной без функционирования таких финансовых институтов как государственные внебюджетные фонды, которые призваны обеспечить ее стабилизацию, повышение уровня социального обеспечения граждан, а также централизацию денежных средств. Пенсионный фонд является особым государственным автономным образованием, деятельность которого направлена на государственное управление финансами социального страхования, основанный на самостоятельном бюджете с особыми источниками доходов в виде страховых взносов и расходов.

Актуальность. Пенсионный фонд Российской Федерации на сегодняшний день является крупнейшим социальным институтом государства. В силу столь высокой социальной значимости сферы пенсионного обеспечения исследование правового режима Пенсионного фонда Российской Федерации, являющегося основным органом государственного управления финансами названной сферы, представляется весьма актуальным, тем более, что по сей день Пенсионный фонд Российской Федерации продолжает оставаться законодательно неопределенным.

Неопределенность правового статуса Пенсионного фонда Российской Федерации всегда вызывала много вопросов, а споры о его полномочиях периодически становились предметом судебных разбирательств. Правоприменительная практика Пенсионного фонда Российской Федерации свидетельствует о целом ряде проблем, возникающих в его деятельности, которые являются следствием пробелов и коллизий в законодательстве Более того, Пенсионный фонд Российской Федерации функционирует на основе нормативного акта, принятого еще до действующей Конституции Российской Федерации (пусть даже в части, не противоречащей действующему законодательству).

А отдельные нормы, закрепляющие конкретные аспекты его правового положения, рассредоточены в различных отраслях законодательства. Это в свою очередь негативно сказывается как на стабильности правового положения Пенсионного фонда Российской Федерации, так и на эффективности деятельности данного государственного учреждения.

Объект исследования: общественные отношения, возникающие в сфере деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации.

Предмет исследования: нормы действующего законодательства, регулирующие правовой статус Пенсионного фонда Российской Федерации.

Цель работы: провести комплексный теоретико-правовой анализ правового статуса Пенсионного фонда Российской Федерации.

Задачи исследования:

1) рассмотреть вопросы, возникающие в теории при определении правового статуса Пенсионного фонда Российской Федерации и его законодательное регулирование;

2) рассмотреть Пенсионный фонд Российской Федерации на государственный внебюджетный фонд и особенности его финансово-правового статуса;

3) исследовать орган управления и систему Пенсионного фонда Российской Федерации;

4) проанализировать общие полномочия Пенсионного фонда Российской Федерации;

5) исследовать полномочия Пенсионного фонда Российской Федерации как страховщика в системе обязательного пенсионного страхования;

6) выявить полномочия Пенсионного фонда Российской Федерации в сфере административно-правового регулирования.

Теоретической базой для исследования послужили труды следующих ученых: С.А. Агапцова, О.В. Гутникова, Г.П. Дегтярева, О.Я. Зубановой, С.Е. Зубарчук, В.И. Лафитского, А.А. Мадатова, А.А. Мамедова, О.А. Ногиной, Р.А. Соколова, Р.Р. Ураева и др.

Нормативно-правовой базой исследования являются: Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Постановление Верховного Совета РФ «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации» (вместе с «Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России)», «Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России)»), а также федеральные законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие правовой статус Пенсионного фонда Российской Федерации.

Структура и объем работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников. Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, указываются объект и предмет исследования, формулируются цель и задачи исследования. Первый раздел посвящен основам правового статуса Пенсионного фонда Российской Федерации. Во втором разделе раскрыты полномочия Пенсионного Фонда. В заключении подведены итоги и сделаны выводы исследования.

 

Глава 1. Основы правового статуса Пенсионного фонда Российской Федерации

1.1. Теории и история законодательного регулирования правового статуса Пенсионного фонда Российской Федерации

Вопрос о правовом положении Пенсионного фонда РФ неоднократно являлся предметом законопроектной деятельности и научных дискуссий. Так, Т.В. Ерохина определяет Пенсионный фонд РФ как государственное учреждение, а точнее – юридическое лицо с организационно-правовой формой «государственное учреждение», учредителем которого является Российская Федерация. При этом ученая, в силу наделения особыми государственно-властными полномочиями Пенсионный фонд РФ не ставит в один ряд с иными государственными учреждениями. Как юридическое лицо в форме государственного учреждения, обладающего гражданской правоспособностью и участвующее в гражданском обороте, определяет правовой статус Пенсионного фонда РФ О.Я. Зубанова. Однако далее автор подчеркивает особое положение Пенсионного фонда РФ, в силу которого его правовой статус как государственного внебюджетного фонда отличается от правового статуса иных государственных учреждений.

А.И. Гурин, в зависимости от объема и содержания компетенции Пенсионный фонд РФ относит к административным органам межотраслевой компетенции, осуществляющим текущую административно-публичную деятельность и координацию деятельности других субъектов по вопросам, требующим единообразного решения на единой правовой основе независимо от того, в какой части административно-публичной сферы (отрасли) они возникают. Исходя из публично-правового характера большинства функций, осуществляемых Пенсионным фондом РФ, Р.А. Соколов Пенсионный фонд РФ относит к федеральным органам исполнительной власти. При этом, понимая федеральный орган исполнительной власти как созданный в установленном порядке, в целях осуществления государственных функций и задач, наделенный публично-властными полномочиями и входящий в систему и структуру федеральных органов исполнительной власти, действующий от имени Российской Федерации в рамках закрепленной за ним компетенцией, ученый выделяет существенные признаки, присущие Пенсионному фонду, как одному из таких органов.

Так, Пенсионный фонд РФ образован Российской Федерацией; наделен публично-властными полномочиями; осуществляя государственные функции, реализуют публичный интерес; действует от имени Российской Федерации и в то же время от своего имени; обладает собственной компетенцией, установленной в различных законодательных и иных нормативных правовых актах Российской Федерации; несет ответственность, в том числе и должностные лица Пенсионного фонда РФ; положение, структура и деятельность регламентированы законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; обладает полномочиями по изданию правовых актов; финансирование деятельности Пенсионного фонда РФ осуществляется за счет средств бюджета самого Пенсионного фонда РФ, которые являются федеральной собственностью; обладает правами юридического лица и имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим наименованием. Действительно, если обратиться к истории становления и развития Пенсионного фонда РФ, то можно увидеть, что государством ранее предпринимались попытки наделить его статусом федерального органа исполнительной власти. Прежде всего, Пенсионный фонд РФ был образован Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года8 в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РСФСР, а также был наделен публично-властными полномочиями.

Однако, указанным Постановлением Пенсионный фонд определялся как самостоятельное кредитно-финансовое учреждение, подотчетное Верховному Совету РСФСР. Аналогичные нормы о статусе Пенсионного фонда были закреплены Постановлением Верховного Совета РСФСР от 30 января 1991 г. № 556-1 об утверждении Временного положения о Пенсионном фонде РСФСР. С принятием Постановления Правительства РФ от 22 сентября № 95810 Пенсионный фонд РФ перешел в введение Совета Министров – Правительства РФ. На протяжении 1990-х и начала 2000-х годов Пенсионный фонд России претерпел три основных изменения от советской системы к современной, первое из которых-это переход от пенсионного обеспечения, полностью контролируемого Советским бюджетом. Этот первоначальный переход создал Пенсионный фонд отдельно от государственного бюджета в 1990 году.

В то время как поддерживаемая российским правительством в качестве перехода от почти развалившегося СССР , система имела очень мало претензий к своей власти. В течение 1990-х годов против фонда были выдвинуты обвинения в злоупотреблении властью и рэкете, а также в Государственной Думе зачастую отказываясь решать с фондом широкие институциональные вопросы. В качестве основных проблем рассматриваются отсутствие централизации и отсутствие структурированных руководящих принципов в отношении того, как должны выплачиваться пенсии.

С началом российского финансового кризиса 1998 года фонд начал испытывать дефицит бюджетных средств. После отставки президента Бориса Ельцина изменения стали рассматриваться как необходимые, и в 2001 году была полностью утверждена новая система. Эта система включала в себя набор пенсий для пожилых людей и инвалидов, набор сберегательного счета, основанного на том, что фактически выплачивается в систему, и плату по мере поступления в фонд взносов. Отчасти из-за низкого пенсионного возраста в России, когда официальная пенсия была установлена на уровне 55 для женщин и 60 для мужчин, многие организации вновь призвали к реформе пенсионной системы, которая считается несостоятельной.

Эти призывы будут сочетаться с российским финансовым кризисом 2008 года что привело к очередному витку реформ в 2010 году. Эти реформы должны были бы объединить установленную пенсию для пожилых людей и инвалидов с системой оплаты труда, упрощающей общий фонд. Поскольку трудоспособное население России стабилизировалось после нескольких лет упадка, фонд также может начать стабилизироваться. С 2019 года началось постепенное повышение пенсионного возраста (новый уровень 60/65 для женщин/мужчин должен быть достигнут в 2028 году).

В свою очередь, Р.Р. Ураев утверждает, что «пенсионная система должна обеспечивать выполнение четырех основных функций:

1) сбор средств в пенсионную систему от юридических и физических лиц;

2) аккумуляцию средств и управление финансовыми потоками и резервами пенсионной системы;

3) регистрацию и учет пенсионных прав граждан;

4) назначение, перерасчет и выплата пенсий.

Первая, третья и четвертая функции осуществимы только при наличии у реализующих их органов властных полномочий, связанных с принуждением. Кроме того, третья и четвертая функции непосредственно связаны с реализацией конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение».

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 Г. № 145-ФЗ (ред. от 15.02.2016, с изм. от 30.03.2016) // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3823.
  2. Федеральный закон от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» // СЗ РФ. 2009. № 30. Ст. 3738.
  3. Гутников О.В. Особенности правового статуса Пенсионного фонда Российской Федерации // Адвокат. 2014. № 11. С. 17-28.
  4. Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ (ред. от 14.12.2015) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2001. № 51. Ст. 4832.
  5. Федеральный закон от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ (ред. от 15.02.2016) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» // СЗ РФ. 2010. № 31. Ст. 4179.
  6. Федеральный закон от 24.07.2002 г. № 111-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3028.
  7. Федеральный закон от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ (ред. от 01.05.2016) «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» // СЗ РФ. 1996. № 14. Ст. 1401.
  8. Указ Президента РФ от 27.09.2000 г. № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2000. № 40. Ст. 3936.
  9. Указа Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 года № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы» // ВКС РФ. 2001. № 6.
  10. Постановление Правления ПФ РФ от 13.11.2015 г. № 426п «Об утверждении структуры федерального учреждения «Информационный центр персонифицированного учета» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс, 2016.
  11. Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (подготовлен Минтрудом России) (не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 25.09.2014) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс, 2016.
  12. Письмо Пенсионного фонда РФ от 05.08.2003 г. № АК-09-25/8271 «О судебной практике по искам застрахованных лиц к страхователям» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс, 2016.
  13. Федеральный закон от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О несостоятельности (банкротстве)» // СЗ РФ. 2002. № 43. Ст. 4190.
  14. Гутников О.В. Особенности правового статуса Пенсионного фонда Российской Федерации // Адвокат. 2014. № 11. С. 17-28
  15. Гутников О.В. Особенности правового статуса Пенсионного фонда Российской Федерации // Адвокат. 2014. № 11. С. 17-28.
  16. Ерохина Т.В. Полномочия Пенсионного фонда России: правовой аспект // Социальное и пенсионное право. 2015. № 4. С. 15-20.
  17. Ерохина Т.В. Современные проблемы законодательного определения правового статуса Пенсионного фонда России // Социальное и пенсионное право. 2015. № 3. С. 22-26.
  18. Зубанова О.Я. К вопросу о правовом статусе Пенсионного фонда Российской Федерации // Право и общество в условиях глобализации: перспективы развития: Сборник научных трудов / Под ред. В.В. Бехер, Н.Н. Лайченковой. Вып. 4. Саратов, 2016.
  19. Лафитский В.И. К вопросу о юридических лицах публичного права // Журнал российского права. 2011. № 3. С. 107-109.
  20. Ногина О.А. Государственные внебюджетные фонды в составе бюджетной системы России: проблемы правового регулирования: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2013. - 27 с.
  21. Справка по результатам обобщения судебной практики по делам, связанным с реализацией права на материнский (семейный) капитал (подготовлена Самарским областным судом 11.12.2015) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс, 2016.
  22. Ураев Р.Р. Управление пенсионным обеспечением в Российской Федерации: учебное пособие – Уфа: Башкирский ГАУ, 2011. - 410 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Право социального обеспечения
2018 год 32 стр.
Курсовая Социальная защита государственных служащих РФ
Telesammit
Курсовая работа Право социального обеспечения
2019 год 35 стр.
Курсовая Ответственность за совершение правонарушений в сфере социального обеспечения РФ
Telesammit
Курсовая работа Право социального обеспечения
2019 год 32 стр.
Курсовая Лекарственная помощь гражданам РФ. Санаторно-курортное лечение
Telesammit
Курсовая работа Право социального обеспечения
2015 год 26 стр.
Курсовая Система пенсионного обеспечения
Alcofribas

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское