Актуальность работы. Финансовая безопасность России является достаточно новой экономической категорией, разработка которой связана с угрозами, характерными для финансово-кредитной сферы государства. Неблагополучие в этой сфере не позволяет обеспечить необходимый экономический рост, затрудняет реформирование экономики, оказывает тормозящее воздействие на торговую и внешнеэкономическую деятельность страны, создает негативный фон для совершенствования бюджетной, налоговой, страховой и других сфер финансовой системы Российской Федерации.
В связи с этим одной из актуальных проблем выступает выявление причин, научное обоснование мер, направленных на обеспечение финансовой безопасности государства и хозяйствующих субъектов, служащих залогом достижения эффективного экономического роста.
Обеспечение экономической безопасности невозможно без устойчивого состояния финансовой системы, элементами которой являются госбюджет, государственный кредит, внебюджетные фонды и другие институты. Эта система должна обеспечивать государство финансовыми средствами, достаточными для выполнения им экономических функций и достижения поставленных целей.
В свою очередь, финансовая безопасность предполагает управление финансами, то есть создание условий для развития государства, способность государственных органов обеспечивать устойчивость платежно-расчетной системы, нейтрализацию воздействия мировых финансовых кризисов и преднамеренных действий субъектов мирового хозяйства (государств, ТНК, государственных объединений), теневых структур на национальную экономику и социально-политическую систему.
Финансовая безопасность, как известно, предотвращает утечку капитала за границу, «бегство» капитала из реального сектора экономики, конфликты властей различных уровней по поводу формирования, распределения, перераспределения и использования денежных ресурсов, стимулирует привлечение и использование средств иностранных инвесторов, предотвращает преступления и правонарушения в финансовой сфере. Таким образом, финансовая безопасность выступает условием эффективного использования финансовых ресурсов для стабильного функционирования национального хозяйства в настоящем и будущем.
Степень разработанности темы исследования. Проблема финансовой безопасности уже давно привлекает внимание многих ученых. Несмотря на полное отсутствие специальных трудов по заявленной теме, существует достаточно широкая методологическая база, на которую можно опереться. Следует выделить работы и публикации отечественных и зарубежных экономистов, посвященные вопросам развития систем экономической и финансовой безопасности. Среди них: Л.И. Абалкин, С.А. Асалиева, К.Л. Астапов, Э. Аткинсон, С.А. Афонцев, П.Я. Бакланов, Е.В. Балацкий, В.В. Бурцев, С.Ю. Гла- зьев, А.Н. Илларионов, Д. Кидуэлл, Г.В. Коржон, Г.М. Лонская, Е.А. Олейников, Р. Петерсон, А.А. Прохожев, А.В. Третьяк, Г.Ю. Трофимов, Дж. Фергюссон, Г.Г. Фетисов, Е.Г. Ясин и др.
Объект исследования - совокупность общественных отношений, связанных с финансовой безопасностью России.
Предмет исследования - финансовая безопасность России, которая дает возможности для стабильного развития и конкурентоспособности экономики.
Цель работы - с позиции комплексного анализа охарактеризовать сущность и особенности финансовой безопасности России.
Цель исследования предопределила задачи, решаемые автором в работе:
1) изучить финансовую безопасность как категорию экономической теории;
2) рассмотреть состояние финансовой безопасности России;
3) охарактеризовать состояние финансовой безопасности России;
4) рассмотреть банковскую систему России и ее роль в обеспечении финансовой безопасности государства в современных условиях;
5) проанализировать проблемные аспекты обеспечения финансовой безопасности России;
6) предложить способы повышения эффективности государственной политики в обеспечении условий финансовой безопасности страны.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы
Глава 1. Теоретические аспекты обеспечения финансовой безопасности России
1. Финансовая безопасность как категория экономической теории
Экономическая безопасность в современном мире — это основа экономически эффективного государства, т.е. государства, которое способно отстаивать свои национальные интересы и обеспечивать свою национальную безопасность.
Важнейшим элементом экономической безопасности страны выступает финансовая безопасность. Она является необходимым условием для осуществления государством финансово-экономической политики и защиты национальных интересов.[1]
Финансовая безопасность является неотъемлемым элементом обеспечения безопасности развития и постижение ее как объекта исследования формируется на основе природы финансовой системы. При этом финансовая система должна иметь определенный запас прочности на случай непредвиденных и чрезвычайных обстоятельств, для того чтобы государственные органы могли оперативно и своевременно отреагировать на возникновение угроз и нейтрализовать факторы, способствующие их развитию и предотвратить потенциальные социально-экономические потери.
Финансовая безопасность государства - это основное условие его способности осуществлять самостоятельную финансово-экономическую политику в соответствии со своими национальными интересами через обеспечение устойчивости экономического развития государства и платежно-расчетной системы; нейтрализацию воздействия мировых финансовых кризисов и преднамеренных действий зарубежных государств, мировых транснациональных компаний, субгосударственных группировок, теневых структур на национальную экономическую и социально-политическую систему; предотвращение крупномасштабного ухода капитала за границу, «бегство капитала» из реального сектора экономики и конфликтов между властями разных уровней по поводу распределения и использования ресурсов национальной бюджетной системы; привлечение и использование наиболее оптимально для экономики страны средств иностранных заимствований; предупреждение преступлений и административных правонарушений в финансовых правоотношениях.
Категория «финансовая безопасность Российской Федерации» определяет сферу влияния, связанную с финансами (системой финансов или финансовой системой), которые, в свою очередь, являются составной частью более общей сферы влияния, определяемой понятием «национальная».[2]
Исходя из сформулированных положений, можно заключить, что финансовая система, по сути своей, является функциональной системой в отличие от системы финансов, которая является искусственной и нематериальной, поскольку сами финансы:
- это, прежде всего, денежные отношения;
- это денежные отношения, которые являются составляющей общественных отношений, представляющих собой многообразные, присущие обществу связи, устанавливающиеся между социальными группами, а также внутри них;
- это отношения, «порожденные деятельностью реальных людей», они существуют лишь как формы, алгоритмы этой деятельности.
Чтобы более глубоко понять сущность категории «финансовая безопасность Российской Федерации» и определить границы предметной области, задаваемой ею (определить вид безопасности), целесообразно обратиться к сущности понятия, противоположного по смыслу относительно термина «безопасность», а именно к понятию «опасность». Под «опасностью» понимается категория, характеризующая внешние формы и внутреннее содержание объекта, несущие вред, убыток, горе. При этом следует отметить, что с понятием «безопасность» прямо, а при определенных условиях и непосредственно, связана категория «обеспечение безопасности». Применительно к финансовой безопасности такая непосредственная связь возникает, по крайней мере, при реализации хотя бы одного из следующих двух условий:
- во-первых, в случае, когда те или иные финансовые или соответствующие им денежные отношения могут наносить вред государству или стране в целом, можно говорить о наличии финансовой опасности и, как следствие, в этом случае возникает необходимость принятия мер по нейтрализации этой опасности или, иными словами, возникает задача обеспечения финансовой безопасности государства (страны);
- во-вторых, вред государству (стране) может наносить неспособность финансов или финансовой системы в целом обеспечивать реализацию его (ее) жизненно важных интересов. В этом случае также можно говорить о финансовой опасности для государства или страны в целом и, следовательно, также возникает необходимость принятия мер по нейтрализации данной опасности, т.е. опять возникает задача обеспечения финансовой безопасности государства (страны).
Можно сделать вывод, что категория «финансовая безопасность Российской Федерации» определяет сферу влияния, связанную с финансами, которые, в свою очередь являются составной частью более общей сферы влияния, определяемой понятием «национальная».
Исходя из основного понятия «обеспечение национальной безопасности», сформулированного в пункте 25 ст. 6 Стратегии - 2020[3], как «поддержание правовых и институциональных механизмов, а также ресурсных возможностей государства и общества на уровне, отвечающем национальным интересам Российской Федерации» содержание категории «обеспечение финансовой безопасности России» может быть определено как поддержание правовых и институциональных механизмов и ресурсных возможностей России в финансовой сфере на уровне, отвечающем национальным интересам страны. При этом под национальными интересами Российской Федерации понимается совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства.
Правовое обеспечение финансовой безопасности - сложная задача, для своего разрешения требующая длительного времени, при этом воедино должны быть сосредоточены усилия всех государственных органов и общественных организаций. Следует отметить, что многие определяющие
законодательные акты в этой сфере уже действуют, подготовка других заканчивается, идет активный процесс правотворчества.
- 2. Система показателей и индикаторов финансовой безопасности
Финансовая безопасность должна быть направлена на обеспечение национальной безопасности. Поэтому при определении критериев финансовой безопасности прежде всего выделяют систему показателей, характеризующих макроэкономическое состояние общества: измеритель результатов экономической деятельности государства — ВВП; индикатор доходов работников и валовой прибыли экономики — ВНД; темпы инфляции; величина государственного долга; состояние золотовалютных резервов и стабилизационного фонда; показатель стоимости жизни населения — индекс потребительских цен; характеристика состояния экономики — масштабы воспроизводства; показатель «здоровья» экономики — размеры теневого бизнеса; показатель занятости населения — уровень безработицы; состояние государственного бюджета по доходам и расходам; состояние материальной базы производства — износ основного капитала; характеристика потенциальных возможностей народного хозяйства — темпы роста производства, динамика инвестиций и т.д.
Показатели, определяющие финансовую устойчивость страны, приводимые в Государственной стратегии экономической безопасности России, принятой в 1996 г.,[4] включают: уровень дефицита бюджета; стабильность цен; нормализацию финансовых потоков и расчетных отношений; устойчивость банковской системы и национальной валюты; степень защищенности интересов вкладчиков; золотовалютный запас страны; состояние и уровень развития финансового рынка и рынка ценных бумаг; внешний и внутренний долг страны; дефицит платежного баланса; финансовые условия активизации инвестиционной деятельности.
Приводимая система может быть дополнена следующими показателями: стабильность финансовых потоков и расчетных отношений на всех уровнях финансовой системы; исполнение платежных обязательств, уровень неплатежей; «прозрачность» финансовых потоков; доля денежных расчетов в общем объеме оборота: несанкционированная утечка финансового капитала за рубеж; скорость обращения денежной массы;