Введение
ГЛАВА 1. ДОГОВОРЫ ПОСРЕДНИЧЕСКИХ УСЛУГ
1.1. Смешанный торговый контракт (договор)
1.2. Выбор применимого права к трансграничным смешанным и непоименованным договорам
ГЛАВА 2. ДЕЛЬКРЕДЕРЕ В ДОГОВОРЕ КОМИССИИ
2.1. Предмет соглашения о делькредере
2.2. Условия договора комиссии о делькредере
Заключение
Список источников
Актуальность темы работы. Значение и роль договора комиссии в условиях рыночных отношений достаточно велика. Очень кратко, емко и доходчиво сказал об этом Е.А. Суханов. «Такого рода отношения (комиссии) давно известны во внешнеторговом обороте. Комиссионер-посредник может получить от комитента исключительное («эксклюзивное») право продажи его товаров на той или иной территории (страны, региона и т.п.) на определенный срок или бессрочно, причем перечень таких товаров может быть ограничен договором (имея в виду возможность привлечь для сбыта иных товаров данного производителя других посредников). Обычно в таких случаях комитент оговаривает также запрет комиссионеру быть посредником в реализации аналогичных товаров других изготовителей на данной территории, как бы «блокируя» соответствующий рынок. Возможно также условие об обязанности комитента-изготовителя вначале предложить данный товар (или новый товар) для сбыта данному комиссионеру-посреднику и лишь при его отказе – иным посредникам. Такая разновидность комиссии, как договор консигнации, предусматривает передачу товара комитентом-изготовителем на склад посредника-консигнатора, обязанного затем реализовать этот товар от своего имени. Непроданный товар возвращается комитенту, если в договоре нет условий о «безвозвратности» определенного количества изделий (т.е. по сути, об их покупке консигнатором)»[1].
Заключение и исполнение трансграничных контрактов предполагает решение вопроса выбора права, применимого к соответствующим договорным отношениям. Выбор и поиск права, применимого к трансграничным смешанным и непоименованным в ряде юрисдикций договорам (лизинг, франчайзинг, дистрибьюторский договор, подряд и др.), получившим большое распространение в международной торговле, в силу особенностей природы и содержания таких договоров может быть значительно осложнен и сопряжен с проблемами квалификации, расщепления договорного статута, коллизии статутов и др.
Делькредере остается одним из немногочисленных белых пятен в давно и хорошо изученной конструкции договора комиссии. Во-первых, трактовка делькредере, предложенная в цивилистической литературе и судебной практикой, не отличается единообразием. Во-вторых, суды практически не выработали каких-либо подходов к пониманию не просто конструкции, но и процессу реализации прав и обязанностей лиц, участвующих в делькредере. И, в-третьих, ни серьезная комментаторская работа, ни специальные научные изыскания в отношении конструкции делькредере практически не осуществлялись. Названные три причины дают повод обратиться к этому весьма интересному и слабоизученному правовому явлению.
Объектом исследования являются гражданско-правовые правоотношения, возникающие при исполнении договоров комиссии и консигнации. Предметом исследования являются нормы права, регламентирующие договор комиссии, а также практика применения договоров комиссии и консигнации.
Цель курсовой работы состоит в проведении сравнительного анализа договора комиссии и договора консигнации. Указанную цель предполагается достигнуть решением следующих задач: 1) раскрыть сущность договоров посреднических услуг 2) проанализировать сущность смешанных торговых контрактов и непоименованных договоров международного лизинга; 3) раскрыть особенности выбора применимого права указанных договоров в международном праве; 4) рассмотреть сущность и особенности условий договора комиссии о делькредере.
Структура курсовой работы строилась в соответствии с поставленными задачами и состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и списка источников.
ГЛАВА 1. ДОГОВОРЫ ПОСРЕДНИЧЕСКИХ УСЛУГ
1.1. Смешанный торговый контракт (договор)
В современной России наряду с обыденными сделками (поставка; подряд; мена; дарение; оказание услуг и т.п.) в гражданском обороте особое место заняли так называемые торговые непоименованные гражданско-правовые договоры (контракты). Юридическая договорная практика и теория гражданского права выделяют в качестве их разновидностей: дилерский или дистрибьюторский договор, консигнационный контракт, договор, исключающий рыночный сговор (договор об ответственности), и прочие.
Внутренняя и внешняя торговля допускают заключение смешанных торговых контрактов (договоров), сочетающих в себе элементы нескольких договорных конструкций. Такое положение дел обусловлено, прежде всего, конъюнктурой рынка, особенностями отдельного сектора торговли, обычаями делового оборота, соотношением оптовых (розничных) цен и т.д. Основными субъектами исследуемых обязательств выступают крупные торговые российские и западные компании, торговые сети, компании с иностранными инвестициями и иные участники оптового рынка.
Представляется целесообразным рассмотреть некоторые особенности смешанного торгового контракта (договора), сочетающего в себе элементы дилерского или дистрибьюторского договора, договора, исключающего рыночный сговор (договора об ответственности), и консигнационного контракта.
Наука гражданского права уделяла внимание исследованию названных торговых контрактов, а также смежных договорных отношений, что подтверждается работами следующих ученых-правоведов и юристов-практиков: Л.В. Андреева[2], Л.П. Ануфриева[3], А.Г. Аксенова[4], Р.Н. Адельшина[5], М.И. Брагинского[6], В.А. Белова[7], Р.С. Бевзенко[8], Е.А. Батлера[9], В.В. Витрянского[10], Л.Б. Гальперина[11], И.С. Гуревича[12], Л.Б. Гудовичева[13], А.М. Гаврилова[14], Г.Г. Дерябина[15], Е.В. Коломенской[16], В.И. Кириченко[17], Л.А. Колесниковой[18], С.Н. Каверинской[19], Е.П. Кучера[20], К.И. Малышева[21], Н.А. Мадрик[22], Ш.Р. Нугаева[23], В.Ф. Попондопуло[24], Е.Д. Суворова[25], А.В. Скворцова[26], И.В. Тордия[27], Е.В. Татарской[28], Р.О. Халфиной[29], П.П. Цитович[30], В.Ф. Яковлевой[31], А.В. Яровой[32] и др.
Смешанный торговый контракт (договор) на практике бывает как двусторонней, так и многосторонней сделкой, может содержать в себе элементы нескольких из нижеперечисленных договоров.
Договор консигнации (от лат. consignatio – документ, письменное доказательство). Этот вид договора прямо не предусмотрен Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ)[33]. Заключается он в целях купли-продажи, является смешанным, непоименованным предпринимательским (торговым) договором. В большинстве случаев данное обязательство опосредует отношения продавца (поставщика, консигнанта) и покупателя (консигнатора, дистрибьютора) – субъектов предпринимательской деятельности, поэтому к нему применимы положения ГК РФ о договоре поставки.
В договоре консигнации как разновидности посреднических сделок содержатся элементы договора комиссии, а также признаки договора хранения (когда товар хранится на складе у третьих лиц, покупателя, дистрибьютора и т.д.). Консигнатор в ряде случаев выступает как ответственный хранитель. Договор консигнации может содержать элементы соглашения об оказании услуг (маркетинг, мониторинг рынка, услуги команды торговых представителей, транспортная экспедиция, доставка и логистика и т.д.).
В деловом обороте термин «консигнация» имеет несколько значений. Под ним понимают документ, посредническое соглашение, особый порядок поставки и оплаты товара, агентский контракт и т.д., что иногда порождает проблемы в судебной и договорной практике. Если консигнация определена в предмете договора, это позволяет сторонам четко понимать суть обязательства, но если данного понятия договор не содержит, остается неясным, чем договор консигнации отличается, например, от поставки или комиссии.
Консигнацию для целей указанного договора следует рассматривать как форму продажи товаров, при которой владелец – собственник товаров (поставщик, консигнант, продавец) передает их для реализации (покупателю, дистрибьютору, консигнатору). При этом консигнант остается собственником товара, поставленного консигнатору, в течение всего срока нахождения товаров у последнего. Данное определение или любое другое аналогичное целесообразно отражать в тексте самого договора.
Преимущество договора консигнации состоит в том, что право собственности на товар остается у консигнанта, а консигнатор осуществляет лишь реализацию. При обычной поставке право собственности переходит от поставщика к покупателю в день фактической передачи товара. Вместе с тем, если консигнатор окажется неплатежеспособным контрагентом, у консигнанта есть возможность изъять нереализованный товар со склада консигнатора, что следует прямо указывать в тексте договора[34].
Для договорной практики типичны проблемы судебного доказывания наличия права собственности у консигнанта в период действия договора, так как отгрузка товара осуществляется в основном по товарным накладным или товарно-транспортным накладным, где нет указаний на момент перехода права собственности, поэтому стороны должны отдельно оговорить механизм перехода права собственности от консигнанта к конечному потребителю, а также право пользования товаром консигнатором. В противном случае суд может квалифицировать такой договор как обычную комиссию.
Особенности оплаты товара состоят: в рассрочке платежа; в зависимости оплаты товара от отсутствия первичной (вторичной) дебиторской задолженности (первичная дебиторская задолженность – долг консигнатора перед консигнантом; вторичная дебиторская задолженность – долг конечного потребителя либо перед консигнантом, либо перед консигнатором) по поставленному товару; в привязке к оплаченным входящим бонусам[35], а также в отдельных случаях в способе обеспечения исполнения обязательств, когда допускается, что могут быть ценовой сговор, картельные соглашения, односторонний отказ от исполнения обязательства, демпинговый механизм ценообразования и т.п. «мероприятия»; в возвратных бонусах[36], а также в способах обеспечения исполнения обязательств или договорной неустойки и ретробонусах.