Введение
Глава 1. Построение типовой экономической КИС предприятия
Глава 2. Сравнительная характеристика типовых экономических КИС
2.1 Общая характеристика КИС
2.2 Системы класса MPR
2.3 Стандарт MRPII. Структура и основные принципы работы систем поддерживающих этот стандарт
2.4 Системы класса EPR
2.5 Системы CRM (Customer Relationships Management, управление отношениями с клиентами)
Глава 3. Проблемы создания доступной КИС в России
Заключение
Литература
Согласно данным, представленным на Всемирном экономическом форуме, в 2008 г. по уровню конкурентоспособности Россия занимала лишь 70-е место среди 102 оцениваемых стран. По оценке Минэкономразвития, снижение ценовой конкурентоспособности отечественной продукции в 2009 г. составило более 20%.
Ожидаемое вступление России в ВТО ставит перед отечественными производителями серьезные задачи в области конкурентоспособности – ее повышение становится приоритетом. Современный рынок и эффективное позиционирование на нем предъявляют дополнительные требования и к продукту, и ко всем аспектам деятельности компании, которая его производит. Для достижения этих целей необходимо использовать эффективные технологии управления предприятием.
Рано или поздно руководство любой компании сталкивается с проблемой систематизации информации и автоматизации процессов ее обработки. Обычно на начальном этапе развития фирмы ее сотрудники используют стандартные офисные приложения для ведения складского, бухгалтерского, управленческого учета. Для того чтобы директор компании смог на основе объективных данных принять верное решение, ему достаточно попросить нужного сотрудника подготовить необходимый отчет.
По мере роста компании данные накапливаются, на их поиск и обработку требуется все больше времени. Руководство начинает задумываться о создании современной корпоративной информационной системы (КИС), охватывающей все аспекты деятельности предприятия. Система рассматривается в качестве инструмента, повышающего управляемость компании, ускоряющего процесс сбора и обработки информации, ее достоверность и полноту.
КИС дает возможность объединить информацию о деятельности предприятия – данные о производстве, финансах, закупках, сбыте. Кроме работы в едином информационном пространстве в КИС должны быть реализованы единая технология обработки и представления информации, обеспечение однократного ввода данных в месте их возникновения, масштабируемость, достоверность и непротиворечивость информации, оперативность ввода и получения информации. На основе полученной информации руководитель предприятия может оперативно корректировать и планировать деятельность. Он получает возможность увидеть, где и за счет чего можно минимизировать издержки, что мешает увеличить прибыль. Последние годы возрастает потребность заказчиков и в аналитических возможностях КИС. Еще одним важным аспектом структуры спроса на функциональность КИС является консолидация информации, поступающей из филиалов в центральный офис предприятий, а также проведение дистанционного мониторинга состояния подразделений.
Важную роль корпоративные информационные системы играют в повышении прозрачности бизнеса российских предприятий. Это требование рынка становится в последние годы все более актуальным. Особенно с учетом того, что цель большинства компаний – найти инвесторов, которые, в свою очередь, готовы вкладывать деньги лишь тогда, когда им понятна структура бизнеса. Кроме того, налицо рост международных размещений российских предприятий, который приведет отечественную экономику к повышению спроса на современные информационные системы.
Глава 1. Построение типовой экономической КИС предприятия.
Создание корпоративной информационной системы формирует единое информационное пространство, начиная от отделов внутри головной компании и заканчивая структурными региональными подразделениями. Система управления может вывести предприятие на новый уровень конкурентной способности и прибыльности.
Однако, повышая эффективность и ускоряя процесс обработки данных, КИС сама по себе не увеличивает прибыльность предприятия. Это позволяют сделать правильные решения, принимаемые на основе предоставляемой ею информации. Поэтому важно не только правильно выбрать и внедрить систему, но и научиться использовать ее с максимальной отдачей.
Типовые цели проекта автоматизации
- оперативный доступ к достоверной и представленной в удобном виде информации для руководителей всех уровней управления предприятием;
- создание единого информационного пространства для всех уровней управления;
- упрощение регистрации данных и их обработки;
- избавление от двойной регистрации одних и тех же данных;
- регистрация информации в режиме реального времени;
- снижение трудозатрат, их равномерное распределение на всех участников системы учета, планирования и управления;
- автоматизация консолидации данных для распределенной организационной структуры (например, холдинга).
Повышение внутренней управляемости, гибкости и устойчивости к внешним воздействиям при наличии качественного управления увеличивает эффективность компании, ее конкурентоспособность и в конечном счете – ее прибыльность. Вследствие внедрения КИС увеличиваются объемы продаж, снижается себестоимость, уменьшаются складские запасы, сокращаются сроки выполнения заказов, улучшается взаимодействие с поставщиками.
Но вопрос об окупаемости инвестиций в КИС не теряет своей актуальности. Соотношение выгоды от использования системы и ее стоимости является одним из наиболее важных факторов, оказывающих влияние на решение о приобретении КИС. Прямую окупаемость КИС посчитать непросто, поскольку в результате внедрения оптимизируется внутренняя структура компании. Однако в некоторых аспектах деятельности компании, например в логистике, можно получить вполне объективную оценку эффективности КИС. В логистике эффективность повышается за счет оптимизации материальных потоков и снижения потребности в оборотных средствах. Список подобных примеров можно продолжить.
В настоящее время для оценки эффективности ИТ-проектов применяется ряд методов, в частности, инвестиционный анализ – Cost Benefit Analysis (CBA), основанный на сравнении выгод от реализации проекта с затратами на нее. Компании необходимо определить собственные ключевые сферы, влияющие на эффективность. За счет реализации задач в каждой из ключевых областей происходит повышение эффективности. Поэтому в основе СВА лежат именно бизнес-цели компании, определенные на этапе стратегического планирования.
За последние десятилетия радикально изменились принципы, методы построения и архитектура такой системы. Сегодня уже с трудом можно представить, что еще в 60-х годах никакой процесс не должен автоматизироваться до тех пор, пока он функционирует эффективно. Сейчас, напротив, считается, что любой процесс должен автоматизироваться лишь после того, как он эффективно организован.
Главными особенностями современного подхода к построению корпоративной информационной системы предприятия являются:
- анализ бизнес-процессов, на основе которого осуществляются разработка проекта информационной системы и обоснование заложенных в нем решений;
- использование современных методологий и инструментальных средств моделирования и проектирования систем;
- детальная проработка всех этапов разработки проекта, контрольных точек, требуемых ресурсов.
Такой подход, направленный на сохранение инвестиций в систему, обеспечивает разработку интегрированных решений, которые основаны на объективных данных о работе предприятия, на своевременное согласование всех принципиальных вопросов между заказчиком, генеральным подрядчиком и другими участниками работ.
В последнее время наиболее востребованными в среде заказчиков становятся системы управления ресурсами предприятия (ERP), поэтому рассмотрим данные системы более подробно.
О ERP-системах заговорили в 90-х годах прошлого столетия. Они стали первым корпоративным программным продуктом, реализованным на базе клиент-серверной технологии, которая ориентирована на использование ПК вместо ранее применявшихся мейнфреймов.
ERP-системы автоматизируют и связывают воедино планирование, производство, продажи и маркетинг компании. Они предназначены прежде всего для комплексной автоматизации крупных предприятий, чьи процессы управления достаточно сложны. Использование ERP позволяет существенно повысить эффективность производства, обеспечить возможности сокращения сотрудников (речь идет в первую очередь о бухгалтерах).
ERP-системы представляют собой совокупность интегрированных модулей, автоматизирующих учет основных средств, финансовый учет, управление персоналом, управление запасами, управление техническим обслуживанием, производственное планирование, управление производством, управление проектами, управление качеством, управление сбытом. В отличие от более «простых» систем автоматизации, ЕRP-системы фокусируются на процессах, отображая их в «сквозном» режиме во всех задействованных модулях. Такой подход позволяет оптимизировать процессы обработки информации и в целом деятельность предприятия.
Наличие ERP-системы у заказчика исключает дублирование информации. После внедрения интегрированных систем управления специалисты могут готовить отчеты требуемого формата. Поскольку данные хранятся в единой базе, они доступны для менеджмента.
Интеграция данных различных подразделений упрощает решение задач тактического и стратегического планирования, а контроль процессов способствует повышению эффективности управления.
Внедрению ERP-системы на предприятии, как правило, предшествует перестройка бизнес-процессов. Они либо меняются, исходя из критериев оптимальности, выработанных предприятием, либо «подгоняются» под стандарты, реализованные в конкретной ERP-системе.
В проектах по внедрению таких систем одним из основных вопросов является баланс между необходимостью перестройки в бизнесе предприятия и возможностью программного продукта подстраиваться под «индивидуальность» компании, которую не хочется (а иногда и нельзя) менять. Другое опасение руководства предприятия, возникающее при рассмотрении вопроса о ERP-проекте, связано с тем, что внедрение дорогостоящей системы не окупится. Эти сомнения отнюдь не беспочвенны. Подобные продукты нельзя назвать быстро окупаемыми: согласно статистике, система начинает окупать себя примерно через два года.
Многих заказчиков также отпугивает сложность ERP-систем. Кроме того, не все верят в декларируемые вендорами эффекты от использования этих продуктов.
ERP-системы более уязвимы, чем не интегрированные программные продукты: неполадки, возникающие в базе данных, отражаются на работе всех подразделений. Высокая доступность данных – тоже «палка о двух концах»: с одной стороны, информация может быть получена в нужный момент, с другой – система является более уязвимой для злоумышленников. Еще один минус, касающийся в основном негибких решений, – необходимость увеличения объема вводимых данных и времени выполнения операций.