Введение
Глава I. Этапы развития международного туризма
- Возникновение организованного туризма
- Создание межправительственной Всемирной туристской организации ВТ0 (1975)
Глава II. Международный туризм как форма международных экономических отношений
2.1.Понятие и сущность международного туризма
2.2.Функции международного туризма
2.3.Виды и формы международной туристской деятельности
Глава III. Туристический потенциал ФРГ и ее место в мировой экономике
3.1. Экономико – географическая оценка туристического потенциала ФРГ
3.2. Место России в мировой экономике
Заключение
Список литературы
Актуальность темы исследования определяется значимостью процесса гуманизации и повышения качества экономического роста, который обеспечивается развитием сферы услуг, и конкретно туризмом как одним из наиболее стремительно развивающихся компонентов этой сферы. За последние годы российской экономике удалось набрать устойчивые темпы роста и решить ряд неотложных стабилизационных задач, однако до сих пор предельно остро стоят проблемы несбалансированной отраслевой структуры и низкого уровня жизни населения. Именно эти две проблемы и призван решать на сегодняшний день сектор услуг в мировой экономике. В свою очередь туризм, хоть и является одной из наиболее молодых сервисных отраслей, но уже привносит свой ощутимый вклад в гуманистическую компоненту экономического роста. Находясь на стадии становления и структурирования не только в России, но и во всех странах мира, международный туризм привлекает в настоящий момент всё более пристальное внимание экономистов.
Важность и актуальность исследования роли международного туризма в сфере услуг определяется и тем, что въездной туризм является во многом индикатором благополучия государства, в то время как выездной — свидетельствует о благосостоянии граждан. Способность обеспечить достойный приём иностранным туристам демонстрирует скоординированную и плодотворную работу сразу целого кластера отраслей национальной экономики, причём на сегодняшний день эти отрасли привлекают новейшие технологии и большое количество квалифицированных работников, что также решает задачи повышения качества экономического роста. Несомненно, индустрия с подобными характеристиками должна стать одним из локомотивов роста российской экономики, именно поэтому исследование проблем её развития и функционирования является теоретически и практически значимым.
Объект исследования – общественные отношения, складывающиеся в процессе развития международного туризма.
Предметом исследования выступают экономические отношения между участниками российского рынка международного туризма в процессе их деятельности.
Цель работы – проанализировать сущность и специфические особенности международного туризма.
Достижение указанной цели представляется возможным с помощью следующих задач: 1) изучить понятие и сущность международного туризма; 2) рассмотреть формы международного туризма; 3) провести экономико – географическую оценку туристического потенциала ФРГ; 4) охарактеризовать место России в мировой экономике.
Указанные цель и задачи работы обусловили ее структуру, которая состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава I. Этапы развития международного туризма
Возникновение организованного туризма
Становление и развитие капиталистических отношений в мире способствовали возникновению организованного туризма. Капиталистическое общество сыграло важную роль в формировании экономических, политических и социальных предпосылок, необходимых для международного туризма. Начало современного туризма датируется 1841 г. До наших дней дошло описание первой туристской поездки 570 членов общества трезвости из Лейстера в Лафборо, организованной Т. Куком.
Этому событию в большой мере способствовал промышленный переворот и связанные с ним возрастание подвижности населения и появление массового транспортного средства железных дорог. Т. Кук начал активно использовать открывшиеся возможности. Когда в 1851 г. в Лондоне состоялась Первая Международная промышленная выставка, только из Йоркшира им была организована отправка 165 тыс. посетителей. В 1854 г. в Англии издается первый справочник по гостиницам, адресованный путешественникам и туристам. В нем было указано около 8 тыс. гостиниц.
С 1838 г. было начато регулярное пароходное сообщение между Нью-Йорком и Лондоном. С середины 60-х годов начинает развиваться туризм между Англией и СШA. Заслуга здесь также принадлежит Т. Куку, который в 1865 г. организовал турпоездки из Америки в Англию и из Англии в Америку. В 1866 г. первые группы английских туристов посетили США.
С 1867 г. начинаются морские туристские путешествия. В 1882 г. состоялось первое кругосветное путешествие Кука. Не ограничиваясь заключением договоров с железнодорожными и пароходными компаниями, владельцами гостиниц и ресторанов, общество внимательно изучало спрос, составляло маршрут поездок и программы пребывания.
Новый бизнес заинтересовал многих предпринимателей. Вслед за фирмой Т. Кука в Англии возникают туристские организации Треймза и сэра Генри Ланна, образуются Велосипедный туристский клуб, Политехническая туристская ассоциация, Кооперативная ассоциация отдыха и т. д. Несколько позже туристские фирмы и агентства появляются во Франции, Италии, Швейцарии и других странах европейского континента. В 1885 г. в Петербурге начинает свою деятельность первая туристская компания Л. Липсона. Начало XX в. связано с возникновением и развитием принципиально нового вида транспорта автомобильного. Число автомобилей с каждым годом увеличивалось. Так, в 1904 г. в Англии было всего 8465 автомашин, а в 1914 г. их число достигло 132315. Количество автобусов также возросло. Качество машин постоянно улучшалось и совершенствовалось. Морской транспорт постоянно совершенствовался. Увеличивались водоизмещение, скорость, повышалась комфортабельность кораблей, улучшалась их техническая оснащенность. В 1907 г. на воду были спущены трансатлантические лайнеры “Сириус”, “Лузитания”, “Мавритания” водоизмещением по 30 тыс. т со скоростью 36 узлов в час; в 1912 г. “Титаник” - 52 тыс. т; в 1914 г. “Император” и “Фатерланд” 50 тыс. т, которые пересекали океан практически за неделю. Начала совершать регулярные рейсы “Куин Мери”, водоизмещение которой равнялось 80 тыс. т, а скорость составляла 30 узлов в час.
Столь быстрое развитие судоходства сопровождалось увеличением числа американских туристов. Динамику этого процесса можно увидеть из следующих данных: в конце XIX в. из США ежегодно выезжали примерно 80 тыс. человек, в 1906 г. около 200 тыс., а в 1914 г. 280 тыс. Первая мировая война 1914-1918 гг. крайне негативно отразилась на развитии международных туристских связей. Можно с уверенностью сказать, что в этот период туризм приостановил свою деятельность. Однако следует отметить, что военные нужды привели к усовершенствованию как железнодорожного, так и автомобильного транспорта, кроме того, для перевозок людей начала использоваться и авиация. Окончание первой мировой войны положило начало новому этапу в развитии международного туризма. Прежде всего это связано с возросшей ролью США на мировой арене и активизацией американского капитала в Европе.
1.2.Создание межправительственной Всемирной туристской организации ВТ0 (1975)
В 1969 г. согласно резолюции Генеральной Ассамблеи ООН неправительственная организация МСOTO была реорганизована в межправительственную Всемирную туристскую организацию (ВТО). Этот факт явился свидетельством всеобщего признания не только экономического, социального, культурного, но и политического значения международного туризма.
Юридически создание ВТО было оформлено путем принятия 28 сентября 1970 г. резолюции чрезвычайной сессии Генеральной ассамблеи МСOTO об одобрении проекта Устава Всемирной туристской организации, который вступил в силу 2 января 1975 г., после его ратификации 51 государством. ВТО международная организация специальной компетенции, в соответствии со ст. 1 своего Устава относится к категории организаций межправительственного характера. Вся деятельность ВТО направлена на осуществление международного сотрудничества государств в сфере туризма и полностью соответствует принципам современного международного права.
Главная цель ВТО заключается в поощрении и развитии туризма с тем, чтобы внести вклад в экономическое развитие, международное взаимопонимание, мир, прогресс и всеобщее уважение и соблюдение прав человека и основных свобод для всех без различия расы, пола, языка и религии. Устав ВТО закрепил цели, задачи, характер, организационную структуру и функции новой организации. Он является открытым и предусматривает три категории участников: действительные члены, ассоциированные члены и присоединившиеся члены. Статус действительного члена доступен для всех суверенных государств. Статус ассоциированного члена предоставляется всем территориям, не являющимся ответственными за осуществление своих внешних сношений. Статус присоединившегося члена предоставляется международным организациям, как межправительственным, так и неправительственным, имеющим специальные интересы в туризме, а также коммерческим организациям и ассоциациям, деятельность которых находится в связи с целями, предусмотренными ВТО. Устав ВТО устанавливает, что ее руководящими органами являются Генеральная ассамблея, Исполнительный совет и Секретариат. Генеральная ассамблея высший орган ВТО, состоящий из делегатов, представляющих действительных членов. Характер работы Генеральной ассамблеи сессионный: очередные сессии созываются раз в два года, а чрезвычайные когда этого требуют обстоятельства.
Компетенция Ассамблеи довольно широка. Она правомочна:
1)принимать решения о приеме новых членов в организацию, приостановлении членства и выходе кого-либо из организации;
2)утверждать финансовые правила и регламент;
3)определять общее направление деятельности;
4)подготавливать и рекомендовать заключения международных соглашений по любому вопросу, входящему в компетенцию ВТО и т. д.
Генеральная ассамблея учредила шесть региональных комиссий: для Европы, для Африки, для Америки, для Южной Азии, для Ближнего Востока, для Восточной Азии и района Тихого океана, а также международный высший учебный центр по туризму (СИЕСТ) в Мексике.
Комиссии имеют широкую сферу деятельности и ежегодно выполняют большой объем работы, решая задачи по претворению в жизнь технических рекомендаций Ассамблеи в соответствующих регионах.
Исполнительных совет ВTO состоит из действительных членов, избираемых Генеральной ассамблеей.
Срок полномочий членов Совета четыре года. Собирается он на свои очередные сессии обычно два раза в год. При Совете учрежден ряд вспомогательных органов: комитет по упрощению туристских формальностей, бюджетно-финансовый комитет, комитет по окружающей среде, технический комитет по программе и координации. Совет работает в период между сессиями Ассамблеи и принимает необходимые решения по административным и техническим вопросам в пределах компетенции и финансовых возможностей организации.
Секретариат ВТО состоит из генерального секретаря и штата сотрудников, необходимых для работы организации. Генеральный секретарь назначается Генеральной ассамблеей ВТО (по предложению исполнительного совета) сроком на четыре года. Он ответствен в своей работе перед Генеральной ассамблеей и Исполнительным советом. В статьях Устава, которые определяют финансовую деятельность ВТО, записано, что бюджет организации складывается из взносов действительных, ассоциированных и присоединившихся членов.