По широко известному утверждению Р. Декарта, «человек есть мера всех вещей». Этот афоризм, получивший свое отражение в развитии и совершенствовании отечественного законодательства в годы экономических и правовых реформ, приобретает особое значение и актуальность при характеристике системы правого регулирования общественных отношений, возникающих в частно-правовой сфере, специфика которых с должной глубиной может быть постигнута и раскрыта только сквозь призму глубокого и всестороннего анализа гражданско - правового положения личности - граждан РФ и иных физических лиц, проживающих на территории России. Провозглашение России правовым государством предполагает необходимость создания таких условий для развития российского общества, в которых человек, его права и свободы действительно являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита которых -обязанность государства (часть первая статьи 2 КонституцииРоссии).
Объем принадлежащих конкретному лицу субъективных гражданских прав, закрепленный в законе, не только характеризует соответствующие правоотношения с участием данного субъекта, но и наглядно демонстрирует содержание политики, реализуемой государством в этой важнейшей сфере.
Гражданско-правовое положение граждан - явление сложное, многогранное, многоаспектное и динамичное, испытывающее на себе влияние целого ряда разнообразных факторов, в том числе - экономической и политической политики государства. Данное обстоятельство, предопределяющее сложнейший характер рассматриваемого явления, обусловливает необходимость выделения фундаментальных компонентов гражданско-правового статуса физического лица. Однако в современной отечественной науке до настоящего времени не сформировалось единого научного подхода к основополагающим категориям, характеризующим этот статус, главным из которых является правосубъектность, имеющая давнюю историю как в отечественном, так и в зарубежном праве. В настоящее время ее значение беспрецедентно возросло в связи с закреплением в важнейших международных актах - Всеобщей декларации прав человека 1948 г. (ст. 6) и в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г. (ст. 16) положения о том, что «каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности»[1]. Это положение аксиоматично: быть субъектом права-значит, обладать правосубъектностью, так как оба эти понятия отражают одно и то же качество индивида.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие при реализации гражданской правосубъектности граждан (физических лиц).
Предметом исследования являются правовые нормы, определяющие понятие, содержание и соотношение элементов гражданской правосубъектности, основания и формы ее модификации.
Цель настоящей работы – охарактеризовать сущность, содержание и значение правосубъектности граждан (физических лиц).
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи: 1) рассмотреть правосубъектность как основополагающую правовую категорию; 2) охарактеризовать понятие и содержание гражданской правоспособности; 3) изучить особенности гражданской дееспособности как самостоятельной правовой категории.
Указанные цель и задачи работы обусловили ее структуру, которая состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА I. ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩАЯ ПРАВОВАЯ КАТЕГОРИЯ
Формирование и развитие института гражданской правосубъектности
Гражданская правосубъектность физических лиц является одной из древнейших цивилистических категорий. Получив свое легальное закрепление и всестороннее обоснование в римском частном праве, она прошла в своем развитии и совершенствовании долгие столетия, найдя отражение почти во всех правовых системах. При этом огромное воздействие на становление и развитие европейских законодательных систем оказала рецепция римского права, которая, выражая поступательную преемственность в мировой юриспруденции, послужила своеобразным связующим звеном между правовыми достижениями античных государств и новыми историческими этапами[2].
Гражданско-правовой статус личности существенно менялся на протяжении веков и зависел от целого ряда обстоятельств : сословной и национальной принадлежности, возраста, пола, вероисповедания, рода занятий и др. Каждому из указанных факторов на различных этапах исторического развития национальное законодательство придавало разное значение, практически никогда не оставляя их без соответствующей правовой адаптации. Весьма значительное влияние на формирование представлений о гражданско-правовом положении личности оказывали религиозные догмы, в первую очередь - канонического христианского права. При этом в целом ряде государств правовые нормы о статусе личности долгое время не могли выйти из своей религиозной оболочки, что в наибольшей степени характерно для стран Востока, Африки и Азии.
Важное воздействие на формирование и развитие рассматриваемой категории оказали также передовые философско-правовые воззрения виднейших мыслителей эпохи Просвещения, сформулировавших и обосновавших ряд фундаментальных идей, предопределивших основные направления развития юридической мысли в сфере определения гражданско-правового статуса граждан. Во многом под их влиянием общей тенденцией в развитии концепции гражданской правосубъектности физических лиц в зарубежном законодательстве стало постепенное утверждение идеи равенства субъективных прав всех граждан и установление общих оснований для их возможного ограничения.
В свою очередь, формирование и развитие отечественного института гражданской правосубъектности по некоторым параметрам напоминало соответствующие процессы в европейских государствах, но отличалось и известным своеобразием. Так, гражданско-правовой статус личности в России, как и в других странах, носил ярко выраженный дифференцированный характер и определялся целом рядом факторов: принадлежностью к категории свободных или крепостных, происхождением, обстоятельствами рождения, положением в семье, а в ряде случаев состоянием, полом, национальностью и вероисповеданием.
Идею формального равенства физических лиц российское законодательство восприняло достаточно поздно, и наиболее ярким проявлением этой особенности явился тот факт, что освобождение крестьян от крепостной зависимости было сопряжено с целым рядом весьма значительных затруднений, вследствие чего, в свою очередь, не были созданы условия, необходимые для формирования полноценного гражданско-правового статуса значительной части населения Российской Империи. Еще одной специфической особенностью становления и развития отечественной концепции гражданской правосубъектности граждан явилось отсутствие единогозаконодательного подхода в правовом регулировании возникающих в это сфере общественных отношений. Противоречия и несоответствия, вызванные множественностью применяемых в России правовых источников, не были в полной мере преодолены даже с принятием Свода законов гражданских.
Отечественная дореволюционная цивилистика получила блестящее развитие в трудах ее выдающихся представителей, составивших целую плеяду классиков российской науки. Теоретические и практические вопросы, связанные со всеми параметрами гражданско-правового положения личности, с влиянием на него различного рода обстоятельств, как естественных, так и исторических, занимали видное место в их трудах, остающихся образцом научной глубины, масштабности исследований, точности и выразительности формулировок, многие из которых составили достойную конкуренцию даже наиболее известным римским максимам[3].
На поступательное развитие рассматриваемого института, как и на все иные сферы науки и практики весьма важное влияние оказала Октябрьская революция. Изменения, внесенные в гражданское законодательство после ее победы, отражали принципиально новый подход законодателя к пониманию содержания гражданской правосубъектности, основанный на тотальном обобществлении собственности, национализации и коллективизации, которые привели к резкому сужению частного предпринимательства и частно-имущественной правоспособности граждан во всех сферах гражданского оборота. В свою очередь, последовательная реализация классового подхода привела к установлению целого ряда ограничений и прямых запретов в реализации закрепленных в законе гражданских прав для представителей «нетрудовых элементов», в отношении которых допускались не только экспроприация принадлежащего им имущества, но и еще более жесткие меры.
Многочисленные и разнообразные ограничения в сфере собственности граждан сохранялись весь советский период. Вместо права частной собственности был сформирован институт личной собственности, которая, по замыслу законодателя, имела чисто потребительское назначение. В отношении наиболее ценных и важных видов имущества были установлены количественные ограничения и запреты. Частная предпринимательская деятельность граждан, за редкими исключениями, запрещалась. Ограничениям подвергались не только имущественные, но и многие личные неимущественные права, которые, даже будучи закреплены в законе, не могли быть полностью реализованы в условиях отсутствия правовых средств и возможностей их осуществления, охраны и защиты.
Однако и в советский период вопросы, непосредственно связанные с правосубъектностью граждан, рассматривались и анализировались в трудах многих выдающихся ученых. Советские цивилисты значительно обогатили все разделы юриспруденции, в том числе и рассматриваемый институт глубокими исследованиями, интереснейшими выводами, непревзойденным стилем и логикой изложения. Целый ряд блестящих советских ученых в своих трудах подготовили теоретические основы для кардинальных преобразований правового регулирования всех сфер гражданского оборота, в том числе и многочисленных и разнообразных гражданских правоотношений с участием физических лиц.
Эти изменения начались в конце 80-х годов прошлого столетия, когда содержание правосубъектности российских граждан беспрецедентно расширилось за счет признании за ними права частной собственности на любые объекты, кроме отдельных видов имущества, установленных законов; отмены количественных ограничений в части приобретения имущества в собственность; предоставления права распоряжаться принадлежащим имуществом любым не запрещенным способом, а также закрепления права на осуществление предпринимательской деятельности и создание коммерческих и некоммерческих юридических лиц Названные положения, затрагивающие все сферы гражданского оборота с участием граждан и иных физических лиц, проживающих на территории России, значительно актуализировали вопросы о понятии и сущности гражданской правосубъектности и об особенностях осуществления, охраны и защиты закрепленных в законе субъективных гражданских прав.
- Понятие и сущность правосубъектности
Правосубъектность является основополагающей правовой категорией, поскольку именно она определяет способность лица к правообладанию. Правосубъектность - это развивающееся юридическое свойство, которое отражает специфику общественных отношений, особенности социально-экономической формации, определяет место лица в обществе в целом, и в сфере определенной отрасли права, в частности.
Категории «правоспособность» и «дееспособность», которые являются составными частями правосубъектности, уже в древнеримском частном праве были некоторым образом разработаны и применялись в сфере правового регулирования имущественных отношений[4].
Юридическое качество, или свойство, быть субъектом права и правоотношений не возникает само по себе. Оно не составляет, по справедливому утверждению Шершеневича, "естественного свойства человека, а есть создание объективного права". Поэтому попытки закрепления в некоторых конституционных документах положений, вытекающих из теории естественного права, о том, что качество субъектов права - носителей основных прав и свобод человек приобретает "естественным путем", что "они принадлежат каждому от рождения", в практическом плане является не более чем весьма привлекательной, красивой декларацией.
В реальной жизни не все люди и организации могут быть субъектами правоотношений. Не природа, не общество, а только государство в действительности определяет, кто и при каких условиях может быть субъектом права, а, следовательно, и участником правоотношений, какими качествами он должен обладать. Только законом может устанавливаться и признаваться то особое юридическое качество, или свойство, которое позволяет лицу или организации стать субъектом права. Мера участия в правовых отношениях определяется таким их качеством, или свойством, которое называется правосубъектностью, которая определяет меру участия субъектов в правовых отношениях.
Правосубъектность является особым свойством, политико-юридическим состоянием определенного лица и включает три элемента:
- правоспособность - способность иметь субъективные права и юридические обязанности;
- дееспособность - способность реализовать права и обязанности своими действиями;
- деликтоспособность - способность нести юридическую ответственность за свои действия.
Российское законодательство не признает добровольного — полного или частичного - отказа гражданина от правоспособности и дееспособности. Не признает оно и каких бы то ни было сделок, направленных на ограничение правоспособности или дееспособности. Они считаются ничтожными, за исключением случаев, когда такие сделки допускаются законом.
Важным свойством правосубъектности является ее гарантированность государством. Как указывается в Международном пакте о гражданских и политических правах, принятом ООН в 1966 г., «каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности».
Объем правосубъектности различных субъектов права различен.
Для индивидуальных субъектов в определенной степени он зависит от возраста, гражданства, состояния душевного здоровья, пола, образования и др. При равном правовом статусе граждан реальное правовое положение каждого из них неодинаково.