Актуальность исследования обусловлена тем, что договор розничной купли - продажи является одним из наиболее массовых потребительских договоров. В связи с чем, дальнейшее совершенствование законодательства о розничной купле - продаже и, самое важное, создание эффективного механизма реализации его норм, должно способствовать преодолению указанных явлений. Социально-экономические условия, сложившиеся в России за последние время в результате проведения экономических реформ, характеризуются свободой предпринимательской деятельности, многообразием форм собственности, отсутствием развитой конкуренции, сложностью технологий производства, развитостью экономических связей, усложнением экономической жизни общества. Эти обстоятельства, а также ряд иных, повлияли на развитие, в том числе, и отношений розничной купли - продажи. При наличии указанных условий покупатель по договору розничной купли - продажи оказывается в неравном положении по отношению к его контрагентам (продавцу, изготовителю, импортеру). Данное неравенство усугубляется ещё и тем, что в настоящее время происходит лишь становление рыночной экономики, и цивилизованные взаимоотношения покупателей по договору розничной купли - продажи и их контрагентов ещё не сложились. Именно в этот период покупатель нуждается в наибольшей защите со стороны государства.
В настоящее время договор розничной купли - продажи - самый массовый договор. Ежедневно совершаются миллионы покупок. Ежедневно миллионы людей вступают в правовые отношения, при этом, не вспоминая о правовых тонкостях отношений профессионального продавца и рядового покупателя. Поэтому данный договор занимает первое место среди разновидностей купли - продажи в Гражданском кодексе РФ.
Важность данного договора подчёркивает и то обстоятельство, что правило о розничной купле - продаже носят в основном обязательный характер и направлены в первую очередь на обеспечение интересов потребителей. На защите интересов «слабой стороны» не связанной с предпринимательской деятельностью потребителя, стоят не только нормы ГК РФ, но и законодательство о защите прав потребителей. К сожалению, на практике, всё же, нередко встречаются случаи нарушения прав потребителей. Чаще всего, продавец не предоставляет должной информации о товаре, не соблюдает право покупателя на безопасность товара, нарушает сроки исполнения гарантийного обязательства и т.д.
Объектом исследования выступают гражданско-правовые отношения, возникающие в сфере договорного права.
Предметом исследования являются договор розничной купли-продажи и защита прав потребителей в торговом обслуживании.
Целью данной работы является исследование вопросов регулирования договора розничной купли-продажи и защиты прав потребителей в торговом обслуживании.
Достижение цели опосредуется решением следующих задач, отражающих ключевые аспекты исследования:
- рассмотреть понятие и сферу применения договора розничной купли продажи;
- исследовать порядок заключения договора и форму договора;
- охарактеризовать права и обязанности сторон; исполнение договора;
- проанализировать последствия нарушения договора со стороны продавца;
- исследовать защиту прав покупателя-гражданина;
- предложить направления совершенствования законодательства по регулированию договора розничной купли продажи.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, объединяющих шесть параграфов, заключения и библиографического списка.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОГОВОРА РОЗНИЧНОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ
§ 1 Понятие и сфера применения договора розничной купли продажи
Договор розничной купли-продажи - это один из основных видов гражданско-правовых обязательств, применяемых в имущественном обороте.
Перемещение материальных благ в товарной форме, составляющее основу любого обязательства, в договоре купли-продажи выступает в наиболее чистом виде, является его непосредственным содержанием.
Согласно статьи 492 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Часть вторая указанной нормы определяет договор розничной купли-продажи как публичный договор.[1]
Публичным договором признается договор купли-продажи, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится. В данном случае, продавцом является лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, т.е. коммерческая организация. Она не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора. Цена товаров, а также иные условия договора розничной купли- продажи устанавливаются одинаковыми для всех потребителей.
Однако, содержание договора розничной купли- продажи отнюдь не идеально и вызывает сомнение. Так, легальное определение данной разновидности договора купли-продажи содержит несколько неточностей. Продавцом может быть только тот, кто осуществляет предпринимательскую деятельность именно по продаже товаров в розницу, а не какую-нибудь другую. Но розница - это продажа по мелочам, так сказать поштучно. И существует много лиц кто, продает на законных основаниях отдельные, штучные товары, не являясь при этом предпринимателем. Так, например, гражданин вправе продавать выращенный им на дачном участке урожай либо собранные в лесу ягоды, грибы, пойманную в реке рыбу. Художник вправе торговать созданными им полотнами, рисунками.
Нередко женщины, занимающиеся вязанием, вышивкой, другим рукоделием, продают свои изделия поштучно. Если подобного рода занятия не направлены на систематическое получение прибыли от них, невозможно назвать это предпринимательской деятельностью. Наконец, граждане, испытывающие потребность в деньгах или желающие избавиться от ненужных им вещей, распродают их поштучно, вряд ли это подпадает под признаки предпринимательской деятельности.
Но и распространять на подобную куплю-продажу общие правила первого параграфа главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации не очень верно. Чем, например, отличается продажа цветов, клубники, яблок и т.п., производимая пенсионеркой-дачницей у себя на участке, от продажи аналогичного товара, совершаемой фермером или сельским кооперативом? Во всех случаях это розничная торговля.
Целью предпринимательской деятельности, т.е. коммерческой организации является извлечение прибыли, в связи с чем изучение покупательского поведения является ключевым моментом в маркетинговой политике продавца. Если маркетинговый процесс заканчивается после потребления товара, то, следовательно, маркетинговая политика должна начинаться со знакомства с потребителем.
С целью продажи товара продавцами используется психологический прием - мотивирование покупателя - процесс вовлечения клиента в сферу интересов продавца. В этом процессе участвуют: покупатель, продавец, товар. Именно они создают так называемый треугольник продаж.
Мотивацию, таким образом, можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение покупателя, его начало, направленность и активность. В самом общем виде на мотивацию потребителей оказывают влияние финансовые, психологические, личностные, социальные, культурные и иные факторы.
Наиболее сильным фактором, который предопределяет, что именно и в каком количестве население или отдельный человек может себе позволить покупать, является доход. Но этот фактор далеко не единственный. Имея одинаковый доход, разные группы населения сильно отличаются друг от друга по другим характеристикам.
Покупателей можно классифицировать в зависимости от потребительских мотивов или стимулов на отдельные типы покупателей, приобретающие те или иные товары.
Выделяются следующие типы ведущей мотивации покупателей при принятии решения о покупке:[2]
Зрительный тип - большое значение придается дизайну, престижности, имиджу товара. Поэтому упаковка является определяющим фактором при покупке. Цена имеет второстепенное значение.
Слуховой тип - высока потребность в одобрении сделанного выбора. Нейтральный (относительно) по отношению к цене и упаковке товара.
Оральный тип - значительные стимулы к покупке появляются при общении с продавцом. В связи с этим ключевыми являются прямые персональные продажи, формирование личностных отношений между покупателем и продавцом, консультации продавцов при покупках и т.п.
Обонятельный тип - качество товара не играет значительной роли; как правило, сами не осуществляют покупки.
Кожный тип - чрезвычайно важна цена товара: чем дешевле, тем лучше. В связи с этим значительную роль играют скидки, зачеты и т.п. Небольшое значение придают имиджу товара, его упаковке, внешнему виду. Психологически цена является очень сильным стимулом покупки товара, и при этом она воздействует только на данный тип покупателя.
Мышечный тип. При покупках ориентируются в основном на «грубые однородные» товары, имеющие, как правило, низкие цены. При этом большое значение придают количеству товара (чем больше, тем лучше). Упаковка и внешний вид имеют второстепенное значение.
На формирование отдельных мотивов влияют имидж и авторитет фирмы. При покупках важную роль играют также привычки и традиции.
Распространены две стратегии работы продавца по мотивированию покупателей: ориентированная на сбыт (презентационная стратегия мотивирования или рекламная), клиентоориентированная (коммуникативная, контактная стратегия).
Оценивая состояние дел, достигнутый уровень применения договора розничной купли-продажи, можно сказать, что имеет место не только распространение сферы действия данного института, но и качественное его наполнение. При розничной купле-продаже продавец имеет право использовать маркетинговые ходы, при соблюдении установленных Правительством Российской Федерации правил, обязательных для сторон при заключении и исполнении данного договора. В настоящее время одним из основных правовых актов, регулирующих отношения, связанные с розничной куплей-продажей, являются Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные Постановлением Правительства РФ.
Большое значение в деле защиты прав и законных интересов покупателей - потребителей по договору розничной купли-продажи имеет Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей»[3], который установил обязанность торговых предприятий предоставлять потребителям необходимую информацию о продавце товара.
В связи с этим торговые предприятия обязаны иметь вывеску с указанием профиля и форм организации их деятельности, фирменного наименования и режима работы. Непосредственно на вывеске должен быть указан также юридический адрес торгового предприятия либо местонахождение его собственника. Названные правила о предоставлении потребителю информации о продавце товара применяются и при осуществлении торговли во временных помещениях, на ярмарках, с лотков, а также в других случаях, если торговля производится вне постоянного места нахождения торгового предприятия.