Курсовая работа|Конституционное право

Конституционно-правовые ограничения граждан

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2019 | Страниц: 35

ВВЕДЕНИЕ

  1. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОГРАНИЧЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1.      Понятие ограничение конституционных прав и свобод человека в Российской Федерации

1.2.      Правовое регулирование ограничение прав и свобод человека и гражданина в России  

  1. ФОРМЫ, ПРЕДЕЛЫ И ПРОБЛЕМЫ ОГРАНИЧЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1.      Пределы ограничения конституционных прав и свобод человека в России    

2.2.      Современные проблемы ограничения конституционных прав и свобод человека в России  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ.

Институт конституционных прав и свобод человека и гражданина – является относительно новым явлением для российской юридической системы, особенно если иметь в виду существования права в России вообще, права в его современном понимании. Многие авторы, на основании этого, приходят к выводу о том, что институт прав и свобод человека в том понимании, в котором он прописан в Конституции РФ, является ценностью в большей степени именно в западной культуре, в то время, как народы, населяющие Россию, никогда не считали индивидуальные права человека особой ценностью.

Конечно, Конституция РФ гарантирует полноту прав и свобод человека и гражданина, их неотъемлемость и недопустимость отмены. Данная гарантия складывается из конституционного признания прав и свобод неотчуждаемыми и принадлежащими человеку от рождения (ч. 2.ст.17 Конституции РФ). Помимо этого, так же в Конституции РФ прописан запрет на издание законов, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (ч.2 ст. 55). Помимо прав и свобод, закрепленных в Конституции РФ, этот запрет также затрагивает международные источники, являющиеся частью российской правовой системы.

«Конституция РФ оперирует понятием «ограничение» права, но здесь есть и некоторые противоречия. Этим термином обозначаются и временные ограничения прав при некоторых конституционно-правовых режимах и законодательное ограничение прав вообще. При этом те права, которые некоторые исследователи называют абсолютными и которые не могут ограничиваться при чрезвычайном режиме (ст. 56 Конституции РФ), спокойно ограничиваются в «общем порядке» (ст. 55 Конституции РФ). Следует отметить, что естественно-правовой термин «абсолютный» для обозначения прав в качестве не подлежащих ограничению со стороны государства не находит подтверждения в законодательной практике РФ».

В современной научной литературе все чаще появляются работы, где анализируются проблемы ограничения прав человека. Хотя, до 1993 года конституционная теория и конституционная практика не использовали такой институт, как ограничение прав человека. Он брал начало своего развития из гражданского или иного законодательства и находил применение в таких правах, как, например, административное, уголовное.

Большинство современных работ на данную тематику заключается в подходе к проблеме, что абсолютной свободы не существует и не может быть, поэтому существуют ее пределы. Нормы права в данном случае будут служить рамками (ограничениями) и составляют ограничение права, в том числе и прав человека, означающее, что формулирование статей Конституции формирует конституционные ограничения прав человека.

Таким образом, тема работы актуальна.

Объектом исследования являются правовые отношения, возникающие в сфере ограничения конституционных прав и свобод человека и гражданина в России.

Предмет исследования – нормы конституционного и международного права, правоприменительная практика по вопросу исследования.

Цель исследования – проанализировать ограничение конституционных прав и свобод человека в Российской Федерации: цели, основания, формы.

Цель исследования определила ряд задач:

  1. Охарактеризовать понятие ограничение конституционных прав и свобод человека в Российской Федерации;
  2. Рассмотреть правовое регулирование ограничение прав и свобод человека и гражданина в России;
  3. Проанализировать формы, пределы и проблемы ограничение конституционных прав и свобод человека в Российской федерации

Цели и задачи исследования определили его структуру. Представленная работа состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения и списка используемых источников.

 

1. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОГРАНИЧЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1. Понятие ограничение конституционных прав и свобод человека в Российской Федерации

 «Несмотря на то, что термин «ограничение», как указывает Б.С. Эбзеев, встречается в Конституции РФ в семи статьях (ст. 19, 23, 55, 56, 74, 79, 133), в т.ч. шесть раз использован в пяти статьях (19, 23, 55, 56, 74, 79) именно как «ограничение прав и свобод граждан», его понимание и толкование юридической наукой неоднозначное».

Рассматривая проблему ограничения прав человека с точки зрения интерпретации правка как формы свободы, нужно понимать, что речь чаще всего идет не об ограничении свободы человека как содержание того или иного права, а об ограничении условий и границ реализации этой свободы в этой сфере общественной жизни. Как указывают некоторые авторы, «ограничивается не сама свобода как благо, предоставляемое тем или иным правом, а продолжительность, полнота и качество пользования ею». Эту точку зрения, от части, не стоит принимать как абсолютно достоверную, хотя, с позиции “высшей ценности” прав и свобод она вполне соответствует смыслу закрепления основ конституционного строя в особенности приоритета прав и свобод личности.

 «Также в науке выделяют следующие способы ограничения прав. Они могут быть различными, в зависимости от целей и оснований. Это:

запрет на определенный вариант реализации права или свободы, т.е. установление границ поведения (относительный запрет);

запрет на реализацию права (свободы) в целом (абсолютный запрет);

вмешательство (вторжение) в право (свободу) уполномоченных государственных органов (характеризуется активными действиями государственных органов и пассивным поведением личности);

обязанность;

ответственность».

Согласно ст. 55 Конституции РФ, ограничение прав может быть допустимо, только если оно служит определенным целям, указанным в данной статье:

  • защите основ конституционного строя;
  • нравственности;
  • здоровья;
  • прав и законных интересов других лиц;
  • обеспечению обороны страны и безопасности государства.

Данный перечень публично-правовых ценностей, защита которых с точки зрения авторов конституционного текста оправдывает отдельные ограничения прав и свобод, является закрытым и не подлежит расширительному толкованию. «В международных правовых актах установлены почти аналогичные правила установления ограничений: «права не подлежат вмешательству со стороны властей, кроме случаев, установленных законом, и необходимы в демократическом обществе в интересах общественного спокойствия, охраны общественного порядка, здоровья и нравственности, для защиты прав и свобод других лиц».

«Если говорить о способах и видах ограничения прав и свобод личности, то стоит рассмотреть классификацию профессора М.А. Краснова, которая, на наш взгляд, является достаточно интересной. В частности, он разделяет ограничения конституционных прав, правда, применительно к экономическим правам на пять групп:

1) ограничения, направленные на ненарушимость прав других граждан при осуществлении своих прав, а также иные права, выступающие одновременно ограничителями поведения;

2) ограничения прав, которыми выступают конституционные обязанности;

3) «классические» ограничения

4) конституционные нормы, не формулирующие сами ограничения, а указывающие на возможность их введения федеральным законом;

5) ограничения, имеющие временный характер, устанавливаемые Президентом.

При всем при этом, М.А. Краснов выделяет пятую группу ограничений одновременно и как особый вид ограничений - ограничения реализации прав».

Таким образом, Конституция РФ допускает в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом установление отдельных ограничений прав и свобод граждан с указанием пределов и срока их действия.

В Конституции РФ закреплено, что конституционные права и свободы человека должны быть защищены от нарушения со стороны всех ветвей государственной власти.

Цель ограничения прав и свобод – защита:

1) основ конституционного строя;

2) нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц;

3) обеспечения обороны страны и безопасности государства.

1.2.  Правовое регулирование ограничение прав и свобод человека и гражданина в России

В Российской федерации конституционное регулирование вопроса об ограничении прав и свобод начинается с установления незыблемости этих прав. Часть 2 ст. 55 гласит «В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина». Это общее правило, которое указывает на невозможность принятия законов, попирающих права и свободы без всяких оснований.

Но, следуя ст. 29 Всеобщей декларации прав человека, Конституция (ч. 3 ст. 55) вводит институт ограничения прав и свобод при наличии определенных оснований. Права и свобо­ды могут ограничиваться в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безо­пасности государства.

Этих оснований всего шесть - защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В мировой конституционной теории и практике общепризнано, что ограничения гражданских прав и свобод правомерны также в условиях чрезвычайного положения (эпидемии, межнациональные конфликты, стихийные бедствия, массовые беспорядки и др.). Это признается Международным пактом о гражданских и политических правах (ст. 4), кото­рый, однако, требует, чтобы чрезвычайное положение государством-участником было официально объявлено и об этом сообщено другим государствам.

Согласно Конституции РФ (ч. 1 ст. 56) чрезвычайное положение может повлечь за собой отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия, но в соответствии с федеральным конституционным законом и для обеспечения безопасности граждан и защиты основ конституционного строя.

При этом не подлежат ограничению некоторые права и свободы, предусмотренные специально отмеченными в ч. 3 ст. 56 статьями Конституции. Эти статьи закрепляют право на жизнь, достоинство личности, право на неприкосновенность част­ной жизни, гарантии против сбора информации о частной жизни, свободу совести, свободу пред­принимательства, право на жилище (это так называемые абсолютные права и свободы), а также всю сумму прав, связанных с судебной защитой. Набор этих прав, повторяю­щий аналогичные положения Международного пакта о гражданских и политических правах, отражает стремление за­щитить те права и свободы, реализация которых никак не может помешать достижению целей властей в связи с объявлением чрезвычайного положения и которые должны со­блюдаться при любых обстоятельствах.

Нормативные и правовые акты:

  1. Всеобщая декларация прав человека. Принята 10. 12. 1948 Генеральной Ассамблеей ООН // Международное публичное право. Сборник документов. М.: Юридическая лит., 1990. - С. 14 - 20
  2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 04. 11. 1950 (с изм. и доп. от 11. 05. 1994). Заключена в Риме// Собрание законодательства РФ. 2001. - № 2. - ст. 163.
  3. Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)// Собрании законодательства РФ. 04.08.2014, № 31, ст. 4398.

Научная и специальная литература:

  1. Баглай, М. В. Конституционное право Российской Федерации/ М. В. Баглай. – М., 2017. – 796 с.
  2. Водолагин, С. Конвенция о правах человека как составная часть правовой системы России/ С. Водолагин // Российская юстиция. – 2018. - №8. – С. 24-29.
  3. Воеводин, Л. Д. Юридический статус личности в России/ Л.Д. Воеводин. М., 2018. – 214 с.
  4. Гасанов, К.К., Стремоухов, А.В. Абсолютные права человека и ограничения прав / К.К. Гасанов, А.В. Стремоухов // Правоведение. - 2018. - № 1. - С. 170.
  5. Горшкова, С.А. Только закон может ограничить права человека / С.А. Горшкова // Человек и закон. - 2019. - №11. - С. 72.
  6. Кириллов А.В. особенности ограничения прав и свобод человека в конституционном праве России // Научное сообщество студентов XXI столетия. Общественные науки: сб. ст. по мат. XLII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(41). URL: https://sibac.info/archive/social/5(41).pdf (дата обращения: 13.03.2020)
  7. Кириллов, А.В. особенности ограничения прав и свобод человека в конституционном праве России / А.В. Кириллов // Научное сообщество студентов XXI столетия. Общественные науки: сб. ст. по мат. XLII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(41). URL: https://sibac.info/archive/social/5(41).pdf (дата обращения: 13.03.2020)
  8. Козлова, Е. И. Конституционное право России: учеб. для вузов / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин. – М.: Проспект, 2018. – 593 с.
  9. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) /под ред. Л.А. Окунькова. // СПС Консультант Плюс. Комментарии законодательства.
  10. Конституционное право: Словарь/отв.ред. В.В.Маклаков. –М.:Юристъ, 2018. –560с.
  11. Краснов, М.А. - Некоторые аспекты проблемы ограничения конституционных прав (на примере экономических прав) / М.А. Краснов // Сравнительное конституционное обозрение. - 2018. - №1. – 90 с.
  12. Лапаева, В.В. Проблема ограничения прав и свобод человека и гражданина в Конституции РФ (опыт доктринального осмысления) / В.В. Лапаева // Журнал российского права. - 2009. - № 7. - С. 19.1
  13. Лапаева, В.В. Право граждан Российской Федерации на объединение в политическую партию: основания и пределы ограничения / В.В. Лапаева // Журнал конституционного правосудия. 2013. « 1. С. 1 – 8.
  14. Нарутто, С.В. Конституционное право России/ С.В. Нарутто, Н.Е. Таева, Е.С. Шугрина. – М.: Ифра-М. 2018. – 413 с.
  15. Никитина, Е.Е. – Свобода совести: теория и практика ограничения прав в Российской Федерации / Е.Е. никитина// Журнал российского права. – 2018. - №12. – 3 с.
  16. Новиков, М.В. Сущность конституционных ограничений правового статуса личности / М.В. Новиков // Конституционное и муниципальное право. - 2019. - №9. - С.33.
  17. Пчелинцев, С.В. Основания ограничения прав и свобод граждан и особые правовые режимы: Теоретический аспект / С.В. Пчелинцев // Правовая политика и правовая жизнь. - 2018. - №3. - С.26.
  18. Смирнов, А.В. К вопросу о критериях ограничения конституционных прав и свобод: принцип компенсации / А.В. Смирнов // Журнал конституционного правосудия. 2018. № 1. С. 15 - 21.
  19. Стрекозов, В.Г. Конституционное право России: учеб. для бакалавров/ В.Г. Стрекозов. – М.: Юрайт, 2018. – 316 с.
  20. Эбзеев, Б.С. Конституционное право России: учебник для студентов вузов/ Б.С. Эбзеев. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. – 671 с.

Материалы судебной практики:

  1. Замечания общего порядка, принятые Комитетом по правам человека в период с 1981 по 2008 год // Режим доступа: http://www.hri.ru/docs/?content=doc&id=260
  2. По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "Об оперативно - розыскной деятельности" по жалобе гражданки И.Г. Черновой: Определение Конституционного Суда РФ от 14 июля 2008 г. N 86-О // Собрание законодательства РФ. - 2008. - N 34. - Ст. 4368.
  3. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.1998 N 86-О "По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" по жалобе гражданки И.Г. Черновой" // СЗ РФ. 1998. N 34. Ст. 4368.
  4. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30.10.2003 N 15-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобами граждан С.А. Бунтмана, К.А. Катаняна и К.С. Рожкова" // СЗ РФ. 2003. N 44. Ст. 4358.
  5. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 01.02.2005 N 1-П "По делу о проверке конституционности абзацев второго и третьего пункта 2 статьи 3 и пункта 6 статьи 47 Федерального закона "О политических партиях" в связи с жалобой общественно-политической организации "Балтийская республиканская партия" // СЗ РФ. 2005. N 6. Ст. 491
  6. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16.07.2007 N 11-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 3, 18 и 41 Федерального закона "О политических партиях" в связи с жалобой политической партии "Российская коммунистическая рабочая партия - Российская партия коммунистов" // СЗ РФ. 2007. N 30. Ст. 3989.
  7. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 13.06.1996 N 14-П "По делу о проверке конституционности части пятой статьи 97 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина В.В. Щелухина" // СЗ РФ. 1996. N 26. Ст. 3185.
  8. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 01.02.2005 N 1-П "По делу о проверке конституционности абзацев второго и третьего пункта 2 статьи 3 и пункта 6 статьи 47 Федерального закона "О политических партиях" в связи с жалобой общественно-политической организации "Балтийская республиканская партия" // СЗ РФ. 2005. N 6. Ст. 491.
  9. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15.12.2004 N 18-П "По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 9 Федерального закона "О политических партиях" в связи с запросом Коптевского районного суда города Москвы, жалобами общероссийской общественной политической организации "Православная партия России" и граждан И.В. Артемова и Д.А. Савина"// СЗ РФ. 2004. N 51. Ст. 5260.
  10. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30.10.2003 N 15-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобами граждан С.А. Бунтмана, К.А. Катаняна и К.С. Рожкова" // СЗ РФ. 2003. N 44. Ст. 4358.
  11. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14.02.2013 N 4-П "По делу о проверке конституционности Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобой гражданина Э.В. Савенко" // СЗ РФ. 2013. N 8. Ст. 868.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Конституционное право
2014 год 28 стр.
Курсовая Приобретение российского гражданства и выход из него
VAshueva
Курсовая работа Конституционное право
2011 год 35 стр.
Курсовая Формирование и функционирование гражданского общества
diplomstud
Курсовая работа Конституционное право
2013 год 25 стр.
Курсовая Конституционные свободы и обязанности человека и гражданина в России
Telesammit
Курсовая работа Конституционное право
2017 год 62 стр.
Курсовая Демократия и права человека и гражданина
5a3a8dd46672a

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское