Актуальность работы. Вневедомственная охрана вносит существенный вклад в противодействие преступности и в профилактику имущественной безопасности граждан, организаций и государства в целом. К 2014 году обслуживанием вневедомственной охраны в целом по России охвачено (непосредственная охрана) свыше 1,5 млн. объектов различных форм собственности и в том числе более 1,1 млн. квартир и других мест хранения личного имущества граждан. Более чем на 0,2 млн. объектов и квартир установлены системы экстренного вызова милиции (кнопки тревожной сигнализации). Широкий спектр технических средств охраны в совокупности с оперативным реагированием милицейских групп на сигналы обеспечивают эффективное задержание преступников, проникших на охраняемые объекты или совершивших попытку проникновения.
Совершенствование технической оснащенности охраняемых объектов позволяет резко сократить количество краж. Начнем с того, что количество принятых под охрану объектов и квартир неуклонно растет, наряду со снижением числа допущенных краж. При этом уровень надежности охраны возрос до 99,4%.
Наряду с традиционными уже сложившимися охранными услугами пользователям охранных услуг (собственникам, арендаторам) предлагаются и новые виды услуг, сочетающие в себе помимо чисто охранных и сопутствующие услуги: охрана перевозимого имущества на служебном транспорте; хранение оружия и ценностей: охрана автотранспорта на стоянках, принадлежащих охране и т.п.
Вневедомственная охрана, выполняя поставленные перед ней задачи, способствует реализации прав граждан, укреплению законности, правопорядка и сохранению национального богатства России.
Объект исследования – совокупность общественных отношений, складывающихся в сфере организации охраны объектов подразделениями полиции вневедомственной охраны.
Предмет исследования – нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность вневедомственной охраны.
Цель настоящей работы – с позиции комплексного анализа охарактеризовать особенности организации охраны объектов подразделениями полиции вневедомственной охраны.
Достижение указанной цели представляется возможным с помощью следующих задач: 1) изучить организацию деятельности подразделений вневедомственной охраны; 2) рассмотреть правовые основы деятельности подразделений вневедомственной охраны; 3) дать общую характеристику оказания дополнительных услуг подразделениями вневедомственной охраны; 4) проанализировать способы совершенствования оказания дополнительных услуг подразделениями вневедомственной охраны.
Указанные цель и задачи работы обусловили ее структуру, которая состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА I. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ВНЕВЕДОМСТВЕННОЙ ОХРАНЫ
§1.Организация деятельности подразделений вневедомственной охраны
3 марта 1920 года в РСФСР для охраны промышленных объектов, запасов продукции и сырья были созданы подразделения промышленной милиции.
6 февраля 1924 года было утверждено Положение о ведомственной милиции. Она создавалась на договорных началах с администрацией народнохозяйственных объектов, которые охраняла, и содержалась за их счет[1].
29 октября 1952 года постановлением Совета Министров СССР № 4633-1835 «Об использовании в промышленности, строительстве и других отраслях народного хозяйства работников, высвобождающихся из охраны, и мерах по улучшению дела организации охраны хозяйственных объектов министерств и ведомств» создана вневедомственная наружная сторожевая охрана (ВНСО) при органах Министерства внутренних дел. В подчинение органов внутренних дел были переданы сторожевые бригады, охранявшие торговые и хозяйственные объекты.
В 1959 году вневедомственной охране были переданы функции инспектирования ведомственной охраны.
С 1962 года перед вневедомственной охраной были поставлены задачи по внедрению средств технической охраны (охранной, пожарной сигнализации), развитию централизованной охраны объектов.
В феврале 1966 года было принято "Типовое положение о вневедомственной охране при органах внутренних дел".
По состоянию на 1975 год, общая численность вневедомственной охраны в СССР составляла 53 тыс. человек, под охраной находилось 200 тысяч объектов.
После распада СССР вневедомственная охрана в той или иной форме сохранилась во всех бывших союзных республиках. Тем не менее, государственный статус этих структур, система финансирования и названия в разных странах сильно различаются.
14 августа 1992 года Правительство РФ приняло «Положение о вневедомственной охране при органах внутренних дел РФ».
В 1993-2005 годы в состав вневедомственной охраны были включены подразделения ВОХР.
В 2003 году общая численность вневедомственной охраны в РФ составляла 377 тыс. человек, под охраной ОВО находились более 427 тыс. объектов.
В 2005 году была произведена реорганизация службы, создан Департамент государственной защиты имущества МВД России (ДГЗИ) и образовано специализированное унитарное предприятие - ФГУП «Охрана» МВД России, которое выполняет проектирование, монтаж и подключение систем охраны и контроля доступа. В состав ФГУП "Охрана" вошли работники военизированной, сторожевой и технических служб вневедомственной охраны.
С этого времени подразделения вневедомственной охраны (ОВО) осуществляют только охрану объектов путем мониторинга технических средств охраны и реагирования на сигналы тревоги (в том числе поступивших от других структур, осуществляющих мониторинг охранных систем).
По состоянию на июль 2006 года, численность вневедомственной охраны составляла 350 тыс. человек, в том числе: 157 тыс. сотрудников милиции; 113 тыс. сотрудников ФГУП "Охрана"; 100 тысяч вольнонаемных работников - это дежурные пультов централизованного управления и сотрудники обеспечивающих подразделений.
В связи с реформой правоохранительных органов, в 2010-2012 году предусмотрено уменьшение численности ОВО на 35 тыс. человек, или 22 % личного состава до 125 тыс. чел.
Общее и оперативное управление осуществляется Главным управлением вневедомственной охраны МВД России (ГУВО).
Для организации охраны широко используются технические средства (датчики объема, звука и пр.), съём информации с которых осуществляется посредством существующих каналов связи, например, через городскую телефонную сеть. Информация с технических средств охраны поступает на ПЦО (Пункт Централизованной Охраны) и обрабатывается дежурным персоналом[2].
Постановка объекта на охрану и его последующее снятие с охраны осуществляется либо звонком оператору ПЦО, либо с применением кодового устройства или электронного ключа.
Подразделения вневедомственной охраны функционируют в полутора тысячах городов и населенных пунктов 82 субъектов Российской Федерации.
В настоящее время под охраной подразделений вневедомственной охраны находятся:
- 1,5 млн квартир граждан;
- 279,7 тыс. других мест хранения личного имущества граждан;
- 514,5 тыс. объектов различных форм собственности, в том числе 45,4 тыс. подлежащих государственной охране (здания органов государственной власти и управления, учреждения кредитно-финансовой системы; международные аэропорты; гидротехнические сооружения; объекты телерадиовещания и печати, культурного наследия России; места хранения оружия и боеприпасов, наркотических веществ, добычи и переработки драгоценных металлов и камней; склады мобилизационного резерва, взрывчатых веществ и материалов и другие объекты особой важности, повышенной опасности и жизнеобеспечения).
С 1 января 2012 года подразделения вневедомственной охраны получат статус казённых учреждений.
В структуру вневедомственной охраны входят:
- строевые подразделения полиции (СПП) — укомплектованы аттестованными сотрудниками полиции;
- специализированные строевые подразделения полиции (ССПП)- осуществляют мероприятия по охране имущества всех форм собственности при его транспортировке (сопровождение грузов), как на транспорте собственника имущества, так и на собственном;
- пункты централизованной охраны (ПЦО) - создаются для охраны рассредоточенных на местности объектов различного назначения;
- центры оперативного управления (ЦОУ) - создаются путем слияния СПП и ПЦО.
В настоящее время вневедомственная охрана завоевала безусловный авторитет в структуре МВД Российской Федерации, имеет свои территориальные подразделения в каждом регионе России, в городе Нижнем Новгороде и области. Город доверил нам защиту особо важных объектов и объектов жизнеобеспечения. Здания законодательной и исполнительной власти, комплекс административных помещений и объектов культурного наследия Нижегородского Кремля, территориальное управление Центробанка и сеть его филиалов, складские и торговые площади государственных и частных фирм, места хранения оружия, лечебных препаратов и наркотических средств. Это далеко не полный перечень объектов, имущественную безопасность которых обеспечивает вневедомственная охрана. Более того, в связи с возросшей опасностью проведения террористических актов на территории нашей страны услуги высокопрофессиональных сотрудников службы становятся не только нужными, но и просто необходимыми.
На сегодняшний день вневедомственная охрана является лидирующей на рынке безопасности, обеспечивая сохранность имущества объектов всех форм собственности и квартир граждан. Основным преимуществом службы является использование принципа централизованной пультовой охраны, который полностью исключает несанкционированное проникновение посторонних на охраняемую территорию.
Наиболее надежным способом охраны является организация милицейских постов, постов военизированной и сторожевой охраны в сочетании с оборудованием объектов кнопками для экстренного вызова наряда милиции. Здесь техническая оснащенность, мобильность и профессионализм сотрудников вневедомственной охраны практически исключают возможность беспрепятственного незаконного проникновения.
Таким образом, вневедомственная охрана осваивает все более новые и актуальные для современных условий жизни направления в сфере обеспечения безопасности. Научно-технический потенциал службы позволяет идти в ногу со временем, не отставать от прогресса.
Символ вневедомственной охраны, - первая буква слова «Охрана», стилизованная под «всевидящее око», - уже давно ассоциируется у населения с такими понятиями, как спокойствие, надежность безопасность.