Введение
Глава 1. Теоретические основы маркетинговой деятельности
1.1 Понятие и сущность маркетинга
1.2. Методология оценки конкурентоспособности
1.3. Особенности рынка снековой продукции
Глава 2. Анализ современного состояния ООО «ТД Кузовок»
2.1 Экономическая характеристика ООО «ТД Кузовок»
2.2. Маркетинговое исследование рынка снековой продукции
2.3 Оценка конкурентоспособности ООО «ТД Кузовок»
Глава 3. Разработка маркетинговых решений для ООО «ТД Кузовок»
3.1 Обоснование внедрения системы скидок как способа повышения уровня конкурентоспособности предприятия
3.2 Мероприятия по исключению неликвидных товарных позиций
3.3Эффективность предложенных мероприятий
Заключение
Список использованных источников
Приложения
На сегодняшний день не существует общепризнанного понятия управления конкурентоспособностью. В экономической литературе понятие конкурентоспособности имеет различные интерпретации, по-разному анализируется, в частности в зависимости от того, к какому экономическому объекту оно применяется. Объектом же может выступать как национальная экономика в целом, так и та или иная отрасль, предприятие или фирма.
Возможность компании конкурировать на определенном товарном рынке определённо зависит от конкурентоспособности товара и совокупности экономических методов деятельности фирмы, оказывающих воздействие на результаты конкурентной борьбы.
Так как конкуренция предприятий на рынке принимает вид конкуренции самой продукции (товаров или услуг), возрастает значение свойств (качеств), сообщаемых продукции фирмой изготовившей и продающей ее на рынке.
На уровень конкурентоспособности фирмы значительное воздействие оказывают научно-технический уровень и степень совершенства технологии производства, использование новейших изобретений и открытий, внедрение современных средств автоматизации производства.
Анализ конкурентных позиций фирмы на рынке предполагает выяснение факторов, воздействующих на отношение покупателей к фирме и ее продукции и как результат - изменение доли фирмы в продажах на конкретном рынке: национальном, отраслевом или мировом рынке.
В рыночной экономике анализ конкурентоспособности фирмы приобретает особое значение, что связано, прежде всего, с главной целью деятельности любого предприятия – получение прибыли. Только высоко конкурентоспособное предприятие сможет стремительно занимать основные позиции на рынке и получить запланированный уровень прибыли.
Актуальность управления конкурентоспособностью предприятия обоснована следующим. Грамотная организация подхода к оценке конкурентоспособности предприятия позволяет выявить наиболее уязвимые области работы предприятия по сравнению с основными конкурентами и улучшить их за счет внедрения новых проектов. Это положительно влияет на финансовые показатели работы, формирует устойчивое положение на рынке, способствует привлечению новых клиентов, росту выручке и обеспечивает минимизацию риска банкротства и разорения. Оценка конкурентоспособности позволяет выявить ряд преимуществ у конкурентов и достичь их уровня. Этим обоснована актуальность курсовой работы.
Цель работы анализ конкурентоспособности компании ООО «ТД Кузовок» и разработка рекомендаций по ее повышению.
Для реализации цели были поставлены и решались следующие задачи:
- исследование теоретических основ конкурентоспособности организаций;
- анализ маркетинговой деятельности и конкурентоспособности ООО «ТД Кузовок»;
- разработка программы мероприятий по повышению конкурентоспособности ООО «ТД Кузовок».
Объектом исследования - ООО «ТД Кузовок».
Предметом исследования - конкурентоспособность предприятия.
Проблема конкуренции и конкурентоспособности организаций (фирм) положена в основу трудов многих зарубежных и отечественных учёных, таких как А.Хайек, И.Шумпетер, М. Портер, А. Н. Романов, Г.Л. Азоев, Г.Ю.Юданов, П.В. Забелин, Р.А.Фатхутдинов и др.
В качестве основных методов в работе использованы графический, табличный, сравнительный методы, метод абсолютных и относительных величин, анализ space, метод экспертных оценок.
Глава 1. Теоретические основы маркетинговой деятельности
1.1 Понятие и сущность маркетинга
Маркетинг - одна из основополагающих дисциплин для профессиональных деятелей рынка, таких, как розничные торговцы, работники рекламы, исследователи маркетинга, заведующие производством новых и марочных товаров и т.п. Им необходимо знать, как описать рынок и разбить его на сегменты; как оценить нужды, запросы и предпочтения потребителей в рамках целевого рынка; как сконструировать и испытать товар с нужными для этого рынка потребительскими свойствами; как посредством цены донести до потребителя идею ценности товара; как выбрать умелых посредников, чтобы товар оказался широкодоступным, хорошо представленным; как рекламировать и продавать товар, чтобы потребители знали его и хотели приобрести.
Исходной идеей, лежащей в основе маркетинга, является идея человеческих нужд, где под термином «нужда» - понимается ощущение нехватки человеком чего-либо. Нужды людей многообразны и сложны. Это и физические нужды в пище, одежде, тепле, безопасности, и социальные нужды в духовной близости, влиянии и привязанности; и личные нужды в знаниях и самовыражении. Они являются исходными составляющими природы человека.
Вторая исходная идея маркетинга - потребность[1].
Потребность - нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида.
Для удовлетворения потребностей производители предпринимают целенаправленные действия для стимулирования желания обладать товарами. Деятель маркетинга не создает нужду, она уже существует. Так, например, производитель информационных систем может считать, что потребителю нужна его информационная система, в то время как на самом деле потребителю нужна информация. Потребности людей безграничны, а вот ресурсы для их удовлетворения ограничены. Так что человек будет выбирать те товары, которые доставляют ему наибольшее удовлетворение в рамках его финансовых возможностей.
Маркетинг – это комплексный подход к организации и управлению разработкой, производством и реализацией товаров (услуг) в целях приоритетного положения этих товаров (услуг) на рынке по отношению к нуждам и потребностям потребителей и действий конкурентов[2].
Маркетинг – понятие сложное, динамичное многоплановое, и это объясняет невозможность в одном универсальном определении дать полную характеристику, адекватную его сущности, принципам и функциям. Выдвинуто уже около 2000 определений, каждое из которых рассматривает ту или иную сторону маркетинга либо делает попытку его комплексной характеристики[3].
Каждая фирма заинтересована в эффективном управлении своей маркетинговой деятельностью. В частности, ей нужно знать, как анализировать рыночные возможности, отбирать подходящие целевые рынки, разрабатывать эффективный комплекс маркетинга и успешно управлять претворением маркетинговых усилий в жизнь.
Маркетинг включает разработку, производство и сбыт того, на что действительно есть потребительский спрос. Система маркетинга ставит производство товаров в функциональную зависимость от запросов и требует производить товары в ассортименте и объеме, нужны для потребителей. Поскольку основной упор во всей рыночной деятельности маркетинг переносит на эффективное удовлетворение потребностей, правильное определение объема и структуры платежеспособных потребностей и разработка эффективных средств их удовлетворения становится гарантией успеха на рынке. Товары при этом рассматриваются как средство удовлетворения потребностей. Рынок в маркетинговой деятельности рассматривается как совокупность действительных и потенциальных потребителей.
Маркетинговый подход к управлению рыночной деятельностью на практике доказал свою высокую эффективность. Основным его проявление является то, что организация постоянно и целенаправленно воздействует на рынок посредством разработанного с учетом его потребностей комплекса инструментов маркетинга, включающего: товар, цену, систему сбыта и систему маркетинговых коммуникаций. Каждая фирма самостоятельно определяет тематику и объем маркетинговых исследований исходя из имеющихся у неё возможностей и потребностей в маркетинговой информации, поэтому виды маркетинговых исследований, проводимых различными фирмами, могут быть равными[4].
1.2. Методология оценки конкурентоспособности
Основой методики оценки конкурентоспособности является предложенная Портером концепция ценностной цепи (Value Chain), где все виды деятельности фирмы разделяются на две категории: основную деятельность (постоянное производство, сбыт, доставка и обслуживание товара) и поддерживающую деятельность (обеспечение компонентами производства: технологией, людскими ресурсами, инфраструктурой). Обобщенная ценностная цепь фирмы представлена на рис. 1
По М. Портеру, конкурентоспособность можно обеспечить четырьмя способами:
1) добиться лидерства в издержках;
2) через дифференциацию товара;
3) концентрация на узком сегменте на основе низких издержек;
4) концентрация на узком сегменте на дифференциации
Низкие издержки отражают способность фирмы разрабатывать, выпускать и продавать сравнимый товар с меньшими затратами, чем конкуренты. Дифференциация - это способность обеспечить покупателя уникальной и большей ценностью в виде нового качества товара, особых потребительских свойств или послепродажного обслуживания. Компания, проводящая стратегию концентрации, сосредоточивает свои усилия на удовлетворении конкретного покупателя, на определенном ассортименте продуктов или на рынке определенного географического региона. Стратегии минимизации издержек и дифференциации нацелены на достижение целей в масштабах целой отрасли стратегия полной концентрации строится на очень хорошем обслуживании определенного клиента.
Любая фирма представляет собой сумму действий необходимых для проектирования, производства, рыночного продвижения, доставки и обслуживания продукции. Ценностная цепь фирмы является отражением ее истории, стратегии, подходов к осуществлению стратегии, а также способов исполнения, заложенных в ценностную цепь действий.
Инфраструктура предприятия
|
Прибыль предприятия
|
Управление человеческими ресурсами
|
Развитие технологии
|
Система снабжения
|
Входящая и исходящая логистика
|
Производство продукции
|
Обслуживания
|
Маркетинг и продажи
|
Основная и вспомогательная деятельность фирмы
|