Актуальность выбранной темы. Всеобщей декларацией прав человека, Конвенцией о правах ребенка провозглашено право детей на особенную заботу и помощь со стороны их родителей[1].
Право любого ребёнка на уровень жизни необходимый для его развития в физическом, умственном, духовном, нравственном и социальном плане установлен статьёй 27 Конвенции о правах ребенка. Родитель (и) или иные лица, которые осуществляют воспитание ребёнка, несут главную ответственность по обеспечению в соответствии со своими способностями и финансовыми возможностями условий жизни, которые необходимы для нормального развития ребёнка.
Конституцией РФ устанавливается, что забота о детях, и их воспитание, является равным правом и обязанностью родителей (статья 38 Конституции РФ)[2].
Вопросы связанные с содержанием несовершеннолетних, а также нетрудоспособных совершеннолетних детей регламентируются Семейным Кодексом РФ (далее - СК РФ)[3].
Проблемные аспекты защиты прав несовершеннолетних неоднократно рассматривались в трудах многих ученых. Обеспечение прав и законных интересов ребенка является одной из приоритетных задач государства. Однако вопросы, возникающие в правоприменительной практике, неустанно свидетельствуют о несовершенстве нормативно-правового регулирования в области защиты прав данной категории граждан. Отсутствие четкой систематизации и большое количество законодательных пробелов по проблемам реализации прав и законных интересов несовершеннолетних позволяют сделать вывод о том, что рассматриваемая проблема является весьма актуальной как для науки, так и для практики.
На основании изложенного, выбранная тема имеет важное теоретическое и практическое значение.
Предмет работы составляют нормы гражданского, семейного, жилищного и иного законодательства, регламентирующие порядок защиты имущественных прав несовершеннолетних, научная и специальная литература по теме исследования, материалы судебной практики.
Объектом работы являются общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления защиты имущественных прав лицами, не достигшими 18 летнего возраста.
Целью работы является комплексное исследование порядка и способов защиты имущественных прав несовершеннолетних.
Исходя из поставленной цели в работе определены следующие задачи:
- изучить функции Уполномоченного по правам ребенка ;
- рассмотреть иные внесудебные способы защиты имущественных прав несовершеннолетних;
- раскрыть порядок судебной защиты прав несовершеннолетних ;
- проанализировать проблемы судебной защиты имущественных прав несовершеннолетних.
В ходе работы применялись такие методы, как диалектический, формальный, системный, структурный, логический, методы анализа и синтеза, исторический, сравнительно- правовой и другие.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения и списка использованной литературы.
1 Внесудебный порядок защиты прав несовершеннолетних детей
1.1 Уполномоченный по правам ребенка
Наделяя ребёнка соответствующими правами, Семейным кодексом РФ предусматриваются и гарантии их реализации, одна из которых выражается в закреплении статьёй 56 СК РФ права ребёнка на защиту принадлежащих ему, а также соблюдения его законных интересов[4].
В нашей стране, государственные мероприятия, организационного, социального, правового и иного характера, направленные на защиту прав ребёнка, осуществляются основываясь на специальных нормативно-правовых актах[5].
Цели политики, проводимой государством в рассматриваемой сфере, а также главные направления и организационные основы обеспечивающие права ребёнка, установлены Федеральным законом № 124-ФЗ[6]. В указанном законе конкретизируются полномочия органов государственной власти разного уровня в рассматриваемой области.
Закон определяет следующие базовые принципы государственной политики в интересах детей:
- законодательное обеспечение прав ребенка;
- поддержка семьи в целях обеспечения защиты прав детей;
- ответственность должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка;
- поддержка общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка.
На сегодняшний день в России успешно функционирует институт Уполномоченного по правам ребёнка.
В большинстве развитых государств, с успехом работают институты омбудсмена по правам ребёнка[7]. В частности, в Норвегии, должность омбудсмена по правам ребёнка была учреждена ещё в 1981 году. В нашей стране такая должность учреждена указом Президента 1 сентября 2009 года, на которую был назначен П.А. Астахов, исполнявший обязанности Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребёнка до недавнего времени.
К главным задачам Уполномоченного по правам ребёнка можно отнести охрану прав и законных интересов детей, восстановление их прав в случаях их ущемления, контроль деятельности органов государственной власти РФ и субъектов РФ, организаций и должностных лиц в части соблюдения ими прав несовершеннолетних вместе с судебным, прокурорским, административным контролем и надзором.
Деятельность Уполномоченного по правам ребёнка регламентирована Указом Президента РФ от 1 сентября 2009 г. № 986[8]. Указанный уполномоченный в границах своих полномочий реализовывает весь комплекс мероприятий, направленный на улучшение положения не только российских детей, но также и усыновлённых иностранцами, в тех случаях, когда один из родителей имеет иностранное гражданство.
Особенное внимание обращается на вопросы защиты прав детей-сирот, а также детей, оставшихся без попечения родителей. При обнаружении каких-либо нарушений в процессе инспекторских проверок при посещении детских учреждений, должны даваться необходимые рекомендации по их ликвидации, вноситься предложения по совершенствованию соответствующих нормативно-правовых актов, для улучшения положения семей, имеющих несовершеннолетних детей, профилактики причин детского неблагополучия.
Должность Уполномоченного по правам ребёнка учреждена во многих субъектах РФ. Правовой статус Уполномоченных, а также весь комплекс их прав и обязанностей регламентирован законами этих субъектов.
Далее, проведём анализ деятельности Уполномоченного по правам ребёнка, его места и роли в системе правовой защиты прав и интересов детей на примере Алтайского края.
Правовая основа деятельности Уполномоченного по правам ребёнка в Алтайском крае представлена Указом Губернатора Алтайского края от 20.01.2014 г. №2 «Об утверждении Положения об Уполномоченном при Губернаторе Алтайского края по правам ребенка»[9]. На данную должность назначена Казанцева Ольга Александровна.
К основным задачам деятельности Уполномоченного можно отнести: защиту прав и интересов детей, которые оказались в сложной жизненной ситуации, а также детей, оставшихся без попечения родителей, детей-сирот, восстановление их нарушенных прав; подготовку предложений направленных на совершенствование действующего в рассматриваемой сфере законодательства и развитие международного сотрудничества, правовое просвещение граждан.
Уполномоченный по правам ребёнка в Алтайском крае осуществляет свою работу в рамках данной ему компетенции и не имеет права принятия решений, отнесённых к полномочиям иных государственных и местных органов.
Согласно положениям, закреплённым в Указе Алтайского края Уполномоченным:
-направляются государственным органам, руководителям организаций заключения, в которых содержатся рекомендации по восстановлению нарушенных прав ребёнка и недопущению таких нарушений в будущем;
-принимаются необходимые меры по решению споров возникающих между детьми и их родителями, между детьми, родителями и государственными органами, должностными лицами, чьи действия обжалуются;
-осуществляется приём граждан, рассматриваются обращения связанные с фактами нарушения прав детей, жалобы на решения, бездействие государственных органов, должностных лиц Краснодарского края, оказывается детям и их законным представителям бесплатная правовая помощь, осуществляется участие в интересах обратившегося лица в суде с заявлением о защите нарушенных прав ребёнка;
-осуществляется участие в работе направленной на профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и др.[10]