ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СУБЪЕКТИВНЫЕ АВТОРСКИЕ ПРАВА, ИХ ОБЪЕКТЫ И СУБЪЕКТЫ
1.1. Объекты и субъекты авторских прав. Виды авторских прав
1.2. Основания для возникновения авторских прав
ГЛАВА 2. АВТОРСКИЙ ДОГОВОР В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ
2.1. Понятие и сущность авторского договора
2.2. Анализ судебной практики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность исследования. Результаты интеллектуальной деятельности всегда определяли облик общества. От того, насколько значителен интеллектуальный потенциал общества и уровень его культурного развития, зависит, в конечном счете, и успех решения стоящих перед ним экономических проблем. В свою очередь наука, культура и искусство могут динамично развиваться только при наличии соответствующих условий, включая необходимые правовые предпосылки.
Российские и зарубежные правообладатели сталкиваются с рядом глобальных проблем, основной из которых является широкомасштабная деятельность в области незаконного использования авторских прав, получившая название "пиратство". Данное явление является международной проблемой и все страны, в том числе и Российская Федерация, принимают меры по пресечению подобной практики. Однако, несмотря на те положительные моменты, заключающиеся в приведении внутреннего российского законодательства в соответствие с нормами международного права в области авторских прав, Россия по-прежнему занимает одно из ведущих мест в мире по объемам выпускаемой пиратской продукции.
Современный этап развития экономических отношений характеризуется все более растущей значимостью интеллектуальных продуктов, в том числе и объектов авторского права.
Уровень экономики предъявляет высокие требования к правовому механизму, при помощи которого осуществляется регулирование данной сферы. В частности, одним из проявлений данной тенденции является возникшая зависимость политической возможности интеграции России в международное экономическое сообщество от соответствия принятым стандартам правовой защищенности интеллектуальной собственности.
Другой аспект социальной значимости данной проблематики связан с увеличением в последние десятилетия в общественном сознании ценности личности и индивидуального творчества как продукта ее самовыражения, что также ведет к появлению потребности в правовой регламентации данных общественных отношений.
Объект исследования – совокупность общественных отношений, складывающихся в сфере договоров в авторском праве.
Предмет исследования – нормативно-правовые акты, регламентирующие договоры в авторском праве.
Цель настоящей работы – выполнить комплексный анализ договоров в авторском праве.
Достижение указанной цели представляется возможным с помощью следующих задач: 1) рассмотреть объекты и субъекты авторских прав; 2) проанализировать основания возникновения авторских прав; 3) охарактеризовать особенности авторского договора; 4) проанализировать судебную практику по исследуемой теме.
Методологической основой исследования является диалектический материализм как общенаучный метод познания. Также в процессе работы использованы специальные методы познания: формально-логический, сравнительного правоведения, историко-правовой, системного анализа и пр.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
ГЛАВА 1. СУБЪЕКТИВНЫЕ АВТОРСКИЕ ПРАВА, ИХ ОБЪЕКТЫ И СУБЪЕКТЫ
1.1. Объекты и субъекты авторских прав. Виды авторских прав
Авторское право значительно отличается от иных институтов гражданского права большей обособленностью и законченностью юридических конструкций, имеет большой объем нормативного материала. В то же время авторское право является частью более крупного правового образования - права интеллектуальной собственности, входящего в отрасль гражданского права. Автор приходит к выводу, что в иерархии элементов российской системы права в настоящее время не существует такого структурного элемента, который мог бы достаточно точно отразить место авторского права. Авторское право представляет собой более крупное и значимое правовое образование, чем институт, однако подотраслью его назвать нельзя, поскольку в этом случае право интеллектуальной собственности необходимо относить к отрасли права. В отсутствии специального названия в иерархической структуре системы права авторское право принято называть институтом, хотя по сути оно представляет собой систему институтов[1].
В то же время в рамках института авторского права присутствуют и правовые нормы, одновременно являющиеся элементами других институтов гражданского права и права интеллектуальной собственности, в частности институт возникновения и осуществления авторских прав, институт обязательственного права, защиты нарушенных авторских прав и др. Особо следует отметить существование в авторском праве и в целом праве интеллектуальной собственности института свободного использования результатов интеллектуальной деятельности. Эта совокупность норм обладает необходимым уровнем единства содержательного и нормативного обобщения для признания его самостоятельным институтом права. В авторском праве присутствует наибольшее количество правовых норм, образующий данный институт, что позволяет утверждать о существовании в авторском праве особого института свободного использования произведений науки, литературы и искусства. Именно существование этого института и является одним из механизмов обеспечения справедливого баланса частных, общественных и публичных интересов. При этом наблюдается историческая преемственность в развитии данного института в российском праве[2].
Авторское право в объективном смысле - совокупность норм гражданского права (гражданско-правовой институт), регулирующих отношения по признанию авторства и охране произведений науки, литературы и искусства, установлению режима их использования, наделению их авторов неимущественными и имущественными правами, защите прав авторов и других правообладателей.
Авторское право в субъективном смысле - это субъективное право автора или иного правообладателя по использованию произведения науки, литературы или искусства.
Законодательные акты: Конституция Российской Федерации (1993), ст. 44 которой гарантирует каждому свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, а также охрану законом интеллектуальной собственности; Федеральный закон от 18.12.2006 N 231-ФЗ "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации"[3] и др.
Одним из источников авторского права являются международные договоры. К авторским отношениям применяются правила, в соответствии с которыми международные договоры имеют приоритет над нормами гражданского права в случае их противоречия. К таким источникам относятся: Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г.; Всемирная конвенция об авторском праве от 6 сентября 1952 г.; Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав (от 24 сентября 1993 г.) и др.
Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства при условии, что они: являются результатом творческой деятельности; существуют в какой-либо объективной форме.
Понятие творчества в законе не раскрывается. Считается, что творческой является умственная (мыслительная, интеллектуальная) деятельность, завершающаяся созданием самостоятельного результата науки, литературы или искусства. В литературе указывается, что показателем творческого характера служит новизна либо оригинальность произведения. Об оригинальности как признаке творческого характера свидетельствует и арбитражная практика. Если произведение содержит как оригинальные, так и неоригинальные элементы, то на последние исключительные права автора не распространяются.
Для охраноспособности произведения авторским правом не имеет значение его назначение и достоинства (п. 1 ст. 1259 ГК РФ)[4]. В связи с этим можно говорить о том, что авторское право распространяется на любые оригинальные творческие результаты. Однако произведению будет предоставляться правовая охрана лишь при условии, если оно отвечает второму критерию — выраженности в какой-либо объективной форме.
ГК РФ (п. 3 ст. 1259) предусматривает примерный перечень объективных форм произведения: письменная (рукопись, машинопись, нотная запись и т. п.); устная (публичное произнесение, исполнение и т. п.); звуко- или видеозапись (механическая, магнитная, цифровая, оптическая и т. п.); объемно-пространственная (скульптура, модель, макет, сооружение и др.).
Данный перечень не является исчерпывающим, может дополняться с учетом развития науки и искусства.
Как правило, объективная форма произведения выражается с помощью материальных носителей (бумага, дискета, видеокассета, холст и др.). В связи с этим следует отметить, что на материальный носитель может существовать и в большинстве случаев существует вещное право — право собственности, не зависящее от авторских прав на произведение, выраженное в этом носителе.
Авторские права на произведение возникают независимо от того, было оно обнародовано или нет (п. 3 ст. 1259). Подобнародованием понимается осуществленное с согласия автора действие, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения. Формами обнародования произведения являются его опубликование, публичный показ, публичное исполнение, передача в эфир и т. п.
В законе (п. 1 ст. 1259) дается лишь примерный перечень объектов авторского права, в том числе: литературные произведения; драматические, музыкально-драматические, сценарные, музыкальные, хореографические произведения и пантомимы; аудиовизуальные произведения и др.
Также к объектам авторского права относятся производные и составные произведения[5].