Проблема конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации в науке конституционного права до настоящего времени остается весьма актуальной. В связи, с чем важен и вопрос о том, какое значение для федеративного устройства России имеет определение конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации.
Вопросы правового статуса субъектов РФ относятся к важнейшим вопросам российского федерализма. В соответствии с ч. 1 ст. 5 Конституции РФ[1] субъектами РФ являются республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа. Статус субъекта РФ характеризуется определенными чертами, закрепленными в Конституции РФ, в то же время он включает все права, зафиксированные не только в Конституции РФ, но и в иных правовых актах.
В России по-прежнему идут острые политические споры вокруг особого статуса Татарстана и Чечни, положения областей, краев, автономных округов в качестве равноправных субъектов Федерации, перспектив так называемой «губернизации» и административного деления государства, полномочий федерального центра, этнической составляющей государственного устройства, «бюджетного федерализма».
Сегодня в научной и политической среде достаточно широко распространено мнение, что постепенно происходит дальнейшее развитие федеративных отношений на основе перехода к равноправию субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.
Тенденции эволюции государственности современной России касаются политической демократизации, оптимизации структуры управления и углубления рыночных отношений. Развитие федеративных отношений, по моему мнению, вступило в стадию стабильности. Страна прошла сложный путь, что стало неотъемлемой частью общественной жизни. Построение эффективного федерализма представляет собой системную задачу. Баланс отношений «центр-регионы» обеспечивается благодаря дуализму власти. Последняя обеспечивает одновременно и вертикальное соподчинение общегосударственным органам, и самоуправление.
В основе России лежат принципы федерализма:
- государственная и территориальная целостность;
- единство государственного суверенитета на всей территории;
- единство системы государственной власти;
- разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти России и субъектов федерации;
- равноправие и самоопределение народов;
- равноправие субъектов федерации; верховенство Конституции РФ и федеральных законов;
- единство правовой системы (ст. 4, 5 и 15 Конституции РФ).
Федеративные отношения предполагают наличие в субъектах федерации системы органов государственной власти, пользующихся автономией и организованным влиянием на центр, полномочия, которых гарантированы Основным законом.
Хотя субъекты федерации провозглашены равноправными, федеративные отношения в России приняли в 1990-х гг. вследствие социально-экономического неравенства и центр-периферийных конфликтов ассиметричный характер. Их повседневные практики нарушали права граждан на свободу выбора места жительства и пребывания, а также равенство прав граждан независимо от их территориальной, этнической, языковой либо иной принадлежности. Конфликтогенна и асимметрия политического устройства. На повышенный статус претендовали республики – субъекты федерации, созданные в советский период по национально-территориальному принципу, где доминируют «титульные» этнополитические элиты. Поэтому Россия, являясь федерацией де-юре, только становится полноценной федерацией дефакто[2].
Отсюда цель данной курсовой работы – осветить особенности конституционно-правового статуса субъектов РФ.
Задачи курсовой работы:
1) описать понятие конституционно-правового статуса субъектов РФ;
2) изучить нормативно-правовые основы конституционно-правового статуса субъектов РФ;
3) осветить содержание конституционно-правового статуса субъектов РФ;
4) описать элементы конституционно-правового статуса субъектов РФ и их специфику.
Объект исследования: конституционно-правовой статус субъектов РФ.
Предмет исследования: состав и элементы конституционно-правового статуса субъектов РФ.
Курсовая работа включает введение, две главы, заключение, список использованных источников.
1 Понятие и нормативно-правовые основы конституционно-правового статуса субъектов РФ
1.1 Понятие конституционно-правового статуса субъектов
Статус субъекта РФ определяется совместно Российской Федерацией и самим субъектом. Об этом четко сказано в ст. 66 Конституции РФ: статус республик определяется Конституцией РФ и конституциями республик (ч. 1); статус края, области, города федерального значения, автономной области и автономного округа определяется Конституцией РФ и уставом соответствующего субъекта (ч. 2); статус субъекта может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и ее субъекта в соответствии с федеральным конституционным законом (ч. 5)[3].
Статус отдельных субъектов РФ может уточняться в федеральных законах и иных правовых актах. В качестве примера можно привести Закон РФ от 15 апреля 1993 г. № 4802-1 «О статусе столицы Российской Федерации»[4], федеральные законы об особых экономических зонах (в Калининградской, Магаданской областях и др.), постановления Правительства РФ о федеральных целевых программах экономического, социального, культурного развития отдельных регионов и т. д.
Сохраняется особенность в характеристике конституционно-правового статуса таких субъектов РФ, как автономные округа, которая заключается в том, что три из оставшихся четырех автономных округов входят в состав края или области. Такие субъекты называют «сложносоставными», «матрешечными».
Конституция РФ содержит ряд положений о равноправии субъектов РФ. Оно рассматривается в нескольких аспектах: равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти (ч. 4 ст. 5); равноправие субъектов РФ между собой (ч. 4 ст. 5), то есть в отношениях друг с другом; распространение в равной мере на всех субъектов РФ предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ч. 2 ст. 72). Таким образом, Конституция РФ не только закрепила федеративный характер государства, но и определила конституционно-правовую природу участников Федерации как равноправных субъектов. Установленный Конституцией РФ принцип равноправия ее субъектов, многократно выраженный применительно к различным их правам и обязанностям, несомненно, усилил всю конструкцию Федерации, возведя ее на более высокий уровень развития.
Однако принцип равноправия субъектов РФ, закрепленный в российской Конституции, не является абсолютным. Так, в ч. 2 ст. 5 Конституции РФ республики в составе Российской Федерации признаются государствами, в то время как остальные субъекты РФ таковыми не называются. Исходя из этого, республики наделяются особыми правами. Например, только республики согласно ст. 66 Конституции РФ имеют право самостоятельно определять способ принятия их конституций (референдумом, законодательным органом, специально создаваемым органом и т. д.). Другие субъекты РФ ограничены правом принятия устава только их законодательным органом.
В Конституции РФ речь идет именно о равноправии, но не о равенстве субъектов РФ, о равенстве в правах, но не о равенстве фактическом. Субъекты РФ не равны по размеру территории, численности населения, национальному составу, экономическому потенциалу и т. д. Например, на Москву приходится 0,3 % территории страны, но почти 10 % населения Российской Федерации, более 1/3 доходов федерального бюджета. Однако совершенно очевидно, что в едином федеративном государстве все субъекты РФ должны иметь равные права, равные возможности в реализации политических, социально-экономических и иных прав своих народов и каждой личности. Равенство это должно проявляться в первую очередь во взаимоотношениях с органами государственной власти РФ, в предоставлении субъектам одинакового объема прав и полномочий по предметам их ведения и совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
У каждого субъекта есть свой основополагающий акт. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство; край, область, автономная область, автономный округ — свой устав и законодательство (ч. 2 ст. 5). Устав принимается законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта РФ (ч. 2 ст. 66). Установлен приоритет нормативных правовых актов субъекта РФ, изданных по предметам ведения ее субъекта, в случае противоречия между федеральным законом и таким актом (ч. 6 ст. 76)[5].
Правовые акты органов и должностных лиц субъекта РФ, противоречащие Конституции РФ, федеральным и региональным законам, подлежат опротестованию соответствующим прокурором или его заместителем. Президент РФ вправе обращаться в законодательный (представительный) орган субъекта РФ с представлением о приведении его конституции (устава) в соответствие с Конституцией РФ и федеральными законами; приостанавливать действие акта высшего должностного лица и органа исполнительной власти. Высшее должностное лицо субъекта РФ вправе обратиться в соответствующий суд для решения вопроса о соответствии изданного им или органом исполнительной власти акта Конституции РФ, федеральным законам и международным обязательствам РФ.
Определен порядок изменения статуса субъекта РФ — по взаимному согласию Российской Федерации и ее субъекта (ч. 5 ст. 66). Следует отметить, что Конституция РФ 1978 г. (в редакции от 10 декабря 1992 г.) предусматривала собственно «изменение конституционно-правового статуса» субъектов РФ (ч. 3 ст. 70); возможность «образования» новых субъектов РФ (п. «б» ст. 72), а также «разделение и объединение» существующих субъектов (ч. 3 ст. 70), изменение границ субъектов РФ (п. «б» ст. 72).
Действующая Конституция РФ 1993 г., хотя и предполагает возможность изменения конституционно-правового статуса субъектов РФ, но предусматривает лишь «образование» в качестве способа изменения состава субъектов РФ (в пределах существующей территории). Однако еще более ограниченные возможности «образования» новых субъектов РФ демонстрирует Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 г. «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации»[6]. Согласно ст. 5 Закона образование в составе Российской Федерации нового субъекта может быть осуществлено в результате объединения двух и более граничащих между собой субъектов РФ. Тем самым закреплен единственный способ «появления» нового субъекта РФ, который, по существу, исключает применение иных способов — присоединение, выделение, разделение.
В случае принятия в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства этому субъекту предоставляется статус республики, если иное не предусмотрено соответствующим международным договором. Конституция РФ устанавливает, что в случае изменения наименования ее субъекта новое наименование подлежит включению в ст. 65 Конституции РФ (ч. 2 ст. 137). При этом осуществление какой-либо дополнительной процедуры со стороны федеральных органов Конституция РФ не предусматривает. У каждого субъекта есть своя территория. Территория РФ включает в себя территории ее субъектов (ч. 1 ст. 67), таким образом, обеспечивается территориальная и государственная целостность Российской Федерации (ч. 3 ст. 4; ч. 3 ст. 5), что означает отсутствие права выхода какого-либо субъекта РФ из ее состава.
Положения о территории субъектов закрепляются в их конституциях и уставах. Территорию субъекта нельзя изменить без его согласия. Так, Конституция Республики Тыва в ст. 4 устанавливает, что «государственная территория Республики Тыва целостна, неделима, неприкосновенна и не может быть изменена без согласия ее народа». Устав Ханты-Мансийского автономного округа в ст. 4 закрепляет положение о территории округа как неотъемлемой части единой территории Российской Федерации и о невозможности изменения этой территории без согласия округа.
Так, рассмотрев по запросам Тюменской областной Думы, Думы Ханты-Мансийского автономного округа и Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа дело о толковании содержащегося в ч. 4 ст. 66 Конституции РФ положения о вхождении автономного округа в состав края